Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 7999
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки
3. Задачи дошкольной специальной педагогики
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
8. История развития специального образования в России
9. История развития специального образования за рубежом
10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского
14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Психолог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.
Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение детей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощи использовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе, яслей) желателен психолог и врач-консультант психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений для проблемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо достаточное количество дошкольных дефектологов широкого профиля.
Помощь психолога.
В задачу психолога могут входить следующие направления работы:
-
индивидуальное психологическое обследование детей,
-
определение общего уровня психического развития,
-
выявление структуры нарушения (т.е. выделение сохранных и формирующихся с задержкой психических функций).
По результатам психологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметры психического развития, которые требуют большего внимания, участвует в разработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные особенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость, устойчивость внимания и т.п.). Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой может привести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям в, проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.
Работа дефектолога
Работа дефектолога может быть направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.
Основной целью ПМПК является профессиональное, квалифицированное, всестороннее обследование детей и подростков в возрасте от рождения до 18 лет. Данное обследование строится на принципах гуманного отношения к детям; обеспечивает определение путей и средств коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком с учетом возможностей его обучения, выявленных нарушений когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и поведении.
В этой связи особую актуальность приобретают так называемые технологии диагностирования. В широком смысле слова целью диагностирования является заключение (диагноз), т.е. установление факта совпадения единичного с целым, его отношения к определенному классу сущностей.
Ведущие принципы, определяющие сущность технологии диагностирования могут быть представлены следующим образом:
-
комплексность изучения предполагает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка (педагог, логопед, психолог, врач).
-
принцип стереогнозиса заключается в оценки состояния ребенка с различных точек зрения (с одной стороны различными специалистами, с другой – при использовании одним специалистом различных подходов непосредственно в своей практической деятельности);
-
принцип целостности изучения, который позволяет изучить все психические процессы развития ребенка;
-
принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур детей, который позволяет исследовать и оценивать ребенка с точки зрения, как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием созревания тех или иных функций, с учетом конкретной особенности развития;
-
принцип соблюдения интересов консультируемого определяет особенности непосредственного консультационного процесса и включает в себя доведение до сведения членов семьи адекватных условий обучения и развития, воспитания и лечения ребенка, как в образовательном учреждении, так и в условиях семейного воспитания;
-
принцип щадящей формы сообщения поставленного заключения и проведения психокоррекционной работы с родителями определяет эффективность консультации как таковой, он предполагает не просто сообщения заключения и решения специалистов, а полную информацию об особенностях развития ребенка, как положительных, так и об отклонениях, с разъяснением дальнейшего его сопровождения специалистами педагогического и медицинского профиля, а так же оказания помощи в семье, с учетом условий жизни каждой семьи, ее структуры, культурного уровня;
-
принцип индивидуально-коллегиального проведения позволяет каждому специалисту, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносить собственное понимание и в то же время одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего его обучения и воспитания.
Реализация технологии диагностирования осуществляется всеми специалистами ПМПК. Так, в постановке диагноза решающая роль принадлежит врачу (психиатру, неврологу), а установление уровня и особенностей интеллектуального развития, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей – прерогатива психолога. Квалифицированная характеристика такого важного компонента как речь возлагается на логопеда, который в то же время совместно с педагогом-дефектологом определяет адекватные условия, наиболее соответствующие возможностям ребенка, адаптированную образовательную программу, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий уровню психофизического развития. Обследование проводится индивидуально, но индивидуальность не означает автономности каждого специалиста в квалификации состояния ребенка.
Сущность технологии диагностирования может быть представлена следующим образом:
-
во-первых, проводится первично-клиническое обследование, позволяющее на основе детального изучения, получить важнейшую информацию о состоянии здоровья ребенка, которая затем учитывается всеми специалистами.
-
во-вторых, проводится обследование специалистами психолого-педагогического профиля (логопедом, психологом, дефектологом), последовательность которого не является жестко закрепленной.
Наиболее сложной диагностической задачей является дифференциальная диагностика состояния ребенка, то есть отнесение его к определенной категории (группе) детей (вынесения заключения, постановке диагноза) и определение образовательного маршрута. Для успешного решения данного вида диагностики специалисты ПМПК учитывают в своей работе следующие критерии, которые позволяют определить образовательный маршрут ребенка и возможность успешного усвоения детьми программного материала. К ним относятся:
-
адекватность поведения ребенка в процессе обследования,
-
критичность ребенка по отношению к результатам,
-
обучаемость ребенка, как основной педагогический критерий.
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:
-
многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения;
-
профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;
-
постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.
В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведётся следующая ДОКУМЕНТАЦИЯ:
-
журнал записи на ПМПК и журнал учёта детей, прошедших обследование;
-
протоколы, фиксирующие ход обследования;
-
архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. Журнал учёта хранится в ПМПК.
Содержание работы ПМПК по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений включает в себя:
-
Медицинское обследование включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое обследования ребёнка. При необходимости проводятся параклинические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияет на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребёнка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребёнка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.
-
В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребёнка; выясняется, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяется состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Если дети ещё не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению – установить уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Очень важным является исследование способности регуляции поведения и самоконтроля; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.
-
Психологическое обследование проводит психолог. Он анализирует причины наблюдаемых явлений, даёт прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический прогноз развития. В случае необходимости проводится нейропсихологическое обследование.
-
Педагогическое обследование включает выявление общей осведомлённости, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д. проводит дефектолог. В своём заключении он отражает не только установленный актуальный уровень развития ребёнка, но и подробно указывает необходимые приёмы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.
-
Логопедическое обследование осуществляет логопед (в тех случаях, когда в этом есть необходимость). В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей. В задачи логопеда входит: разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с ЗПР) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.
43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать помощь в системах образования, здравоохранения и социальной защиты.
В системе здравоохранения психолого-педагогическая и лечебно-оздоровительная помощь детям с отклонениями в развитии может быть оказана в следующих учреждениях:
-
стационары, полустационары;
-
логопедические кабинеты при детских поликлиниках;
-
сурдологические кабинеты при поликлиниках;
-
центры восстановительного лечения;
-
реабилитационные центры;
-
психоневрологические диспансеры (ПНД), психоневрологические санатории.
В системе социальной защиты открываются:
-
приюты,
-
центры психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации;
-
детские дома-интернаты для детей- инвалидов;
В последние годы также появились различные благотворительные организации: ассоциации врачей, педагогов, родителей. Открываются негосударственные учреждения.
В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в разных организационных формах.
Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа -детский сад» трех видов:
-
компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;
-
комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
-
общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
В России одновременно применяются подходы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов. (уже нет, но можно сказать, что было)
-
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
-
Индивидуальное обучение на дому, посредством дистанционных технологий. Сегодня принят Закон об электронном обучении.
-
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Особенно это актуально в сельской местности, где на класс-комплект нет «специального контингента», а особые дети есть. Такое обучение пока не закреплено законом.
44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей. Комплектование учреждений происходит в зависимости от первичного дефекта.
Могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения для лиц:
-
с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;
-
с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;
-
с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
-
с нарушениями психики - задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;
-
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
-
со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
-
с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
-
подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.
Коррекционно-педагогическая работа идет по основным направлениям:
-
Развитие игровой деятельности;
-
Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение активного и пассивного словарного запаса, развитие связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонематического строя речи;
-
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
-
Развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
-
Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
-
Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
-
Формирование математических представлений;
-
Развитие ручной умелости и подготовки руки к овладению письмом;
-
Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Основными целями специального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен:
-
на решение вопросов социализации,
-
повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи,
-
на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника,
-
воспитание у ребенка положительных качеств.