Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6935

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Развитие речи и коммуникативной деятельности

  • целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

  • создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

  • формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

  • стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов)

  • целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов деятельности;

  • всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

  • развитие игровой деятельности;

  • формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью:

  • умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

  • формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

В младенческом возрасте необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и хороший гигиенический уход. Особенно важно для младенца эмоциональное благополучие. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержке развития ориентировочно-познавательной деятельности уже в первые месяцы жизни. Именно взрослый создает все условия для полноценного развития ребенка. Основная задача на первом году жизни – формирование у ребенка способов и средств общения со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым – ведущий тип деятельности на данном возрастном этапе.

Служба ранней помощи – это структура, построенная на междисциплинарном знании, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания и взаимодействия специалистов и родителей, предназначенная для оказания помощи ребенку из групп медицинского, социального риска отставания в развитии в возрасте от рождения до 3 лет и его семьи.

Целью оказания такой помощи является как можно более раннее выявление детей с отклонениями в развитии и своевременное оказание поддержки родителей и всей семьи в целом направленная на предупреждение инвалидности возникновение вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций, а также формирование активной помощи родителей в участие абилитационого процесса ребенка и построение плодотворного сотрудничества со всеми необходимыми специалистами.


Основными задачами службы ранней помощи являются:

1. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи:

  • раннее сопровождение и поддержка всех членов семьи;

  • консультирование родителей по вопросам, связанными с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

  • предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и его семьи о социальных гарантиях об общественных организациях, оказывающих помощь и услуги.

2. определение сильных и слабых сторон ребенка и его семьи:

  • междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (позы, речь, самообслуживание);

  • определение состояния психологического здоровья ребенка, качественных особенностей его отклонений с родителями и другими членами семьи;

  • выявление основных потребностей ребенка и его семьи.

3. ранняя помощь ребенку в семье, создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи:

  • междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой (каждый специалист разрабатывает собственную программу диагностики и коррекции, данные программы обсуждаются на консилиуме командой специалистов, принимаются общие требования, учитываются желания родителей и возможности ребенка;

  • отслеживание эффективности результатов ранней помощи в случае необходимости внесений дополнений и изменений в разработанную программу.

4. перевод ребенка и семьи в другие структуры:

  • планирование и подготовка перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение (детские сады, реабилитационные центры, центры дополнительного образования и так далее).

Основные принципы, лежащие в основе работы службы ранней помощи

  • Семейно-ориентированная деятельность. Работа специалистов службы направлена на поддержку семьи, сохранение ее психологического благополучия и воспитательного потенциала. В связи с этим определяется профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с его родителями, другими членами семьи, людьми из ближайшего окружения .

  • Междисциплинарный подход. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

  • Добровольность. Работа с ребенком и семьей строится на потребности семьи в помощи специалистов и начинается с инициативы обращения родителей (лиц их заменяющих) в службу ранней помощи. Принцип добровольности лежит в основе и тесно связан с еще одним принципом - принципом партнерства.

  • Партнерство. Принцип подразумевает установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением. Крайне важным является понимание, что родители и другие члены семьи не просто наблюдатели, они активные участники всего процесса.

  • Конфиденциальность. Принцип во многом основан на этических нормах работы специалистов. Информация о ребенке и семье, появляющаяся у специалистов во время их сопровождения, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.


38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

Современный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства.

Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.

Своевременная коррекционная помощь ребенку в раннем возрасте позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. В результате комплексного подхода к обучению, воспитанию детей формируется взаимодействие ребенка с людьми и окружающей действительностью. Это в свою очередь создает предпосылки к адаптации ребенка в малом детском коллективе, а в дальнейшем обеспечивает преемственность между индивидуальным и общественным воспитанием.

Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

В настоящее время разработаны программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Известные в мировой практике программы ранней помощи:

  • Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет»,

  • Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет,

  • Мюнхенская функциональная диагностика,

  • Программа ранней диагностики развития «ТАНДЕМ» (Голландия),

  • Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия).

В России также имеется ряд методических разработок ученых (Е.М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой, Н.Ю. Боряковой и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям:


  • оценка зоны актуального развития ребёнка;

  • психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства;

  • сенсомоторное развитие младенца.

Успешность реализации программ ранней помощи определяется по следующим критериям:

  • время проведения ранней диагностики – эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;

  • интенсивность коррекционной помощи;

  • создание развивающей среды;

  • воздействие на все сферы психики ребёнка;

  • учет индивидуальных особенностей детей;

  • организация позитивной социальной поддержки.

Таким образом, наличие ранней диагностики и комплексной помощи ребенку с ОВЗ позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений.

Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

Система организации помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии

На наш взгляд/решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей "социальной ниши" следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей.

Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом меняет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие.

Выявленная при обследовании родителей специфика личностных нарушений и определила систему мер, направленных на их коррекцию. С целью осуществления этих мер была разработана методика психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с недостатками в развитии. В методике выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики) и психокоррекционное, которое, в свою очередь, представлено индивидуальной и групповой формами.

Педагогическое направление ставит своей целью переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка путем приобщения ее к работе с ребенком через возможность личного участия в его развитии. Мать больного ребенка обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики.

В процессе ведения занятий с больным ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следующие цели:

  • Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

  • Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;

  • Коррекция внутреннего, психологического состояния матери;

  • Коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.


Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

  • коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка: негативные, желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой, и формирование продуктивных форм взаимоотношений социуме;

  • формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем и позиции противопоставления себя социуму и переходу в позицию взаимодействия;

  • постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка; постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировка матери с позиции бездействия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком; коррекция взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям);

  • коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанное с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов; переконструирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка (ценно только то, что он есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его);

  • осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога;

  • переход матери из позиции переживания за его недуг в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

  • повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка;

  • трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой;

  • созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Формы работы с матерями:

  • Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

  • Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

  • Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

  • Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

В работе психолога с матерями можно выделить три этапа:

Первый этап направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что, кроме нее, этим процессом заняться некому.