Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6945

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

В процессе коррекционного развития состояние человека с дефектами постоянно изменяется, развиваются нравственные, физические, умственные навыки. Человек учится контролировать свою деятельность, приобретает социально-трудовой опыт.

Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся.

Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе, от применения специфических приёмов обучения.

Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать положительные качества.

В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, отражающие уровень самостоятельности учащихся при решении учебных задач.

Задача коррекции решается на всех общеобразовательных предметах, во время трудовой подготовки, в процессе разностороннего воспитания.

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения; период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.

Л.С. Выготский выделял следующие сензитивные периоды развития:

  • 1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;

  • 3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;

  • 4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;

  • 5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

  • 8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

Учет сензитивных периодов развития в процессе обучения школьников - принцип, который Л.С. Выготский называет "чрезвычайно важным законом".

Существуют оптимальные периоды обучения тому или иному предмету, усвоения предметных и умственных действий, способов общения, развития определенных психических процессов и свойств, качеств личности. Наличие сензитивных периодов делает актуальной проблему поиска содержания и методов обучения, соответствующих этим периодам.


Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период.

Пропущенные сензитивные периоды в развитии, обучении, воспитании не компенсируются в более старших возрастах

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

Задачи:

  • реализация конституционного права на получение бесплатного образования; введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ независимо от тяжести проблем;

  • обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе;

  • разработка и реализация образовательных и коррекционно-развивающих программ;

  • создание для обучающихся, воспитанников с ОВЗ условий реализации образовательных программ;

  • обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем;

  • преодоление социальной недостаточности, социализация ребенка;

  • обеспечение высокого уровня познавательной деятельности;

  • формирование речи как средства общения;

  • личностное развитие ребенка.

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

Выделен комплекс коррекционно-развивающих задач, в котором выделены три основные блока:

  1. Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль).

  2. Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).

  3. Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).

В процессе обучения в специальной (коррекционной) школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие и коррекция внимания.

    • Формировать навыки самоконтроля.

    • Приучать обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное и т. д.).

    • Развивать быструю переключаемость внимания.

    • Учить распределению внимания.

    • Увеличивать объём внимания.

    • Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

    • Воспитывать устойчивое внимание.

Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будут способствовать поддержанию внимания учащихся на уроках.

  • Развитие и коррекция восприятия.

    • Работать над расширением зрительного восприятия.

    • Работать над ориентировкой в новой ситуации.

    • Работать над восприятием и осмыслением изображенного на таблице, чертеже.

    • Развивать представление и творческую активность.

    • Развивать целенаправленное восприятие по содержанию и форме.

    • Работать над дифференцированием предметов по цвету, форме, величине.

    • Развивать глазомер.

    • Расширять представления через сопоставления, сравнения.

    • Распознавать объемные и контурные предметы на ощупь.

    • Развивать восприятие зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его записыванием.

    • Увеличивать скорость ориентировки взоров.

    • Учить ориентироваться в таблице, задании, находить нужное (слово, цифры и т.д.).

    • Учить воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию.

    • узнавание и называние предмета (положение в пространстве)

    • формировать навык овладения сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и т.д.;

    • Формировать, совершенствовать зрительно-моторные координации;

    • Формировать навыки цветоощущения.


Учитывая имеющиеся у учащихся нарушения восприятия, учитель должен, прежде всего, сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного. Речь учителя и отвечающих учеников не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью. Необходимо помнить, что плохо воспринимаются и утомляют зрение мелкие и неразборчивые записи на доске, демонстрация пособий, которые трудно рассмотреть, поэтому учитель должен тщательно подходить к наглядному оформлению уроков.

  • Развитие и коррекция воображения.

  • Развитие и коррекция самооценки

    • Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.

    • Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки.

    • Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль.

    • Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом

    • Воспитывать позитивное отношение к критике: корректировать отрицательные реакции на замечания

  • Развитие и коррекция памяти.

    • Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.

    • Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту.

    • Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ.

    • Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.

    • Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.

    • Развивать словесно-логическую память.

    • Тренировать образную память.

    • Развивать зрительную память.

Большинство учащихся специальной школы отличаются слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Учитель должен не только продумать методику изложения материала, но и работу по его разбору, обобщению и закреплению непосредственно на уроке.

  • Развитие и коррекция мышления.

    • Учить выделять главное, существенное.

    • Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом.

    • Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.

    • Развивать умение группировать предметы.

    • Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.

    • Работать над пониманием нового правила или понятия.

    • Учить делать выводы.

    • Учить применять правила при выполнении упражнения.

    • Развивать умение сравнивать анализировать.

    • Преодолевать инертность психических процессов.

    • Развивать мыслительную и творческую деятельность.

    • Развивать целенаправленность в работе.

    • Учить выделять сходства и различия понятий.

    • Учить обобщать, анализировать.

    • Учить строить умозаключения.


Учитывая особенности мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам.

Для развития и коррекции мышления учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между событиями.

  • Развитие и коррекция речи.

    • Развивать фонематический слух.

    • Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования.

    • Развивать функции фонематического анализа.

    • Преодоление речевого негатива.

    • Расширять активный словарь.

    • Совершенствовать грамматический строй речи.

    • Учить пониманию слов различной меры общности.

    • Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения.

    • Вырабатывать привычку слухового контроля.

    • Вырабатывать качество чтения.

    • Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный)

На уроках в специальной (коррекционной) школе должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся, как:

    • содержательность (по возможности правильное, полное, конкретное освещение темы);

    • логичность (последовательность изложения, обобщение фактов, формулирование выводов);

    • богатство речи (образное и яркое выражение мыслей и чувств);

    • правильность (соблюдение норм литературного языка, чистота речи);

    • различные виды изложения (описание, объяснение, повествование);

    • умения отвечать на вопросы кратко и развернуто (задавать их, составлять план, обсуждать прочитанное).

Речь учителя должна обладать указанными качествами, т. к. она служит образцом для учеников. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов и терминов, расширяя постепенно словарь учащихся. Не надо пользоваться сложными синтаксическими конструкциями. Темп речи следует менять в зависимости от содержания материала.

  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

    • совершенствование коммуникативных умений;

    • умение отвечать на вопрос;

    • умение возражать, аргументировать мнение;

    • умение вести диалог, монолог;

    • повышение культуры и техники общения;

    • умение проявлять и выражать интерес к окружающему;

    • тренировка процессов возбуждения и торможения;

    • развитие адаптивности (быстрота и гибкость переключения);

    • расширение кругозора;

    • обогащение чувственного опыта;

  • Развитие и коррекция моторики.

    • общая, мелкая, артикуляционная;

    • координация движений (произвольность, целенаправленность);

    • пространственная ориентировка;

    • удержание равновесия;

    • быстрота двигательной реакции;

    • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).


19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

Общие дидактические принципы:

  • Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей учащихся и носят элементарный характер.

  • Принцип связи теории с практикой. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.

  • Принцип активности и сознательности в обучении. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны – ребенок сам активно участвует в процессе обучения, и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность учебной мотивации существенно влияют на успешность освоения учебной программы детьми с отклонениями в развитии. Педагоги специального образования должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность учащихся.

  • Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение проблемного ребенка должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития» и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность учебной информации.

  • Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному; кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании учащихся целостную картину мира.

  • Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. В некоторых случаях возможно обучение детей мнемотехническим приемам.

  • Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания учебной программы и от этапа обучения.

  • Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В условиях специального образовательного учреждения обучение носит индивидуализированный характер. Малая наполняемость дошкольных групп и классов позволяет использовать как фронтальные, так и индивидуальные формы обучения: в специальных детских садах и школах обязательно проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.