Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 8000
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки
3. Задачи дошкольной специальной педагогики
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
8. История развития специального образования в России
9. История развития специального образования за рубежом
10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского
14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
-
Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием НИТ.
Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.
-
Мультимедийность компьютерных систем обучения.
Организация обучения лиц с ОВЗ на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.
Важным условием ИСО является разработка различных моделей обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационной компьютерной образовательной среды. Их реализация позволит создать условия обеспечения доступа к информации различным категориям учащихся с ООП, качественного управления процессом обучения, включая образование и самообразование, а также контроля знаний обучающихся.
Организация обучения детей с ОВЗ с использованием НИТ представляется возможной с применением следующих моделей:
-
Интеграция очных и дистанционных форм обучения.
Данная модель позволяет оптимально сочетать различные формы обучения, предоставляя возможность максимального учета индивидуальных психо-физических особенностей обучающихся за счет гибкой системы управления процессом образования и самообразования ребенка с ОВЗ.
-
Сетевое обучение на основе использования Интернет-технологий.
При организации данной модели обучения необходимо осуществление предварительного структурирования содержания и организационных аспектов активной деятельности обучающихся в сети (индивидуальной, групповой, коллективной), обеспечение доступа к дополнительным источникам информации, программным средствам, базам данных и т.д., создание условий для гибкой системы управления и администрирования деятельности учащихся.
-
Сетевое обучение на основе кейс-технологий предполагает разработку и применение в процессе обучения учебно-методических комплектов и средств их реализации (печатных, электронных материалов, аудиозаписей и т.д.)
При подобной организации учебного процесса предполагается использование телекоммуникационных технологий (сайт, образовательный портал) в целях размещения дополнительной информации (мультимедийной, справочной, управления и администрирования учебной деятельностью обучающихся), организации интерактивного общения учащихся с преподавателем и в коллективах (с использованием электронной почты, форумов и т.д.), осуществления контроля динамики и уровня ЗУП учащихся.
При этом в зависимости от экономических возможностей образовательных учреждений, технологической основой данных моделей обучения может быть:
-
обмен текстовыми файлами;
-
обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;
-
использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий, включая цифровые образовательные ресурсы.
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
Дефектолог (в широком смысле) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; (в узком смысле) — коррекционный педагог.
Главные задачи деятельности учителя-дефектолога
-
Организация адекватно организованной среды
-
Организация и визуализация времени
-
Структурирование всех видов деятельности
-
Преодоление неравномерности в развитии
-
преобладание наглядных средств преподнесения материала
-
рациональное дозирование информации
-
адекватный возможностям восприятия темп подачи материала
-
использование адаптированных текстов
-
вариативность уровня сложности заданий и др.
-
Организация режима коммуникативного общения
-
Сопровождение образовательного процесса (процессы ниже идут по очереди):
-
Составление индивидуального учебного плана
-
Мониторинг процесса обучающегося
-
Помощь ребенку в освоении программного материала и в ликвидации пробелов
-
Освоение учащимся программного материала в индивидуальном режиме или в рамках работы малой группы.
-
Социально-бытовая адаптация
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
Дефектолог (в широком смысле) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; (в узком смысле) — коррекционный педагог.
Дефектологическое образование - профессиональная подготовка педагогов для работы с аномальными детьми в различных типах специальных учреждений (школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, вспомогательные школы, логопедические школы и пункты, специальные дошкольные учреждения и др.).
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
-
преподавательской;
-
конструктивно-организаторской;
-
диагностико-аналитической;
-
консультативной;
-
проективной;
-
гностической;
-
психопрофилактической;
-
коррекционно-развивающей;
-
просветительской;
-
научно-исследовательской;
-
воспитательской;
-
координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
-
умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
-
методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
-
умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
-
приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
-
технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
-
навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
-
знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
-
способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
-
организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
-
навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Обязанности педагога-дефектолога:
-
проводить профилактическую работу;
-
образовательную;
-
коррекционную работу;
-
педагогическую диагностику;
-
планировать и осуществлять учебный процесс;
-
принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;
-
постоянно повышать свой профессиональный уровень.
28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:
-
У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия;
-
Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая;
-
Наблюдательность и внимательность. Два этих качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение;
-
Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог;
-
Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
-
Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
-
Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
Умственная отсталость - нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
Система коррекционно-воспитательной работы представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.
Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.
Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.
Сущность данного направления работы в совершенствовании функций организма в целом, полноценном развитии основных движений, двигательных навыков, мелкой дифференцированной моторики пальцев рук.
Работа по коррекции дефектов физического развития воспитанников проводится комплексно: индивидуальные занятия по коррекции психического развития, моторной сферы, поведения, соблюдение охранительного режима, трудо- и игротерапия.
Развитие движений детей осуществляется общепринятыми средствами:
-
утренняя гимнастика,
-
подвижные игры и развлечения,
-
образовательная деятельность по физической культуре,
-
во время музыкальной деятельности.
Особое значение в физическом воспитании ребенка с умственной отсталостью имеет работа по формированию культурно-гигиенических навыков, которые составляют одну из основ общей культуры поведения.
Программой предусмотрено формирование следующих культурно-гигиенических навыков:
-
навыки соблюдения чистоты тела (мытье рук, умывание лица, культурное пользование туалетом);
-
культура питания: умение спокойно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, благодарить за еду, помощь;
-
навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования и умение самостоятельно пользоваться ими.
Формирование ментальных процессов (умственное воспитание)
Формирование мыслительной деятельности.
-
развитие произвольного внимания на основе непроизвольного,
-
развитие умения сосредотачивать внимание в течение длительного времени,
-
развитие памяти.
-
развитие ориентировочной деятельности (целенаправленная, орудийная деятельность, практические и игровые задания),
-
формирование представления об орудиях,
-
решение проблемных практических ситуаций ребенком,
-
развитие умения анализировать проблемную ситуацию (обучение ребенка использовать предметы-заместители),
-
развитие познавательной активности и взаимосвязи между действием, образом и словом.
-
обучение ребенка действовать методом «проб и ошибок» (развитие наглядно-действенного мышления).
Формирование представлений об окружающем.
Основная задача - формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности и целостного представления о ней, а также представления о человеке и его социальных взаимоотношениях, иерархии социокультурных и жизненных ценностей. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируется представление о своем «Я», ребенок выделяет себя в мире, приходит к осознанию своего «Я», посредством пробуждения «личной памяти», жизненного опыта, приобщения к жизни близких людей и формирования ценностных ориентаций, связанных с возрастной и гендерной (половой) дифференциацией.
Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей уточняются, систематизируются и формируются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается чувственный опыт и развивается способность чувственного познания мира. Формируются адекватные представления об окружающем, создается сензитивная основа слова и ребенок готовится к восприятию вербальных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен), тем самым осуществляется побуждение детей к доступному высказыванию, что служит развитию речи.
Формирование элементарных математических представлений.
Важно сформировать у ребёнка представления о количественных представлениях, отношениях между предметами. Сопоставлять предметы и сравнивать между собой, формировать представления о величине, времени, пространственных представлениях.
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте.
-
развивать предпосылки к развитию речи, потребность в общении;
-
развитие слухового внимания и восприятия; фонематического восприятия и артикуляционного аппарата.
-
работа над грамматической, фонетико-фонематической стороной речи,
-
подготовка к обучению грамоте и письму (представления о звукобуквенном анализе, умение ориентироваться на листе бумаги).
Формирование игровой деятельности
Игровая деятельность – формирование сложной ролевой игры, отрабатывать умения использовать предметы-заместители, отрабатывать сюжеты. Коррекционная работа начинается с формирования стойкого интереса к игрушке.
Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.
В процессе музыкальной деятельности происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности меж. сенсорных связей. Деятельность планируется по следующим направлениям:
-
слушание музыки,
-
пение,
-
танцы,
-
музыкально-дидактические игры,
-
музыкально-ритмические движения.