Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6943

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.

Литература (на всякий случай)

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. -- 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. —— Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.

Варенова, Т.В. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата /Т.В. Варенова // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – №5. – С. 32-36.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

Карпова, Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С.119-121.

Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. – 134 с.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2005. – 164 с.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Дефектолог (в широком смысле) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

(в узком смысле) — коррекционный педагог.

Олигофренопедагогпедагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей

Тифлопедагогпедагог со специальным высшим образованием, работающий с детьми, лишёнными зрения или имеющими нарушения зрения.

Сурдопедагогпедагог со специальным высшим образованием, работающий с детьми, лишёнными слуха или имеющими нарушения слуха.

Логопедспециалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии.


Реабилитолог — это специалист по восстановительной терапии, необходимой для нормализации состояния здоровья и физического состояния после или на фоне имеющегося тяжелого заболевания, повлекшего за собой нарушение нормальных естественных функций организма.

Абилитологспециалист по раннему развитию, социальной адаптации и безмедикаментозной коррекции проблем здоровья детей раннего возраста.

Социальный педагогспециалист по социально педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства.

Специальная педагогикачасть общей педагогики, изучающая проблемы образования лиц с ОВЗ.

Коррекционная педагогикараздел педагогики о методах обучения и воспитания, направленных на коррекцию и компенсацию врожденных и приобретенных морфологических и функциональных (соматических, физических, психических и социальных) отклонений в развитии детей.

Специальное образование — это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Особые образовательные потребности — это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.

Специальное обучениеобучение детей с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные трудности в учебе, которое осуществляется в специальных или в обычных учебных заведениях.

Специальное воспитаниецеленаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультурном включении, содействие ему в достижении свойственного обычному человека образа жизни.

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Гуманистический подходнаправление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Филантропический подходподход, отличающийся призрением, благотворительностью, бескорыстием, человеколюбием.

Общественное призрение — это упорядоченная форма социальной деятельности, заключающаяся в оказании необходимой помощи и поддержки нуждающимся.


От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями. Организация в общественном П. проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Милостыня по существу своему не поддается организации; она подается тому, кто протягивает руку, хотя бы он мог эту руку приложить и к труду; общественное же П. простирает свою помощь на тех только, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла. Милостыня исходит от индивидуума; субъектом же общественного П. является коллективное лицо — община или земская единица, организованная в общину П. Мотивами милостыни бывают субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души; мотивами общественного П. являются сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения. Цель милостыни — минутная помощь; цель общественного П. — разумное обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты.

Специальная педагогическая наукасоставная часть педагогики, одна из ее ветвей, теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.

Физический/психический дефект (нарушение) отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном государством.

Интеллектуальный дефектотклонение от нормы интеллектуального развития, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном государством.

Коррекция система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических или психических нарушений.

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Сложный дефект (комплексное нарушение) — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Дизонтогенезнарушение индивидуального развития организма.

Приоритет (научного исследования) — первенство, первое место по времени в открытии, изобретении, формулировке какой-л. идеи;

преимущественное право на что-л.

Специальная педагогическая практикасоставная часть педагогики, работа по специальному (особому) образованию лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.


Педагогический опыт совокупность практических знаний, навыков, умений, приобретенных педагогом в ходе обучения и повседневной учебно-воспитательной работы.

Педагогическое исследование (по специальной педагогике) процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях специального образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Методология специальной педагогики система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Специальная педагогическая деятельность процесс обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития обучающихся и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Коррекционно-образовательный процесс целенаправленная и организованная деятельность по получению знаний, умений и навыков, а также по коррекции имеющихся нарушений и личностному развитию в соответствии с целями и задачами образования.

Коррекционное педагогическое взаимодействие преднамеренный контакт педагога и воспитанников с нарушениями в развитии, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Коррекционная педагогическая технология совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения, воспитания и коррекции, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные и коррекционно-развивающие цели.

Лечебная педагогикараздел педагогики, разрабатывающий средства и методы педагогических воздействий с целью нормализации физического и психического состояния ребенка.

Педагогическая диагностика совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствование образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Психолого-педагогическое консультированиепроцесс оказания поддержки или осуществления руководства другим человеком в индивидуальной или групповой работе по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков.

Педагогическое прогнозирование система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития образовательной системы и отдельных её компонентов.

Онтологический подход способ исследования, когда внимание сосредоточено на самих объектах исследования (применительно к педагогикена образовательных системах), а не на факторах, воздействующих на эти объекты.


Коррекционный учебный процесс целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, коррекции, развития и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями.

Специальная дидактикатеория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая задачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогического процесса.

Учебная деятельность процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения им старых, деятельность по решению учебных задач.

Учебная программа нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету; логика изучения основных тем, вопросов с указанием общей дозировки времени на их изучение.

Специальное учебное средство объект действительности, способствующий достижению цели образования, воспитания, развития и коррекции.

Учебная цель запланированный результат обучения.

Учебная задача действие, направленное на усвоение учебного материала в рамках достижения учебной цели.

Дидактическая система совокупность элементов (средств, целей, задействованный методов, материалов), с помощью которой осуществляется обучение.

Специальные дидактические средства объекты материальной действительности, с помощью которых реализуются цели обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Специальные дидактические методы способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на достижение поставленных учебно-воспитательных целей.

Специальная методика обучения предмету совокупность методов учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Специальный дидактический приём отдельный шаг в реализации метода.

Урок (в специальной образовательной организации) — организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для развития и воспитания познавательной способности и духовных сил учащихся с особыми образовательными потребностями.

Дистанционное обучение процесс обучения, протекающий с помощью ИТ без постоянного прямого контакта между педагогом и учащимся.

Интегрированное обучение совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ, направленное на достижение цели социализации.