Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6948

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

  • Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью.

Объект: воспитание и обучение детей с ИН.

Предмет: теория и практика обучения, воспитания и развития детей с ИН; адаптация, реабилитация интеграция детей с ИН.

Задачи:

  • развитие психических функций и навыков познавательной деятельности

  • максимальная социальная адаптация

  • всестороннее развитие личности

  • разработка целей, задач, принципов, форм, методов обучения и воспитания детей с ИН

  • своевременное выявление и предупреждение ИН

  • разработка путей помощи в адаптации выпускникам

  • Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

Н. Н. Малофеев выделяет 5 периодов:

  1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.

В России этот период с 996 год - 1706 год, на западе с IХ – IIX вв. до нашей эры по ХII век.

На Западе в древних государствах, таких как Афины и Спарта детей с физическими отклонениями умерщвляли, руководствуясь правилами отделение годного от нездорового.

В период раннего средневековья, в период распространения католического христианства, уничтожалось все, что не соответствовало канонам католической церкви.

Первым прецедентом государственной заботы об инвалидах является открытие в Баварии в 1198 году приюта для слепых, во Франции убежище для слепых 1260 году.

С приходом православия в Россию закрепилось особенное отношение к детям с ОВЗ. Этих детей называли божьими о них было написано в учениях Мономаха, где он указывал: «Убогих, не забывайте, просящих кормите и подавайте сироте, а сами не давайте сильным погубить человека».

Иваном Грозным в 1551 году был выпущен «Стоглавый судебник». В него была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих.

Этот период заканчивается во второй половине VII века. Екатерина II издала указ «Об учреждении приказа общественного призрения» в 1775году.

  1. От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями до осознания возможности обучения хотя бы части из них.

В России с 1706 по 1806 год, а на западе это c XII по конец ХVII века.

Первым на возможность обучения обратил внимание Филипп Пинель.

Он открыл лечебницу в Биссетре. Он разделил детей и взрослых, ввел понятие «умственная отсталость» («слабоумие») он считал, что у детей она врожденная, а у взрослых приобретенная.

Жан-Этьен Доминик Эскироль ввел термин умственная отсталость и три ее степени дебильность, имбецильность, идиотия. Это медико-педагогическое направление.


Иоганн Генрих Песталоцци в 1774 году в поместье Нейгов-Леев организовал приют учреждения для «тупоумных».

Жан Итар – французский врач произвел первый опыт обучения одичавшего ребенка.

В России в этот период открывались приюты для умственно - отсталых под руководством Е. К. Грачевой, А. Н. Граборовым, П. П. Кащенко.

В 1804 Фридрихом Фребелем году была открыта школа для слепых и слабовидящих.

  1. От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с умственной отсталостью.

За рубежом это конец XVIII – начало XX.

На западе данная тенденция обусловлена принятием законов об обязательном начальном образовании, об обучении глухих, слепых, и детей с умственной отсталостью.

В данный период за рубежом Марией Монтессори – первым педагогом была создана ортопедическая школа для детей с нарушениями в развитии. В основу она взяла сенсомоторную функцию детей (движение, осязание). Были разработаны первые психометрические тесты для изучения интеллектуальной недостаточности.

В 1892 году в Англии были открыты первые школы для умственно отсталых детей и был параллельно принят закон в Англии «Об образовании умственно отсталых детей».

В 1930 году в Англии была создана национальная ассоциация помощи детям с нарушениями развития. Она действует и в настоящее время.

  1. От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей.

За рубежом это начало ХХ – по 79-е годы ХХ века, в России с 1927 по 1991 год. Происходит:

  • развитие законодательной базы специального образования.

  • расширение охвата детей специальным образованием

  • формирование новой культурной нормы (уважение различия)

  • признание специальной школы и интернатов открытыми учреждениями.

  • отнесение проблем детей с нарушениями в компетенции ЮНЕСКО, ВОЗ, ООН.

  1. От изоляции к интеграции.

За рубежом это с 1971-1975 по настоящее время, а в России с 1991 года по настоящее время.

8. История развития специального образования в России

Хронологические ориентиры (988—1715):

988 г. Христианство становится официальной религией Киевской Руси.

996 г. Устав великого князя Владимира определяет «церковных людей» и правила призрения.

ок. 1065 г. Основан Киево-Печерский монастырь, при котором вскоре открываются больница и приют (преподобный Феодосии).

вторая половина XVII в. Открытие учебных заведений в Москве

XVI в. Церковь объявляет войну скоморохам и юродивым. Скоморошество выгоняли из городов и монастырских заведений, за предоставление им крова на виновных полагался штраф. Теперь и юродивые в глазах духовенства утрачивал ореол святости, предпринимается попытка вычеркнуть имена ранее чтимых юродивых из богослужебных книг. Церковь окончательно порывает с «похабными», «бесноватых» запрещено впускать в храм.


1694 г. Соборное уложение - первое упоминание о «ненормальных» подданных в российском законодательстве.

Уложение де-юре установило для глухого и немого претендента на родительское наследство такое же право, на полноценную долю, что и для его здоровых братьев и сестер. Однако, предписав не обижать наследников, что «глухи и немы», самодержец лишь формально проявил государственную заботу об этих подданных.

1699 г. Указ о повивальных бабках, предусматривающий казнь «за умерщвление младенцев, родившихся уродами».

1703г. Опубликован первый учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная» (Л. Ф. Магницкий).

1704 г. Запрещено умерщвлять детей, родившихся вне брака или имеющих врожденный физический дефект.

1706г. Открыт приют для нищих и сирот (Новгород, митрополит Иов).

1711г. Открыта первая «цифирная» (арифметическая) начальная школа (Архангельск, А. А. Курбатов).

1712г. Столицей провозглашен Санкт-Петербург.

Указ о строительстве при церквях в Москве и других городах приютов-госпиталей (сиропитательных домов) для оказания помощи незаконнорожденным, убогим детям, сиротам.

Сиропитательные дома закрыты после смерти Петра I.

1714г. Введено обязательное бесплатное обучение для детей дьяконов и священников.

Дворянам, не умеющим читать и писать, запрещено вступать в брак.

1721 г. Упразднен титул царя, Петр I провозглашен императором.

Управление богоугодными заведениями передано из Мона­стырского приказа Святейшему синоду.

1722 г. Очередной указ (№ 4335) предписал «слепых, дряхлых, увечных и престарелых» отдавать в богадельни; малолетник писать в матросы и присылать в Санкт – Петербург в Адмиралтейство; кто ниже трех лет отдавать для воспитания тем, кто захочет их принять, и кому отданы будут, за теми писать в подушный собор, а если таковых не найдется, то отдавать на пропитание в богадельни, а после десяти лет присылать в матросы».

Да вот только таких учреждений в империи открыть не успели. Испытывая острую необходимость поддерживать ратников, Российский император принимает решение помещать военных инвалидов в богадельни.

1724 г. Учреждена Академия наук (Петербург). Управление богоугодными заведениями передано Камер-кол­легии (финансовому управлению).

В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности. Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.

Хронологические ориентиры (1725—1807):

Если в Европе осознание необходимости обучения лиц с отклонениями в развитии происходило долго и трудно, появилось как следствие развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в России этот процесс получил свое развитие только в результате заимствования западных новшеств.


Отношение к людям с нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.

1742 г. Доклад проф. Г. Крафта об особенностях восприятия мира глухими.

1748 г. Сенат издает указ «О невыдаче паспортов слепым, дряхлым и увечным крестьянам для прохода в Санкт-Петербург и в другие места под взысканием штрафа за невыполнение сего указа».

Данный документ свидетельствует о том, что, по убеждению российских сенаторов середины XVIII в., слепота, физическое увечье могли служить причиной поражения человека в правах.

1760 г. Открыт инвалидный дом для офицеров (Казань).

1762 г. Указ Петра III «О постройке для безумных особых домов и об отдаче имений, принадлежащих безумным, под надзор наследников» запрещает заточать сумасшедших в монастыри.

1763г. Опубликован проект И. И. Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного дома».

Учреждено Воспитательное общество благородных девиц (при Воскресенском Смольном женском монастыре, Санкт-Петербург).

Открыт Воспитательный дом (Москва, И. И. Бецкой). В империи действует 112 гарнизонных школ, 26 семинарий.

Государство наконец перешло от слов к делу и двинулось по пути формирования светской благотворительности, положив начало воспитанию неблагополучных детей. Потребность учить безродных питомцев согласно утвержденной государыней программе вынудила учителей Воспитательного дома задуматься о способностях детей, выделить из их общего числа особую группу неуспешных или малоуспешных в освоении школьных дисциплин.

Несмотря на то что из документов московского Воспитательного дома видно, что среди здоровых в этом доме воспитывались и глухие дети, нет оснований полагать, будто московский Воспитательный дом стал прототипом специальных школ для глухих в отечестве, как о том иногда пишут. Случайное попадание детей с нарушением слуха в общеобразовательные классы вряд ли можно считать началом организованного специального обучения, тем более что сурдопедагоги в штате упомянутого дома отсутствовали.

1765г. Указ об открытии в Москве и Новгороде долгаузов (сумасшедших домов).

1766 г. Указ, запрещающий направлять сумасшедших в монастыри, опека буйных больных поручается полиции.

1775г. Законодательный акт «Учреждение для управлений губернией Всероссийской империи» вводит Приказы общественного призрения, им поручается создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, для умалишенных, работных и смирительных домов. Учреждены сиротские суды.

1776г. Открыт первый в стране сумасшедший дом (Новгород).

Открыта первая благотворительная больница, при ней психиатрическое отделение и богадельня для безнадежно больных (Москва, Екатерининская).


Петербургский долгауз для «пользования сумасшедших» открылся в 1779 г. Обуховская больница, официально именуемая «первым в отечестве психиатрическим заведением», заняла несколько деревянных построек в центре города и располагала всего 60 койками, часть из которых и выделили для душевно­больных.

1780г. Екатерина II посылает ценный подарок аббату Сикару в знак признания его сурдопедагогических успехов.

X. Кратценштейн пытается создать аппарат для постановки звуков у глухих.

1782г. Создан московский Приказ общественного призрения (как показательная модель системы общественного призрения для российских губерний).

Усилиями Екатерины II и ее сподвижников в Москве удалось создать «показательную» систему заведений общественного призрения. Образцовый (модельный) комплекс включал:

  • сиротское учреждение (Воспитательный дом, 1764 г.); - детские приюты;

  • две больницы (Павловская, 1763 г.; Екатерининская, 1776 г.);

  • психиатрическое отделение (1776);

  • женские и мужские работные дома (1775);

  • инвалидный дом для неимущих отставных младших офице­ров (1777);

  • смирительный дом (1785).

1792—1796гг. Опубликован трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (А. Н. Радищев), содержащий критику сурдопедагогических взглядов Эпе.

1796г. Создается Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское), которому поручается кураторство воспитательных домов, приютов, богаделен. Со временем Ведомство (ВУИМ) становится особой структурой народного просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

1802 г. Реорганизация государственного аппарата: учреждено Министерство народного просвещения.

Открыто частное училище для глухих (Рига, Курляндия).

1803 г. Реорганизована система народного просвещения:

введено 6 учебных округов;

установлено 4 вида учебных заведений: приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты; принят устав учебных заведений Российской империи.

1805 г. Открыта школа для глухих (Вильно, Польша; епископ Непомук-Коссаковский).

Сентябрь 1806 г. Приезд в Россию тифлопедагога Валентина Гаюи.

В Российском государстве к началу XIX в. не сложились предпосылки, необходимые для начала специального обучения глухих и слепых детей.

Официальной причиной задержки открытия специальной школы чиновники искренне называли «отсутствие в России слепых»! Состоятельные родители из чувства стыда скрывали слепых детей по поместьям; дворовые городских усадеб держать больных детей при себе не имели права; малоимущие столичные горожане либо прятали слепца дома, либо давали ему в руки нищенскую суму и доверяли

Александр I разрешает открыть училище на 15 учебных мест (Гаюи просил на 25), которое передается в ведение попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Н. Н. Новосильцева. Монарх щедро увеличил первоначальную сумму, выделенную на благотворительную акцию, добавив к капиталу училища (который, вклю­чая стоимость недвижимости, составлял к марту 1807 г. около 573 000р.) единовременное пособие в 5185 р. На ежегодное содержание училища определили 14 150р., иными словами, денег на европейскую диковину государь не пожалел.