Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6963

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Диагностикой речевых патологий и их коррекцией за­нимается логопедия. Речевые нарушения чаще всего бы­вают проявлением более серьезных проблем (например, заболеваний центральной нервной системы), поэтому очень часто дети с подобными отклонениями имеют слабое здо­ровье в целом, подвержены головокружениям, приступам слабости, перепадам артериального давления. Соответ­ственно, процесс обучения затрудняется сниженным вос­приятием.

В задачи коррекционной педагогики входят такие, как своевременное выявление и исправление нарушений, обу­чение родителей и педагогов общим понятиям логопедии.

В течение коррекционных занятий происходит

  • стимули­рование познавательных потребностей ребенка,

  • корректи­рование патологий и помощь в овладении процессом ум­ственной работы, которая, в свою очередь, необходима для продуктивного освоения языка.

Речевая активность также нуждается в повышенной стимуляции, так как дети с нарушениями вербализации своих высказываний отли­чаются пониженным коммуникативным уровнем. Для это­го производится стимуляция не только речевой, но и речемыслительной деятельности ученика, куда включается мотивированность высказывания, предвидение конечного результата, обучение отбору лексических, грамматичес­ких, синтаксических форм выражения своих мыслей.

Осо­бенности проведения коррекционно-педагогической рабо­ты с такими детьми заключается в том, что их пси­хофизическое состояние крайне неустойчиво, следовательно, постоянно меняется их настрой на работу, возникает рас­сеивание внимания, быстрая утомляемость. Следует по­мнить и о том, что восприятие оценок и замечаний педа­гогов крайне обострено. Принимая во внимание все выше­сказанное, при коррекционной работе рекомендуется об­легченный режим обучения. Облегченный режим обуче­ния характеризуется индивидуальным подходом и особым психологическим климатом. Педагог должен мягко и кор­ректно указывать на ошибки ученика, более детально и подробно излагать свои инструкции, обращая внимание на манеру собственной речи. Речь преподавателя должна быть четкой, внятной, выразительнойа предложения — короткими, без сложных оборотов. Например, заикающихся детей рекомендуется опрашивать с места, не в первую оче­редь или после занятий, не заменяя устный ответ пись­менным.

В случае более тяжелых нарушений предлагается пере­вод ребенка в специальную школу, где существует две раз­новидности классов — для детей с тяжелой степенью заи­кания и поражениями центральной нервной системы (на­пример, афазией). Учебная программа в таких школах более растянута во времени (12 лет обучения) и имеет ряд специфических коррекционных приемов. Характерна и низкая численность учащихся в классе (не более 12 чело­век). После окончания такой школы дети получают аттес­тат о неполном среднем образовании. В образовательных программах таких школ предусмотрено среднее специаль­ное образование. При этом образовательная работа соче­тается с лечебно-оздоровительными мероприятиями, со­блюдается единство коррекции речи, общей жизнедеятельности организма и психических процессов. Работа с вока­булярием детей направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, умение оперировать лекси­ческими единицами с полным осознанием семантики для построения связного и точного высказывания.


34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:

  • развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым) ;

  • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности) . Развитие подвижности органов артикуляции;

  • стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов) ;

  • коррекция кормления (сосания, глотания, жевания) . Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес. ) , подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес. ) ;

  • развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного просиживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания) ;

  • развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка) ;

  • формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук) ;

  • формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

  • формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению) , способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

  • формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации) ;

  • развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова) ;

  • стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия) ;

  • формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.


Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

  • развитие игровой деятельности;

  • развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми) . Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

  • развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

  • развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

  • формирование математических представлений;

  • развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

  • подготовка к школе.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:

  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений, коррекция высших корковых функций, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Устранение (по возможности) или ослабление психотравмирующих моментов (в том числе негативных психотравмирующих факторов социального плана, например неблагоприятных условий жизни и деятельности ребенка в семье, неправильного педагогического подхода к воспитанию ребенка и т.д.).

Определение и практическая реализация рационального (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) режима дня и учебной деятельности. Организация целенаправленного поведения ребенка; формирование адекватного поведения в различных социально-бытовых ситуациях.

Установление позитивного тесного эмоционального контакта с ребенком, включение его в увлекательную деятельность (совместно с педагогом и другими детьми) – с учетом его интересов и склонностей. Поддерживание позитивного контакта с ребенком в течение всего периода педагогической работы в данном образовательном учреждении.

Сглаживание и постепенное преодоление отрицательных качеств личности у детей с эмоционально-волевыми расстройствами (замкнутость, негативизм /в том числе речевой негативизм/, раздражительность, сензитивность /в частности, повышенная чувствительность к неудачам/, безразличное отношение к проблемам окружающих, к своему положению в детском коллективе и др.).

Важное значение имеет преодоление и предупреждение невротических реакций: эгоцентризм, инфантильность с постоянной зависимостью от окружающих, неуверенность в своих силах и др. С этой целью предусматривается:


предупреждение аффективных реакций, реактивного поведения; недопущение возникновения социально-бытовых ситуаций, вариантов межличностных контактов между детьми, провоцирующих аффективные реакции у ребенка;

рациональная, четкая, продуманная словесная регуляция деятельности ребенка;

предупреждение учебных (психологических) перегрузок и переутомления, своевременное переключение внимания ребенка с данной конфликтной ситуации на другой вид деятельности, на обсуждение «нового» вопроса и т.д.

Формирование социально-положительных личностных качеств: общительности, социальной активности, способности к волевым усилиям, стремления к преодолению встречающихся трудностей, к самоутверждению в коллективе в сочетании с благожелательным, корректным отношением к окружающим;

Формирование правильных взаимоотношений детей в детском коллективе (прежде всего, нормализация или установление правильных межличностных отношений между ребенком, страдающим эмоционально-волевыми нарушениями, и другими детьми воспитательской группы /класса); проведение разъяснительной работы с окружающими данного ребенка детьми. Обучение ребенка сотрудничеству с другими детьми и взрослыми;

Целенаправленное формирование у детей с эмоционально-волевыми нарушениями игровой, предметно-практической (в том числе художественно-изобразительной), учебной и элементарной трудовой деятельности; проведение на этой основе систематической разноплановой педагогической работы по нравственному, эстетическому воспитанию детей, формированию положительных качеств личности.

  • Приобщение к коллективным формам деятельности, вовлечение ребенка в совместную с другими детьми игровую, предметно-практическую и учебную деятельность. Формирование у ребенка навыков работы в коллективе: умений учитывать общие правила и цели данного вида деятельности, интересы других детей, умения подчиняться требованиям коллектива, соотносить свои действия с работой других и т.д

  • Развитие познавательных интересов и потребностей, формирование сознательного, ответственного отношения к своим обязанностям, выполняемым учебным заданиям, общественным поручениям и др.

  • Формирование устойчивых мотивов учебной и предметно-практической деятельности, соответствующей возрасту. Развитие речевого общения в ходе совместной с педагогом, с другими детьми деятельности (учебной, игровой, практической).

  • Воспитание целенаправленности и планомерности деятельности, формирование тормозных («сдерживающих») реакций, правильной самооценки собственной деятельности и поведения.

  • Развитие двигательных функций, общей и тонкой ручной моторики,в том числе при формировании предметно-практической деятельности в различных ее видах. Подготовка к овладению двигательным актом письменной деятельности. Лечебная физкультура в коррекционной работе с детьми-аутистами имеет очень важное значение. В связи с недоразвитием функций вестибулярного аппарата особое значение приобретают упражнения на равновесие, координацию движений, ориентировку в пространстве.


36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

Группы детей с комплексными нарушениями в развитии:

  • Дети со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем — зрения и слуха

  • Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом

  • Дети с нарушениями зрения и интеллекта

  • Дети с нарушениями опорно-двигательной системы и интеллекта

  • Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства

  • Речевые нарушения первичного характера у детей со слуховой недостаточностью

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

  • стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;

  • развитие общей и ручной моторики;

  • развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

  • обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

  • развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов; способность к концентрации и к распределению внимания; - готовность к сотрудничеству со взрослым; - стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности:

  • развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

  • профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

  • развитие социальных эмоций;

  • создание условий для развития самосознания и самооценки;

  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

  • развитие сферы образов-представлений;

  • формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретнопонятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

  • развитие пространственногогнозиса и конструктивного праксиса;

  • формирование пространственно-временных представлений;

  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

  • развитие творческих способностей;

  • совершенствование мнестической деятельности;

  • развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.