Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6947

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Эффективность труда незрячих, их «социальная ценность» стали для государства очевидными, вкладывать бюджетные средства в общее и профессиональное образование слепых имело смысл.

1939 г.  Приказ Наркомпроса РСФСР «О руководстве специальными школами» (декабрь).

Накануне Великой Отечественной войны специальным образованием удалось охватить большинство детей с нарушением слуха и с нарушением зрения, способных усвоить программу общеобразовательной школы 1—11 ступени. Эти тенденции в развитии практики обучения детей с нарушениями слуха и с нарушением зрения дадут себя знать в будущем.

1942 г. Приказ НКП РСФСР «Об улучшении подсобных хозяйств и организации сельскохозяйственного труда воспитанников детских домов» (февраль).

Распоряжение СНК СССР «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению» (июль).

1943 г.  Постановление СНК СССР «Об улучшении работы детских домов» (сентябрь).

Постановление СНК СССР «Об организации Академии педа­гогических наук РСФСР» (октябрь).

1956 г. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об ор­ганизации школ-интернатов» (сентябрь).

1960 г. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О школьном строительстве и мерах по укреплению матери­альной базы школ» (июнь).

Постановление Совета министров РСФСР «О сроках обуче­ния в общеобразовательных школах для слепых, слабовидя­щих, тугоухих и глухонемых детей» (сентябрь).

1963 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает «Поло­жение о школе-интернате с особым режимом для детей, перенёсших полиомиелит» (апрель).

1965 г. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию сети интернатов при школах и улуч­шению их работы» (февраль).

К середине 1960-х гг. были сформулированы и экспериментально проверены фундаментальные положения отечественной научной школы дефектологии — не потерявшие значения до настоя­щего времени идеи в области понимания природы и механизмов отклоняющегося развития, основ специального обучения и воспитания детей с особыми образовательными потреб­ностями.

М. С. Певзнер, С. С. Ляпидевский, Л. В. Нейман и А. И. Каплан представляют результаты многолетнего изучения первичных нарушений и дают подробную клиническую характеристику разных категорий детей по этим критериям: время наступления, степень выраженности, характер нарушения, его стойкость. Клиническая картина подкрепляется исследованиями физиологов и психологов, им удалось прояснить физиологические механизмы нарушений некоторых сфер деятельности детей с недостатками физического и умственного развития.

1974 г. Постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физическо­го развития» (январь).


Приказ Министерства просвещения СССР, вводящий новые Положения «Об областной и республиканской медико-педагогической комиссиях» и «Инструкции по приёму в школы для детей с дефектами умственного и физического разви­тия» (ноябрь).

1984 г. Закон «Об основных направлениях реформы общеобра­зовательной школы».

Задачи по строительству системы, поставленные государством, в середине 1930-х гг. были не просто решены, но многократно перевыполнены. Вместе с тем созданная в СССР система имела целый ряд отличительных черт:

  • в стране отсутствовал закон о специальном образовании;

  • государство оставалось единоличным заказчиком системы специального образования;

  • действующая система охватывала специальным обучением не более трети нуждающихся детей;

  • из процесса специального обучения государство практически исключило родителей и семью ребёнка;

  • контакты учащихся специальных школ с нормально раз­вивающимися сверстниками сводились к минимуму;

  • часть детей признавалась необучаемыми из-за их неспособности освоить ценз образования (аналогичные тенденции, имевшие место на этапе развития и дифференциации системы специального образования в других странах мира, в СССР были многократно усилены);

  • подавляющее большинство учителей, работавших в специальных школах, не имело высшего дефектологического образования;

  • практика специального обучения не была повсеместной, сеть специальных учебных заведений распределялась по территории страны неравномерно;

  • частная благотворительность находилась под запретом, специальная школа полностью зависела от поступлений из госбюджета;

В 1991 г. руководство Российской Федерации подпишет международные документы о правах инвалидов (лиц с ограниченными возможностями здоровья), формально переводя страну в пятый период отношения государства и общества к интересующим нас детям. Оценивая действующую систему специального образования по новым критериям, её заказчики а с начала 1990-х гг. в этой роли наряду с государством стали выступать родители и неправительственные организации, начинают говорить о необходимости ревизии и модернизации этой системы. Не завершив пройденный западными страна (на чей опыт России предстояло равняться) этап дифференциации системы специального образования, отечественная специальная школа неожиданно для себя окажется «переведённой» на третий этап — интеграции и инклюзии.

9. История развития специального образования за рубежом

  1. Первый период (VIII в. до н. э. по XII в. н. э. )

Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.

ок. 700 г. до н. э. Законодатель Спарты предписывает гражданам умерщвлять физически неполноценных детей.


ок. 450 г. до н. э. В Риме на двенадцати таблицах записываются законы, защищающие плебеев от злоупотреблений патрициев. Закон XII таблиц устанавливает политическое равноправие плебеев и патрициев — граждан, принадлежащих к разным сословиям. Закон XII таблиц — первый юридический документ, в котором объектом внимания становятся права людей с грубыми физическими и умственными недостатками. Закон признает их недееспособными.

Только в XII в. в Западной Европе призрение стало не только прерогативой церкви, но и вошло в сферы интересов государства. Была создана система призренческих учреждений, опекаемых церковью и светской властью, этот период считается окончательным этапом первого периода эволюции.

ок. 369 г. Открывается первый хоспис — странноприимный дом при монастыре (митрополит Василий Великий, Кесария Каппадокийская, Малая Азия).

IV в. Зафиксированы факты заботы православных христианских подвижников о калеках и слабоумных (епископ Николай, Ликия, Малая Азия), о слепых (епископ Лимнеус, Сирия). Отдельные монастыри в Византии начинают оказывать помощь слепым и калекам.

691 г. Трулльский собор (Византия) утверждает церковные каноны, противоречащие римским. Однако в части, касающейся отношения Церкви к юродивым, византийские и римские иерархи находят согласие и предписывают пастве не попустительствовать ни истинно бесноватым, ни юродивым.

805 г. Указ Карла Великого, запрещающий убивать людей, подозреваемых в одержимости бесом.

1198 г. Отгон IV Вельф (из рода Гогенштауфенов) основал первый светский приют для слепых (богадельню для ослепших крестоносцев) (Бавария)1.

1254—1260 г. Людовик IX строит в Париже приют на 300 мест для ослепших крестоносцев.

  1. Второй период (XIIIXVIII).

Эпохи Возрождения и Реформации характеризуются широким распространением идей гуманизма, что в сочетании с урбанизацией, развитием образования и книгопечатания и другими благоприятными факторами приводит к изменению отношения общества к людям с нарушениями развития, естественно, в западном обществе. Были предприняты первые попытки обучения детей, имеющих отклонения в сенсорном развитии.

Вторая половина XIII в. Дано юридическое определение идиотии и сумасшествия (Англия).

1305 г. Монашеское братство организует для душевнобольных странноприимный дом «Святого Духа» (Швеция, Упсала)

1409 г. В Европе появляются первые психиатрические учреждения — сумасшедшие дома (Испания, Валенсия).

1474 г. Опровергается мистическая природа глухоты (Нидерланды, Р. Агрикола).

XV—XVI вв. Люди с умственными и физическими недостатками привлекают внимание суда инквизиции. Психическое заболевание, врожденное уродство, глухонемота трактуются как наказание за грехи.

1550 г. Педро Понсе де Леон начинает индивидуальные занятия с глухонемыми детьми (Испания). Практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глухоты, а также утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухих.


1550—1575 гг. Дж. Кардано в ряде публикаций пытается обосновать причины глухоты и немоты, предлагает классификацию глухих, а также рекомендации по их обучению (Италия).

1578 г. Педро Понсе де Леон представляет родителям глухих учеников письменный отчет о результатах специального обучения. Первое документированное свидетельство успешного индивидуального обучения глухих детей (Испания).

Первоначальный опыт обучения не вызвал необходимости в организации специального образования для людей с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о судьбе этой категории людей, в итоге в XVII в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию Великой французской революции дает обществу новый взгляд на людей с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.

1770 г . Ш. Эпе открывает частную школу для глухих (Франция, Париж).

1778 г. Открытие первого учебного заведения для глухонемых в немецких землях (Саксония, С. Гейнике).

1779 г. Открыто первое учебное заведение для глухих в Австрии.

1784 г. В. Гаюи берется выучить молодого слепого нищего Ф. Лезюэра грамоте (Франция, Париж).

1784 г. Открытие первого в мире учебного заведения для слепых (Франция, Париж, В. Гаюи).

Завершается этот период признанием верховной и городской властью своей ответственности за социальную опеку инвалидов и первым признанием государством возможности обучения глухого и слепого ребенка.

  1. Третий период (конец XVIII в. — начало ХХ в.)

И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.

1789 г. Частная школа Эпе получает статус Национального института глухих.

1791 г. Возглавляемый Гаюи Королевский институт слепых получает статус Национального института слепых.

1791 г. В Англии открыто первое учебное заведение для слепых.

1796 г. Открыт первый британский приют для умалишенных и слабоумных (В. Тьюк).

1803 г. Первая попытка обучения малоспособных учеников, открытие «добавочных» классов (Германия).

Развитие специального образования на Западе стало логичным следствием принятия законов о всеобщем образовании. Понимание невозможности одинакового обучения здоровых детей и детей с нарушениями развития привело к тому, что аномальные дети были выделены в отдельную категорию, требующую особых образовательных условий. Обучению подлежат дети с нарушениями слуха и зрения и умственно отсталые дети.

1814-1882 гг. Европейские страны принимают закон о начальном всеобщем обучении: Дания (1814), Швеция (1842), Норвегия (1848), Италия (1877), Англия (1880), Франция (1882).


1820 г. Публикуются «Размышления о слабоумных детях с точки зрения их различия, основных причин, признаков и средств приблизиться к ним легким способом с помощью обучения» (Германия, И. Вайзе).

1825 г. Открытие публичных больниц для душевнобольных (Великобритания).

1828 г. Открыто мужское отделение для идиотов при психиатрической лечебнице (Биссетр, Франция) (Э. Сеген).

1829 г. Л. Брайль сообщает в печати об изобретении шрифта для слепых.

1831 г. Открыто женское отделение для идиотов при психиатрической больнице (Сальпетриер, Франция).

1833 г. Основан Парижский ортофренический институт – учреждение для слабоумных (Ф. Вуазен, Франция). Англия принимает первый закон об ограничении детского труда.

1835 г. Открыт первый в Германии благотворительный приют для слабоумных (пастор Хальденваг).

1841 г. Открыта первая частная школа для умственно отсталых (идиотов) (Франция, Париж, Э. Сеген). Открыта Абендбергская школа-приют для идиотов и эпилептиков (Швейцария, И. Гуггенбюль).

1846 г. Открыт первый британский благотворительный приют для слабоумных детей (Англия, мисс Уайт).

1847 г. Попытка совместного обучения глухонемых и слышащих (Франция, А. Бланше).

1877 г. У. Айрленд публикует «Идиотизм и тупоумие» — трактат, содержащий педагогические и методические рекомендации по обучению слабоумных (Англия).

Признание права детей с отклонениями на обучение влечет за собой организацию нормативно-правовой базы и выявление источников финансирования.

1880-е гг. Дания вводит дифференцированное обучение детей с нарушением слуха. Открываются школы и классы для глухих, слабослышащих, для умственно отсталых глухих (подготовительные и «А», «В», «С» классы).

1890-егг. В Германии завершено организационное оформление дифференцированной системы учреждений для разных категорий слабоумных: благотворительные приюты для глубоко отсталых (частные); лечебно-педагогические заведения для глубоко отсталых (частные и государственные); вспомогательные классы и школы для детей с легкими формами умственной отсталости (государственные).

1900г. На Парижском конгрессе психиатров Д. Бурневиль предлагает классификацию слабоумия. В Швеции возникает общественное движение за создание классов для умственно отсталых детей.

1901г. В Швеции открываются первые вспомогательные классы. Во Франции ограничены права духовных орденов и конгрегации.

1915г. Немецкий психиатр Э. Крепелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием «задержка психического развития» и ввел термин «олигофрения».

Таким образом, на этом этапе можно говорить о возникновении и становлении специального образования как о результате взаимодействия государственных и негосударственных учреждений образования.

  1. Четвертый период (ХХ в. до 1970-х гг.)

Этот период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных учреждений для детей с нарушениями развития, расширением возрастных рамок специальной педагогики до дошкольной и после школьной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны.