Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 481
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческое право как отрасль права
2. Предмет, метод и принципы коммерческого права
1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом
2. Соотношение коммерческого и торгового права
1. Периодическая классификация коммерческого права
2. Современный этап развития мирового торгового права
2. Правовое обеспечение развития товарного рынка
1. Правовое регулирование ценообразования
1. Деятельность оптовых ярмарок
1. Правовое регулирование торгов
2. Признание торгов недействительными
2. Объекты торгов на фондовых биржах
1. Характеристика прав потребителей
2. Содержание прав потребителей
2. Недобросовестная конкуренция
По своим видам монополистическая деятельность делится на:
индивидуальную;
коллективную;
договорную;
внедоговорную.
Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:
1)в письменной форме, если эти соглашения являются до говорами коммерческой концессии;
2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из ко торых на любом товарном рынке не превышает 20%. Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает дейст вия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить
111
конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. Запрещаются соглашения между федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:
повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
112
ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий
Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
Естественные монополии характеризуются следующими признаками:
удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
В Российской Федерации естественная монополия установлена в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Методы регулирования естественных монополий:
ценовой;
неценовой. Ценовой метод регулирования естественных монополий — это
установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний. Неценовой метод регулирования естест-
113
венных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам.
Положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в РФ, является ФЗ «О естественных монополиях».
ЛЕКЦИЯ № 41. Регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг
Финансовая деятельность и финансовые услуги — деятельность юридических и физических лиц. В качестве финансовой услуги рассматриваются банковские операции, страховые операции, услуги на рынке ценных бумаг, лизинговые и иные операции. Рынком финансовых услуг считается сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ и ее части исходя из места предоставления услуги потребителям.
Существуют особенности определения доминирующего положения на рынке финансовых услуг. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим положения кредитной организации с учетом ограничений устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством РФ. Порядок определения доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ в соответствии с условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утверждаемых постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 359). Для страховых организаций эти показатели составляют 10 и 25% соответственно).
Особенностью недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг является ее проявление в форме концентрации капиталов.
115
Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. Это кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда; профессиональный участник рынка ценных бумаг (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).
В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым услугам можно отнести:
привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
предоставление кредита;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
выдача банковских гарантий;
услуги на рынке ценных бумаг;
услуги по договору лизинга;
страхование имущества;
личное страхование, в том числе медицинское страхование;
10)негосударственное пенсионное страхование; 11)страхование ответственности и др.
Центральный банк РФ обязан представить по запросу федерального антимонопольного органа в письменной форме принятые Центральным банком РФ нормативные акты, а также информацию, необходимую для проведения федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг кредитной организации и осуществления контроля за ее состоянием.
В случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями, активами кредитной организации или правами в отношении кре-
116
дитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации:
приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций АО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций;
приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества;
приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 1/3 долей и не более чем 50% долей в уставном капитале ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей;
приобретение голосующих акций АО лицом (группой лиц), в распоряжении которого находится не менее чем 25% голосующих акций АО, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций;
приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 2/3 долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 2/3 указанных долей;
приобретение голосующих акций АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций АО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций;
приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством РФ;
приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок прав, позволяющих определить условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организации или осуществлять функции ее исполнительного органа.
117
Антимонопольный орган должен быть уведомлен:
финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если стоимость ее активов по последнему балансу не превышает величину, установленную Правительством РФ (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ), — не позднее чем через 45 дней после даты слияния;
финансовой организацией о присоединении к ней другой финансовой организации, если стоимость активов по последнему балансу созданной в результате присоединения финансовой организации не превышает величину, установленную Правительством РФ, — не позднее чем через 45 дней после даты присоединения.
ЛЕКЦИЯ № 42. Государственное
регулирование конкуренции
на товарном и финансовом рынках
Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.
Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.
Функции антимонопольного органа:
нормотворческая;
наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);
разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);
пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).