Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 481

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

  1. индивидуальную;

  2. коллективную;

  3. договорную;

  4. внедоговорную.

Индивидуальная монополистическая деятельность прояв­ляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1)в письменной форме, если эти соглашения являются до­ говорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из ко­ торых на любом товарном рынке не превышает 20%. Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает дейст­ вия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить

111

конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагают­ся на их участников или третьих лиц ограничения, не соответст­вующие достижению целей таких действий (бездействия), согла­шений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

  1. совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российско­го производства на мировом товарном рынке;

  2. получение покупателями преимуществ (выгод), соразмер­ных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующи­ми субъектами в результате действий (бездействия), соглаше­ний и согласованных действий, сделок. Запрещаются соглашения между федеральными органами

исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осу­ществляющими функции указанных органов органами и органи­зациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организация­ми согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут при­вести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

  1. повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотре­ны федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

  2. экономически, технологически и иным образом не обос­нованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуе­мых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

  4. ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.


112

ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема произ­водства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Естественные монополии характеризуются следующими призна­ками:

  1. удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конку­ренции в силу технологических особенностей производства;

  2. товары, производимые субъектами естественной монопо­лии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

В Российской Федерации естественная монополия установлена в следующих сферах:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

  2. транспортировка газа по трубопроводам;

  3. услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

  4. железнодорожные перевозки;

  5. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

  6. услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Методы регулирования естественных монополий:

  1. ценовой;

  2. неценовой. Ценовой метод регулирования естественных монополий — это

установление цен или предельных тарифов на продукцию вышепе­речисленных компаний. Неценовой метод регулирования естест-

113

венных монополий состоит в определении потребителей, под­лежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам.

Положение хозяйствующего субъекта естественной монопо­лии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в РФ, является ФЗ «О естествен­ных монополиях».

ЛЕКЦИЯ № 41. Регулирование конкуренции на рынке финансовых услуг


Финансовая деятельность и финансовые услуги — деятельность юридических и физических лиц. В качестве финансовой услуги рассматриваются банковские операции, страховые операции, услуги на рынке ценных бумаг, лизинговые и иные операции. Рынком финансовых услуг считается сфера деятельности финан­совых организаций на территории РФ и ее части исходя из места предоставления услуги потребителям.

Существуют особенности определения доминирующего поло­жения на рынке финансовых услуг. Условия признания домини­рующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) с учетом ограничений устанавливаются Правительством РФ. Условия признания доминирующим поло­жения кредитной организации с учетом ограничений устана­вливаются Правительством РФ по согласованию с Централь­ным банком РФ. Доминирующее положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) устана­вливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством РФ. Порядок определения доминирующего положения кредитной организации утверждается Правитель­ством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращаю­щийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ в соответствии с условиями признания домини­рующим положения финансовой организации (за исклю­чением кредитной организации), утверждаемых постанов­лением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 359). Для страховых организаций эти показатели составляют 10 и 25% соответственно).

Особенностью недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг является ее проявление в форме концентрации капиталов.

115

Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказываю­щий финансовые услуги. Это кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пен­сионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управ­ляющая компания негосударственного пенсионного фонда, спе­циализированный депозитарий инвестиционного фонда, специа­лизированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсион­ного фонда; профессиональный участник рынка ценных бумаг (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).


В соответствии с ч.1 ст.18 ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым услугам можно отнести:

  1. привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

  2. открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

  3. предоставление кредита;

  4. инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас­четных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

  5. выдача банковских гарантий;

  6. услуги на рынке ценных бумаг;

  7. услуги по договору лизинга;

  8. страхование имущества;

  9. личное страхование, в том числе медицинское страхо­вание;

10)негосударственное пенсионное страхование; 11)страхование ответственности и др.

Центральный банк РФ обязан представить по запросу федераль­ного антимонопольного органа в письменной форме принятые Центральным банком РФ нормативные акты, а также информа­цию, необходимую для проведения федеральным антимонополь­ным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг кре­дитной организации и осуществления контроля за ее состоянием.

В случае, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ (при осуществлении сделок с акциями, активами кредитной организации или правами в отношении кре-

116

дитной организации такая величина устанавливается Прави­тельством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ), с предварительного согласия антимонопольного органа осуществ­ляются следующие сделки с акциями (долями), активами финан­совой организации или правами в отношении финансовой орга­низации:

  1. приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций АО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоря­жаться более чем 25% указанных акций;

  2. приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капи­тале ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распо­ряжаться более чем 1/3 долей в уставном капитале данного общества;

  3. приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 1/3 долей и не более чем 50% долей в уставном капитале ООО, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей;

  4. приобретение голосующих акций АО лицом (группой лиц), в распоряжении которого находится не менее чем 25% голосующих акций АО, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% таких голосующих акций;

  5. приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 2/3 долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 2/3 указанных долей;

  6. приобретение голосующих акций АО лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем 50% и не более чем 75% голосующих акций АО, если такое лицо (группа лиц) получа­ет право распоряжаться более чем 75% таких голосующих акций;

  7. приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок активов финансовой организа­ции, размер которых превышает величину, установленную Правительством РФ;

  8. приобретение лицом (группой лиц) в результате одной сделки или нескольких сделок прав, позволяющих определить условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организации или осуществлять функции ее исполнительного органа.


117

Антимонопольный орган должен быть уведомлен:

  1. финансовой организацией о ее создании в результате слияния финансовых организаций, если стоимость ее активов по последнему балансу не превышает величину, установлен­ную Правительством РФ (при создании в результате слияния кредитной организации такая величина устанавливается Пра­вительством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ), — не позднее чем через 45 дней после даты слияния;

  2. финансовой организацией о присоединении к ней другой финансовой организации, если стоимость активов по послед­нему балансу созданной в результате присоединения финан­совой организации не превышает величину, установленную Правительством РФ, — не позднее чем через 45 дней после даты присоединения.

ЛЕКЦИЯ № 42. Государственное

регулирование конкуренции

на товарном и финансовом рынках

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные мето­ды и механизмы формирования конкурентных отношений. К та­ким механизмам относят увеличение числа однородных пред­приятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в об­ласти ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонополь­ная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Анти­монопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

  1. нормотворческая;

  2. наблюдательная (ведение реестра доминирующих органи­заций);

  3. разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

  4. пресекательная (проводит антимонопольное расследова­ние, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение ком­мерческой организации, занимающей доминирующее поло­жение, если она им злоупотребляет).