Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 489

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Коммерческое право как отрасль права

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права

1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом

2. Соотношение коммерческого и торгового права

1. Периодическая классификация коммерческого права

2. Современный этап развития мирового торгового права

1. Коммерческие организации

2. Некоммерческие организации

1. Понятие товара

2. Виды товаров

1. Товарооборот

2. Товары, изъятые из оборота

1. Структура товарного рынка

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Правовое регулирование ценообразования

2. Виды цен

1. Деятельность оптовых ярмарок

2. Выставки

1. Правовое регулирование торгов

2. Субъекты торгов

1. Проведение торгов

2. Признание торгов недействительными

1. Биржевая торговля

2. Виды бирж

1. Фондовые биржи

2. Объекты торгов на фондовых биржах

1. Характеристика прав потребителей

2. Содержание прав потребителей

1. Понятие конкуренции

2. Недобросовестная конкуренция

1. Договор купли-продажи

2. Виды договоров купли-продажи

1. Дилерский договор

2. Дистрибьюторский договор

1. Платежное поручение

2. Платежное требование

119

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

  1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осу­ществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

  2. выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонополь­ного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

  3. предупреждает монополистическую деятельность, недоб­росовестную конкуренцию, другие нарушения антимоно­польного законодательства;

  4. осуществляет государственный контроль за экономиче­ской концентрацией в сфере использования земли, недр, вод­ных и других природных ресурсов, в том числе при проведе­нии торгов.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномо­чия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):

  1. возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимоно­польного законодательства;

  2. выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:

а)о прекращении ограничивающих конкуренцию согла­ шений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обес­ печение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъек­ том доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

в)о прекращении нарушения правил недискриминацион­ ного доступа к товарам;

г)о прекращении недобросовестной конкуренции;

д)о недопущении действий, которые могут являться пре­ пятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и на­ рушению антимонопольного законодательства;

120

е)об устранении последствий нарушения антимонополь­ ного законодательства;

ж)о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

з) о восстановлении положения, существовавшего до на­ рушения антимонопольного законодательства; и) о заключении договоров, изменении условий догово­ ров или расторжении договоров;


к) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

л) об изменении или ограничении использования фир­менного наименования;

м) о выполнении экономических, технических, информа­ционных и иных требований об устранении дискримина­ционных условий и о предупреждении их создания; н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

  1. выдает федеральным органам исполнительной власти, ор­ганам исполнительной власти субъектов РФ, органам мест­ного самоуправления, государственным внебюджетным фон­дам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;

  2. направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законода­тельством принятых ими актов и (или) прекращении их дей­ствия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

  3. привлекает к ответственности за нарушение антимоно­польного законодательства коммерческие организации и не­коммерческие организации, их должностных лиц, должност­ных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государ­ственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч.1 ст.23 ФЗ «О за­щите конкуренции»);

  4. обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

121

  1. участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;

  2. ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%;

  3. устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

10)утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;

11)утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ); 12)издает нормативные правовые акты;

13)дает разъяснения по вопросам применения антимонополь­ного законодательства;

14)дает заключения о наличии или отсутствии признаков ог­раничения конкуренции;

15)вносит в лицензирующие органы предложения об аннули­ровании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий и др.


ЛЕКЦИЯ № 43. Поставки продукции для государственных нужд

Федеральные государственные нужды — это потребности РФ в продукции, которая необходима для решения задач жизнеобес­печения, обороны и безопасности страны и для реализации фе­деральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставка продукции для государственных нужд осуществляется путем заключения с пред­приятиями, учреждениями, организациями государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.

Для осуществления поставок продукции для государственных нужд совершаются следующие действия:

  1. Правительство РФ утверждает перечень государственных заказчиков продукции;

  2. определяется государственный заказчик, которым может быть федеральный орган исполнительной власти, федераль­ное казенное предприятие или государственное учреждение;

  3. размещаются заказы на поставку продукции для федераль­ных государственных нужд путем открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов, аукционов);

  4. государственные заказчики обеспечиваются финансовыми средствами в объеме, который устанавливается федеральным бюджетом;

  5. государственные заказчики являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечению федеральных государственных нужд;

  6. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательст­вам государственного заказчика в пределах средств, выделяе­мых из федерального бюджета.

Целями поставки продукции для федеральных государствен­ных нужд являются:

  1. поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства;

  2. обеспечение экспортных поставок продукции для выпол­нения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств РФ;

123

  1. создание и поддержание государственных материальных резервов РФ;

  2. реализация федеральных целевых программ.

Поставки продукции для государственных нужд обеспечи­ваются за счет средств соответствующего бюджета и внебюджет­ных источников, которые привлекаются для этих целей. Феде­ральные государственные нужды и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.


При поставке продукции для федеральных государственных нужд устанавливаются обязательные условия:

  1. соответствие указанной продукции действующим стан­дартам;

  2. поставка только российских товаров.

В государственном контракте на поставку продукции для феде­ральных государственных нужд:

  1. определяются права и обязанности государственного за­казчика и поставщика по обеспечению федеральных государ­ственных нужд;

  2. регулируются отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта;

  3. может быть предусмотрен контроль со стороны государст­венного заказчика за ходом работ по выполнению государст­венного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Поставщики продукции, предприятия, выполняющие работы

и оказывающие услуги для федеральных государственных нужд, определяются путем проведения конкурса. Конкурс может быть:

  1. открытым;

  2. закрытым;

  3. обычным;

  4. двухэтапным. Наиболее распространенным является обычный открытый

конкурс.

Стадии конкурса для определения поставщика продукции для

федеральных государственных нужд:

1) опубликование в средствах массовой информации объяв­ления о проведении конкурса;

124

  1. направление обратившимся кандидатам информации о планируемых поставках для федеральных государственных нужд с описанием условий поставки, предлагаемых государст­венным заказчиком;

  2. получение предложений от кандидатов по организации поставок;

  3. оценка поступивших предложений;

  4. выбор победителя конкурса;

  5. заключение с победителем конкурса государственного контракта. Для того чтобы принять участие в конкурсе, к кандидатам

предъявляются специальные требования:

  1. они должны обладать необходимыми производственными мощностями и иными возможностями для выполнения госу­дарственного заказа;

  2. они должны быть российскими предприятиями (допуск к конкурсу иностранных предприятий возможен в исключи­тельных случаях — при отсутствии производства указанного вида продукции в РФ или нецелесообразности такого произ­водства);

  3. в случае представления недостоверной информации кан­дидаты могут быть отстранены от участия в конкурсе. Поставщики вправе требовать от организатора открытого


конкурса разъяснения конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен ответить на запросы поставщиков, полученные до истечения срока подачи заявок на участие в от­крытом конкурсе о разъяснениях положений конкурсной до­кументации. Организатор открытого конкурса должен направить поставщикам разъяснение положений конкурсной документации в установленные сроки.

При рассмотрении предложений конкурсантов ведется протокол проведения конкурса, в котором указываются:

  1. краткое описание поставляемых товаров;

  2. наименование и адреса участников конкурса;

  3. перечень участников конкурса, которые не прошли пред­варительный отбор;

  4. цены товаров, предложенные участниками конкурса;

  5. наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров;

125

  1. основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе;

  2. причины, по которым государственный контракт не заключен.

Победителем по результатам конкурса определяется участник, предложивший лучшие условия поставки. Организатор открыто­го конкурса обязан опубликовать в СМИ информацию о резуль­татах открытого конкурса — о наименовании победителя откры­того конкурса, наименованиях поставляемых им товарах и ценах поставляемых товаров.

Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:

  1. предметом государственного контракта являются поставки товаров для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;

  2. технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков. При закрытом конкурсе объявление в СМИ о его проведении не публикуется, а конкурсные мате­риалы направляются непосредственно заранее отобранным конкурсной комиссией кандидатам.

При двухэтапном конкурсе с его участниками предварительно проводятся переговоры, конкретизируются условия, после чего проводится второй этап — непосредственно конкурс.

Контроль за проведением конкурса на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляет государ­ственный орган, уполномоченный Правительством РФ.

ЛЕКЦИЯ № 44. Приемка товаров по количеству

Поставка товаров характеризуется возложением определенно­го ряда обязанностей на грузоотправителей и грузополучателей.