Файл: Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческое право как отрасль права
2. Предмет, метод и принципы коммерческого права
1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом
2. Соотношение коммерческого и торгового права
1. Периодическая классификация коммерческого права
2. Современный этап развития мирового торгового права
2. Правовое обеспечение развития товарного рынка
1. Правовое регулирование ценообразования
1. Деятельность оптовых ярмарок
1. Правовое регулирование торгов
2. Признание торгов недействительными
2. Объекты торгов на фондовых биржах
1. Характеристика прав потребителей
2. Содержание прав потребителей
2. Недобросовестная конкуренция
119
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):
обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;
осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.
Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):
возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:
а)о прекращении ограничивающих конкуренцию согла шений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обес печение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъек том доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в)о прекращении нарушения правил недискриминацион ного доступа к товарам;
г)о прекращении недобросовестной конкуренции;
д)о недопущении действий, которые могут являться пре пятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и на рушению антимонопольного законодательства;
120
е)об устранении последствий нарушения антимонополь ного законодательства;
ж)о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
з) о восстановлении положения, существовавшего до на рушения антимонопольного законодательства; и) о заключении договоров, изменении условий догово ров или расторжении договоров;
к) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования;
м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания; н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;
направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении их действия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч.1 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции»);
обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
121
участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;
ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%;
устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
10)утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;
11)утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ); 12)издает нормативные правовые акты;
13)дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
14)дает заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции;
15)вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий и др.
ЛЕКЦИЯ № 43. Поставки продукции для государственных нужд
Федеральные государственные нужды — это потребности РФ в продукции, которая необходима для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставка продукции для государственных нужд осуществляется путем заключения с предприятиями, учреждениями, организациями государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.
Для осуществления поставок продукции для государственных нужд совершаются следующие действия:
Правительство РФ утверждает перечень государственных заказчиков продукции;
определяется государственный заказчик, которым может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение;
размещаются заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов, аукционов);
государственные заказчики обеспечиваются финансовыми средствами в объеме, который устанавливается федеральным бюджетом;
государственные заказчики являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечению федеральных государственных нужд;
Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
Целями поставки продукции для федеральных государственных нужд являются:
поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства;
обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств РФ;
123
создание и поддержание государственных материальных резервов РФ;
реализация федеральных целевых программ.
Поставки продукции для государственных нужд обеспечиваются за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников, которые привлекаются для этих целей. Федеральные государственные нужды и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
При поставке продукции для федеральных государственных нужд устанавливаются обязательные условия:
соответствие указанной продукции действующим стандартам;
поставка только российских товаров.
В государственном контракте на поставку продукции для федеральных государственных нужд:
определяются права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд;
регулируются отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта;
может быть предусмотрен контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Поставщики продукции, предприятия, выполняющие работы
и оказывающие услуги для федеральных государственных нужд, определяются путем проведения конкурса. Конкурс может быть:
открытым;
закрытым;
обычным;
двухэтапным. Наиболее распространенным является обычный открытый
конкурс.
Стадии конкурса для определения поставщика продукции для
федеральных государственных нужд:
1) опубликование в средствах массовой информации объявления о проведении конкурса;
124
направление обратившимся кандидатам информации о планируемых поставках для федеральных государственных нужд с описанием условий поставки, предлагаемых государственным заказчиком;
получение предложений от кандидатов по организации поставок;
оценка поступивших предложений;
выбор победителя конкурса;
заключение с победителем конкурса государственного контракта. Для того чтобы принять участие в конкурсе, к кандидатам
предъявляются специальные требования:
они должны обладать необходимыми производственными мощностями и иными возможностями для выполнения государственного заказа;
они должны быть российскими предприятиями (допуск к конкурсу иностранных предприятий возможен в исключительных случаях — при отсутствии производства указанного вида продукции в РФ или нецелесообразности такого производства);
в случае представления недостоверной информации кандидаты могут быть отстранены от участия в конкурсе. Поставщики вправе требовать от организатора открытого
конкурса разъяснения конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен ответить на запросы поставщиков, полученные до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе о разъяснениях положений конкурсной документации. Организатор открытого конкурса должен направить поставщикам разъяснение положений конкурсной документации в установленные сроки.
При рассмотрении предложений конкурсантов ведется протокол проведения конкурса, в котором указываются:
краткое описание поставляемых товаров;
наименование и адреса участников конкурса;
перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор;
цены товаров, предложенные участниками конкурса;
наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров;
125
основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе;
причины, по которым государственный контракт не заключен.
Победителем по результатам конкурса определяется участник, предложивший лучшие условия поставки. Организатор открытого конкурса обязан опубликовать в СМИ информацию о результатах открытого конкурса — о наименовании победителя открытого конкурса, наименованиях поставляемых им товарах и ценах поставляемых товаров.
Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:
предметом государственного контракта являются поставки товаров для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;
технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков. При закрытом конкурсе объявление в СМИ о его проведении не публикуется, а конкурсные материалы направляются непосредственно заранее отобранным конкурсной комиссией кандидатам.
При двухэтапном конкурсе с его участниками предварительно проводятся переговоры, конкретизируются условия, после чего проводится второй этап — непосредственно конкурс.
Контроль за проведением конкурса на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляет государственный орган, уполномоченный Правительством РФ.
ЛЕКЦИЯ № 44. Приемка товаров по количеству
Поставка товаров характеризуется возложением определенного ряда обязанностей на грузоотправителей и грузополучателей.