Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 22

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

УЧАЩИХСЯ

  1. Воспитание добросовестного отношения к тру­ ду и сбережению материальных ценностей как фак­ тор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.

  2. Сущность трудового воспитания, трудового обу­ чения и профессиональной ориентации. Понятие тру­ долюбия как личностного качества и его внутренняя структура.

  3. Основные виды трудовой деятельности школь­ ников.

400

  1. Воспитание у учащихся потребности в /пруде, бережном отношении к материальным ценностям об­ щества и личным вещам.

  2. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия.

  3. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельнос­ ти школьников.

  4. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся.

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудо­вого воспитания. Как отмечалось в главе о целях вос­питания, успешное формирование личности в современ­ной школе может осуществляться только на основе разум­но организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передо­вые представители философской и педагогической мыс­ли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального пре­стижа человека, его священный долг, фундамент личност­ного развития. Правильно осуществляемое трудовое вос­питание, непосредственное участие школьников в обще­ственно полезном, производительном труде является дей­ственным фактором гражданского взросления, морально­го и интеллектуального формирования личности, ее физи­ческого развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребу­ются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступа­ет как весьма существенная педагогическая тенденция.


В этом отношении большой интерес представляет высказывание польского ученого и просветителя Яна Сня-децкого (1756-1830)1:

В знаменитых семействах наших два порока, демора­лизующих людей: праздность и отвращение к занятиям и

1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 164.

401

труду, а потому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие.

Тем большее значение приобретает трудовое воспита­ние в условиях научно-технического прогресса и рыноч­ной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и спо­собность к быстрому овладению более совершенными тру­довыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспита­тельного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и других странах. С 1987/88 учебного года во всех основных школах (обычно с 9-х классов) Баварии введен предмет "Трудовое обучение", с учащимися про­водится производственная практика в течение одной-двух недель, во время которой они занимаются производитель­ным трудом, приобретают трудовые умения и навыки, знакомятся с рабочими профессиями. В то же время вла­делец предприятия, на котором организуется практика, присматривается к учащимся и, бывает, что некоторых из них после окончания школы он приглашает работать на предприятии.

Необходимость трудового обучения и воспитания школах обусловила большое значение их научного ис­следования. Немало ценных идей по этой проблеме содер­жится в трудах классиков педагогики — Я.А.Коменского, Дж. Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследо­ваны П.Р.Атутовым, Н.И.Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.

В педагогике детально раскрываются функции трудо­вого воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании. В частности, обращается внимание на следующие из этих функций.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое разви­тие человека. Физиологические исследования показыва­ют, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повы-


402

шает его жизненную энергию и умственную работоспо­собность. Л.Н.Толстой в свое время писал:

При усидчивой умственной работе, без движения и теле­сного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна.

Такую же мысль высказывал и К.Д.Ушинский1:

Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные при­зраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спо­койного лица труда — тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, стра­дающих обыкновенно высокими страданиями людей, ко­торым нечего делать.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образователь­ной и технической подготовки, умения быстро овладе­вать новой технологией, способностей в области рациона­лизации и совершенствования трудовых приемов.

Исключительно велико значение труда в нравствен­ном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского созна­ния школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник гото­вится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключитель­но от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его мате­риальное благосостояние. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а при­готовлять к труду жизни"2.

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 342.

2 Там же. С. 348.

403

Существенная функция труда состоит в формиро­вании у учащихся товарищеских отношений, коллек­тивизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал1:

Только участие в коллективном труде позволяет челове­ку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отно­шению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда.


А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укреп-ления характера и гражданских чувств2:

Мы хорошо знаем,что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости.

Наконец, труд как фактор воспитания способству­ет жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умствен­ной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы влива­ются в сферу материального производства. Чтобы осуще­ствлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов об­щественно полезного труда, дать им возможность испы­тать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в ум­ственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение при обретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему из-вестный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду

1 Макаренко А.С. Соч. Т.4. С. 397.

2 Там же. С. 395-396.

404

серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой"1. Л.Н.Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обу­чения и профессиональной ориентации. Понятие тру­долюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику.

Трудовое воспитание есть процесс организации и сти­мулирования разнообразной трудовой деятельности уча­щихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отноше-- ния к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам.


Трудовое обучение выступает как специально органи­зованный педагогический процесс, направленный на ов­ладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых уме­ний и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специаль­ности в соответствии с имеющимися склонностями и спо­собностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, сле­дует отметить, что понятие трудовое воспитание явля­ется более широким по сравнению с трудовым обучени­ем и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфические функции, все эти три процесса взаимосвязаны и при ус­пешном их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что же такое трудолюбие?

Трудолюбие является результатом трудового воспита­ния, обучения и профессиональной ориентации и высту-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 354-355.

405

пает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением доб­росовестно выполнять любую необходимую работу и про­являть волевые усилия в преодолении тех преград, кото­рые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные ком­поненты:

  • потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

  • понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

  • наличие трудовых умений и навыков и их постоян­ ное совершенствование;

  • достаточно прочную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

3. Основные виды трудовой деятельности школьни­ков. Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в ка­кие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебны­ми занятиями. Начиная с 1-го класса, учащиеся зани­маются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллек­ций, простейших моделей, а в средних и старших классах школьники создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т.д. При изучении природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, органи-зуют работу по подкормке птиц и диких животных.