Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 368

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительное место в трудовом воспитании и обуче-нии занимают ручной труд в начальных классах, заня-тия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании иг­рает труд по самообслуживанию. Он включает: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов,

406

ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной биб­лиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Важным видом трудовой деятельности учащихся явля­ется общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, ле­карственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются уча­щиеся от 1 до 11-х классов.

Наконец, в трудовом воспитании большое значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей. Далеко за пределами Азербайджана пользуется извест­ностью Холданская средняя школа.

В этой школе при активном участии школьников постро­ен спортивный стадион и плавательный бассейн. Учащиеся выращивают саженцы фруктовых деревьев и реализуют их за деньги, разводят также для продажи розы. Они не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяй­ствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что мно­гое здесь зависит от инициативы, активности и заботы пе­дагогического коллектива, от его желания сделать труд дей­ственным средством обучения и воспитания учащихся.

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, береж­ном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Как отмечено выше, существенной зада­чей трудового воспитания является формирование у уча­щихся потребности в труде и бережном отношении к мате­риальным ценностям общества и личным вещам.

Только потребность создает внутреннее влечение к тру­довой деятельности, побуждает учащегося бережно отно­ситься к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное се­мейное воспитание заключается в том, чтобы стержне­вой линией в развитии ребенка было постепенное втяги­вание его в посильную и разнообразную трудовую деятель­ность. Вначале это бывает простейшая работа по самооб­служиванию, связанная с уходом за своими игрушками,


407

одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т.д. В лекции для родителей " Воспитание в труде" А.С.Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье1. Учас­тие в посильной и систематической трудовой деятельно­сти позволяет детям не только приучаться к домашнему ТРУДУ и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, при­выкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовых дел учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятель­ности учащихся и повышение ее значения требуют воз­буждения у них тех специфических внутренних проти­воречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются?

Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися "расхождения" между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику прихо­дится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятель­ности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, оказанию помощи близлежащим стройкам, про­мышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, стано­вится интересным, что и способствует стимулированию его трудовой активности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия меж-ду объемом имеющихся у них умений и навыков и необ-ходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккурат­ности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 4. С. 401-402.

408

Большие возможности для возбуждения потребнос­ти в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение уча­щимся их трудовых обязанностей, а также бережливо­сти как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выпол­нению любой работы.


В возбуждении у школьников переживания внутрен­них противоречий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям боль­шую роль играют формы организации трудовой деятель­ности. Какие же из этих форм получили распростране­ние в школьной практике? Важнейшими из них явля­ются следующие:

  • создание постоянных или временных ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Напри­ мер, могут функционировать постоянные звенья по ухо­ ду за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья орга­ низуются для выполнения эпизодической работы, напри­ мер для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

  • накопление и развитие трудовых традиций в школе, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздника труда" или праздника "В подарок школе", когда ученики всех классов изготавливают учебные по­ собия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выстав­ ки технического творчества школьников и т.д.;

  • в последние годы в школах создаются производствен­ ные кооперативы, в которых учащиеся занимаются про­ изводительным трудом и получают за это денежную плату;

  • эффективной формой возбуждения трудовой актив­ ности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.

5. Развитие сознательного отношения к труду, взгля­дов и убеждений по вопросам трудолюбия. Важной сто-

409

роной трудолюбия является глубокое понимание лич­ностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходи­мости вносить свой вклад в развитие экономики, созда­ние личного материального добробыта.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по лите­ратуре, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, на его чувства и моральное формирование. Развитие общественных фор­маций основывалось в конечном итоге на создании мате­риальных ценностей и жизненных средств, что влекло за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального прогресса был человек труда, его творческо-преобразующая деятель­ность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебно­го предмета, как история, и овладение им позволяет глу­боко осмысливать значение труда в развитии общества.


Возвышающая человека роль труда, его одухот­воряющая нравственная сущность ярко освещаются в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Некрасов, М.А.Шолохов, Я.Купала, Я.Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим мате­риалом не только расширяет кругозор учащихся по воп­росам о роли труда в жизни общества, но и позволяет им осознавать его большое значение в личностном развитии человека, закладывает основы их взглядов и убеждений.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосос­тояния народа раскрываются в этических беседах, лек­циях, докладах, на классных часах. На эти темы прово­дятся читательские конференции, школьные вечера, дис­путы, встречи с тружениками промышленности и сельско­го хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятия­ми, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д.

410

Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взгля­дов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоци­ональности и умелого учета возрастных особенностей школьников. Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного качества, пожалуй, чуть ли не главным являются трудовые умения и навыки в различных видах производственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возни­кают?

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обо­гащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и спо­собствовала формированию практической стороны тру­долюбия как личностного качества, ее необходимо мето­дически правильно организовать. Наиболее существенны­ми вопросами этой методики являются следующие.

1. В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятель­ность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тща­тельно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нуж­но планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (уча­стие в самообслуживании, сдача каждым школьником определенного количества макулатуры, работа на при­школьном учебно-опытном участке, в школьных мастер­ских и т.д.) учащиеся систематически изготовляли учеб­ные пособия для школьных кабинетов и выставок, зани­мались благоустройством прилегающей к школе терри­тории, работали по заданию подшефных предприятий как в процессе учебного года, так и во время каникул. В сред­них и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руко­водители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех уча­щихся в разнообразных видах труда, тогда создаются условия для нормального трудового воспитания.


411

2. При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники на­ правляются на оказание помощи в уборке урожая. Нака­ нуне этого необходимо определить, какую работу они будут выполнять и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народнохозяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у уча­ щихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление труд­ ностей, рождает чувство ответственности и долга.

  1. В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения на­ меченного труда, распределение обязанностей между уча­ щимися, выделение ответственных за отдельные участ­ ки работы и определение формы подведения результатов ее выполнения.

  2. Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдения правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

  3. Большое значение имеет руководство самим про­ цессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения. Учи­ телю надо быть внимательным и следить, кто как работа­ ет, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об ос­ торожности в обращении с орудиями труда и техничес­ кими средствами.

  4. Неотъемлемой частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний школьни­ ков. Когда, например, учащиеся работают на пришколь­ ном участке, то эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изуча-

412

ют влияние минеральных удобрений на рост и урожай­ность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно свя­заны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нуж­но относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Допустим, школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или карто­феля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют "сухой поливкой" растений и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает ка­пилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.