Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 493

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» кульминацией развития дей­ствия является нелепый выстрел Войницкого в Серебрякова. Не в силах перенести всего происшедшего, дядя Ваня, пригрозив Се­ребрякову, уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Но застрелиться не хватило решимости. В это время Соня и Елена Андреевна уговаривают Серебрякова проявить по отношении к Войницкому «милосердие», пойти «успокоить» его. Серебряков соглашается и вместе с Еленой Андреевной отправляется в комна­ту дяди Вани. В это время пуля летит в сторону Серебрякова.

Таким образом, мы видим, что кульминация в произведении -это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоре­чий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев. После кульминации следует развязка, чаще всего как завершающая часть композиции пьесы.

Развязка разрешает развивающийся в произведении конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его раз­решения. Здесь происходит исход событий, разрешение противо­речий, конфликтов, которые определяли движение фабулы драма­тургического произведения. Развязка играет важную роль в идей­но-художественной концепции пьесы. Она помогает зрителю окон­чательно определиться в понимании сути происходящего, способ­ствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нрав­ственный пафос драмы. Так, развязкой в комедии Н.В. Гоголя яв­ляется выявление истинного положения Хлестакова и последовав­шее за этим известие о приезде настоящего ревизора, от которого все обитатели городка застывают в ужасе. Немая сцена завершает развязку комедии. Здесь явно утверждается и подчёркивается мысль о том, что не может и не должна существовать жизнь, изоб­ражённая автором в пьесе: она безобразна и несправедлива. Все понимают, что мир насилия и грабежа, грубости и подлости при настоящей ревизии удержаться не может.

Развязкой пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» является последний конфликтный факт: «Серебряковы уехали, и всё пошло по-старому». Он вмещает в себя чрезвычайно много. Он говорит о том, что не под силу «дядям Ваням» изменить что-либо в своей судьбе, да и в этом мире. «Мир погибнет не от разбойников, не от пожаров, от ненависти, вражды, от всех мелких дрязг» - не эта ли боль Елены Андреевны выражает и боль автора? Скорее всего, именно здесь Чехов высказывает основную мысль своего произведения. Таким образом, последнее событие завершает сквозное действие пьесы и потому наиболее полно выявляет её идею. В связи с этим Последнее событие пьесы всегда является её главным событием.


Таким образом, эпилог помогает заглянуть в будущее героев, а это, как верно подчёркивает в своём пособии С.М. Осовцев, «...про­тиворечит самой природе драмы, как совершающемуся действию на глазах зрителей. Тем самым нарушается жизненная иллюзия, к которой стремится искусство театра» (45, 122).

Итак, выше мы рассмотрели основные элементы композиции драмы, которые являются обязательными для каждого драмати­ческого произведения и те, которые встречаются лишь иногда. Вместе с тем, перечисленные части композиции представляют лишь внешнюю структуру действия, её фабулу, которая чаще все­го не представляет большого значения для раскрытия содержания пьесы, для понимания её духовно-нравственной сути. Главным центром драматургического произведения являются не сами фак­ты, не сами события, происходящие в пьесе, а отношение к ним действующих лиц, именно они являются сущностью драмы, за которой с волнением следит зритель.

«Внешнее понимание драматизма, - предупреждает нас М.Я, Поляков, - приводит к ремесленному представлению о драме. Примечательно, что такие гениальные мастера театра и кино как Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Эйзенштейн, остро чув­ствовали бесполезность школьного представления о драме, как цепи внешних событий, как механического движения от завязки к развязке» (50, 89).

Согласно определению К.С. Станиславского, драматургичес­кое произведение представляет собой сложную многоярусную систему.

Великий реформатор театра выделяет два плана структуры драмы: «план внешней структуры» и «план внутренней струк­туры». Размышляя о действии в драме, он предлагает различать две его составляющие; внешнее действие (интрига) и внутрен­нее, которое он называет «душевным действием». Согласно С. Эйзенштейну, драматическое действие также представляет со­бой сложное явление. Он выявляет в драме «видимую часть со­держания» - внешнее действие и скрытую от непосредственно­го наблюдения, но вполне доступную анализу «подводную жизнь». Внешнему проявлению действенной структуры драмы, его событийной цепи, звенья которой как бы раскрывают внут­реннюю сущность каждой пьесы, способствует интрига, пред­ложенная драматургом. В связи с этим действие драмы зачастую отождествляют с интригой. Вместе с тем, действие, по утверж­дению М.Я. Полякова, - это «субстанция драмы», существую­щая во времени, пространстве и движении. В свою очередь, инт­рига представляет собой эмпирическое выражение сюжета. «В категорию действия, - по мнению М.Я. Полякова, - входит не только набор событийных элементов, но, прежде всего, мотивы деятельности. Пересечение деятельных установок персонажей и их осуществление является основой сложной цепи драмы. Центр драматического мира - действующий человек и его предметная и речевая деятельность» (50, 83).


Говоря о структуре драматургического произведения, наряду с внешней цепочкой событий, которую представляют собой ос­новные элементы композиции, мы должны говорить о важности и необходимости развития в драме исторически определённого сюжета, о сути и функциях которого мы говорили выше. Вместе с тем, Поляков акцентирует наше внимание на таком понятии, как канва пьесы (Станиславский), характеризуя его как надсюжетное, надхарактерное, надсловесное явление, которое даёт нам возможность понять внутреннее, подлинное драматическое со­держание пьесы, создающее её особую атмосферу. Канва - поня­тие более органическое и глубокое, а также более специфическое для драмы, нежели сюжет, характер и т.д.

М.Я. Поляков выдвигает на первый план следующие уровни Драмы: действие, сюжет-канва, персонажи, время, пространство. По его утверждению, каждый из этих уровней приобретает своё значение только в сочетании с другими.

«Художественная концепция текста драмы, - заключает М.Я. Поляков, - реализуется во времени и пространстве, в контексте образов через слово (контекст слов), интонацию (ритм), движе­ние. В театре драма становится «видимой» с помощью режиссёра, актёра, живописи, света, музыки и т.д. Происходит процесс ове­ществления в пространстве того, что витало лишь во времени» (Мейерхольд)» (50, 80).

Вместе с тем, на какой бы план мы ни относили бы компози­цию, необходимо помнить, что при своевольном отношении к объективно существующим универсальным композиционным за­кономерностям нельзя создать общепонятного произведения, оп­равдывающего одну из важнейших функций искусства - служить средством общения между людьми.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое драма?

  1. Что представляет собой идейно-тематическое единство драма­тургического произведения?

  1. Что отличает драму от других родов литературы?

  2. Что такое действие?

  3. Что представляет собой драматургический конфликт?

  4. Какова структура драматургического произведения?

  5. Какую роль в структуре драматургического произведения игра­ет финал?

  6. В чём отличие сюжета от фабулы?

  7. Каковы функции и законы композиции?

  8. В чём отличие интриги от действия пьесы?

  9. На какие уровни драмы обращает наше внимание М.Я. Поля­ков?


Литература:

  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвеще­ние, 1979.

  2. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998

  3. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.

  4. Осовцов СМ. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с.

  5. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ­лений. -М.: Сов. Россия, 1988.


3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений

«Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не си­нонимы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматур­гия, - утверждает О.Марков. - Нельзя считать драматургию теат­рализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родос­ловной» (39,98). Вместе с тем, между драмой и драматургией есть много общего.

Поэтому сейчас мы и проследим общие и особенные черты драматургии театральной с драматургией сценариев театрализо­ванных представлений.

Итак, что же роднит эти два вида искусств?

Прежде всего, это то, что 1.театрализованное представление, как и любой другой вид сценического искусства, определяется при­родой театра.

В словаре по эстетике понятие «сценическое искусство» ха­рактеризуется следующим образом: «Любой театральный спек­такль, будь то драматическое представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее своё содержание и смысл через сценическое действие, осуществляемое с помощью всех средств театральной выразительности - творчества режиссё­ра, игры актёров, искусства художника-декоратора, осветителя, костюмера и др.» (81, 337). И далее, в словаре внимание акценти­руется на том, что современные сценические искусства сохрани­ли в своём значении «ценностные критерии»: глубину постиже­ния жизненной правды; содержательность; гуманизм; силу образ­ной выразительности; эмоционального накала и т.д.

«Представление - это театральное зрелище, спектакль» - чи­таем мы в словаре русского языка СИ. Ожегова. Таким образом, можно сделать вывод о том, что театрализованным представ­лениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств. Здесь, как и в драматургии театральной, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, дос­тигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спек­такля, создаётся усилиями творческого коллектива под руковод­ством режиссёра, который использует разнообразную палитру средств выразительности. 207 группа