ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 493
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» кульминацией развития действия является нелепый выстрел Войницкого в Серебрякова. Не в силах перенести всего происшедшего, дядя Ваня, пригрозив Серебрякову, уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Но застрелиться не хватило решимости. В это время Соня и Елена Андреевна уговаривают Серебрякова проявить по отношении к Войницкому «милосердие», пойти «успокоить» его. Серебряков соглашается и вместе с Еленой Андреевной отправляется в комнату дяди Вани. В это время пуля летит в сторону Серебрякова.
Таким образом, мы видим, что кульминация в произведении -это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоречий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев. После кульминации следует развязка, чаще всего как завершающая часть композиции пьесы.
Развязка разрешает развивающийся в произведении конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения. Здесь происходит исход событий, разрешение противоречий, конфликтов, которые определяли движение фабулы драматургического произведения. Развязка играет важную роль в идейно-художественной концепции пьесы. Она помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Так, развязкой в комедии Н.В. Гоголя является выявление истинного положения Хлестакова и последовавшее за этим известие о приезде настоящего ревизора, от которого все обитатели городка застывают в ужасе. Немая сцена завершает развязку комедии. Здесь явно утверждается и подчёркивается мысль о том, что не может и не должна существовать жизнь, изображённая автором в пьесе: она безобразна и несправедлива. Все понимают, что мир насилия и грабежа, грубости и подлости при настоящей ревизии удержаться не может.
Развязкой пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» является последний конфликтный факт: «Серебряковы уехали, и всё пошло по-старому». Он вмещает в себя чрезвычайно много. Он говорит о том, что не под силу «дядям Ваням» изменить что-либо в своей судьбе, да и в этом мире. «Мир погибнет не от разбойников, не от пожаров, от ненависти, вражды, от всех мелких дрязг» - не эта ли боль Елены Андреевны выражает и боль автора? Скорее всего, именно здесь Чехов высказывает основную мысль своего произведения. Таким образом, последнее событие завершает сквозное действие пьесы и потому наиболее полно выявляет её идею. В связи с этим Последнее событие пьесы всегда является её главным событием.
Таким образом, эпилог помогает заглянуть в будущее героев, а это, как верно подчёркивает в своём пособии С.М. Осовцев, «...противоречит самой природе драмы, как совершающемуся действию на глазах зрителей. Тем самым нарушается жизненная иллюзия, к которой стремится искусство театра» (45, 122).
Итак, выше мы рассмотрели основные элементы композиции драмы, которые являются обязательными для каждого драматического произведения и те, которые встречаются лишь иногда. Вместе с тем, перечисленные части композиции представляют лишь внешнюю структуру действия, её фабулу, которая чаще всего не представляет большого значения для раскрытия содержания пьесы, для понимания её духовно-нравственной сути. Главным центром драматургического произведения являются не сами факты, не сами события, происходящие в пьесе, а отношение к ним действующих лиц, именно они являются сущностью драмы, за которой с волнением следит зритель.
«Внешнее понимание драматизма, - предупреждает нас М.Я, Поляков, - приводит к ремесленному представлению о драме. Примечательно, что такие гениальные мастера театра и кино как Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд, Эйзенштейн, остро чувствовали бесполезность школьного представления о драме, как цепи внешних событий, как механического движения от завязки к развязке» (50, 89).
Согласно определению К.С. Станиславского, драматургическое произведение представляет собой сложную многоярусную систему.
Великий реформатор театра выделяет два плана структуры драмы: «план внешней структуры» и «план внутренней структуры». Размышляя о действии в драме, он предлагает различать две его составляющие; внешнее действие (интрига) и внутреннее, которое он называет «душевным действием». Согласно С. Эйзенштейну, драматическое действие также представляет собой сложное явление. Он выявляет в драме «видимую часть содержания» - внешнее действие и скрытую от непосредственного наблюдения, но вполне доступную анализу «подводную жизнь». Внешнему проявлению действенной структуры драмы, его событийной цепи, звенья которой как бы раскрывают внутреннюю сущность каждой пьесы, способствует интрига, предложенная драматургом. В связи с этим действие драмы зачастую отождествляют с интригой. Вместе с тем, действие, по утверждению М.Я. Полякова, - это «субстанция драмы», существующая во времени, пространстве и движении. В свою очередь, интрига представляет собой эмпирическое выражение сюжета. «В категорию действия, - по мнению М.Я. Полякова, - входит не только набор событийных элементов, но, прежде всего, мотивы деятельности. Пересечение деятельных установок персонажей и их осуществление является основой сложной цепи драмы. Центр драматического мира - действующий человек и его предметная и речевая деятельность» (50, 83).
Говоря о структуре драматургического произведения, наряду с внешней цепочкой событий, которую представляют собой основные элементы композиции, мы должны говорить о важности и необходимости развития в драме исторически определённого сюжета, о сути и функциях которого мы говорили выше. Вместе с тем, Поляков акцентирует наше внимание на таком понятии, как канва пьесы (Станиславский), характеризуя его как надсюжетное, надхарактерное, надсловесное явление, которое даёт нам возможность понять внутреннее, подлинное драматическое содержание пьесы, создающее её особую атмосферу. Канва - понятие более органическое и глубокое, а также более специфическое для драмы, нежели сюжет, характер и т.д.
М.Я. Поляков выдвигает на первый план следующие уровни Драмы: действие, сюжет-канва, персонажи, время, пространство. По его утверждению, каждый из этих уровней приобретает своё значение только в сочетании с другими.
«Художественная концепция текста драмы, - заключает М.Я. Поляков, - реализуется во времени и пространстве, в контексте образов через слово (контекст слов), интонацию (ритм), движение. В театре драма становится «видимой» с помощью режиссёра, актёра, живописи, света, музыки и т.д. Происходит процесс овеществления в пространстве того, что витало лишь во времени» (Мейерхольд)» (50, 80).
Вместе с тем, на какой бы план мы ни относили бы композицию, необходимо помнить, что при своевольном отношении к объективно существующим универсальным композиционным закономерностям нельзя создать общепонятного произведения, оправдывающего одну из важнейших функций искусства - служить средством общения между людьми.
Вопросы для самопроверки:
Что такое драма?
Что представляет собой идейно-тематическое единство драматургического произведения?
Что отличает драму от других родов литературы?
Что такое действие?
Что представляет собой драматургический конфликт?
Какова структура драматургического произведения?
Какую роль в структуре драматургического произведения играет финал?
В чём отличие сюжета от фабулы?
Каковы функции и законы композиции?
В чём отличие интриги от действия пьесы?
На какие уровни драмы обращает наше внимание М.Я. Поляков?
Литература:
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1979.
Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие. - М., 1998
Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. - М., 1969.
Осовцов СМ. Драматургия и театр в системе искусств: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 148 с.
Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. -М.: Сов. Россия, 1988.
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
«Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не синонимы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматургия, - утверждает О.Марков. - Нельзя считать драматургию театрализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родословной» (39,98). Вместе с тем, между драмой и драматургией есть много общего.
Поэтому сейчас мы и проследим общие и особенные черты драматургии театральной с драматургией сценариев театрализованных представлений.
Итак, что же роднит эти два вида искусств?
Прежде всего, это то, что 1.театрализованное представление, как и любой другой вид сценического искусства, определяется природой театра.
В словаре по эстетике понятие «сценическое искусство» характеризуется следующим образом: «Любой театральный спектакль, будь то драматическое представление, балет или опера, есть художественное произведение, раскрывающее своё содержание и смысл через сценическое действие, осуществляемое с помощью всех средств театральной выразительности - творчества режиссёра, игры актёров, искусства художника-декоратора, осветителя, костюмера и др.» (81, 337). И далее, в словаре внимание акцентируется на том, что современные сценические искусства сохранили в своём значении «ценностные критерии»: глубину постижения жизненной правды; содержательность; гуманизм; силу образной выразительности; эмоционального накала и т.д.
«Представление - это театральное зрелище, спектакль» - читаем мы в словаре русского языка СИ. Ожегова. Таким образом, можно сделать вывод о том, что театрализованным представлениям и праздникам присущи все черты, характерные для сценических искусств. Здесь, как и в драматургии театральной, идейно-тематическое содержание сценария раскрывается посредством сиюминутно развивающегося действия, выстроенного по законам драматургии. Конфликт, который лежит в основе развивающегося по нарастанию действия, как и в драматургии театральной, достигнув в развитии своей вершины, разрешается. Художественный образ театрализованного представления, как и театрального спектакля, создаётся усилиями творческого коллектива под руководством режиссёра, который использует разнообразную палитру средств выразительности. 207 группа