ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 494
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Далее А.Д. Силин обращает наше внимание также на то, что документализм театрализованных представлений и праздников тесно связан и с выбором места действия. «Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованного представления. Помимо природных и архитектурных особенностей игровой площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играют вызываемые данным местом исторические ассоциации» (58, 38). В связи с этим перечень документального материала по праву дополнят реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места, являющиеся прямыми свидетелями происходящих событий.
Таким образом, поле творческой деятельности автора театрализованных представлений и праздников не имеет границ. Но не нужно далеко ходить: сценарный жизненный материал, который может явиться источником рождения замысла очередного праздничного действа, находится рядом с нами и ждёт своего часа. Его надо лишь разглядеть, понять, осмыслить и найти ему образный эквивалент. Следовательно, несмотря на то, что драматургия театрализованных массовых действ основана на конкретных фактах, это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего или будущего. Напротив. Д.М. Генкин пишет: «Именно сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать» (16, 6). В одних случаях линия художественных образов не соединяйся с линией документальной, а проходит вторым планом, ассоциацией, в других - художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. Документальный, местный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист и режиссер создают новый образ.
Таким образом, сценарии театрализованных массовых действ представляют собой драматургическую обработку жизненного материала и театрализацию реального действия. Это означает организацию жизненного материала по законам драматургии. «Это не есть включение в сценарий массового праздника отдельных фактов из жизни, не механическое объединение литературно-музыкального монтажа с выступлениями реальных лиц, не инсценировка того или иного произведения литературы, приуроченная к праздничному событию, а именно драматургическая обработка жизненного материала, - поясняет Д.М. Генкин. - Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие» (16, 91).
Суть театрализации заключается в образном решении жизненного материала, когда идеи воздействуют на аудиторию не рассуждением, а живым показам жизни в образах.
Знание живых прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении или показ самих реальных героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие. Ведь как важен и дорог момент узнавания аудиторией героя театрализованного действа! Это может быть ваш сослуживец, сосед, родственник, друг или вы сами. Сколько приятных эмоциональных переживаний доставляют такие минуты человеку и ещё надолго остаются в памяти. Так, обогащая массовый праздник образностью, «театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию» (16, 91).
Практика организации и проведения театрализованных вечеров, массовых праздников, театрализованных представлений, церемониально-обрядовых действ показывает, что их драматургия в художественно-образной форме отражает жизнь и труд конкретных людей, превращая их в героев праздничных событий. Героями сценариев современных театрализованных действ являются конкретные люди: студенты, рабочие, ветераны, учёные, спортсмены, воины, матери, строители, учителя и т.д. При этом документальный, местный материал сценарист театрализованного действа использует не как самоцель, а для того, чтобы через него раскрыть актуальную на сегодняшний день тему, поднять волнующую всех проблему, выразить к ней своё отношение, сделать доходчивее и понятнее задачи, которые нужно сегодня решить. Так, героями вышеупомянутого Юбилея являлись члены Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры, члены президиума Союза и его председатель. Сценарий театрализованного вечера быть выстроен на основе деятельности творческого коллектива, так как в процессе работы над сценарием быть изучен большой объём документального материала. Среди этого материала быть следующие:
документы, связанные с созданием Орловского отделения творческого союза работников культуры: постановления, указы, положения, договоры и т.п.;
документация, отражающая деятельность коллектива: протоколы заседаний президиума союза, решения и постановления собраний коллектива, планы работы отделения, отчёты;
информация средств массовой информации, фото-, аудио- и видео- материалы;
интервью и рассказы членов коллектива о деятельности их организации, информация о руководителях секций отделения, а также наиболее активных его членах;
афиши, буклеты, проспекты, свидетельствующие о творческой деятельности союза;
В результате анализа и художественной обработки этого документального материала и быть разработан сценарий праздничного вечера, отражающий деятельность конкретного коллектива. Документальный материал явился основой сценарно-режиссёрского замысла данного театрализованного вечера, что вызвало большой интерес и помогло создать образ тогда ещё юного, но достаточно Деятельного творческого коллектива, обратить внимание общественности на значимость и реальные дела творческого коллектива вызвать деятельный интерес к судьбам ветеранов работников культуры.
В основу сценариев театрализованных вечеров-чествований, посвященных 25 и 30-летию Орловского государственного института искусств и культуры, проводимых автором, также был положен документальный местный материал об учебной, научной и творческой деятельности преподавателей и студентов института, о конкретных людях каждого подразделения вуза, их делах и достижениях. В ходе работы над созданием сценариев изучался и анализировался не только материал, связанный с настоящим коллектива, но и архивные материалы. Большим подспорьем в работе над сценариями явилась Книга Летописи, которая ведётся в институте, а также материалы, хранящиеся в музее Орловского государственного института искусств и культуры. Документальные материалы о ветеранах института, о ветеранах Великой Отечественной войны, о первых выпускниках института, о преподавателях и сотрудниках, которых сегодня уже нет с нами, о тех, кто в настоящее время прославляет творческий коллектив, о скромных тружениках хозяйственных подразделений легли в основу сценариев Юбилейных вечеров. Вместе с тем, форма, содержание и атмосфера этих двух праздничных торжеств в корне отличались друг от друга. Так, сценарно-режиссёрским ходом сценария, посвященного 25-летию Орловского государственного института искусств и культуры «Нам 25», стал Юбилейный «Бал», на который съехалось множество гостей. Под бравурную мелодию Полонеза двадцать пять молодых, красивых, в вечерних костюмах юношей и девушек - студентов института - создали атмосферу праздника, в непринуждённой форме познакомив всех присутствующих с гостями предстоящего «Бала». «Бал» открыл ректор института, профессор Н.А. Парщиков, который завершил свою приветственную речь туром Вальса. Далее «Бал» продолжил его Распорядитель, который никого не оставил незамеченным. Один за другим сменялись танцы, фигуры, один эпизод следовал за другим, раскрывая перед собравшимися конкретные дела конкретных людей, создавая общий портрет дружного творческого коллектива единомышленников, имеющего много друзей и соратников... Сценарный ход позволил всем желающим принять участие в чествовании коллектива. В кульминации Юбилейного «Бала» вывезли праздничный пирог дружбы с 25-ю горящими свечами. Ректор произнёс тост за творческий коллектив института. В честь коллектива на сцене и в зале, был дан «салют» - открыли «шампанское». Образное решение документального местного материала позволило не только создать праздничную атмосферу Юбилейного вечера, но и образ талантливого, творческого, перспективного коллектива, которому по плечу любые задачи.
Сценарно-режиссёрским ходом вечера-чествования, посвященного 30-летию Орловского государственного института искусств и культуры, явился «Торжественный марш-парад коллектива по главной площади города». Коллектив вуза «рапортовал городу» о своих успехах и достижениях за 30 лет. Уже в прологе вечера была задана атмосфера праздника. Сценическая площадка превратилась в праздничную площадь, где один за другим собирались взволнованные студенты, которые делились друг с другом предпраздничными хлопотами и своими впечатлениями от встречи с гостями, друзьями и преподавателями. Праздничный ритм задавали «журналисты», «теле- и радиорепортёры», которые наперебой комментировали происходящее. И вот наступила торжественная минута: «обойдя подравнявшиеся колонны», ректор института «доложил о готовности коллектива к торжественному маршу», посвященному 30-летнему юбилею. Коллектив приветствовали представители администрации области. Дальше действие разворачивалось таким образом, что создавалось впечатление движения колонн - основных структур вуза. В «первой колонне шли» ветераны института, которых приветствовали представители администрации города, выпускники и студенты. Вдруг «колонны замедлили свой шаг и остановились», чтобы почтить минутой памяти тех членов коллектива, кого уже нет в живых. Звучат имена, музыка, одна за другой на сценическую площадку выходят девушки с горящими свечами. Весь зал встал. Но вот опять движение возобновилось. Марш-парад продолжается. «Уверенной поступью шагают» коллективы факультетов, коллективы обслуживающих подразделений вуза. Так сменялся один эпизод другим, в эмоционально-образной форме раскрывая трудовую жизнь коллектива, создавая образ каждого подразделения, каждой структуры и в целом всего коллектива. Приветствия гостей, друзей сменялись разножанровыми номерами. На вечере царила праздничная атмосфера, которая приобретала оттенки то торжественности, то лиризма, то грусти, то веселья, то ностальгии, то радости. Такое решение Юбилейного вечера помогло организаторам охватить большой объём документального материала, никого не оставить не замеченным, так как каждый является частичкой большого творческого коллектива и своим трудом вносит вклад в подготовку специалистов сферы культуры.
Практика показывает, что жизненные факты, события, конкретные исторические места, реальные люди становятся основой сценарно-режиссёрских замыслов, а затем и сценариев различных театрализованных представлений и праздников.
Без жизненного материала немыслим ни один праздник, ни одно массовое театрализованное действо. Степень документальности в различных массовых формах может быть разной: от театрализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием. Отражение общих жизненных процессов в реальных делах конкретных людей на конкретном предприятии, в селе, городе, районе, области есть основное содержание документальной драматургии массового действа.
Вместе с тем, чтобы определённые жизненные факты легли в основу сценария театрализованного действа прежде всего необходимо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь конкретной человеческой общности, весь документальный материал, связанный с жизнью и деятельностью данного коллектива, и только затем уже из собранного и изученного материала черпать темы и сюжеты для разработки сценарной драматургии.
В настоящее время известно немало примеров использования подлинных документов и в театральной драматургии. Так, широкую известность и признание получили «документальные драмы» Д. Аля, М. Шатрова, П. Вайса и других авторов, в которых органично вмонтированные в ткань художественного произведения документы оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Известны также примеры использования документального материала в кино, на телевидении. Однако, несмотря на это, документальность наиболее присуща именно массовым театрализованным действам, происходящим на улицах, площадях, в парках культуры и отдыха и других нетрадиционных площадках, утверждает Д.М. Генкин, так как они ближе всего стоят к конкретной общности людей, к конкретному коллективу.
Следовательно, документальность, реальная образность являются особенностью именно сценарной драматургии театрализованных представлений и праздников, что позволяет ей отражать жизнь во всех её проявлениях, раскрывать близкие конкретной аудитории темы, поднимать волнующие данную категорию людей проблемы.
Здесь уместно сказать и о публицистичности сценарной драматургии. Несмотря на то, что публицистика (от лат. publicus -«общественный») представляет собой вид литературы и журналистики (к публицистике относятся газетные или журнальные жанры: статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, репортажи и т.д.), публицистичность является специфической чертой сценариев театрализованных представлений. Известно, что главное в публицистике - аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребности общества, обращающегося к наиболее насущным жизненным вопросам. В связи с этим, создавая сценарий, сценарист, так же как и автор-публицист, посвящает его актуальным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. И к какой бы сфере жизни: политике, науке, культуре или производству - он ни обращался бы, его основная задача заключается в том, чтобы объяснить жизненные факты, установить связи между ними, исследовать их причины и последствия, истолковать и оценить происходящее.