Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 494

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее А.Д. Силин обращает наше внимание также на то, что документализм театрализованных представлений и праздников тесно связан и с выбором места действия. «Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованно­го представления. Помимо природных и архитектурных особен­ностей игровой площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играют вызываемые данным местом исторические ас­социации» (58, 38). В связи с этим перечень документального ма­териала по праву дополнят реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места, являющиеся прямыми свидетелями происходящих событий.

Таким образом, поле творческой деятельности автора театра­лизованных представлений и праздников не имеет границ. Но не нужно далеко ходить: сценарный жизненный материал, который может явиться источником рождения замысла очередного празд­ничного действа, находится рядом с нами и ждёт своего часа. Его надо лишь разглядеть, понять, осмыслить и найти ему образный эквивалент. Следовательно, несмотря на то, что драматургия теат­рализованных массовых действ основана на конкретных фактах, это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, массового представления не может быть обоб­щенных образов героев прошлого, настоящего или будущего. На­против. Д.М. Генкин пишет: «Именно сочетание двух линий - до­кументальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать» (16, 6). В одних случаях линия художественных образов не соединя­йся с линией документальной, а проходит вторым планом, ассо­циацией, в других - художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. Документальный, местный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист и режиссер создают новый образ.

Таким образом, сценарии театрализованных массовых действ представляют собой драматургическую обработку жизненного материала и театрализацию реального действия. Это означает организацию жизненного материала по законам драма­тургии. «Это не есть включение в сценарий массового праздника отдельных фактов из жизни, не механическое объединение лите­ратурно-музыкального монтажа с выступлениями реальных лиц, не инсценировка того или иного произведения литературы, при­уроченная к праздничному событию, а именно драматургическая обработка жизненного материала, - поясняет Д.М. Генкин. - Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документаль­но-художественное действие» (16, 91).


Суть театрализации заключается в образном решении жиз­ненного материала, когда идеи воздействуют на аудиторию не рассуждением, а живым показам жизни в образах.

Знание живых прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении или показ самих реальных геро­ев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворче­ства» с происходящим, делает более полноценным само эстети­ческое восприятие. Ведь как важен и дорог момент узнавания ауди­торией героя театрализованного действа! Это может быть ваш со­служивец, сосед, родственник, друг или вы сами. Сколько прият­ных эмоциональных переживаний доставляют такие минуты че­ловеку и ещё надолго остаются в памяти. Так, обогащая массовый праздник образностью, «театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жиз­ненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем са­мым активизирует, вызывает потребность к действию» (16, 91).

Практика организации и проведения театрализованных вече­ров, массовых праздников, театрализованных представлений, це­ремониально-обрядовых действ показывает, что их драматургия в художественно-образной форме отражает жизнь и труд конкрет­ных людей, превращая их в героев праздничных событий. Героя­ми сценариев современных театрализованных действ являются конкретные люди: студенты, рабочие, ветераны, учёные, спортсмены, воины, матери, строители, учителя и т.д. При этом доку­ментальный, местный материал сценарист театрализованного дей­ства использует не как самоцель, а для того, чтобы через него рас­крыть актуальную на сегодняшний день тему, поднять волную­щую всех проблему, выразить к ней своё отношение, сделать до­ходчивее и понятнее задачи, которые нужно сегодня решить. Так, героями вышеупомянутого Юбилея являлись члены Орловского отделения Российского творческого Союза работников культуры, члены президиума Союза и его председатель. Сценарий театрали­зованного вечера быть выстроен на основе деятельности творчес­кого коллектива, так как в процессе работы над сценарием быть изучен большой объём документального материала. Среди этого материала быть следующие:

  • документы, связанные с созданием Орловского отделения творческого союза работников культуры: постановления, указы, положения, договоры и т.п.;

  • документация, отражающая деятельность коллектива: про­токолы заседаний президиума союза, решения и постановления собраний коллектива, планы работы отделения, отчёты;

  • информация средств массовой информации, фото-, аудио- и видео- материалы;

  • интервью и рассказы членов коллектива о деятельности их организации, информация о руководителях секций отделения, а также наиболее активных его членах;

  • афиши, буклеты, проспекты, свидетельствующие о творчес­кой деятельности союза;


В результате анализа и художественной обработки этого доку­ментального материала и быть разработан сценарий праздничного вечера, отражающий деятельность конкретного коллектива. Документальный материал явился основой сценарно-режиссёрского замысла данного театрализованного вечера, что вызвало большой интерес и помогло создать образ тогда ещё юного, но достаточно Деятельного творческого коллектива, обратить внимание обще­ственности на значимость и реальные дела творческого коллектива вызвать деятельный интерес к судьбам ветеранов работников культуры.

В основу сценариев театрализованных вечеров-чествований, посвященных 25 и 30-летию Орловского государственного инсти­тута искусств и культуры, проводимых автором, также был поло­жен документальный местный материал об учебной, научной и творческой деятельности преподавателей и студентов института, о конкретных людях каждого подразделения вуза, их делах и дос­тижениях. В ходе работы над созданием сценариев изучался и ана­лизировался не только материал, связанный с настоящим коллек­тива, но и архивные материалы. Большим подспорьем в работе над сценариями явилась Книга Летописи, которая ведётся в ин­ституте, а также материалы, хранящиеся в музее Орловского госу­дарственного института искусств и культуры. Документальные материалы о ветеранах института, о ветеранах Великой Отечествен­ной войны, о первых выпускниках института, о преподавателях и сотрудниках, которых сегодня уже нет с нами, о тех, кто в настоя­щее время прославляет творческий коллектив, о скромных труже­никах хозяйственных подразделений легли в основу сценариев Юбилейных вечеров. Вместе с тем, форма, содержание и атмос­фера этих двух праздничных торжеств в корне отличались друг от друга. Так, сценарно-режиссёрским ходом сценария, посвященного 25-летию Орловского государственного института искусств и куль­туры «Нам 25», стал Юбилейный «Бал», на который съехалось множество гостей. Под бравурную мелодию Полонеза двадцать пять молодых, красивых, в вечерних костюмах юношей и деву­шек - студентов института - создали атмосферу праздника, в не­принуждённой форме познакомив всех присутствующих с гостя­ми предстоящего «Бала». «Бал» открыл ректор института, профес­сор Н.А. Парщиков, который завершил свою приветственную речь туром Вальса. Далее «Бал» продолжил его Распорядитель, кото­рый никого не оставил незамеченным. Один за другим сменялись танцы, фигуры, один эпизод следовал за другим, раскрывая перед собравшимися конкретные дела конкретных людей, создавая об­щий портрет дружного творческого коллектива единомышленни­ков, имеющего много друзей и соратников... Сценарный ход по­зволил всем желающим принять участие в чествовании коллекти­ва. В кульминации Юбилейного «Бала» вывезли праздничный пирог дружбы с 25-ю горящими свечами. Ректор произнёс тост за творческий коллектив института. В честь коллектива на сцене и в зале, был дан «салют» - открыли «шампанское». Образное ре­шение документального местного материала позволило не только создать праздничную атмосферу Юбилейного вечера, но и образ талантливого, творческого, перспективного коллектива, которому по плечу любые задачи.


Сценарно-режиссёрским ходом вечера-чествования, посвящен­ного 30-летию Орловского государственного института искусств и культуры, явился «Торжественный марш-парад коллектива по главной площади города». Коллектив вуза «рапортовал городу» о своих успехах и достижениях за 30 лет. Уже в прологе вечера была задана атмосфера праздника. Сценическая площадка превратилась в праздничную площадь, где один за другим собирались взволно­ванные студенты, которые делились друг с другом предпразднич­ными хлопотами и своими впечатлениями от встречи с гостями, друзьями и преподавателями. Праздничный ритм задавали «жур­налисты», «теле- и радиорепортёры», которые наперебой коммен­тировали происходящее. И вот наступила торжественная минута: «обойдя подравнявшиеся колонны», ректор института «доложил о готовности коллектива к торжественному маршу», посвященно­му 30-летнему юбилею. Коллектив приветствовали представите­ли администрации области. Дальше действие разворачивалось та­ким образом, что создавалось впечатление движения колонн - ос­новных структур вуза. В «первой колонне шли» ветераны инсти­тута, которых приветствовали представители администрации го­рода, выпускники и студенты. Вдруг «колонны замедлили свой шаг и остановились», чтобы почтить минутой памяти тех членов кол­лектива, кого уже нет в живых. Звучат имена, музыка, одна за дру­гой на сценическую площадку выходят девушки с горящими све­чами. Весь зал встал. Но вот опять движение возобновилось. Марш-парад продолжается. «Уверенной поступью шагают» коллективы факультетов, коллективы обслуживающих подразделений вуза. Так сменялся один эпизод другим, в эмоционально-образной форме раскрывая трудовую жизнь коллектива, создавая образ каждого подразделения, каждой структуры и в целом всего коллектива. Приветствия гостей, друзей сменялись разножанровыми номерами. На вечере царила праздничная атмосфера, которая приобре­тала оттенки то торжественности, то лиризма, то грусти, то веселья, то ностальгии, то радости. Такое решение Юбилейного вече­ра помогло организаторам охватить большой объём документаль­ного материала, никого не оставить не замеченным, так как каж­дый является частичкой большого творческого коллектива и сво­им трудом вносит вклад в подготовку специалистов сферы куль­туры.

Практика показывает, что жизненные факты, события, конк­ретные исторические места, реальные люди становятся основой сценарно-режиссёрских замыслов, а затем и сценариев различных театрализованных представлений и праздников.


Без жизненного материала немыслим ни один праздник, ни одно массовое театрализованное действо. Степень документаль­ности в различных массовых формах может быть разной: от теат­рализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующего­ся с реальным событием. Отражение общих жизненных процес­сов в реальных делах конкретных людей на конкретном предпри­ятии, в селе, городе, районе, области есть основное содержание документальной драматургии массового действа.

Вместе с тем, чтобы определённые жизненные факты легли в основу сценария театрализованного действа прежде всего необхо­димо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь кон­кретной человеческой общности, весь документальный материал, связанный с жизнью и деятельностью данного коллектива, и толь­ко затем уже из собранного и изученного материала черпать темы и сюжеты для разработки сценарной драматургии.

В настоящее время известно немало примеров использования подлинных документов и в театральной драматургии. Так, широ­кую известность и признание получили «документальные драмы» Д. Аля, М. Шатрова, П. Вайса и других авторов, в которых орга­нично вмонтированные в ткань художественного произведения документы оказывают сильное эмоциональное воздействие на зри­теля. Известны также примеры использования документального материала в кино, на телевидении. Однако, несмотря на это, доку­ментальность наиболее присуща именно массовым театрализован­ным действам, происходящим на улицах, площадях, в парках куль­туры и отдыха и других нетрадиционных площадках, утверждает Д.М. Генкин, так как они ближе всего стоят к конкретной общно­сти людей, к конкретному коллективу.

Следовательно, документальность, реальная образность являются особенностью именно сценарной драматургии те­атрализованных представлений и праздников, что позволяет ей отражать жизнь во всех её проявлениях, раскрывать близ­кие конкретной аудитории темы, поднимать волнующие дан­ную категорию людей проблемы.

Здесь уместно сказать и о публицистичности сценарной дра­матургии. Несмотря на то, что публицистика (от лат. publicus -«общественный») представляет собой вид литературы и журна­листики (к публицистике относятся газетные или журнальные жанры: статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, репортажи и т.д.), публицистичность является специфической чертой сценариев театрализованных представлений. Известно, что главное в пуб­лицистике - аналитическая мысль автора, откликающегося на са­мые живые потребности общества, обращающегося к наиболее насущным жизненным вопросам. В связи с этим, создавая сцена­рий, сценарист, так же как и автор-публицист, посвящает его акту­альным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. И к какой бы сфере жизни: полити­ке, науке, культуре или производству - он ни обращался бы, его основная задача заключается в том, чтобы объяснить жизненные факты, установить связи между ними, исследовать их причины и последствия, истолковать и оценить происходящее.