ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 501
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Закон типизации требует не только типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие, формируются характеры действующих лиц, но и эстетического отображения жизненных процессов, некой новизны в открытии автором окружающей действительности и её образном решении.
Закон контрастов имеет отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета. Он является воздействующей силой композиции, вызывает интерес к произведению, так как определяет её выразительность.
Важным законом композиции является закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Он обязывает автора создавать цельное по восприятию, выразительное, высокохудожественное произведение. Следуя этому закону, автор выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемым жизненным противоречиям, его понимание — дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает автор, в особенности создаваемое воображением, становится художественным явлением тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через выстраивание композиции. «Классические построения музыкальных произведений, драм, кинопроизведений или образцов живописи, - писал Эйзенштейн, - почти всегда держаться на борьбе противоположностей, связанных в единстве конфликтов», - и объяснял это тем, что «любая нюансировка композиционного хода вытекает не из формальной потребности, а из концепции, выражающей тему и отношение к ней автора» (50, Ю).
Ярким примером выстраивания композиций являются шедевры изобразительного искусства. Композиция картин великих художников строится таким образом, что внимание зрителя сосредоточивается на главном, «на идейно-психологическом «центре» изображения. Так, например, в картине Рубенса «Охота на вепря» (1618-1620) мы видим, как всадники на конях, люди с рогатинами, охотничьи собаки - все устремлены к затравленному зверю, и куда бы мы ни взглянули, наш взор неизбежно направляется к окруженному со всех сторон хищнику.
Таким образом, мы видим, что композиция не только ориентирует наше внимание при восприятии произведения, но и играет активную роль в самом раскрытии идейного замысла.
Требования к композиционной структуре драмы очень точно определил В.Э. Мейерхольд: «Пьеса должна считаться со способностью зрителя к восприятию. Если все акты пьесы написаны с исключительной силой, провал спектакля обеспечен: зритель такого напряжения не выдержит. Пьеса стоит на трёх точках опоры:
1. Начало. Оно должно быть увлекательным, заманчивым, должно обещать;
2. Середина. Одна из картин этой части должна быть потрясающей по силе, пусть даже бьёт по нервам - бояться этого не следует;
3. Финал. Здесь нужен эффект, но не нужна напряжённость. Между этими точками вся протоплазма может быть несколько разжижена... Вообще, ничего не следует делать экстрактами. Даже в стихотворении хорошая рифма запоминается тогда, когда возникает в окружении более или менее общих созвучий».
Основными, обязательными элементами композиции драмы являются экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Они и составляют целостность драматического произведения. Кратко остановимся на каждом из основных элементов композиции, выявим их функции и назначение в драматургическом произведении. Чаще всего драматургическое произведение начинается именно с экспозиции, хотя иногда она даётся и в конце произведения. Часто экспозиционные сведения мы может встречать и на протяжении всего произведения. Так, например, в «Бедной невесте» Островского экспозиция занимает целый акт в начале пьесы, в пьесе Ануйя «Подвал» экспозиция находится в конце произведения, в пьесах Ибсена, экспозиционная информация излагается почти на протяжении всей пьесы. Что же собой представляет экспозиция и каковы её функции в драматургическом произведении?
Экспозиция в литературоведческих словарях (лат. expositio -изложение, объяснение, описание) раскрывается как предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Здесь, в самой общей форме, излагаются обстоятельства, обрисовываются предварительно персонажи, сообщается их общественное положение, пунктирно характеризуются их взаимоотношения.
Экспозиция служит для того, чтобы дать зрителям сведения о той обстановке, в которой формировались характеры действующих лиц, месте и времени действия, показать зрителям исходные отношения персонажей, познакомить его до того, как начнутся главные события, со сложившимися к началу пьесы взаимоотношениями действующих лиц, мотивировать их последующее поведение. «Говоря военной терминологией, экспозиция - это и дислокация и демонстрация сил перед готовящимся сражением, иногда сочетающаяся с разведкой боем. Само сражение начнется с завязки...», - пишет в своём пособии С.М. Осовцев (45, 115).
Как и все другие элементы сюжета, экспозицию следует рассматривать в ее содержательном назначении, что будет способствовать обогащению понимания произведения и поможет установить связь между характерами персонажей, заявленными автором в произведении, и теми предлагаемыми обстоятельствами, в которые они поставлены.
Так, представленная Н.В. Гоголем в «Ревизоре» ничтожная жизнь обитателей городка, завядшая в невежестве, жадности, зависти, полная мелких страстей, надутой претенциозности и деспотизма, открывает перед нами и те условия, в которых формировались их характеры, а также объясняет мотивы их дальнейшего поведения в условиях развивающегося конфликта.
В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» экспозиция разворачивается вокруг ожидания опаздывающей четы Серебряковых к чаю, когда уже и самовар остыл. Именно данный факт и является источником конфликта для всех персонажей пьесы. Для Марины, старания которой по поводу самовара и утреннего чая пропали зря, для Астрова, который 30 вёрст скакал не из-за больного Серебрякова, а из желания увидеть Елену Андреевну, а она уже два часа как ушла гулять и забыла про него. Не нравится всё это и няньке, которая начинает срывать зло на Астрове. Войницкий также недоволен. Он вышел «в щеголеватом галстуке», который надел ради Елены Андреевны, но уже два часа она не появляется, что и явилось причиной возникновения между Войницким и Серебряковым конфликта, который вызвал все дальнейшие события пьесы.
Следующим элементом композиции выступает завязка. Она являет собой начало истории, которая предстанет перед зрителем в процессе дальнейшего развития событий. Именно завязка даёт волчок дальнейшему поведению персонажей. Она — начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Это начало конфликта, который определяет все последующие события пьесы. Это исходный эпизод, в котором завязывается первый узел основного конфликта пьесы. В добротном драматургическом произведении, завязка существует уже в экспозиции в виде потенциала, а не просто следует за ней. Иногда завязка может быть неожиданной, внезапной, что придаёт произведению особую остроту развития действия. Раскрывая возникшее противоречие, завязка подводит читателей к пониманию темы произведения. Так, завязкой пьесы «Ревизор» можно назвать готовящуюся ревизию представленного автором мира, где занимаются самоуправством Сквозник-Дмухановские, процветают Ляпкины-Тяпкины и пляшут под их дудку, беспрекословно исполняя их волю, Свистуновы и Держиморды. Завязку комедии составляют сразу несколько событий: полученное городничим письмо, где сообщается о скором приезде ревизора, сон Городничего, предвещающий близящееся возмездие, и распространившиеся сплетни об «инкогнито из столицы», что наводит ужас на чиновников захолустного городка. Завязкой произведения выдвигается вопрос: может ли и должен ли существовать мир взяточников и казнокрадов, карьеристов и бездельников?
В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» завязкой является конфликт, разгоревшийся между Иваном Петровичем Войницким и профессорам Серебряковым. Войницкий вымещает на нём свою личную досаду, что, мол, не тому Богу молился. Сейчас он убеждён в «бездарности» Серебрякова и не понимает, как этого не замечают его близкие, хотя и сам он этого долго не замечал. Было время, когда Иван Петрович Войницкий чуть ли ни молился на профессора Серебрякова. Он гордился родством с профессором, собирал все его печатные работы, все статьи о нём он не только управлял имением Серебрякова, но и по ночам переводил с немецкого необходимые для него материалы. Теперь же он оскорбляет профессора в глаза и за глаза, называет его бездарностью, старым сухарём, учёной воблой. «Во всяком случае, какова бы ни была научная ценность профессора, он, прежде всего, несчастный, старый человек, болезненно переживающий свою отставку, приехавший искать приюта и понимания у единственно близких ему людей, -рассуждает А. Поламишев. - И как же встретил его дядя Ваня? По принципу «бить лежачего»? (49, 43). Вместе с тем, Серебряков ведёт себя эгоистично. Ему безразлично, что он нарушил давно установленный порядок, что его поведение может вызвать раздражение окружающих его людей. Он ведёт себя так, как ему заблагорассудится, с чем не желает смириться дядя Ваня.
Так, возникший между дядей Ваней и профессором Серебряковым конфликт обуславливает дальнейшее поведение всех персонажей и развитие дальнейших событий на протяжении всей пьесы.
Большое содержательное значение имеет в драматургическом произведении и развитие действия, начало которому положено завязкой. В ходе развития действия становятся явными все связи и противоречия между людьми, заложенные автором в произведении, раскрываются человеческие характеры, происходит формирование личности каждого персонажа. «Если завязка подводит читателя к пониманию поставленной в произведении проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее разрешения» (1, 125).
Так, в «Ревизоре» развитие действия проясняет характеры действующих лиц. Испугавшись нависшей угрозы уничтожения привычного и выгодного для них строя их жизни, чиновники городка стараются подкупить Хлестакова, расположить его в свою пользу, так как принимают его за ревизора. В ходе этой своеобразной церемонии представления каждого перед мнимым ревизором и преподношения взяток характеры персонажей раскрываются во всем их многообразии. В ходе развития действия становится понятным, что мир, в котором живут и правят Сквозник-Дмухановские, может сохраниться на долгое время при условии ненастоящей, фальшивой ревизии.
Развитие действия в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» происходит следующим образом: Елена Андреевна - единственная, кто связывает Серебрякова с его лучшими днями, когда он был не только известным учёным, но и просто любимым мужчиной, теперь окружена вниманием других. За ней открыто ухаживают Войницкий и Астров. Из-за этого влюблённая в Астрова Соня перестала разговаривать с мачехой. Профессору невыносимо видеть всё это, ему нехорошо. Он не терпит и не выносит Астрова, часто ссорится с Войницким. В доме всем плохо. Обстановка накаляется. Елена Андреевна пытается примирить всех. Однако уже поздно и иного остановить нельзя. Тогда Серебряков решил продать имение, чтобы расправиться со всеми. Однако ещё до объявления этого решения Войницкий стал свидетелем того, как Астров целовал Елену Андреевну. Его постиг страшный удар, так как в течение всего лета Иван Петрович добивался любви Елены Андреевны. В сентябре в ответ на очередное объяснение ей в любви Войницкий получает отказ. Затем, он застаёт Елену Андреевну в объятьях Астрова. Не в силах перенести всего происшедшего, Войницкий уходит в свою комнату, чтобы покончить с собою. Таким образом, между персонажами пьесы происходит обострение противоречий, заявленных в завязке, и чем ближе к их разрешению, тем эти противоречия больше. Как мы уже говорили выше, структура драматического произведения предполагает нарастающее развитие событий от начала пьесы до её окончания.
Вместе с тем, как показывает опыт развития мировой драматургии, действие необходимо понимать не только как поступательное движение событийной цепи, посредством которого происходит раскрытие содержания в драме, но и как образный процесс, способствующий возрастанию значимости произведения.
Последовательно развиваясь, действие подводит нас к кульминации в развитии конфликта. «Кульминация (от лат. culmen -«вершина») — это событие, в котором действие достигает высшего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке.
Так, кульминацией действия в «Ревизоре» является сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной, дочерью Городничего. У обитателей городка сложилось мнение, что ревизор, стал для них своим человеком. А это значит: всё останется по-прежнему: можно продолжать грабить, брать взятки, сплетничать. Уверенность в сохранении старого образа жизни сводит всех действующих лиц комедии в доме Городничего. Вместе с тем, зрителю известно, что Хлестаков не настоящий ревизор и что эта радость и ликование недолговечны.