ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 488
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
И снова бьют барабаны. Осколки скульптуры-острова поднимаются вверх, направляясь к центру озера, которое на глазах у зрителя мелеет и высыхает, а в центре стадиона появляется Оливковое дерево — символ греческой демократии - ещё одно завоевание греков. Начинается парад делегаций — участниц Олимпиады 2004 года, после которого был зажжён огонь 28 Олимпийских игр и провозглашено открытие Олимпийских спортивных состязаний в столице Греции - Афинах.
Так, посредством знаков, символов, деталей, за которыми большой труд, огромные усилия и суровая борьба не только греческого народа, но и народов всего мира, происходило развитие конфликта театрализованного представления, разворачивающегося перед аудиторией на стадионе в Афинах. На глазах зрителей, за отведённое время, прошла смена достижений греческого народа, всего человечества, его разума, его деяний.
Многоплановость, многоголосие тем и мотивов сценариев театрализованных представлений создают некую партитуру, подобную музыкальной. Как видим, характер драматургии театрализованных представлений ближе к музыкальной драматургии, нежели к театральной, а ещё напоминает «пластическую драматургию» монументальной фрески, на что обращает наше внимание И. Шароев. Чаще всего в основу конфликта таких массовых действ ложится крупная политическая или социальная проблема, высокая по своему звучанию идея. Например, идея утверждения общечеловеческих ценностей, здорового образа жизни, торжества мира и дружбы, солидарности и братства, единства и согласия и т.п.
Таким образом, для сценарной драматургии театрализованных представлений и праздников характерны полифоничность, многоплановость и монументальность, которые проявляются в сценариях через монтажное соединение разнообразного сценарного материала.
Необходимо помнить, что монтаж - это не только технология, но и метод художественного мышления. Он даёт возможность сценаристу искать и открывать глубокие идейно-философские связи между явлениями действительности, казавшимися, на первый взгляд, далёкими друг от друга и не имеющими ничего общего. Например: связей между прошлым и настоящим, любовью и ненавистью, счастьем и горем и т.д.
С помощью монтажа сценарий театрализованного представления можно выстроить ритмически: замедлить, ускорить, остановить ход действия, вернуть его назад, заглянуть в будущее и т.д.
Таким образом, через монтаж выражаются и особенность конфликта в композиции, и специфика образа, и ритм, и авторская мысль. В настоящее время в практике можно встретить более двадцати приёмов монтажа. Среди них такие, которые наиболее часто используются в сценарно-режиссёрской практике: последовательный, контрастный, одновременный, параллельный или ассоциативный, реминесцентный или ретроспективный, лейтмотив и др. На них в своей творческой работе опираются многие известные практики режиссуры театрализованных представлений и праздников. О них написано практически во всех имеющихся учебных пособиях по режиссуре и сценарному мастерству такими авторами, как Д.М. Генкин, Э.В. Вершковский, Д.В. Тихомиров, А.И. Чечётин, А.Д. Силин, И.Г. Шароев, О.И. Марков и др.
Нам же хочется акцентировать внимание на методах монтажа, о которых пишет Е.В. Вановская в сборнике научных работ «Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра», выпущенном во ЛГИКе им. Крупской в 1988 году. Так, Е.В. Вановская предлагает следующие методы монтажа в работе над литературной композицией: ступенчатый метод, концентрический метод, метод контраста, метод аналогии, дедуктивный и индуктивный метод.
Как видим, отдельные приведённые приёмы организации сценарного материала: метод контраста, метод аналогии - широко известны и часто используются в сценарной практике.
Однако ступенчатому, концентрическому, дедуктивному и индуктивному методам соединения материала, на наш взгляд, в теории сценарного мастерства уделено не достаточно внимания, хотя Данные методы монтажа также широко используются в сценарной практике.
Так, ступенчатый метод характеризуется последовательностью изложения темы. Однако суть здесь не в следовании событий друг за другом в той их последовательности, как это происходит при использовании последовательного приёма монтажа, а в Том, что здесь организация и выстраивание сценарного материала '"Водится к «созданию цепочки посылок и следствий, когда одно положение «вытекает» из другого». Е.В. Вановская приводит пример использования данного метода при работе над композицией «Защита Родины есть и оборона культуры» о защите культурных ценностей в блокадном Ленинграде, где автор смонтировала строчки из газетного очерка М. Коршунова с отрывком из поэмы Р. Рождественского «Реквием»:
«Постоим, Ленинград, помолчим, вспомним, все вспомним... Ленинград, 28 июня 1941 года... Пять маленьких девочек играли во дворе в мяч: детство пока еще оставалось детством. Разорвался снаряд... И девочки остались лежать во дворе полукругом в том же порядке, как стояли тут до смерти...» (М. Коршунов. «Светла Адмиралтейская игла».
«Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала. Родина.
Разве для смерти рождаются дети. Родина?
Разве хотела ты нашей смерти. Родина?»
(Р. Рождественский. «Реквием»)
«Это было лишь началом большой трагедии, которая длилась 900 дней и ночей...»
(М. Коршунов. «Светла Адмиралтейская игла»).
Таким образом, в этом фрагменте литературной композиции «каждый кусочек текста логически продолжает предыдущий».
Концентрический метод заключается в том, что выстраивание сценарного материала происходит «вокруг единого центра - основного произведения композиции».
Рассмотрим данный метод на примере схемы композиции «Песня-воин», предложенной Е.В. Вановской.
«ПЕСНЯ-ВОИН»
(Схема)
1. Р. Рождественский. «Баллада о бессмертии»:
«Хотя гудят: «Пора!» - изящные валторны, забудьтесь, тенора! Остыньте, баритоны!.. Я расскажу теперь - Жаль, если не сумею, - как наш товарищ пел в двадцатом. Перед смертью...
(до слов):
...Великие певцы, пожалуйста, замрите!..
2. М. Светлов. «Как знамя, поднимем песню»:
«Человек и песня. Для меня сочетание этих слов звучит так же, как, скажем, «человек и воздух». Я не знаю людей, которые могут обходиться без воздуха».
Ю. Фучик. «Репортаж с петлей на шее». От слов: «...Теперь уже и тюремные надзиратели знают и свыклись с тем, что в камере № 267 поют...» до слов: «Без песни нет жизни, как нет ее без солнца».
М. Светлов. «Как знамя, поднимем песню»:
«Песня - наш фанфарист в светлые дни радости. Мы приникаем к ней, как к единственному другу, когда на нас находит грусть. А в бою песня встает комиссаром перед самым передним окопом...»
А. Фадеев. «Молодая гвардия». От слов: «...Да разве есть другой такой народ на свете? У которого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?.. Может быть, мы погибнем, мне не страшно. Да, мне совсем не страшно, - с силой, от которой содрогалось ее тело, говорила Любка. - Но мне бы не хотелось... Мне хотелось бы еще рассчитаться с ними, с этими! Да песен попеть - за это время много сочинили хороших песен, там, у наших!..» до слов: «Любка, одна оставшись посередине, уперла в бока свои маленькие руки и, прямо глядя перед собой жесткими, ненавидящими глазами, пошла прямо на Брюкнера, отбивая каблуками чечетку...»
М. Светлов. «Как знамя, поднимем песню»:
«Наши песни - это наши маленькие программы. И наша история, рубежи жизни... В ней сосредоточение светлых чувств, напряжение воли и призыв к борьбе...»
7. Р. Рождественский. «Баллада о бессмертии».
От слов: «Великие певцы. Пожалуйста, замрите!.. Пусть видит комиссар. Как в озаренье алом встает высокий зал с «Интернационалом»! И солнечно в судьбе. И ощущаешь гордость. И веришь, что в тебе - тот комиссарский голос!»
Мы видим, как весь отобранный сценарный материал «концентрируются вокруг главной мысли, выраженной в названии». Всю структуру композиции пронизывает публицистика М. Светлова «Как знамя, поднимем песню», которая и «является цементирующим началом всего произведения». И через светловский текст воспринимаются и остальные фрагменты представленной литературной композиции.
Дедуктивный метод предполагает изложение материала от общих положений к частным; индуктивный метод, наоборот, характеризуется обратным движением мысли - от частного к общему.
Как пример использования дедуктивного метода Е.В. Вановская предлагает фрагмент композиции о Сергее Чекмарёве - комсомольце 30-х годов, которую составили его стихи, письма, отрывки из дневника. Чтобы всё это объединить и найти обобщающий материал о судьбах комсомольцев, идущих впереди сверстников, автором были использовали два абзаца предисловия С. Ильичевой к книге С. Чекмарева. Композиция получила название «Люди, похожие на звезды», взятое из первого абзаца, которым она и начиналась: «Где-то в далеких просторах мироздания умирают звезды, но их живой и яркий свет еще долго посылает нам свои прямые и сильные лучи. Есть люди, похожие на эти звезды».
Для перехода от этой обобщенной мысли к личности С. Чекмарева был использован следующий абзац предисловия: «Горная Башкирия... Высоко в горах возвышаются четыре памятника. На каждом из них высечено одно и то же имя - Сергей Чекмарев...».
Примером использования индуктивного метода явилась композиция, предложенная Е.В. Вановской, «Защита Родины есть и оборона культуры», которая составлялась от имени потомков защитников Ленинграда. «Финал композиции потребовал материала, обобщающего ее содержание. Через общую клятву («Реквием» Р. Рождественского) композиция естественно подошла к несколько высокопарным, как будто архаичным и от этого исторически вечным словам Н. Рериха. Вот эти слова: «Великая Родина! Все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость, во всех просторах и вершинах, - мы будем оборонять. Не найдется такого жесткого сердца, чтобы сказать: «Не мысли о Родине». И не только в праздничный день, но и в каждодневных трудах своих мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Скажем миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим все силы оборонять ее на всех путях.
Поверх всякой России есть одна — незабываемая Россия! Поверх всякой любви есть одна - общечеловеческая любовь» (Н. Рерих. «Оборона»)
Дедуктивный метод расположения материала очень удобен для оформления начала композиций, а индуктивные построения более уместны в финалах.
В практике работы над сценариями театрализованных представлений и праздников мы можем использовать все приёмы монтажа сценарного материала, как каждый в отдельности, так и в их широком взаимодействии. Их использование диктуется замыслом и режиссерским решением, которые рождаются от глубокого понимания проблемы, точного проникновения в идею произведения, его тему и сверхзадачу.
Приёмы монтажа, используемые авторами массовых действ приводят в движение разум и эмоции зрителей, заставляют аудиторию думать, анализировать, настраивают на активное восприятие происходящего и способствуют развитию ассоциативного мышления.
В настоящее время в современную сценарно-режиссёрскую практику стали входить такие новые понятия, как «клиповое мышление», «клиповое восприятие», рожденные на телевидении. Они подспудно начинают влиять на разные виды театрального зрелища, в том числе и на искусство современного массового театрализованного представления. Органическое монтажное соединение "музыки, пластики, видеоряда и других средств искусств притягивают внимание современной аудитории, а это значит, что мы имеем возможность общения с аудиторией посредством творческого монтажа и новейших сценических технологий, можем поднимать волнующие проблемы современности и выражать к ним своё отношение.
Интересное монтажное соединение жизненного и художественного материала с использованием новейших современных технологий наблюдали свидетели открытия 28-ой Спортивной Олимпиады в Афинах, о которой выше шёл разговор. Событийной основой замысла проведения открытия Олимпиады, театрализованного представления, явился жизненный факт - возвращение Олимпийских игр на родину - в Грецию. Театрализованное действо представляло собой объёмную многоярусную конструкцию какого-то единого организма, состоящего из множества структурных элементов, которые скреплены единым каркасом - мыслью автора, стремительно развивающейся от смены одной структурной единицы другой. Перед глазами аудитории в стилизованной форме прошла не только история Греции - страны, которая дала миру первую Олимпиаду, но и история развития мировой культуры, цивилизации, спорта - от древности до дня открытия 28 Олимпиады, от Кентавра- до открытия учёными спирали ДНК, до выхода на афинский стадион участников Олимпиады 2004 года. Подобно устройству водяных часов Клепсидра, в которых уровень воды, каплями падающей в сосуд, указывает протекшее время, развивалась в представлении история человечества: от одного символа к другому, от одного достижения человечества к новому, от смены одного эпизода - следующим. Здесь в тесном органичном переплетении соединились исторический факт и искусство, жизненная правда и вымысел, конкретные документальные факты и разнообразные средства художественной и иносказательной выразительности. И всему этому действу есть удивительное начало - огромное на всё поле стадиона озеро, на котором из искры, высеченной барабанщиками, стоящими на противоположных берегах озера, загорается символ Олимпийских игр - 5 колец в тесном единстве друг с другом. На берегу озера играет оркестр. По озеру плывёт одинокий кораблик, на борту которого мальчик, держащий в руках флаг Греции. Этот кораблик, как остров среди вод океана. на котором разместилась Греция - страна, положившая начало развитию мировой культуры, страна, давшая миру первую Олимпиаду.