ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 502
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
финалом этого памятного красочного праздничного действа явился фейерверк в честь провозглашения открытия 28 Олимпийских игр 2004 года на земле Греции.
Так, посредством разнообразных приёмов монтажа был создан образ развивающейся культуры и олимпийского движения, образ человечества, движущегося навстречу прогрессу и демократии, образ неисчерпаемых возможностей человека.
Таким образом, в сценариях театрализованных представлений и праздников монтажный метод выстраивания конфликта — путь создания художественного образа. В современной практике он наиболее распространен и плодотворен.
Специфичность сценарной драматургии проявляется и в композиционном построении театрализованных представлений и праздников.
Конфликт в сценарной драматургии, в основном, выстраивается посредством монтажа сценарного материала в соответствии с авторской мыслью, которая проходит красной нитью через весь сценарий.
В связи с этим композиционное построение сценариев театрализованных представлений имеет определённое различие от театральной драматургии. Так, экспозиция, которая в драматургическом произведении обычно следует на протяжении всего произведения, здесь чаще всего заменяется прологом, который заканчивается с появлением завязки. Пролог в сценариях театрализованных представлений, по существу, выполняет те же функции, что и экспозиция в пьесе: вводит в тему, в предлагаемые обстоятельства, в атмосферу праздничного действа, посвящает в условия игры, интригует и заинтересовывает аудиторию предстоящим действием.
Далее, за прологом, следует завязка действия. Она происходит, как и в драматургии театральной, с появлением противодействия, какого-то события, которое нарушило существующее равновесие, согласие, некое бытие или жизненное явление. Завязка в 'Сценарной драматургии так же, как и в драматургии театральной. является началом конфликта или началом развития мысли автора. Развитие действия в сценариях театрализованных форм выстраивается посредством следующих друг за другом драматургически завершённых эпизодов. «Тематические эпизоды являются плотью, «телом» представления. Каждый такой эпизод состоит ад отдельных номеров. Номер в массовом представлении соответствует понятию «явление» в классической драме, а иногда даже выполняет функции отдельной реплики, фразы», поясняет А.Д. Силин. Эпизоды имеют ту же композиционную структуру, что и весь сценарий. Лишь иногда в эпизоде может отсутствовать пролог, так как им может явиться финал предыдущего эпизода или «мостик», который зачастую соединяет эпизоды в сценарий театрализованного действа. И наоборот, иногда в эпизоде может отсутствовать финал, им может выступать пролог следующего эпизода или «мостик», соединяющий данный эпизод со следующим. Следуя друг за другом, эпизоды способствуют раскрытию общей темы, утверждению идеи и достижению педагогической цели театрализованного представления. Это происходит потому, что каждый эпизод сценария:
раскрывает определённую тему, которая является составляющей общей темы сценария;
несёт в себе мысль, которая способствует развитию основной мысли театрализованного представления;
содержит педагогическую цель, которая способствует достижению общей цели сценария.
Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое «красной нитью» проходит авторская мысль. Кстати, такое развитие действия было характерно и для режиссуры Мейерхольда. «Плавному движению событий он предпочитал монтажные куски, «динамические сгустки». Даже «Лес» Островского, построенный по всем свойственным этому драматургу композиционным принципам, режиссер раздробил на эпизоды. Мейерхольду не нужна иллюзия зрителя, будто бы он видит кусок жизни. Наоборот, его идеал — обнаженная театральность» (45, 126).
Логика развития основного действия не требует обязательной хронологической последовательности эпизодов; возможны наплывы, ретроспекция, но вот постепенность нарастания ритма основного действия обязательна. Нельзя строить действие от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развиваться по нарастающей линии от пролога, через цепь эпизодов к кульминации и финалу. Помочь в этом должен сценарный ход, или прием, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Драматургический ход - это способ интеграции документально-художественного материала путем его образного переосмысления под углом определенной темы. Вместе с тем, сценарно-режиссёрский ход, согласно толкованию Олега Ивановича Маркова, есть «смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приёмы и образно-пластическое решение» (39, 51). Таким образом, сценарно-режиссёрский ход выступает как художественная идея сценария. И это один из самых существенных признаков драматургического хода, придающего сценарию художественную целостность. Согласно Л. Рахлису, характерным признаком драматургического хода является «наличие двух противоположных начал, или конфликтной ситуации». Следовательно, драматургический ход не только связывает между собой эпизоды сценария единым действием, но выстраивает это действие и развивает его как разрешение конфликта. Вместе с тем, «драматургический ход может выполнять свои функции лишь в том случае, если он не противоречит характеру темы, если он в достаточной степени действен, если он уместен, не нарочит и окончательно не стерт от многократного употребления» (36, 87).
В сценарно-режиссёрской практике организации театрализованных представлений и праздников мы часто встречаем подмену сценарно-режиссёрского хода художественным приёмом. Вместе с тем, приём — эта форма реализации драматургического хода, а не сам ход.
Д.М. Генкин приводит примеры нескольких приемов, наиболее часто встречающихся в сценариях:
а) Хроникальное построение материала, совпадающее с последовательностью в жизни. Не надо бояться, моделируя мероприятие, брать за основу сценарного хода хронику событий. Надо помнить, что насыщение местным материалом, конкретными и интересными фактами именно для данной аудитории сделает его полнокровным.
б) Использование таких форм общественной деятельности людей, как отчет, митинг, рапорт, диспут, собрание. Это позволяет наполнить будущее мероприятие новым содержанием, сделав художественную ткань убедительной, а документальную - ярче, интересней.
в) Персонификация идеи. Отвлеченные понятия предстают в человеческом образе, и им доверяется вести действие.
г) Сценарным приемом могут быть жанры публицистики - репортаж, очерк, интервью, фельетон, хроника событий; спортивные формы - викторина, лотерея, дискотека, конкурс; фольклорные формы - обряды, помолвки, балаган.
Итак, поиск художественного приёма зависит от образного мышления автора, а также от умения найти и интересно выстроить документальный и художественный материал. Органичное соединение сюжетного хода и художественного приёма приводит нас к созданию сценарно-режиссёрского хода, который представляет собой образное решение авторской концепции и выступает основным связующим звеном основных составляющих сценария - эпизодов.
Таким образом, наличие сюжетного хода и художественного приёма - ещё одна специфическая особенность сценариев театрализованных представлений и праздников. Сценарно-режиссёрский ход сценария как результат тесного единства этих двух начал и является той основой, на которой выстраивается всё праздничное действо, цементируются самые крупные структурные единицы. Помимо основного сценарно-режиссёрского хода всего сценария, каждый эпизод, и даже по необходимости концертный номер, могут иметь свой сценарно-режиссёрский ход, если эти структурные единицы не будут выстроены сюжетно. Вместе с тем, практика показывает, что возможны случаи, когда в сценариях театрализованных представлений можно наблюдать отсутствие сценарного хода как такового. Это происходит тогда, когда все структурные единицы сценария тесно связаны друг с другом логикой своего наличия, то есть выстроены закрытой композицией, стремящейся к единству действия. В другом случае - смонтированы последовательным приёмом монтажа или, наоборот, выступают контрапунктом по отношению друг другу — выстроены контрастным приёмом и т.д., используется любой, существующий в практике приём монтажа. Главное, чтобы действие не стояло на месте, чтобы развивался конфликт, развивалась мысль сценария.
Эпизоды в сценарии выстраиваются по эмоциональному накалу - от менее эмоционального к наиболее мощному - кульминационному, в котором происходит пик борьбы и разрешение конфликта. В процессе разрешения конфликта театрализованного действа идея находит наиболее концентрированное выражение, она как бы обнажается, выходит наружу «во всей своей красе», в результате чего становится явной позиция автора театрализованного представления. Кульминация в массовых театрализованных представлениях обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен, связь поколений и т.д. Поэтому не случайно, когда мы говорим о финале, то имеем в виду не просто конец художественного произведения, а выражаемое им художественное разрешение конфликта.
«Гегель полагал, что в финале все конфликтные противоречия должны быть устранены и восстановлена гармония, что на ранних этапах развития литературы действительно было характерно и имело миросозерцательное значение. Благополучный финал в той же сказке обладал магическим свойством, подчеркивал силы рода, защищающие человека, и силы добра, восстанавливающие попранную справедливость» (79, 361). Поэтому с финалом связывают наиболее отчетливое, итоговое выражение авторской мысли и авторской позиции. Вместе с тем, правильнее рассматривать финал как часть художественной диалектики». В литературе нового времени, особенно в произведениях, выражающих сложные противоречия действительности и внутреннего мира человека, финал чаще всего тяготеет к открытости и проблемности. В открытом финале автор не примиряет противоречия, изображенные в произведении, но, акцентируя их, как бы предоставляет их разрешение самой жизни. Таковы, например, финалы произведений А.П. Чехова.
В сценариях театрализованных представлений, поднимающих современные жизненные проблемы и противоречия, финалы также тяготеют к открытости. Обращаясь к аудитории с риторическими вопросами, они вызывают потребность в их осмыслении и побуждают к поиску путей их решения. А порой и чаще всего в театрализованных представлениях финал - это прямой призыв к конкретным действиям, направленным на преодоление определённых преград, трудностей, недостатков и т.п.
Финал может быть выстроен ретроспективно, возвращая нас назад, к началу развития действия, побуждая к новому, повторному осмыслению образных сцеплений и сложного развития художественной идеи в произведении.
Таким образом, в структуре театрализованного действа финалу отведена особая роль. Он выполняет важнейшую эстетическую функцию завершения произведения, тем самым как бы моделируя конструкцию мира. В связи с этим на финал ложится повышенная смысловая нагрузка. Он должен обладать особым эффектом, так как оказывает большое воздействие на восприятие представления в целом.
По уровню эмоционального накала финал равен кульминации развивающегося действия. Именно в этих двух композиционных точках (фрагментах) сценария, с целью художественно-педагогического воздействия, автор программирует максимальную активизацию аудитории. Здесь окончательно разрушается деление на зрителей и артистов - все становятся участниками единого коллективного действа... Финалом, заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, шествие к памятникам и другие массовые действа.
Таким образом, композиция в сценариях театрализованных представлений и праздников, как и в драматургии театральной, играет основополагающую роль, имея при этом свою специфику.
Так, в процессе выстраивания сценария Тургеневского праздника «Он вечный зов и вдохновенье!», который состоялся в сквере музея И.С. Тургенева в июне 2004 года, композиция играла определяющую роль, так как конфликт сценария выстраивался через монтаж документального и художественного материала. Композиционно сценарий выглядел следующим образом:
Пролог - открытие праздника;
Завязка - выход из музея И.С. Тургенева юных художников;
Развитие действия - 1-ый эпизод «Светлые мечты Ванюши»;
2-ой эпизод «Салонные воспоминания о России»;
3-ий эпизод «Лиризм русской души»;
Кульминация - 4-ый эпизод «С любовью в сердце»;
Финал - «С верой в Россию».
Сценарно-режиссёрским ходом праздника явились размышления юных художников о жизни и творчестве великого русского писателя И.С. Тургенева после посещения музея своего земляка. Юные живописцы в своих спорах пытались выявить, какая из многоцветовой палитры красок больше всего присуща жизненному и творческому пути писателя. Конфликт и основывался на сопоставлении разных цветов, характерных для жизненного и творческого пути этого многогранного человека, талантливого писателя, который прошёл свой нелёгкий жизненный путь и до конца остался верен России. В кульминации праздника поднимался Российский флаг, который был создан в процессе развития действия из огромных полотнищ трёх цветов: белого, синего и красного, которые, по мнению героев праздника - юных художников, превалировал на протяжении всей жизни великого мастера, и именно эти цвета выражают характер русского народа, являются основой России. В них - чистота, свет, любовь, борьба, лиризм, широта души, честь и благородство. Именно поэтому, как утверждает автор праздника, жизнь и творчество И.С. Тургенева до сих пор притягивает к себе миллионы людей, именно поэтому он, Тургенев, - вечный зов и вдохновенье!