Файл: Gavdis_S_I_-_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 485

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возвращаясь к рассмотрению творческого процесса создания сценариев театрализованных действ, следует обратить внимание на то, что уже на этапе создания сценарно-режиссёрского замысла сценаристам необходимо научиться находить ту меру необходи­мой условности, ту форму сценического выражения жизненного материала, которая наиболее полно и ярко выразит авторскую мысль, так как основа этой условности уже должна быть заложена в его сценарии. И лишь глубоко переживаемое автором отноше­ние к празднуемому событию, к проблемам, которые автор подни­мает в театрализованном действе, способно обеспечить остроту, яркость и выразительность его формы, «непременно подскажет или даже продиктует ему необходимые, в данном случае, приёмы внеш­ней выразительности и нужные сценические краски, а они в своей совокупности и определяют жанровое лицо спектакля» (31).

Жанр (фр. «женр») - род, вид. Жанр - это угол зрения ху­дожника на то или иное явление действительности. Жанр - это исторически сложившийся вид произведения с соответствующей системой выразительных средств. Именно жанр оп­ределяет и язык, и характер будущего произведения. Посредством жанра сценарист передаёт зрителю свой эмоциональный настрой, может смеяться и плакать, грустить и восхищаться, возму­щаться и страдать, кричать и молить. Только жанр способен пере­дать аудитории эти чувства автора. И какой бы жанр ни выбрал сценарист, главное для него - убедительно и оригинально донести свою мысль до зрителя. Для чего автор как бы предлагает усло­вия, при которых произведение откроется нам. Своеобразные «условия игры», как любил говорить Г.А. Товстоногов. «Условимся как бы говорит театр, что у нас будет всё как на самом деле. Всё похоже, и сидящих в зале мы не видим, и ничего не знаем о вас. Смотрите жизнь, как она есть» (80, 180). Так и сценарист должен выявить, решить для себя и предложить аудитории такие «усло­вия игры», которые помогут ему создать необходимую атмосферу праздничного действа, заинтересовать его содержанием и в яркой образной форме раскрыть авторскую концепцию в отношении поднимаемых проблем. Этими условиями игры в сценариях теат­рализованных действ являются сценарно-режиссёрский ход и при­ём, которые и необходимо найти сценаристу на данном этапе твор­ческого процесса. Найти сценарно-режиссёрский ход - значит, найти образное решение авторской мысли театрализованного дей­ства, найти ту действенную основу, которая способна всё расста­вить по своим местам, оправдать наличие каждой единички сце­нической информации в будущем сценарии, соединить в единое целое тот сценарный материал, который на первый взгляд кажется далёким и несовместимым. Найти сценарно-режиссёрский ход -значит, определить предлагаемые обстоятельства, выявить главные действующие силы и характер их взаимодействия, выявить конфликт театрализованного действа и решить его развитие. «Без конфликта, без борьбы, без активной действенной линии массовое представление превращается в набор более или менее удачных иллюстраций. И в худшем случае становится по­просту скучным», - утверждает А.Д. Силин. В свою очередь, сце­нарный ход образует определённый смысловой ряд, несмотря на то, что сценарный материал сам по себе также создаёт основной смысловой ряд. Таким образом, при их пересечении и рождаются интересные режиссёрские решения. Каждый из них (имеются в виду смысловые ряды) по мере развития тянет за собой опреде­лённый «лексический шлейф» (75,12). Вместе с тем, сценарист должен найти не только сценарно-режиссёрский ход и приём всего сценария, но и сценарно-режиссёрский ход и приём каждого блока (если сценарий выстраивается по блокам) и каждого эпизода сценария. Каждый жизненный факт также требует сво­его образного решения. Таким образом, лишь определив для себя образное решение каждой структурной единицы будущего сце­нария театрализованного действа, можно говорить о созда­нии сценарно-режиссёрского замысла.


Проанализируем примеры из собственной практики создания сценарно-режиссёрского замысла.

Получив заказ от Орловского городского управления культу­ры на проведение Юбилейного мероприятия, посвященного 75-легию со дня рождения П. Проскурина, студенты кафедры режис­суры театрализованных представлений ОГИИК сразу же присту­пили к изучению документального материала, связанного с жиз­нью и творчеством писателя. Многие материалы были предостав­лены вдовой писателя, Л.Р. Проскуриной, проживающей в г. Мос­кве. Интересные сведения о жизни нашего земляка были почерп­нуты в библиотеках института и города. Параллельно с поиском и изучением документального материала о жизни писателя студен­ты расширяли знания о творчестве земляка. Его стихи, проза, эк­ранизация его трилогии произвели неоднозначное впечатление на студентов и вызвали много споров, так как П. Проскурин писа­тель непростой и не всё подаёт гладко и красиво. Некоторые его стихи шокировали студентов своими прямыми оборотами и слен­гом. Другие перечитывались по несколько раз, вызывая восхище­ние своим слогом и образной подачей философской мысли. Так, постепенно изучая жизненный путь писателя, студенты проника­лись его творчеством, многое становилось понятным, и в спорах начали рождаться истины. В результате был разработан сценарно-режиссёрский замысел театрализованного вечера, посвящен­ного 75-летию со дня рождения писателя Петра Проскурина.

Тема вечера: о любви русского человека, гражданина, писате­ля Петра Проскурина к родине.

Проблема: в чём и как проявляется любовь к родине Писате­лем, Человеком и Гражданином Петром Проскуриным?

Цель вечера: заинтересовать аудиторию личностью Петра Про­скурина, его творческим наследием, вызвать уважение к нему как к гражданину, человеку и творцу.

Идея вечера: Петр Проскурин - истинный сын земли русской!

Сценарно-режиссёрским ходом вечера явится борьба творческой личности за право быть нужным людям. Начало этой борьбе положила страсть к познанию мира, борьба молодого человека с самим собой за право быть тем, кем он стал, борьба за лучшую жизнь своих земляков, борьба за права человека, за справедливость за человечность в человеке. Активная гражданская и творческая деятельность Петра Проскурина выступит лейтмотивом всего ве­чера. Художественным приёмом вечера мы избрали своеобраз­ную экскурсию-возвращение, экскурсию - путешествие в Мир художника, человека и гражданина, в жизненный и творческий Мир Петра Проскурина. Художественный приём найдёт своё выраже­ние в документальном видеоряде, сопровождающемся музыкой, поэтическим, художественным и документальным материалом. Центральное место здесь отведено «живому слову» его коллег, дру­зей, соратников и исследователей его творчества. Используя рет­роспективный, последовательный, одновременный и ассоциативный приёмы творческого монтажа сценарно-режиссёрский ход поведет аудиторию от одного эпизода к другому, раскрывая перед ней сложный, но интересный и богатый мир Петра Проскурина.


Завязкой юбилейного вечера явится воспоминание о памят­ном и важном для Петра Лукича Проскурина и жителей города Орла событии, когда ему присвоили звание «Почётный гражда­нин города Орла».

Эпизод 1 - «Богатырь земли русской». В этом эпизоде пред­полагается показать становление Петра Проскурина как личнос­ти, показать его тесную связь с русской землёй, её традициями, рассказать о его большой любви к матери, раскрыть источники богатства его русской души. Центральным образом эпизода ста­нет русская колыбель, в которой маленький Пётр слушал русскую речь, колыбельные песни, постигал ещё неведомый ему огромный мир, который олицетворяла для него в детстве его мать.

Эпизод должен быть наполнен лиризмом и решён посредством русской песни, хореографии и музыки, что органично будет переплетаться с документальным видеорядом о детских и юношеских годах Петра Проскурина, которые тесно связаны с образом матери, с его открытием мира, с его первой влюблённостью и настоящей любовью. Кульминацией эпизода должно явиться выступление вдовы Петра Проскурина - Лилианы Рустамовны Проскури­ной, которая расскажет о его человеческих качествах, о его любви к матери, о его связи с малой родиной.

Эпизод 2 - «Певец земли русской». Этот эпизод о любви Пет­ра Проскурина к России, русским людям, русскому национально­му характеру, об уважении к русской женщине, его восхищении мужеством русских людей, их умением любить. Центральным образом данного эпизода явится военное время - Великая Отече­ственная война. Основу эпизода составит видеоряд, состоящий из отрывков художественного фильма «Судьба», созданного по од­ноименной трилогии П. Проскурина, а также поэтический, худо­жественный и публицистический материал. Лейтмотивом эпизо­да выступят поэтические строки:

И кто слабым был Сильным стал тогда, А кто сильным был Стал ещё сильней.

В кульминации эпизода предполагается выступление актрисы Зинаиды Кириенко, которая расскажет о своих впечатлениях от встречи с творчеством Петра Проскурина, об отношении к образу Ефросиньи, который актриса сыграла в кинофильме «Любовь зем­ная» и другим женским характерам, созданных П. Проскуриным в его произведениях.

Эпизод 3 - «Борец за Россию». Этот эпизод о гражданской активности Петра Проскурина. О его неравнодушном отношении к жизненным проблемам, о его обеспокоенности будущим России. Эпизод будет выстроен на основе публицистического, поэти­ческого и песенного материала, сопровождающегося видеорядом Из отрывков кинофильмов по трилогии Петра Проскурина. Цент­ральный образ эпизода - Российский флаг.


В кульминации данного эпизода, а значит и всего вечера, пред­полагается выступление губернатора Орловской области Егора Семёновича Строева о заслугах перед Орловщиной, перед Росси­ни почётного гражданина города Орла, писателя, земляка - Петра Проскурина.

Органичным выражением основной мысли вечера должны стать следующие строки:

Но не умолк его могучий глас. Остался неподкупным и мятежным. Завещанной молитвою за нас, Огромным сердцем, Пламенным и нежным.

В финале театрализованного вечера - на фоне видеоряда (Российский флаг. Кремль, русская природа. Храм Христа Спаси­теля, кадры священных мест России, портрет П. Проскурина) зву­чат поэтические строки Петра Проскурина - обращение к России:

Отринь иное бытие, -Пусть путь тернист и долог, О Русь, в значение своё Вернись под звёздный полог.

Завершает вечер песня «Русь державная» в исполнении ор­кестра и хора.

Впоследствии на основе данного замысла был разработан сце­нарий театрализованного вечера и его постановочный план, что позволило силами студентов Орловского государственного инсти­тута искусств и культуры, а также творческих коллективов города Орла воплотить данный сценарно-режиссёрский замысел перед аудиторией. Вечер, посвященный 75-летию П.И. Проскурина, со­стоялся в городе Орле. На вечере присутствовало много гостей: из Москвы, Брянска, Курска, Тулы и др. городов региона. В Орёл съе­хались представители писательских организаций, почитатели и исследователи творчества П.И. Проскурина, его родные и близ­кие. И, конечно же, в вечере принимала участие вдова П.И. Про­скурина, писатель Лилиана Рустамовна Проскурина. Вечер про­шёл в тёплой доброжелательной атмосфере.

Несмотря на то, что в ходе дальнейшей работы над сценарием замысел претерпел некоторые, на наш взгляд, несущественные изменения, основные творческие задачи удалось реализовать, в результате мы получили самое дорогое: общение с интересными людьми, интерес аудитории к происходящему на вечере, благодар­ности от друзей и родных писателя, слова признательности гостей и почитателей творчества П.И. Проскурина.

А вот как проходил творческий процесс создания сценарно-режиссёрского замысла театрализованного вечера, посвященного 185-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, кото­рый отмечался на Орловщине 11 ноября 2003 года. С целью опре­деления темы сценария был изучен материал, связанный с этим событием, его оказалось более чем достаточно. В городе Орле есть Государственный музей им И.С. Тургенева, Государственный ака­демический драматический театр им И.С. Тургенева, памятные тургеневские места, связанные с именем писателя, а также биб­лиотеки, которые содержат не только произведения Ивана Сергее­вича, но и достаточное количество художественной, документаль­ной, популярной литературы о великом писателе. В нескольких десятках километров от города расположено село Спасское-Лутовиново, где находится родовое поместье. Музей-усадьба И.С. Тур­генева. Поэтому сложностей в подборе материала и поиске темы, которая бы подошла к данному вечеру, не существовало. Их ока­залось множество. Здесь и темы Родины, и темы, связанные со становлением личности Тургенева, и темы, отражающие жизнь Тургенева-гражданина, и темы его любви, дружбы, темы, связан­ные с творческим наследием И.С. Тургенева, темы, которые бы раскрывали страницы его жизни и творчества, связанные с Ор­лом, - темы разные, но важно уметь выбрать ту, мимо которой в настоящее время автор будущего театрализованного действа не может пройти, выбрать ту, которая его волнует, не даёт покоя, ту, которая ему близка и интересна. Однако этих аргументов для выбора темы недостаточно, так как тема вечера должна быть инте­ресна не только автору, она должна быть интересна аудитории. Должна быть актуальна, а это значит, должна волновать современ­ников, тех, для кого создаётся сценарий. Поэтому лишь изучив аудиторию, её потребности, её отношение к данному событию, Можно сформулировать тему вечера. Сделать это было непросто. Исследовать отношение орловцев к приближающемуся юбилею И.С. Тургенева мы начали с твёрдым убеждением в том, что имя Ивана Сергеевича Тургенева известно каждому человеку не только в России, но и во всех цивилизованных странах. На Орловщине, где родился, провёл своё детство, вырос Иван Сергеевич Тургенев его знают все, знают о нём как о человеке, о выдающейся личности, об известном всему миру писателе. Мы были уверены, что Тургенева читают, из школьной программы знают его произ­ведения или хотя бы знакомы с одним или несколькими его произ­ведениями. Однако мы столкнулись с ужасающими, на наш взгляд, фактами. Среди нашей современной, одетой по последней моде, молодёжи есть парни и девушки, которые не прочитали ни одного произведения И.С. Тургенева, не знают, кто такая Лиза Калитина, не знают, что Дворянское гнездо, которое для них является мес­том времяпрепровождения, связано с именем И.С. Тургенева. Что-то, где-то, когда-то читали о Тургеневе, но в подробности, как они говорят, не вдавались. И это мы услышали от молодых людей, ко­торые живут на земле, взрастившей этого великого человека, пи­сателя с мировым именем, где всё «пропитано духом» Тургенева, где бережно хранят память о нём, где уважают и почитают его творчество, где по крупицам собирают всё, что связано с этим выдающимся, дорогим землякам именем. К нашему счастью, та­ких молодых людей оказалось немного. Но всё-таки они есть, и это нас насторожило. Сразу возникло множество вопросов. Поче­му так случилось? Неужели пропадает интерес к этой незауряд­ной личности? Кто виноват? Неужели орловцы стали забывать о своём именитом земляке? Неужели можно забыть такое богатое литературное наследие, которое оставил нам великий писатель? Неужели будут потеряны духовные и нравственные нити, которые связывают нас с прошлым, чтобы быть будущему? Неужели наша молодёжь позволит себе забыть то духовное богатство, которое накапливалось веками? Неужели так коротка человеческая память? Что делается в нашем городе и области, чтобы сохранить память о великом русском писателе? Из каких источников молодые люди черпают знания о своём земляке? В результате изучения и анализа материала, связанного с поставленными вопросами, мы решили на Юбилейном вечере рассказать о живой памяти орловцев - Иване Сергеевиче Тургеневе. Так мы и определили тему нашего будущего сценария: о тех, кто в настоящее время посвящает свою жизнь И. С. Тургеневу, о тех, кто несёт знания о Тургеневе совре­менникам, о тех, кто не даёт погаснуть памяти о великом рус­ском писателе с мировым именем. Раскрытие данной темы и по­может выявить волнующую проблему; как долго будет жить память о великом русском писателе? Кто и как способствует тому, чтобы эта память продолжала жить в сердцах людей и что движет этими людьми? А чтобы число молодых людей, «не помнящих своего родства», не увеличивалось, а уменьшалось, мы решили, что своим вечером должны вызвать интерес орловцев к этой неординарной личности—И. С. Тургеневу, желание открыть для себя его духовный мир, вызвать уважение и благодарность к тем, кто посвятил свою жизнь сохранению памяти об И. С. Тур­геневе, к тем, кто продолжает литературные традиции, зало­женные КС. Тургеневым, к тем, кто своим творчеством помога­ет сохранять память о Тургеневе-человеке, Тургеневе-писателе, Тургеневе-гражданине. Вызвать у орловцев потребность знать и помнить о своих выдающихся земляках, вызвать у них стремле­ние к самосовершенствованию. Это и явилось педагогической це­лью сценария вечера. После определения темы, проблемы и педа­гогической цели сценария стала понятна основная мысль, кото­рая должна пройти через весь сценарий: познавать мир таких ве­ликих людей как, КС Тургенев, -значит жить и духовно расти! Дальнейшее изучение и осмысление собранного по избранной теме материала помогло выявлению эпизодов сценария. Ими явились: 1-ый эпизод - «Слово о Тургеневе». Этот эпизод о тех, кто пером выражает своё отношение к личности и творчеству И.С. Тургенева. Об учёных и исследователях, о писателях и журналис­тах, о людях, работающих в издательстве журнала «Вешние воды», которое популяризирует наследие И.С. Тургенева. Эпизод выст­раивается посредством приёма «схода с чёрно-белого экрана» маль­чишек-газетчиков, сообщающих о публикациях, связанных с жиз­нью и творчеством писателя, которые переносят нас в Тургеневе-Кие времена, а затем передают эстафету современным газетчикам. Рекламирующим сегодняшние публикации, касающиеся событий, связанных с именем писателя. Образом эпизода должен стать своеобразный «Тургеневский мост», соединяющий прошлое и насто­ящее. Кульминащ1ей эпизода является чествование учёных и ис­следователей творчества писателя.


2-ой эпизод - «Хранители великого наследия». Данный эпи­зод о деятельности музеев Орловщины, о музейных работниках, которые с большим уважением к наследию великого писателя ис­следуют, коллекционируют, хранят и популяризируют материалы о жизни и творчестве И.С. Тургенева. Местом действия в эпизоде является музей И.С. Тургенева, экспозиции которого, сменяя друг друга, «вводят» нас в мир великого писателя. Старинные часы, сохранившиеся в музее со времён И.С. Тургенева и до сих пор отсчитывающие время, помогают прослед1ггь основные события его жизни, давая возможность аудитории ощутить «сиюминут­ность» происходящего, почувствовать и понять его мысли и по­ступки. Старинные часы, указывающие время, и являются обра­зом эпизода, напоминая нам о том, что любовь и память способны не только вернуть желанные мгновения, но и продлить жизнь че­ловека на Земле, только нужно не упустить время. Кульминацией эпизода является чествование музейных работников, которые сво­им трудом помогают нам хранить память об И.С. Тургеневе.

3-ий эпизод - «В свете рампы». Этот эпизод посвящен твор­ческой деятельности театров г. Орла, мастерам сцены, которые сво­им творчеством способствуют познанию тургеневского наследия. В основу сценарно-режиссёрского замысла эпизода положен вальс Штрауса в исполнении коллектива бального танца, который помо­жет Хранителю театра не только заинтересовать зрителя волшеб­ством театра, но и передать атмосферу бурной театральной жизни, представить целую галерею театральных постановок по произведе­ниям И.С. Тургенева, представить лучших мастеров сцены.

Сценарно-режиссёрским ходом всего вечера является стрем­ление студенческой молодёжи города открыть для себя мир И.С.Тургенева. Соприкасаясь с различными источниками, открываю­щими перед ними богатство души этой незаурядной личности, каждый пытается определить для себя, где и когда впервые по-настоящему его взволновало это имя и возникло желание и потребность в дальнейшем не упустить ничего, что связано с име­нем этого великим человека.

Художественным приёмом является «сход с экрана» сту­денческой молодёжи, которая только что, побывав в литератур­ном музее И.С. Тургенева, уводит зрителя в свои размышления, видения и чувства, связанные с познанием мира И.С. Тургене­ва. Приём «теневого театра», выступающий лейтмотивом всего вечера, позволит зрителю не только воочию увидеть красоту и проникнуться атмосферой тургеневской эпохи, но и как бы при­близить её к нам, сказать о том, что она рядом с нами и её мож­но и нужно понять и постичь. На основе данного замысла был разработан сценарий и осуществлена организация и постанов­ка вечера в Государственном Академическом театре им. И.С. Тургенева.