ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 491
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Третий этап работы над сценарием потребует от сценариста знаний техники и технологии ремесла, опыта, навыков и умений в дальнейшей творческой работе. На данном этапе сценаристу необходимо:
разработать композицию всего сценария и других его структурных единиц (блоков, эпизодов, единиц сценической информации), соблюдая законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому.
выстроить сюжет всего сценария и каждой его структурной единицы.
осуществить монтаж сценарного материала согласно сценарно-режиссёрскому замыслу каждой структурной единицы и самого сценария.
завершить работу над сценарием литературной обработкой всех нуждающихся в этом единиц сценической информации, эпизодов, блоков, а также связующих элементов сценария. Осуществить грамотную запись ремарок и других необходимых режиссёрских указаний.
В процессе работы над сценарием театрализованного действа, любого его вида, необходимо помнить, что мы создаём художественное произведение. Поэтому, разрабатывая сценарий театрализованного представления или праздника, автор должен следовать «ценностным критериям», характерным для всех сценических искусств. Здесь, как и в театральном спектакле, должно происходить «воспроизведение действительной жизни, в которой, по словам П.М. Ершова, раскрыта, обнаружена, выражена для зрителей сущность этой жизни. Поэтому само её «воспроизведение» делается воспроизведением художественным». Именно такой подход к материалу необходим сценаристу в процессе работы над сценарием. Сценарист, тщательно отобрав сценарный материал, обрабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сценарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения авторской мысли. Только в этом случае рождается действенный, подлинно художественный образ.
Попытаемся выяснить, с помощью каких приемов автору удаётся достичь художественности. Что представляет собой художественный образ? Каков метод перевоплощения факта действительности в факт искусства? Вот что пишет по поводу этого с. Эйзенштейн в своих конспектах лекций «Психология искусства», обращаясь к классическим примерам. «Событие в природе и событие в произведении искусства чем-то отличны. Чем? На некоем броненосце в 1905 году вспыхнул бунт по поводу червивого мяса. Лекарь признал его годным. А когда вспыхнуло восстание, за это именно он полетел одним из первых совместно с ненавистными офицерами за борт. Но вот понадобилось припомнить зрителю, что доктор упразднен. Что проще - набегает на берег волна и выносит труп утонувшего доктора. А между тем, как любили писать в надписях старого немого кино, режиссер вместо этого дает совсем другое. Болтается на барьере броненосца... пенсне. А вот как Пушкин рисует украинскую ночь:
Но мрачны странные мечты
В душе Мазепы: звезды ночи,
Как обвинительные очи.
За ним насмешливо глядят.
И тополи, стеснившись в ряд.
Качая тихо головою,
Как судьи шепчут меж собою... (36).
«Что же сделали режиссер и поэт?» - спрашивает С. Эйзенштейн. И отвечает: «В целях достижения повышенного, а не информационного, не только познавательного, но эмоционально-захватывающего эффекта они сделали следующее: первый в нужный момент отбросил целое (доктора) и вместо него представил часть (пенсне). Второй взял спокойное явление природы (звезда, тополя) и персонифицировал их - одних сделал шепчущимися судьями (тополя), других заставил подмигивать или глядеть с пристальным укором (звезды) на виновного».
Этот удачный пример подтверждает мысль о том, что литература и искусство не тождественны жизни. Произведения искусства являются ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь». Здесь, по словам А.В. Луначарского. - «концентрация жизни», результат переработки ее в мыслях и чувствах автора, это особым образом организованный материал».
в одном из своих писем Н.В. Гоголь писал: «...Не мое дело поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье. Мое дело говорить живыми образами, а не рассужденьями. Я должен выставить жизнь лицом».
Характерной особенностью искусства является отражение действительности в художественных образах. Здесь всё имеет художественно-образный характер. В одних жанрах он предстаёт в образе человека, в других - образ природы, в третьих - вещи, в четвёртых - соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развёртывается. Часто любое красочное выражение, каждый троп называют образом, например: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять: «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые присущи образу как картине человеческой жизни. Об образе говорят, имея в виду какую-либо конкретную деталь повествования: «лучистые глаза Марьи Болконской» в «Войне и мире» Л.Н. Толстого и т.п. В таких случаях следует говорить об образной или художественной детали, а не об образе. Иногда образ слишком расширяют, говорят об образе народа, образе Родины.
Таким образом, мы можем говорить о многомасштабности художественного образа. Выделяют следующие разновидности художественных образов:
микрообраз — мельчайшая единица художественной ткани (метафоры, сравнения, мелодические подпевки в музыке и т.п.);
макрообраз - персонаж в романе, пьесе, музыкальная тема в симфонии или образ действия — сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения;
образ произведения искусства в целом - описываемого в повести, спектакле; образ природы в картине и т.д.;
мегаобраз - образ мира и человека в мире - иногда так можно рассматривать всё творчество отдельно взятого художника. Так, целостный образ творчества Ф.М. Достоевского отличается от образа мира в произведениях А.П. Чехова и т.д.
Однако каким бы ни был по масштабу художественный образ, он отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности. Поэтому, соприкасаясь с произведениями искусства, всякий раз убеждаешься в том, что это особый художественный мир, складывающийся из художественных образов, несмотря на то, что он очень похож на реальный. В нем также радуются и плачут, страдают и терпят неудачи, рождаются и умирают, как и в реальном. И, чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо как бы вновь создать, воспроизвести такое жизненное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни. И главное при этом не забывать, что жизнь, как утверждал ещё Аристотель, это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа. Жизнь - это не только то, что реализовалось в действительности, что есть, но и то, что б:.1Л0 и будет, и то, что «возможно в силу вероятности или необходимости».
В своё время Михаил Шолохов, представив на суд читателей первый том романа «Тихий Дон», потряс всех своим редким зрением запечатлеть быт, людей, природу во всей её индивидуальности, характерности и своеобразии. «Люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге, — говорил Серафимович. - А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех, каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему» (47, 7). Эта способность писателя наделить каждый персонаж собственными чертами, создать «неповторимое лицо», «неповторимый внутренний человечий строй» сразу была замечена и подняла Шолохова на такую высоту, что «его увидели».
Итак художественный образ - это особая форма отражения и познания действительности в её живой конкретности, индивидуальной неповторимости.
Вместе с тем, если за индивидуальными чертами и судьбами, за личной жизнью героев произведения нет общего, то образы теряют свою общечеловеческую значимость, так как превращаются лишь в констатацию факта или передачу чьего-то личного переживания. Значимым в искусстве становится лишь то, что в конкретном, личном, индивидуальном заключает важное для многих, что волнует каждого воспринимающего данное произведение. Так, например, давно уже нет А.П. Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье», а люди читают и перечитывают его, потому что, говоря о своей любви, поэт поведал и о нашей.
А кто не знает стихотворение К.М. Симонова, которое он написал в начале войны, обращаясь к любимой женщине, умоляя и заклиная её ждать:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут.
Позабыв вчера.
Это стихотворение читали, выучивали наизусть, переписывали и посылали своим любимым в годы войны. Оно волнует нас и сегодня, хотя со времени его написания прошло уже много лет. И всё это потому, что, говоря о личных переживаниях, поэту удалось выразить чувства многих людей, веривших в победу и в то, что они вернутся, а близкие ждут их и не изменят им.
И в первом и во втором примере мы наблюдаем обобщение, характерное для художественного образа, что сделало оба стихотворения известными и любимым многими.
Чтобы создать художественное произведение, необходимо выразить в отображаемом в нём жизненном явлении то существенное, что характерно для многих подобных явлений. В основу художественного образа может быть положен конкретный факт, человеческий характер, если через этот факт или характер конкретного человека художник показывает что-то очень важное, существенное, характерное для многих. Однако это будет созданный автором образ на основе конкретного жизненного факта или человеческой судьбы, а не просто копия с оригинала. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать, — восклицает художник в рассказе Бальзака «Неведомый шедевр», ...Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ» (47, 154). Как видим, передача чувственного облика явлений в искусстве ценна не сама по себе, а лишь в той мере, в которой в единичном чувственно представленном факте усматривается некоторая общая мысль - идея произведения. Следовательно, художественный образ —это такой чувственный образ, в котором через внешнее как бы «просвечивает» внутреннее существо изображаемого и который тем самым оказывается средством передачи какой-то идеи. Мышление такими чувственными образами, несущими в себе всеобщее содержание, и определяется как искусство.
Необходимо помнить, что наряду с отражением жизни в её индивидуальной конкретности, неповторимой характерности, художественным произведениям свойственно утверждение идеи, раскрытие своего, авторского отношения к изображаемому, обращение к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей.
Если взять, к примеру, картину П. Брейгеля «Слепые», то мы увидим, что на ней изображены люди, которые медленно бредут гуськом, держась за плечо друг друга. Передний из них, споткнувшись, падает и тянет за собой следующего. Кажется еще миг, и вся группа будет увлечена за ними. Сначала представляется, что на картине изображена конкретная единичная бытовая сцена. Однако такое толкование картины -это «самый элементарный уровень прочтения» её содержания. И если мы попытаемся проникнуть в её смысл глубже, то это позволит нам «истолковать брейгелевских слепых как некий обобщенный символ - образ заблудшего человечества, не знающего и не видящего, куда оно идет», - размышляет А.Л. Андреев (5,107). И такая трактовка человеческой жизни не случайна, так как она порождена беспокойной обстановкой XVI века с его бесконечными жестокими войнами, религиозными распрями и преследованиями, широким народным движением. Это пример того, как единичное эмпирически достоверное событие, изображённое в художественном произведении, стало средством передачи некоторой общей идеи.
В искусстве известны и другие способы обобщения. Так, анализируя и отбирая факты, явления, персонажей, авторы обращаются к типизации. Типизация дает возможность автору показать наиболее характерные тенденции жизни и тем самым выразить определенную концепцию жизненной действительности. Вот как определяет процесс создания литературного образа Н.Г. Чернышевский: «Поэт наблюдает множество живых индивидуальных личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он замечает, что в каждом из них есть общего, типического; отбрасывая в сторону всё частное, соединяет в одно художественное целое разбросанные в различных людях черты и таким образом создаёт характер, который может быть назван квинтэссенциею действительных характеров» (80, 161). Однако эта «квинтэссенция станет художественным образом только при условии наделения персонажей индивидуальными чертами». Следовательно, образ становится действительно художественным только тогда, когда общее будет выражено в индивидуальном, а индивидуальное станет средством выражения общего, то есть, когда возникает типическое. И если это единство нарушается, эта связь разрывается или одна из сторон преобладает над другой, то художественный образ разрушается. В связи с этим в процессе создания художественного образа автор собирает и извлекает из разрозненных, разобщённых жизненных фактов, событий, черт разных людей то, что помогает ему передать общее для них всех, создавая правду жизни. При этом правда жизни в художественном произведении предстаёт «очищенной от всякого рода шелухи, от ничего не значащих пустяков, от всего малозначительного» (80, 154). Таким образом, согласно С.И. Ожегову, «образ (в литературе, искусстве) обобщенное, художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления». Итак, Мы видим, что художник, запечатлевая в своих произведениях характерные приметы, индивидуальные особенности жизненных явлений, передаёт нам через них общечеловеческий смысл, в конкретных деталях раскрывает общее. Обобщение - необходимое Условие для создания подлинно художественного образа. Обобщать - значит проникать в суть действительности. Вместе с тем, создание художественного образа - это сложный творческий прочнее. И не следует думать, что процесс его создания происходит последовательно: сначала автор обобщает, потом индивидуализирует или, наоборот, вначале индивидуализирует, а потом вносит что-то обобщённое. Обобщение и индивидуализация в процессе создания художественного образа происходят одновременно, вместе с тем, как писал А. Толстой, «это строго различные процессы».