ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 507
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
Всякая метафора, используемая в художественном произведении, рассчитана не на буквальное восприятие, а требует от воспринимающего её умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Метафора требует от воспринимающего её определённого духовного усилия, которое уже само по себе благотворно. Она заставляет работать мысль и воображение человека. Так, смысл пушкинской метафоры «Глаголом жги сердца людей» доступен только тем, кто понимает, что «жечь» в данном контексте - значит «волновать», «беспокоить», «духовно воздействовать». Проникая разумом и чувством в смысл каждого из звеньев развернутой метафоры, мы неизбежно подвергаемся мощному воздействию искусства. Таким образом, метафора- своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу воспринимающего её.
Символ (с греч. symbolon - опознавательная примета) - это «знак, многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символы строятся на параллелизме явлений, на системе соответствий, им присуще метафорическое начало, но оно в символе обогащено глубоким смыслом» (32, 253).
А.В. Луначарский в «Истории западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» пишет: «Символ в искусстве — чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение и сердце образе. Как же это можно сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, что они непосредственно собой представляют».
Э.В. Вершковский утверждает, что знаки всегда что-нибудь означают, т.е. представляют или заменяют что-либо в человеческом общении. Знак условно обозначает явление реального мира. Но, чтобы такое замещение произошло, предмет должен отразиться в человеческом сознании, создать в нём представление о том, что стоит за изображаемым предметом. Так, например, религиозные символы впечатляют лишь потому, что верующим известны религиозные притчи, связанные с этими символами.
Следовательно, испытывать эмоциональное воздействие знака мы можем только понимая его смысловое содержание
Таким образом, символ - это «образ», взятый в аспекте своей знаковости. Символ - это знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Он выражает определенную идею, смысл, обладает огромной силой обобщения. Он имеет свою эстетику и весьма приблизительное сходство с отображаемым объектом, явлением, событием (например, символ Олимпиады - пять переплетенных колец. Вечный огонь - символ неугасимой памяти о погибших героях, белый голубь — символ Мира и т.п.), поэтому верное восприятие символов зависит от закрепленных в данном обществе или международном сообществе символических значений, смыслов. Чтобы однозначно понимать значение того или иного символа, в обществе необходима обусловленная договоренность.
Внешне символ может выглядеть скромно и в художественном плане неформально, но он обязательно должен воплощать ведущую идею, основной социальный смысл обозначаемого содержания.
Сценаристам необходимо глубоко усвоить, что психологически обоснованная символика оказывает очень сильное воздействие на людей. Умелое использование символов, выражающих общечеловеческие ценности, способствует повышению эффективности эмоционального воздействия на аудиторию.
Аллегория (с греч. al legoria- иносказание) представляет собой такой принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии. В практике искусства аллегория выступает как персонификация, олицетворение мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах (например, победа изображается в образе древнегреческой богини Ники -крылатой девы в лавровом венце и на колеснице).
Как художественный прием аллегория - одно из сильнейших средств воздействия на сознание и воображение воспринимающего. Мы можем говорить об аллегории, когда в произведении одно явление изображается и характеризуется через другое.
Сила аллегории в том, что она способна на долгие века олицетворять понятия человечества о справедливости, добре, зле, различных нравственных качествах. Богиня Фемида, которую греческие и римские скульпторы изображали с завязанными глазами и весами в руке, навсегда осталась олицетворением правосудия. Змея и чаша- аллегория врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» - аллегорический призыв к миру, к окончанию войны (79, 11).
Гиперболизация (с греч. hyperbole - «преувеличение») представляет собой такой способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения каких-либо свойств, качеств, особенностей предмета, явления или процесса. Художественный образ, созданный при помощи гиперболы, подчёркнуто условен, его реальный аналог не может в действительности обладать изображёнными свойствами, так как заданная мера их концентрации выступает нарушением правдоподобия. Вместе с тем, гиперболизация способствует созданию особой выразительности, эмоциональности и экспрессивности изображаемого. Вспомним поэтические строки Вв. Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал...» или гиперболу Н.А. Некрасова «Сидит, как на стуле, двухлетний ребёнок у ней на груди...». Заданное преувеличение выявляет скрытое содержание, обнаруживает его эстетический, эмоциональный, познавательный потенциал.
Гипербола выступает важным способом обрисовки характеров. И это касается не только былинных богатырей, известных нам своей гигантской силой и доблестью, и могучих, полных жизненных сил великанов из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Художественное преувеличение - один из важных способов построения сюжета, образной системы, одно из необходимых средств передачи авторской мысли. Вспомним «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина, где генералы, выйдя в отставку, очутились почему-то на необитаемом острове. И это не случайно: для них, просидевших свой век «в какой-то регистратуре», жизнь так же непонятна, как необитаемый остров. Сюжетная гипербола Салтыкова-Щедрина основана на укрупнении и заострении реального явления, действительного противоречия. И читатель не должен наивно изумляться злоключениям генералов, а должен вникать в смысл сюжетных гипербол. Проголодавшись, генералы начинают искать мужика, который бы их накормил, и находят. Здесь вновь гипербола. А за ней - важная мысль о том, что генералы, как и прочие сильные мира сего, без мужика, без труженика просто не могут существовать. Накормив генералов, мужик по их приказанию свивает веревочку, чтобы господа могли его к дереву привязать, - и это тоже гипербола, передающая досадную и необъяснимую покорность русского мужика, противоречащую его силе и богатым возможностям.
Иногда гиперболы переходят в смелое отклонение от житейского правдоподобия, в гротеск. А бывают сюжеты, где нет фантастических элементов, но есть большое количество неожиданных совпадений, внезапных встреч, хитроумных обманов, роковых поединков между героями. И здесь не нужно думать о том, часто ли так бывает в жизни, а необходимо вникнуть в глубинный смысл произведения, «невероятных» с житейской точки зрения изображаемых событий. Гипербола, подобно увеличительному стеклу, помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.
Художественная гипербола нередко касается и самой авторской мысли. Гипербола—мощный способ соединения мысли и эмоции, средство создания того прочного сплава, который В.В. Маяковский называл «чувствуемой мыслью».
Литота - художественное преуменьшение, прием, внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся ее закономерной разновидностью. Литота также берет начало в обыденной речи. «Я на минуту», - говорит человек, заходя к другому, из чего отнюдь не следует, что он удалится именно через минуту, а не через две или через пять. Литота, как и гипербола, широко представлена в фольклоре (классический пример: мальчик с пальчик). Иногда литоту называют обратной гиперболой. Достаточно вспомнить два путешествия Гулливера - в Страну лилипутов и в Страну великанов, - чтобы увидеть, как гипербола и литота дополняют друг друга, являясь как бы двумя сторонами одной медали.
Широкое использование иносказательных средств выразительности в сценарной драматургии способствует достижению художественной выразительности театрализованного действа, его поэтичности, его художественной образности. Интересные примеры использования иносказательных средств выразительности в театрализованных представлениях приводят режиссёры - практики: Э.В. Вершковский, Д.М. Генкин, Б.Н. Петров, А.Д. Силин, Л.Д. Ковакин и др.
Прежде чем приступить к написанию сценария театрализованного действа, непосредственному соединению отобранного сценарного материала необходимо составить сценарный план будущего сценария. На первом этапе он представляет собой своеобразный план-конспект будущего сценарного проекта и по возможности включает в себя примерное описание развития сценарно-режиссёрского хода сценария, перечень блоков, эпизодов, с кратким изложением их содержания, сценарно-режиссёрским решением и перечнем единиц сценической информации - сценарного материала, который должен вобрать в себя каждый эпизод. Это первое письменное изложение сценарно-режиссёрского замысла предполагаемого театрализованного действа, который должен явиться главным стержнем, организующим все слагаемые сценария с целью выстраивания непрерывной действенной линии. «Яркий, точный замысел, рожденный знанием, пониманием задач, потребностей аудитории, ее особенностей, глубоким проникновением в жизнь и, конечно, талантом художника, всегда индивидуален, он определяет всю дальнейшую работу сценариста, проявляя до того неясные очертания будущего произведения (55, 101). в связи с этим работа над составлением плана-конспекта потребует от автора сосредоточенности на сценарно-режиссёрском замысле своего будущего детища, задачах, которые он должен решить, и отобранном материале, который призван помочь в его реализации. Здесь необходимо всё разложить по полочкам: выявить блоки, эпизоды или только эпизоды сценария, если самой крупной структурной единицей будущего сценария был избран эпизод. Затем каждому блоку, если мы выстраиваем сценарий по блокам, определить эпизоды, и каждому эпизоду определить соответствующий материал, который поможет донести содержание, мысль и педагогическую цель каждой названной структурной единицы и всего сценария. Поэтому не удивительно, что создание плана-конспекта - самое неприятное, но крайне нужное для сценариста занятие. Однако если сценарист на первом этапе работы над сценарием следовал методике О.И. Маркова, составляя смысловой каркас своего будущего сценария, то здесь всё намного проще. Автору остаётся только распределить по уже имеющимся блокам, эпизодам отобранный материал в соответствии с поставленными смысловыми заданиями и последовательно изложить на бумаге развитие сценарно-режиссёрского хода всего сценария и отдельно каждого блока и эпизода. На этом план-конспект готов.
Имея перед собой сценарный план-конспект, сценарист может переходить к работе над конкретными деталями, отдельными элементами сценария, не боясь заблудиться в материале и уйти от последовательного развития мысли всего сценария и каждой структурной единицы в отдельности.
Вместе с тем, впереди у сценариста ещё много ответственной и важной работы над будущим сценарно-режиссёрским проектом. Ведь ему предстоит выстроить активизирующее аудиторию действие в рамках (условиях) задуманного образного решения авторской концепции, для чего необходимо выстроить событийный ряд всего сценария, а затем и каждой структурной единицы в условиях задуманных предлагаемых обстоятельств с целью реализаций предполагаемого конфликта всего сценария и каждой структурной единицы. В основу же развивающегося действия на каждом уровне будущего сценария должен лечь отобранный сценарный материал, реальные и вымышленные герои театрализованного действа, которые были определены на этапе создания сценарно-режиссёрского замысла, с их устремлениями, позициями и взаимоотношениями.
Создать сценарий театрализованного действа — это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция борьбы вместе с определённостью жанра, формы, что должно быть выражено в построении сценарно-режиссёрского хода всего сценария и каждой его структурной единицы, а также развитии сквозного действия каждого персонажа, ведущего его к своей сверхзадаче. И не менее важно здесь органическое сосуществование в этом живом организме «реальных героев» праздничного события и предполагаемой аудитории.
Целостность сценария театрализованного действа проявляется в таких элементах драматургии, как тема, проблема, идея, композиция. Поэтому, разрабатывая сценарий, мы должны помнить о теме - предмете изложения материала, об основной мысли, с помощью которой автор выражает свою гражданскую позицию, о цели педагогического воздействия. Однако зачастую при наличии идейно-тематического единства, интересного, неординарного решения материала мысль автора «вязнет» в необязательных деталях и фразах, однообразие ритма усыпляет зрителя, а отсутствие напряженного развития действия в эпизодах делает невозможным воплощение внутренней напряжённости проблемы, как в конкретном номере, эпизоде, блоке, так и в сценарии в целом. Чтобы такого не произошло, необходимо серьёзно поработать над композицией каждой структурной единицы сценария.