ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 802
Скачиваний: 0
выборки.
По сравнению с лабораторными экспериментами экс-
перименты в естественных условиях обладают в перечи-
сленных отношениях некоторыми преимуществами, но,
в свою очередь, уступают по возможностям большей
<чистоты> и точности. Если учесть важнейшее требова-
ние социальной психологии - изучать реальные соци-
альные группы, реальную деятельность личностей в них,
то можно считать естественный эксперимент более пер-
спективным методом социально-психологического иссле-
дования. Что касается противоречия между точно-
стью измерения и глубиной качественного (содержа-
тельного) анализа данных, то это противоречие, дейст-
вительно, существует, причем оно более глубоко и от-
носится не только к проблемам экспериментального ме-
тода.
Все описанные методики обладают одной общей чер-
той, специфической именно для социально-психологиче-
ского исследования. При любой форме получения ин-
формации, при условии, что источником ее является че-
ловек, возникает еще и такая особая переменная, как
взаимодействие исследователя с испытуемым. Это взаи-
модействие ярче всего проявляется в интервью, но фак-
тически дано при любом из методов. Сам факт, требо-
вание его учета констатируются уже давно в социально-
психологической литературе. Однако серьезная разра-
ботка, изучение этой проблемы еще ждут своих иссле-
дователей.
Ряд важных методологических проблем встает и при
характеристике второй группы методов, а именно мето-
дов обработки материала. Сюда относятся все приемы
статистики (корреляционный анализ, факторный ана-
лиз) и вместе с тем приемы логической и теоретической
обработки (построение типологий, различные способы
74
построения объяснений и т, д.). Вот здесь-то и обнару-
живается вновь названное противоречие. В какой мере
исследователь вправе включать в интерпретацию дан-
ных соображения не только логики, но и содержательной
теории? Не будет ли включение таких моментов вредить
объективности исследования, вносить в него то, что на
языке науковедения называется проблемой ценностей?
Для естественных и, особенно, точных наук проблема
ценностей не стоит как специальная проблема, а для
наук о человеке, и в том числе для социальной психоло-
гии, она является именно таковой. Именно поэтому вто-
рая группа методов социальной психологии - методов
обработки - требует специального обсуждения.
В современной научной литературе полемика вокруг
проблемы ценностей находит свое разрешение в форму-
лировании двух образцов научного знания - <сциенти-
стского> и <гуманистического> - и выяснения отноше-
ний между ними. Сциентистский образ науки был соз-
дан в философии неопозитивизма. Главная идея, кото-
рая была положена в основу построения такого образа,
заключалась в требовании уподобления всех наук наи-
более строгим и развитым естественным наукам, преж-
де всего физике. Наука должна опираться на строгий
фундамент фактов, применять строгие методы измере-
ния, использовать лишь операциональные понятия (т. е.
понятия, по отношению к которым разработаны опера-
ции измерения тех признаков, которые выражены в по-
нятии), обладать совершенными приемами верифика-
ции гипотез. Никакие ценностные суждения не могут
быть включены ни в сам процесс научного исследова-
ния, ни в интерпретацию его результатов, поскольку та-
кое включение снижает качество знания, открывает до-
ступ крайне субъективным заключениям. Соответствен-
но этому образу науки трактовалась и роль ученого в
обществе. Она отождествлялась с ролью беспристраст-
ного наблюдателя, но никак не участника событий изу-
чаемого мира. В лучшем случае допускается выполне-
ние ученым роли инженера или, точнее, техника, кото-
рый разрабатывает конкретные рекомендации, но отстра-
нен от решения принципиальных вопросов, например
относительно направленности использования результа-
тов его исследований.
Уже на самых ранних стадиях зарождения подобных
взглядов были выдвинуты серьезные возражения такой
точке зрения. Особенно они касались наук о человеке,
об обществе, об отдельных общественных явлениях. Хо-
тя и в идеалистической форме, но возражение было
сформулировано, в частности, в философии неокантиант-
ства, где обсуждался тезис о принципиальном различии
<наук о природе> и <наук о культуре>. Уже не на чисто
философском уровне, а на уровне, более близком к кон-
кретной психологии, эта проблема была поставлена
В. Дильтеем при создании им <понимающей психоло-
гии>, где принцип понимания выдвигался на равную
ступень с принципом объяснения, защищаемым позити-
вистами. Таким образом, полемика насчитывает долгую
историю. Сегодня это второе направление отождествля-
ет себя с <гуманистической> традицией и во многом под-
держано философскими идеями франкфуртской школы.
Проблема ценностей выдвигается в этой традиции на
первый план. Возражая позиции сциентизма, гуманисти-
ческая ориентация настаивает на том, что специфика
наук о человеке требует включения ценностных сужде-
ний в ткань научного исследования. Применительно к
социальной психологии вопрос ставится более конкрет-
но: в каких формах ценности <проникают> в процесс
научного исследования? Ответ звучит так: прежде всего
ученый, формулируя проблему, осознавая цель своего
исследования, ориентируется на определенные ценности
общества, которые он признает или отвергает; далее,
принимаемые им ценности позволяют контролировать
направленность использования его рекомендаций; нако-
нец, ценности обязательно <присутствуют> и при интер-
претации материала, причем этот факт не <снижает>
качество знания, а, напротив, делает интерпретации ос-
мысленными, поскольку позволяет в полной мере от-
дать себе отчет в том социальном контексте, в котором
происходят изучаемые ученым события. В качестве при-
мера очень часто ссылаются на последнюю работу
Б. Скиннера <По ту сторону свободы и достоинства>,
где Скиннер, последовательно проводя принцип бихевио-
ризма, разработал особую <поведенческую технологию>,
которая <освобождает> человека от ситуаций выбора и
делает его послушным орудием в руках операторов,
манипулирующих его поведением. Сциентизм, который
в принципе положен в основу рассуждений Скиннера,
обернулся достаточно откровенной реакционной про-
граммой общественного переустройства. <Гуманистиче-
ская> традиция обязывает исследователя <думать> о на-
правленности его исследования, о том, каким целям оно
служит. Несмотря на абстрактность постановки пробле-
мы, здесь подняты чрезвычайно важные вопросы мето-
дологического плана.
Все это является отнюдь не отвлеченной философи-
ей, но весьма актуальной проблемой для социальной
психологии. Тщательность подбора, разработки и при-
менения конкретных методик не могут сами по себе
принести успех социально-психологическому исследова-
нию, если утрачено видение проблемы в целом, т. е. в
<социальном контексте>. Конечно, главная задача -
найти способы, при помощи которых этот <социальный
контекст> может быть ухвачен в каждом конкретном
исследовании. Но это уже второй вопрос. Важно видеть
эту проблему, важно понимать, что ценностные сужде-
ния неизбежно присутствуют в исследованиях наук,
подобных социальной психологии, и нужно не отмахи-
ваться от этой проблемы, а сознательно принимать тре-
бования и контролировать свою собственную социаль-
ную позицию, выбор тех или иных ценностей. На уров-
не каждого отдельного исследования вопрос может
стоять так: перед началом исследования, перед выбором
методики необходимо четко проработать для себя основ-
ную канву исследования, продумать ради чего, с какой
целью исследование предпринимается, из чего исходит
исследователь, начиная его.
Средством реализации всех этих требований являет-
ся построение программы социально-психологического
исследования. В условиях тех методологических трудно-
стей, о которых говорилось выше, важно в каждом ис-
следовании четко обозначить, эксплицировать решаемые
задачи, выбор объекта, сформулировать проблему, ко-
торая исследуется, уточнить используемые понятия,
а также системно обозначить весь набор используемых
методов. Это во многом будет способствовать <методо-
логической оснащенности> исследования. Именно при
помощи программы можно проследить, каким образом
каждое исследование включается в <социальный кон-
текст>. Современный этап развития социальной психо-
логии у нас в стране ставит задачу построения своеоб-
разного <эталона> марксистского социально-психологи-
ческого исследования в противовес тому эталону, кото-
рый был построен в западной традиции преимуществен-
но на основе философии неопозитивизма. Этот эталон
должен включать в себя и все те требования, которые
сегодня предъявляются к науке предпринятой ею мето-
дологической рефлексией. И хотя идея программы ис-
следования пока еще с трудом внедряется в практику
социально-психологических исследований, она может
способствовать совершенствованию исследований, пре-
вращению их в каждом отдельном случае из простого
<собирания данных> (даже совершенными методами) в
подлинный научный анализ изучаемого объекта.
Раздел II
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
Глава 4
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Методологические
проблемы исследо-
вания связи обще-
ственных и мвжлич-
ностных отношений
Если исходить из того, что социаль-
ная психология прежде всего ана-
лизирует те закономерности челове-
ческого поведения и деятельности,
которые обусловлены фактом вклю-
чения людей в реальные социаль-
ные группы, то первый эмпирический факт, с которым
сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимо-
действия людей. По каким законам складываются эти
процессы, чем детерминированы их различные формы,
какова их структура, наконец, возможно логически это
первый вопрос - какое место они занимают во всей
сложной системе человеческих отношений?
Главная задача, которая стоит перед социальной
психологией,-раскрыть конкретный механизм <вплете-
ния> индивидуального в ткань социальной реальности.
Это необходимо, если мы хотим понять, каков резуль-
тат воздействия социальных .условий на деятельность
личности. Но вся Сложность заключается в том, что
этот <результат> не может быть интерпретирован так,
что сначала существует какое-то <несоциальное> пове-
дение, а затем на него накладывается нечто <социаль-
ное>. Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом
вписать ее в систему социальных связей. Сама лич-
ность, с одной стороны, уже <продукт> этих социаль-
ных связей, а с другой стороны - их созидатель, актив-
ный творец. Взаимодействие личности и системы соци-
альных связей (как макроструктуры - общества в це-
лом, так и микроструктуры - непосредственного окру-
женпя) не есть взаимодействие двух изолированных
самостоятельных сущностей, находящихся одна вне дру-
гой. Исследование личности есть всегда другая сторона
исследования общества.
Значит, важно, с самого начала рассмотрена лич-
ность в общей системе общественных отношений, како-
вую и представляет собой общество, т. е. в некотором
<социальном контексте>. Этот <контекст> представлен
системой реальных отношений личности с внешним ми-
ром. Проблема отношений имеет в психологии большое
методологическое значение, она в значительной степе-