ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 841
Скачиваний: 0
ни разработана в работах В. Н. Мясищева. Фиксация
отношений означает реализацию более общего методо-
логического принципа - изучения объектов природы в
их связи с окружающей средой. Для человека эта
связь становится отношением, поскольку человек дан в
этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно,
в его связи с миром роли объектов связи, по словам
Мясищева, строго распределены. Связь с внешним ми-
ром существует и у животного, но, как говорил Маркс,
<животное не <относится> ни к чему и вообще не <отно-
сится> Там, где существует какое-нибудь отношение,
оно существует <для меня>, т. е. оно задано как имен-
но человеческое отношение, оно направлено в силу ак-
тивности субъекта.
Но все дело в том, что содержание, уровень этих от-
ношений человека с миром весьма различны: каждый ин-
дивид вступает в отношения, но и целые группы также
вступают в отношения между собой, и, таким образом,
человек оказывается субъектом многочисленных и раз-
нообразных отношений. В этом многообразии необходи-
мо прежде всего различить два основных вида отноше-
ний: общественные отношения и то, что Мясищев назы-
вает <психологические> отношен) я личности.
Структура общественных отношений исследуется
социологией. В марксистской социологической теории
раскрыта определенная субординация различных видов
общественных отношений. В основании лежат производ-
ственные, материальные отношения, над ними надстраи-
вается еще целый ряд: социальные, в узком смысле это-
го слова (необходимо иметь в виду, что в социологии
различают два смысла данного понятия: широкий, как
синоним общественных отношений, и узкий, как отноше-
ния между социальными группами), политические, идео-
логические. Все это в совокупности представляет собой
систему общественных отношений. Специфика их за-
ключается в том, что в них не просто <встречаются> ин-
дивид с индивидом и <относятся> друг к другу, но ин-
дивиды как представители определенных общественных
групп (классов, профессий или других групп, сложив-
шихся в сфере разделения труда, а также групп, сло-
жившихся в сфере политической жизни, например, по-
литических партий и т. д.). Маркс, характеризуя при-
роду общественных отношений, специально подчерки-
вал эту мысль: <это - не отношения одного индивида
к другому индивиду, а отношения рабочего к капита-
листу, фермера к земельному собственнику и т. д.>
Такие отношения строятся не на основе симпатий или
.антипатий, а на основе определенного положения, зани-
маемого каждым в системе общества. Поэтому такие
отношения обусловлены объективно, они есть отношения
между социальными группами или между индивидами,
как представителями этих социальных групп. Это озна-
чает, что общественные отношения носят безличный
характер: их сущность не во взаимодействии конкрет-
ных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкрет-
ных ролей.
Социальная роль, если интерпретировать этот термин
в рамках марксистской традиции (а делать это необхо-
димо в связи с широким употреблением термина в раз-
личных немарксистских школах социальной психологии,
где термину придается совершенно иное значение) и
есть фиксация определенного положения, которое за-
нимает тот или иной индивид в системе общественных
отношений. Более конкретно под ролью понимается
<функция, нормативно одобренный образец поведения,
ожидаемый от каждого, занимающего данную пози-
цию>. Эти ожидания, определяющие общие контуры
социальной роли, не зависят от сознания и поведения
конкретного индивида, их субъектом является не инди-
См.: Мясищев В. Н. Личность и неьрозы. Л., 1949.
Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 3, с. 29.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 125.
Кон И. С. Социология личности. М" 1967, с. 12-42.
вид, а общество. К такому пониманию социальной ро-
ли следует еще добавить, что существенным здесь яв-
ляется не только и не столько фиксация прав и обязан-
ностей (что выражается термином <ожидания>), сколь-
ко связь социальной роли с определенными видами со-
циальной деятельности личности. Можно поэтому ска-
зать, что социальная роль есть <общественно необходи-
мый вид социальной деятельности и способ поведения
личности>. Кроме этого, социальная роль всегда несет
на себе печать общественной оценки: общество может
либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные
роли (например, не одобряется такая социальная роль,
как <преступник>), иногда это одобрение или неодобре-
ние может дифференцироваться у разных социальных
групп, оценка роли может приобретать совершенно раз-
личное значение в соответствии с социальным опытом
той или иной общественной группы. Важно подчерк-
нуть, что при этом одобряется или не одобряется не кон-
кретное лицо, а прежде всего определенный вид соци-
альной деятельности. Таким образом, указывая на роль,
мы <относим> человека к определенной социальной
группе.
В действительности каждый индивид 1выполняет не
одну, а несколько социальных ролей: он может быть
бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сбор-
ной по футболу и т. д. Ряд ролей предписан человеку
при рождении (например, быть женщиной или мужчи-
ной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама
по себе социальная роль не определяет деятельность и
поведение каждого конкретного ее носителя в деталях:
все зависит от того, насколько индивид усвоит, интер-
нализует роль. Акт же интернализации определяется це-
лым рядом индивидуальных психологических особенно-
стей каждого конкретного носителя данной роли. По-
этому общественные отношения, хотя и являются по
своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в
действительности, в своем конкретном проявлении при-
обретают определенную <личностную окраску>. Хотя на
некоторых уровнях анализа, например в социологии и
политической экономии, можно абстрагироваться от
Ї Б уев а Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.,
1967.
Ї Там же, с. 46-55.
этой <личностной окраски>, она существует как реаль-
ность, и поэтому в специальных областях знания, в ча-
стности в социальной психологии, должна быть подроб-
но исследована.
Маркс, характеризуя природу общественных отноше-
ний и говоря, что люди участвуют в них не как инди-
виды, а как члены класса, отмечал: <этого не следует
понимать в том смысле, будто, например, рантье, капи-
талист и т. д. перестают быть личностями, а в том смы-
сле, что их личность обусловлена н определена вполне
конкретными классовыми отношениями> Оставаясь
личностями в системе безличных общественных отноше-
ний, люди неизбежно вступают во взаимодействие, об-
щение, где их индивидуальные характеристики неиз-
бежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль
не означает абсолютной заданности шаблонов поведе-
ния, она всегда оставляет некоторый <диапазон возмож-
ностей> для своего исполнителя, что можно условно на-
звать определенным <стилем исполнения роли>. Имен-
но этот диапазон является основой для построения вну-
три системы безличных общественных отношений второ-
го ряда отношений - межличностных (или, как их иног-
да называют, например у Мясищева, психологических).
межличностных от-
ношений
Теперь принципиально важно уяс-
"Т. нить себе место этих межличност-
ных отношений в реальной системе
жизнедеятельности людей. В соци-
ально-психологической литературе высказываются раз-
личные точки зрения на вопрос о том, где <расположе-
ны> межличностные отношения, прежде всего относи-
тельно системы общественных отношений. Иногда их
рассматривают в одном ряду с общественными от-
ношениями, в основании их или, напротив, на самом
верхнем уровне, в других случаях - как отражение в
сознании общественных отношений и т. дЛ Нам пред-
ставляется (и это подтверждается многочисленными ис-
следованиями), что природа межличностных отношений
может быть правильно понята, если их не ставить <в
" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 77.
"Кузьмин Е. С. К вопросу о социальной психологии,-
В кн.: Проблемы общей и индустриальной психологии. Л., 1963,
с. 146.
" Платонов К. К. О системе психологии. М" 1974, с. 30.
один ряд> с общественнымн отношспиями, а увидеть в
них особый <ряд> отношений, возникающий внутри
каждого вида общественных отношений, не вне их
(будь то <ниже>, <выше>, <сбоку> или как-либо еще).
Схематически это можно представить, как сечение осо-
бой плоскостью системы общественных отношений: то,
что обнаруживается в этом <сечении> экономических, со-
циальных, политических и иных разновидностей общест-
венных отношений и есть межличностные отношения.
При таком понимании становится ясным, почему меж-
личностные отношения как бы <опосредствуют> воз-
действие на личность более широкого социального це-
лого. В конечном счете межличностные отношения обу-
словлены объективными общественными отношениями,
но именно в конечном счете. Практически оба ряда от-
ношений даны вместе, и недооценка второго ряда пре-
пятствует подлинному глубокому анализу отношений и
первого ряда. Хорошую иллюстрацию этого положения
дал Маркс в <Капитале>. Говоря о том, что в процессе
обмена товарами люди существуют один для другого
лишь как характерные экономические маски, поскольку
их поведение задано, Маркс вместе с тем показал не-
достаточность такой модели при помощи следующего
рассуждения: если товаровладелец А оказался ловким
плутом и надул товаровладельца Б - за вино стоимо-
стью 40 фунтов стерлингов получил пшеницу стоимостью
50 фунтов стерлингов, - то, хотя находящаяся в обра-
щении стоимость не увеличилась ни на один атом, ее
распределение между А и Б значительно изменилось".
Поэтому Маркс и предупреждал неоднократно, что не-
достаточно исследовать только совокупность объектив-
ных общественных отношений, безличных по своей при-
роде: <Мы попали в затруднение вследствие того, что
рассматривали лиц только как персонифицированные
категории, а не индивидуально>".
Существование межличностных отношений внутри
различных форм общественных отношений есть как бы
<реализация> безличных отношений Б деятельности кон-
кретных личностей, в актах их общения и взаимодейст-
вия. Вместе с тем в ходе этой <реализации> отношения
между людьми (в том числе общественные) вновь вос-
производятся. Иными словами, это означает, что в объ-
ективной ткани общественных отношений присутствуют
моменты, исходящие <из сознательной воли и особых
целей индивидов>. Именно здесь и сталкиваются непо-
средственно социальное и психологическое. Поэтому
для социальной психологии постановка этой проблемы
и имеет первостепенное значение.
Для социально-психологического исследования пред-
ложенная структура отношений имеет важнейшее след-
ствие. Для каждого участника межличностных отноше-
ний эти отношения могут представляться единственной
реальностью вообще каких бы то ни было отношений.
Хотя в действительности содержанием межличностных
отношений в конечном счете является тот или иной вид
общественных отношений, т. е. определенная социаль-
ная деятельность, но содержание и тем более их сущ-
ность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на
то что в процессе межличностных, а значит и общест-
венных, отношений люди обмениваются мыслями, осоз-
нают эти отношения, это осознание не идет часто далее
знания того, что люди вступили в межличностные отно-
шения. Отдельные моменты общественных отношений
представляются их участникам лишь как их межлично-
стные взаимоотношения: кто-то воспринимается как
<злой капиталист>, как <хитрый торговец> и т. д. На
уровне обыденного сознания, т. е. общественной психо-
логии, без специального теоретического анализа дело
обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы по-
ведения часто объясняются этой, данной на поверх-