ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 714
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Шао – мелодия («весенняя»)
«Шань хай цзын» - «Книга гор и морей» (VIII-III вв. до н.э.) - окончательно сложилась в I в. н.э. - один из основных источников древнекитайской мифологии
Шан шу - «Великий закон». Древний текст, в котором были определены 5 элементов (стихий), которые, согласно традиции, считались основой мироздания. Вошел в состав канонического текста «Ли цзы»
Шань - 1. добро, космическая доброта, искусность (даос.) 2. Добродетель, великодушие, сострадание, забота (конф.)
Шан Ди - «Всевышний первопредок» (верховное божество древних китайцев)
шешь у - живой дух, пульсирующий в ритмах инь-ян
ши - 1. стихотворение, песня. 2. время (иероглиф, первоначально обозначавший время прорастания брошенного в землю зерна)
ши и - «Десять крыльев» - комментарии к «И цзын»
ши фэй - истинное и ложное
ши фу - служивый
ши у - шаманы
«Ши цзи» - «Исторические записки» - первая всеобщая история Китая, написанная во II в. до н.э. историографом ханьского двора Сыма Танем и его сыном Сыма Цянем
«Ши цзин» - «Книга песен». Древнейший памятник китайской письменности. Первые ее тексты основывались на надписях Иньской эпохи VIII-XII вв., окончательное оформление текста было осуществлено в XI-VIII вв. до н.э.
Ши Хуан Ди - Первый император Китая, создатель империи Цинь
Шоу - субъективное Я - «мудрец должен вбирать в себя внешний мир» (даос.)
Шу - термин имеет ряд значений.1. книга, сочинение. 2. число, считать, отсчитывать (древние китайцы использовали десятизначную систему чисел преимущественно для обозначение положений частиц - ци). 3. великодушие, сострадание, забота о людях (важнейший элемент конфуцианской социально-нравственной доктрины)
шу вэй - основа ткани, основная нить ткани, текста
шуй - потоки
шу цзын - канонический (записанный) текст
«Шу цзын» - «Книга истории» или «Книга документов» (важнейший из канонических текстов, посвященных истории Китая в ее древнейший и древний периоды (XXIV-VIII вв. до н.э.).
Шуй - божество вод
шуй ди - вода и земля
Шунь - легендарный правитель древности, почитавшийся как образец мудрости и добродетели
Ше - божество полей
Шэн - спонтанное творчество (творение вещей) и принципа мироздания, «дело дао» отлично «от дела людей» («технотворчества»).
шэнь – термин имеет ряд значений. 1.небесные духи (наряду с ними почитались и «человеческие духи-гуй»). 2. Бог, божественная энергия, интеллект. 3. Честный, преданный государю чиновник (конф.)
шэнь мин - 1. божественный разум. 2. духовная просветленность (даос.)
Шэн нун - «Небесный земледелец» - культурный герой китайской мифологии,обучивший людей земледелию
Шэ цзы - духи земли и зерна
шэнь цзы - космическая душа, глубинный импульс жизни
Ю
юань - начало
юань цзы - первоначальные «ци», выступающие вначале в качестве «бесконечно малого»
юань фу - добрый человек (против. э жэнь - «злой человек»)
ю жэнь - отшельник
юй - пространство
Юй Великий - легендарный основатель древнейшей династии Ся. Совершенномудрый правитель и культурный герой, избавивший Поднебесную от наводнений (миф.)
юй чжоу – Вселенная (пространство-время). Термин аналогичен термину «тянь-ди» (небо и земля)
ю мин - наличное бытие. Неназванное, безымянное начало мироздания, именуемое «матерью всех вещей», символ изначального дао (даос.)
юн - простое, обычное
Юн Чэн цзы - легендарный изобретатель астрономических инструментов и календаря. Согласно мифологической традиции, помошник «Желтого императора» Хуан Ди (миф.)
Юэ - музыка. Термин имеет ряд значений. 1. В высоком смысле слова искусство исполнения древних мелодий. 2. В обыденном смысле слова обозначал всю область умений, связанных со звуковым сопровождением песнопений (у), танцев (сян), некоторых культовых действий. 3. Одно из 6 искусств («Лю и»), овладение которым было обязательно для «благородного мужа» цюньцзы (конф). (Становление музыкальной культуры Древнего Китая осуществлялось на протяжении длительного периода с III по первую половину I тысячелетия до н.э. В классический период теория и практика музыкальной культуры стали предметом ожесточенных дискуссий между даосами и конфуцианцами.Создателем инструментальной музыки считался мифический музыкант, китайский Орфей – Кун. Создателями древних мелодий были совершенномудрые правители древности; Уван создал мелодию «У», Щунь был автором мелодии «Шао», Чэн-Тан мелодии «Ху». Вся поздняя музыкальная культура Древнего Китая организовывалась в соответствии с этими мелодиями. В классический период оформилась знаменитая китайская пятитонка «Ляо». Она соответствовала древнекитайским представлениям о резонансе и созвучии мировой энергии ци.)
«Юэ цзын» - «Книга музыки». Канонический текст. В его основе лежало учение о космическом происхождении музыки. Ее истоком традиционно считалось «великое начало» ( тай-и) - синоним изначального дао. (Такое понимание музыки определяло и ее особую роль в ритуальных действиях и церемониях. Конфуцианцы считали музыку важнейшим из искусств и отводили ей одну из главных ролей в культурном воспитании «благородного мужа». «Юэ цзин» вошел в состав большого конфуцианского канона «Шестикнижье». Даосы отрицательно относились к конфуцианскому увлечению музыкой. Занятие музыкой они считали вредным и никчемным занятием, несовместимым с важнейшим традиционным принципом увэй (недеяния).
Я
Ян - одна из двух космических первочастиц, символизировавшая в древнекитайской графической модели мироздания мужское, световое начало, представленное в системе триграмм в виде целой горизонтальной черты
Янь - слово, язык слов. (В его возникновении главную роль, согласно традиции, сыграл небесный дух шэнь, совместивший сущность физических земных узоров вэнь и идеальную сущность небесных образов сян и воплотивший это единство в слове янь. В древнем Китае различался разговорный язык баи хуа, использовавшийся в повседневном общении и письменный язык - вэньянь. Этот язык использовался образованными людьми – жу, учителями и чиновниками, и рассматривался как язык культуры.)
янь жэнь - «живое слово» (имя, понятие)
ян мин - воспитание народа, просвещение
яо - совершенномудрый,д обродетельный правитель древности, образец для подражания
ТЕКСТЫ
1. Каталог гор и морей («Шан хай цзин»). М., 1977.
2. Ши цзин («Книга песен»). М., 1957.
3. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». СПб., 1992.
4. И-цзин. Древнекитайская «Книга перемен». М., 2004.
5.Комментарии к «И цзин» (Десять крыльев»): «Сюйгуа чжуань», «Цзагуа чжуань», «Вэньянь чжуань», «Шогуа чжуань», «Сицы чжуань» (В кн. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Луньюй. М., 1994. Авторский перевод и комментарий)
6. «Дао де цзин». В переводах: Ян Хун шун (ДКФ. Т.1), Е.А. Торчинова (в кн.: Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 2004).
7. «Луньюй» В переводах:В.А.Кривцова (ДКФ.Т.1), И.И Симененко (в кн. Конфуций. Изречения. М., 1994.
8. Мудрецы Китая. Ян. Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб., 1994.
9. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М., 1987, переводы. (вступительная статья и комментарии И. Лисевича)
10. Сыма Цянь. Старинный род Конфуция. (Цит. по кн. Конфуций. Изречения. М., 1994)
11.Философы из Хуайнани. «Хуайнаньцзы». (Л.Е.Померанцева. Перевод. Вступительная статья. Примечания.Указатели). М., 2004.
Большинство использованных текстов цитируются по изданию: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1 (1972).Т.2 (1973). М., «Мысль».
ЛИТЕРАТУРА
1. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977.
2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
3. Карин Дебен Фракфер. Древний Китай.(Пер. с фр.) М., 2002.
4. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992.
5. История Древнего мира. Китай. Страны юго-восточной Азии. Минск,1998.
6. Юань Кэ. Мифология Древнего Китая.Текст. Переводы. М., 1965.
7. Рифтин Б.Л. Китайская мифология. (В кн.: «Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах.СЭ)
8. Боддэ Д. Мифы Древнего Китая. ( В кн.: «Мифология Древнего мира». М., 1977).
9. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.
10. Федоренко И.Т. «Книга песен» ( В кн. «Шицзин». М., 1957, с. 469-531.)
11. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии (перевод с китайского). СПб.,1998.
12. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М.,1992.
13. Лукьянов А.Е. ДАО «Книги перемен». М., 1993.
14. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. Ицзин. Дао дэ цзин. Луньюй. Учебное пособие. Переводы. М., 1994.
15. Малявин В.В. Чжуан цзы. 1985.
16. Малявин В.В. Конфуций. ЖЗЛ. М., 1987.
17. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.,1992.
18. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.
19. Семененко И.И. Пять тысяч слов молчания. М., 1999.
20. Конфуцианство в Китае. М., 1982.
21. Гране М. Китайская мысль. (Пер. с фр.) М., 2004.
22. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб.,1998.
23. Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб, 2004.
24. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.
25. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990.
26. Попов П.С. Китайский философ Мэн цзы. Перевод, комментарии. М.,1998.
27. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе, государстве («Хуайнанцзы». II в. до н.э.). М., 1979.
28. Атеисты, материалисты и диалектики Древнего Китая. М., 1967.
29. Феоклистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь цзы. М., 1976.
30. Погребенные царства Китая. М., 1998.
31. Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура (пер с англ.). М., 2005.
ФИЛЬМЫ
Discovery Atlas: Китай / Discovery Atlas Год выпуска: 2007 Страна: Англия Продолжительность: 102 мин. Режиссер: Вильям Хиклин
Спустя долгие тысячелетия, одна из наиболее древних и самая многочисленная нация Земли, наконец, открывает двери в свой загадочный и удивительный мир. Этот фильм позволит нам обратиться к корням китайской цивилизации и культуры посредством историй семи разных людей: от Винсента Ло, известного как "китайский Дональд Трамп" до мигранта-рабочего, юной гимнастки - участницы Олимпиады-2008, женщины-полицейского, рыбака и других. Их глазами мы увидим всю красоту Китая, а также величайшие изменения, произошедшие в период с древних веков и до наших дней.
Изобретения древнего Kитая / Ancient Chinese inventions Год выпуска: 2005 Страна: США Продолжительность: 46 мин. Описание: История Китая хранит один из самых удивительных секретов прошлого. Множество величайших изобретений и открытей в историй человечество были сделаны в Китае. Эти открытия были на столько важны что их влияние ощутимо по сей день....
Первый император Китая / China's First Emperor Год выпуска: 2008 Страна: США Продолжительность: 02:59:26 Режиссер: Андреас Гутцайт Описание: Режиссер Андреас Гутцайт / Andreas Gutzeit, США, 2008 Эпическая полнометражная картина (в двух фильмах), снятая по заказу канала "История" и повествующая о жизни и смерти Цинь Шихуанди, объединившем Китай и ставшем его первым императором. Правление Цинь Шихуанди было жестоким и кровавым. Но то, что оставил после себя император, невозможно переоценить. Он хотел стать бессмертным и, в определенном смысле, стал им. Два величайших чуда света навсегда будут связаны с его именем. И одно из них - Великая китайская стена, на строительстве которой погибло более 100 тысяч человек. В 1974 году китайские археологи обнаружили еще одно чудо света - огромный погребальный комплекс императора, а в нем т.н. терракотовую армию. Более 8 тысяч статуй воинов и лошадей в натуральную величину. Сама же усыпальница Цинь Шихуанди до сих пор еще не вскрыта