ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 700
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
жизнь - прана, дыхание. В ведах содержится учение о десяти органах жизнедеятельности (речь, обоняние, глаз, ухо, язык, руки, тело, детородный орган, разум)
жрецы - Ведический ритуал обслуживали четыре главных жреца (хотар - для РВ, удгатар - для Самаведы, адхварью - для Яджурведы, Адхварью - для Атхарваведы. Пурохита - царский жрец. Каждый из жрецов имел З - х помощников.
З
закон - космический - рита (высокий вселенский лад), нравственный - дхарма
законодательство - все законодательство в Др. Индии имело своей основой учение вед о всеобщем космическом законе (рита) и всеобщем нравственном законе (дхарма), Ведическая традиция лежит в основе наиболее известных и выдающихся трактатах, посвященных этой области деятельности таких, как "Артхашаста" (Наука политики) и "Законы Ману"
зародыш - "семя мира" (см. хираньябаргха).
заповеди - согласно ведам бог депмиург Праджапати, завещал богам, асурам и людям три заповеди: подавляйте (гнев), подавайте, сострадайте
занятия - согласно ведам их шесть: собирание колосьев, добровольное подаяние, собирание милостыни, земледелие, торговля, обучение
злодеяния - согласно ведам их четыре: нанесение вреды живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.
знание (видья). - веды это прежде всего знание. Его приоритетная роль связана с тем, что достижение "высшего из миров" - мира богов восможно только с помощью" знания - знания". которое заключено в священных. текстах вед. Знание делится, согласно ведической традиции, на"низшее" и "высшее" (упанишады)". Оба они "должны быть познаны". Высшим, считается знание самих вед. Низшим все остальное знание. Учение упанишад в качестве низшего знания рассматривает ведические тексты, имеющие отношение к внешнему ритуалу (жертвоприношения), высшим знанием считается учение упанишад (санхья - йога).
И, Й
Иконический культ - Появился в Индии в самом конце первого тысячелетия до н. э. Появление первых изображений богов было связано со строительством личностной бог (Йога)
Йога - обряд, одна из двух "предвечных философий" и практика достижения свободы и бессмертия (упанишады) Существует различие между учением и практикой йоги в самхитах, упанишадах, классической "Йога - сутре , в "Махабхарате" и позднейших его истолкованиях в различных религиозно-этических концепциях (буддизм, тантризм и др)
К
кайвалья - "отъединенность"осознания независимого существования духа (пуруши) и материи (пракрити) - достижение" высшего знания " (санкхья - йога)
Кала - бог времени
кала - время. Измерения: мгновение (секунда), сутки (день и ночь), год (360суток), век (сто лет). Мировые периоды (кальпа). Времена года: весна (васанта), лето (грисма), дождливый период (варса), осень (чарад), зима (хеманта), холодное время (чичира). Каждое время года включало два месяца. калачакра ("колесо времени") - алегория времени, его двенадцать спиц символизируют двенадцать месяцев года
Калакало - разрушающий время. Эпитеты бога Шивы
Калакаро - творец времени
Кали - божество символизирующее злую судьбу и последний из мировых периодов - калиюгу "железный век"
кальпа - мировой период. Различаются четыре периода: сатьяюга или критаюга (золотой век), третаюга (серебрянный век), двапараюга (медный век), калиюга (железный век). Все четыре юги образуют махаюгу или манавантару (период Ману), ее длительность=4. 3 0000 лет. Каждый из четырех периодов заканчивается деградацией и прогрессивным сокращением своей длительности: 43 0, 17 8, 1 96, 864. Четыре юги символизируют четыре ноги"мирового быка" - дхармы (закона), четыре стороны света, четыре времени. года, четыре стадии человеческой жизни (ашрама)
кама - страсть, в том числе любовная (один из шести врагов добродетели)
Камадева - бог любви
Канава - мудрец риши, основатель рода певцов, любимец богов
Капила (букв. "красноватый", "рыжий", "обезьяна") - великий риши, отождествляемый с "золотым зародышем" Хираньябаргхой. создатель системы Санкхьи.
карма - закон воздаяния; действие, деяние, возмездие. Безличная сила, автоматически подводящая итог добрым и дурным деяниям человека и всех живых существ ее действие связано с самсарой - "перерождением" душ после смерти.
карман - деяние. Его источник тело. Часть триады в которую входят: имя, образ, деяние
касты (варны) - четырьмя кастами являются: брамины (жрецы) кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, купцы)и шудры (слуги). Первые три считаются высшими. В детстве их представители проходят особый обряд посвящения и и получают, при этом право именоваться "дваждырожденными"
Каутилья - мудрец - риши, систематизатор трех вед (Ригведы, Самаведы, Яджурведы)
Кашьяпа - древний ведический мудрец - риши. Поэт, сын "божественного" риши Маричи, отец Вивасвата (Солнца), отец МАну - родоначальникав человеческого рода
Кришна (букв. "черный") - древнейшее божество аборигенного, доарийского происхождения. Олицетворяет справедливое начало. Одно из популярных божеств индуистского пантеона богов. Его эпитет "кешава" - прекрасный, кудрявый. В земном воплощении сын Васудевы и Деваки, персонаж "Махаюхараты" выступающий в роли друга, собеседника и возницы воина Арджуны.
кродха - гнев (один из шести врагов)
крти - действие
Кубера - бог, владыка богатства, покровитель купцов.
кула - участок земли. Другое значение - род богов
курукшетра - поле на котором происходила, согласно поэме "Махабхарата" битва между куравам и и пандавами. Находится в 200-х километрах севернее г. Дели
кхам - пространство. Есть шесть пространств, четыре стороны света, земля и небо (упанишады)
кшана - мгновение, секунда
кшетра - поле
кшетрасьяпали - "господин поля"
кшетраяна - "познающий поле"
Л
лакшана - знак, характеристика, определение
Лакшми - в ведическом пантеоне супруга бога Вишну, богиня красоты, счастья, богатства
лила - "игра бога" не имеющая цели. Так играют дети забавляясь куклами. Формой такой игры являются: "танец Шивы" и проявление "порождающей силы" Брахма - когда бог, вначале, создает мир для того, чтобы затем разрушить
лобха - жадность, стяжательство (один из шести врагов)
лока - мир (космос). Согласно ведической традиции существуют три мира (трилока). Первый мир - "бхух", образуют огонь и земля. Второй мир - бхвах, образуют ветер и воздушное пространство. Третий мир - свах, образуют солнце и небо. Кроме того существует и подземный мир - потала, царство мирового змея - шеши. Мирв неба - обитель богов, считается высшим, земли - низшим. Земля "мать всех творений" (бхуми) Три мира, определяются в упанишадах как мир людей (земля), мир предков (воздушное пространство) и мир богов (небо). "мир людей" приобретается благодаря сыну, мир предков, благодаря деянию, мир богов, благодаря знанию.
Лучший из миров - мир богов, поэтому следует "восхвалять Знание". В идеальной модели космоса, созданной в учении упанишат различаются следующие три мира: мир Пуруши (умопостигаемый мир). мир Брахмана (мир явлений, мир Атмана (мир истины). Все эти три мира едины в Атмане.
локаята - материалистическая философская система. Единственная из шести философий Древней Индии отрицающая авторитет Вед
Локпала - "хранитель мира"В этом качестве выступают четыре бога: Варуна - "хранитель Запада", Индра - "хранитель Севера", Яма - "хранитель Юга", Агни - "хранитель Юго - Востока" . В шщироком смысле слова"все боги" - хранители мира, а "все цари" - хранители земли другие боги: Шива, Кубера, Марута, Найрита.
Лучший из миров - мир богов, поэтому следует "восхвалять Знание". В идеальной модели космоса, созданной в учении упанишат различаются следующие три мира: мир Пуруши (умопостигаемый мир). мир Брахмана (мир явлений, мир Атмана (мир истины). Все эти три мира едины в Атмане.
лотос - цветок. Один из символов Духа. Он проходит, согласно ведам через все стихии и пространство. Его корни связаны с землей и водой. Его стебель пребывает в воздушном пространстве, его цветок раскрывается под жаром Солнца. Символика лотоса, связана с культом "Великой Матери".
М
мади - опьянение, безумство (один из шести врагов)
мадху - мед, сладкий, один из символов жизни в упанишадах
манавы - потомки Ману
манас - разум, ум, способность осмысливать мир через посредство чувств.
В упанишадах, тонкий материальный элемент. Может действовать только будучи одушевлен Атманом (всеобщим индивидуальным духовным началом) В нем помещены все объекты распознаваемые чувствами. Есть два вида разума: "чистый" - свободный от желаний и "нечистый", устремленный к желаниям. Соответственно этому разум может быть, как причиной освобождения так и уз - заблуждений. Стремящийся к освобождению должен "обуздывать" свой разум, Вместе с тем разум это творческая познавательная деятельность, опирающаяся не на чувства, а на способность видения (интуицию).
Разум - способность души и средство выхода "за пределы конечного". Он опирается не на личный опыт, а ищет безусловных, вечных оснований, всего того, что относится к области "умопостигаемого", божественного. В этом он отличен от РАССУДКА, который всегда носит ограниченный характер, опирается на деятельность чувств, привносит в знание форму и познает лишь относительно, земное, конечное.
Ману - человек, мужчина. Мифический прародитель людей и составитель "Законов Ману"
манавантара - период времени (великая юга см. кала - время)
мантра - стихотворная часть вед (самхиты - ведические сборники мантр), "священный стих", заклятие
марга - путь. Есть четыре пути ведущие к"освобождению": должного действия, богопознания. самоуглубления, должного знания (йога в "Бхагавадгите"
маруты - боги бури и ветра
Маргаширша - бог, "глава зверей"
Майя - мировая иллюзия, атрибут бога - творца Брахмана и ряда других богов, а так же демонов - асуров. "Природа есть майя" (Шветашватара упда)
махабхута (великие эллементы). - Их пять: эфир, вода, воздух. огонь, земля. В совокупности они образуют - тело пракрити (материи)
махат" великий" - мировой разум. первая таттва пракрити
Махатма - "великая душа". Эпитет буддхи - сознания, когда она рассматривается, как "душа мира".
мандала - "круг, диск. Символическое изображение мироздания, своего рода карта мира имеющая космогоническое и сакральное значение. Один из наиболее распространенных символов ведической, индуистской и буддиской мифологии
Магадха - народность, страна населенная этой народностью, государство.
Манудхармашастра, т. н. "Законы Ману" (II в. до н. э. - II в н. э. ). Философский и религиозно - этический трактат", Священная книга" низших каст
Матаришван - ветер, всепроникающее начало
Меру - мифическая гора, центр мироздания
Миманса - сутры - II в. до н. э. - IIв. н. э. ) - изложение "мимансы" одной из философских систем Древней Индии
Митра - один богов ведического пантеонов, символизирует, "договор", "согласие"
мокша (или мукти) - освобождение, спасение - термин впервые упоминается только в поздних упанишадах. Ранее ему соответствовал термин Атман.
Мокшадхарма - Важнейший памятник древнеиндийской литературы. Созданный в середине I тысячелетия до н. э. он вошел в одну из книг "Махабхараты" в нем излагаются идеи "древней" Санкхьи и Йоги
мритью - смерть
муни - молчальник, мудрец, аскет
Н
наман - имя, сущность предмета, постигаемая чувствами с помощью интеллекта. Источник имени речь (веды - речь). В совокупности с образом характеризует мир явлений (Брх. упанишадаI. 4. 7. )
направления: восточное - переднее (пречи), южное - правое (даксина), западное - заднее (пратичи), северное - левое (удичи), зенит (упградиг), надиравачи – (диг). СТРАНЫ СВЕТА: основных четыре - север, юг, запад, восток, четыре промежуточных, зенит и надир. Четырем основным странам света соответствуют: Агни (надир), Индра (север), Яма (юг). Варуна (запад) Адитьи (восток)
Нара (букв. мужчина, первочеловек, вечный дух) - божественный риши. Одно из имен высочайшей души и одно из наименований Высшего Атмана
Нараяна - "путь людей", бог отождествляемый с Вишну - Кришной.
нара - нараяна - термин обозначаемый духовное единство главных персонажей "МАхабхараты", Кришны и Арджуны (Арджуна, считается одним из воплощений Нары, а Кришна - Нараяны).
Нарада - ("нард" - учитель) - один из наиболее почитаемых, "божественный риши" (девариши). Великий бхакта. поклонник Вишну
нандана - рай
нарака - ад
наука (видья) - все науки Др. Индии так или иначе соотносятся с ведами. Непосредственно связана с ведами т. н. "веданга" - группа из шестиь наук, выполняющими вспомогательную роль при изучении текстов вед (грамматика, фонетика, метрика, ритуалистика, этимологоия и словарь, астрономия. Другая группа наук - "упаведв", объединяла четыре дисциплины: медицину, военную науку, науку о музыке, механнику. Они относились к низшему, второстепенному знанию, каждая из них примыкала к одной из вед