ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 704
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Вторым, важнейшим, смыслообразующим элементом античной культуры был ЛОГОС. Этот термин употреблялся в античности во многих различных смыслах (слово, понятие, определение, закон, суждение, мысль, принцип, причина, наука, метод, разум). Главными же из них являются речь, язык и закон. Определяя в своем трактате «Политика» сущность человека, Аристотель называет его «существом, обладающим логосом», потому что «один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам... но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно, как и то, что справедливо и несправедливо... только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства»119. При этом античный мыслитель отмечает, что владение логосом дает человеку возможность в полной мере реализовать себя и как существо общественное. Таким образом, логос, как считает античный мыслитель, объединяет разум и нравственный закон, мудрость и социальную практику.
Первая попытка создать философию логоса была предпринята в период ранней классики великим античным философом Гераклитом. В сохранившихся свидетельствах древних об учении этого мыслителя есть афоризмы, посвященные логосу. Вот некоторые из них: «Люди – боги, боги – люди. Ибо логос один для всех». Древние комментаторы истолковывали смысл этого изречения Гераклита следующим образом: «Тайное явно, Бог в человеке, и человек – Бог, а волю Отца исполняет Посредник, так как Слово (Логос) – Посредник между Богом и человеком, общий им обоим»120. К этому комментарию христианского учителя из Александрии, жившего во II в. н.э., следует добавить, что Гераклит, в отличие от своего комментатора, в качестве единого Бога признавал не Христа, а Мировой Ум: «...мудрым Существом можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной»121. Символом этого могучего существа он считал огонь. Об этом говорится в одном из самых известных изречений великого мыслителя: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий»122.
Таким образом, ум и огонь у Гераклита не что иное, как синонимы логоса. Знание логоса, считает Гераклит, это высшее знание, дающее мудрость: «Выслушав не мою, но эту вот Речь (Логос), должно признать мудрость в том, чтобы знать все как одно».
Однако, знание логоса, хотя действие его очевидно, у большинства людей отсутствует: «Эту вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать ее, и выслушав однажды. Ибо, хотя все люди сталкиваются напрямую с этой вот Речью (Логосом), они подобны незнающим ее, даром что узнают на опыте точно такие слова и веши, какие описываю я, разделяя их согласно природе (истинной реальности) и высказывая их так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как это не помнят спящие»123. Знание логоса является той основой, которая способна дать человеку правильное понимания как мироздания, так и своей собственной жизни. Оно противопоставляется Гераклитом, «многознанию», о котором он говорит с издевкой и презрением, так как только «знание логоса способно научить человека уму».
В период ранней классики, к которому относится деятельность Гераклита, логос, таким образом, с одной стороны, отождествлялся с реальной вещью (огнем, например), с другой, как основной закон и принцип космического миропорядка, как своего рода судьба, властвующая не только над людьми, но и богами. Даже солнце, - говорит Гераклит, - не может преступить положенную ему меру, так как иначе их настигнут Иринии – блюстительницы Дии (правды). Знаменитый фатализм древних греков одним из главных своих истоков имеет такое понимание логоса124.
В период средней и высокой классики идея логоса соотносится с человеком, который характеризуется, как «живое существо, обладающее логосом»125, - так определяет его Аристотель. Подобное представление о человеке, - пишет Г.-Г. Гадамер, - «стало в западноевропейской традиции каноническим в том смысле, что человек animal raсionale, разумное живое существо, отличается от прочих животных способностью мышления. Следовательно, греческое слово Logos воспринимается как разум, а соответственно и мышление. На самом же деле это слово, прежде всего, означает язык».
Несмотря на то, что в античном мире термин логос употреблялся постоянно и в разные эпохи ему придавалось различное значение, он все же является «оригинальным порождением греческого гения»126 и характеризуется прежде всего тем, что в нем утверждается идея о глубочайшем единстве мысли и слова и неразрывной связи их с практическим использованием. Характер воздействия логоса на человека, его гармонизирующая роль в деле формирования «лучшего» человека и «образцового гражданина» была рассмотрена Платоном в его диалогах «Государство» и «Законы». В них логос включен, наряду с мифом, в мусические искусства являющиеся одним из двух важнейших элементов «великой пайдейи».
Третьим важнейшим смыслообразующим элементом античного культурного сознания, является ЧИСЛО. Эта категория, имеющая отношение к структурной характеристике античного космоса, издревле, еще со времен древней натурфилософии, вызывала интерес античных мыслителей. Она интересовала их и с точки зрения той огромной роли, которую, по их мнению, играло число как в организации мирового космоса, так и в человеческой жизни. Античное учение о числе опиралось на мифологическую интуицию, в греческой мифологии постоянно встречаются числовые обозначения тех или иных ее структурных элементов. Числа определяют количество божественных персонажей, жертвенных приношений, участников тех или иных событий. Так, у Гомера, число 3 употребляется 123 раза, у Гесиода в "Теогонии" прародители богов имеют тройное потомство. В "Илиаде" герои Эллады Диомед и Ахилл после гибели друга Ахилла Патрокла приносят в жертву 12 пленников 12 жертвенных бычков. В «Одиссее» 12 участников одиссеевской разведки, 12 женихов Пенелопы, 12 рабынь, неверных служанок, казненных в доме Одиссея, 12 фракийских царей и т.д. и т.п.
В период ранней классики Пифагор и представители его школы, впервые придают учению о числе универсальное значение. Они пытаются, используя число, объяснить различия отдельных вещей, произведений искусства, добродетель, Пифагор был первым из античных философов, который предпринимал попытку создать математическую модель как макро-, так и микрокосмоса, объявив числа "элементами всего сущего127. В этот период, когда числа отождествлялись с вещами (позднее им придается значение как структурным элементам космоса), Пифагор утверждал, что без использования чисел невозможно никакое познание128. Пифагорейцы приписывали числам созидательную функцию, которая проявлялась, в частности, в том, что числа образуют определенные геометрические формы. Связь чисел и геометрической фигурности определялась путем обращения к исконной интуиции античной мифологии, которая представляла мироздание в виде сформированного и точно очерченного, вещественного и вполне материального тела.
Пифагорейцы создали учение не только о единой числовой первооснове правильности геометрических форм, но и развили учение о музыкальной гармонии, придав ему всеобщее космическое значение, что дало начало представлению о космосе как о «хорошо настроенном музыкальном инструменте» (Платон). Пифагореец Филолай учил, что «числа являются принципом всеобщего оформления» как у богов, так и у людей, в природе, в искусстве и во всем космосе129. При этом пифагорейцев интересовали не только «конечные числа», но и «число вообще» и главным образом его значение в понимании не суммы частей, а целого. Гераклит трактовал число как единство «конечного и беспредельного» и рассматривал его в единстве с эйдосами и логосом, как структурное выражение «единого». Позднее такое понимание числа получит развитие у Платона.
О том значении, которое число играет в человеческой жизни, размышлял последователь Пифагора и Гераклита, натурфилософ и создатель комедии Эпихарм (VI-V вв. до н.э.): «Человеческая жизнь очень нуждается в счете и числе. Мы живем числом и счетом. Ибо это сохраняет жизнь смертных»130.
Свое окончательное оформление основанное Пифагором учение о числе находит у Платона: «...вся система Платона, - пишет Лосев, - особенно в поздний период, буквально пронизана числовыми теориями и числовыми интуициями»131. Согласно Платону, всякое число занимает среднее место между неделимой единицей и бесконечностью, между пределом и беспредельностью и реализует себя, с одной стороны, в числовом выражении, с другой, мыслится чем-то подобным геометрической фигуре, возникающей на бесформенном фоне.
Концентрированное выражение платоновское учение о числе нашло в диалоге «Послезаконие». В этом последнем диалоге великого мыслителя, который считается продолжением диалога «Законы», наука о числе рассматривается в контексте определения мудрости и рассуждения об астрономии как опоре и источнике благочестия, главной добродетели и высшей мудрости. «Высшая сущностная мудрость есть наука о числе»132 (976с-979е), - утверждает Платон. Знание числа открывает путь к мудрости потому, что дает человеку возможность «правильно созерцать небо (Космос, Олимп)», а знание их рождает у нас «всякую другую разумность, вместе с общим понятием о числе, да и все остальные блага... Самым главным будет, если человек разберется в его (космосе, неба) круговращении»133.
Истинная астрономия – это не астрономия Гесиода, ограничивающаяся наблюдением над заходами и восходами светил, а рассмотрение их движения, исходя из знания науки о числах, но не тех, что имеют предметное выражение, а вообще о зарождении понятия «ЧЕТ» и «НЕЧЕТ» и о том значении, которое они имеют в природе вещей. Тот, кто это усвоил, может прийти к пониманию того, что носит имя геометрия –науки о том, «как выразить на плоскости числа, по природе своей неподобные». Вслед за ней идут такие науки, как стереометрия, арифметика и геометрические прогрессии. Их изучение должно осуществляться при постоянном сопоставлении частного с общим (т.е. с наукой о самих числах) и с убежденностью в старшинстве души над телом. Общий вывод Платона из его учения о числе таков: «Всякая геометрическая фигура, любое сочетание чисел или гармоническое единство имеют сходство с круговращением звезд, следовательно единичное для того, кто надлежащим образом его усвоил, разъясняет все остальное… Я считаю поистине мудрейшим человека, охватившего таким путем все эти знания»134.
Диалог содержит также рассуждение о «божественности осмысленного числом космоса»135 и об «астрономической добродетели» -высшей мудрости тех правителей Государства, которые ей обладают. Людям, достигшим наибольшей опытности в «божественной астрономии» (ее Платон отождествляет с философией), надлежит представлять в государстве главные посты. Созерцание небесных сил (Солнца, Луны, неподвижных звезд и пяти планет) способно возвысить человека к добродетели при жизни и к благому существованию после смерти. В этом отношении эллины – это законные и достойные наследники учений о космических богах.