ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 687
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В определенные эпохи своего культурного развития человек воспринимает как самые прекрасные свои собственные пропорции...
В. Татаркевич. Античная эстетика.
Исходный принцип и доминанта античной культуры неразрывно связаны с размышлениями греков о едином. Единое представлялось не просто в качестве логической абстракции, оно имело вполне реальные черты, которые принадлежали одновременно космическому и человеческому телу. «...Это живое тело, которое было не только чем-то внешним, но поскольку оно выражало только самое себя, оно было и чем-то внутренним... Что такое тело, которое выражает собою не что-нибудь сверхтелесное, а именно самое себя, когда тело мыслится именно как тело и вещь мыслится именно как вещь, а не что-нибудь другое! Тогда и получается, что красота заключается в телесных же особенностях самого тела, т.е. в гармонии его частей, симметрии его структуры, в равновесии тяжестей, определенным образом распределенных по всему его объему. Короче говоря, здесь перед нами скульптурное произведение периода греческой классики»136.
Представление о нераздельности телесности и красоты является исходным принципом античной культуры вообще и определяет тем самым ее эстетическую доминанту. Вместе с тем, эстетические представления в античную эпоху еще не оформились в самостоятельную науку, а представляли собой неотъемлемую часть космологии и натурфилософии. В древнегреческом языке отсутствуют такие термины, как эстетика и искусство. Им соответствуют в нем два термина: айстетикос, обозначавший всю предметно-чувственную область познания, и техне, употреблявшийся одновременно для обозначения ремесла, искусства и науки.
В раннеклассический период эстетические представления греков главным образом были связаны с характеристикой космоса, обладающего совершенной гармонией, симметрией и соразмерностью всех его частей, ритмичным движением и звучанием, которое подобно звукам хорошо настроенного музыкального инструмента. Соответственно этому космос рассматривался в качестве эстетического объекта не только в каких-либо составляющих его частях, но и в целом, представление о котором может быть подучено только путем числовых измерений и философских спекуляций. Человек как микрокосмос также обладал всеми качествами космоса и рассматривался в качестве эстетического объекта. В силу такой соотнесенности мира и человека сам принцип его организации определялся греками как эстетический. При этом эстетический акт не локализовался в сфере собственно художественной деятельности, а рассматривался как проявление духовной (т.е. культурной, в самом широком смысле слова) деятельности.
«Человек духа для греков – не деятель, но также и не аскет... он зритель и мир для него зрелище... зрелищный подход к миру доминанта всей античной культуры и жизни сверху донизу, от адептов интеллектуального созерцания до римской черни, требовавшей хлеба и зрелищ»137. Характеризуя представления греков в период архаики, когда зарождалась античная эстетическая традиция, Платон говорит в диалоге «Законы», что уже тогда считали, что «величайшие и прекраснейшие из вещей произведены природой и случаем, а менее важные – искусством. Искусство получает из рук природы великие и первичные ее творения уже в готовом виде, он обрабатывает и ваяет лишь то, что менее важно» (Законы 889а). Соответственно такому пониманию, искусство считалось скорее забавой, чем чем-то серьезным. Главным же эстетическим объектом была естественная красота живого, вещественно-данного, чувственно-воспринимаемого космоса. Эта общая установка космологической эстетики сохраняется с определенными изменениями на всем протяжении истории античного мира.
В эпоху ранней классики пифагорейцы, не отрицая в целом этой космологической эстетики, попытались математически обосновать идею космической гармонии и красоты. В этот же период натурфилософы начинают использовать в своих рассуждениях о структуре космоса абстрактные понятия, что, в конце концов, привело к растворению в этих абстракциях великих эстетических интуиций олимпийской космогонии и завело в тупик саму натурфилософию, которая начинала свой путь с попыток осмыслить и философски обосновать эти интуиции греческого мифа.
В период средней классики софисты соотносят свои эстетические представления не только с громадой мирового космоса, но и с его конкретными проявлениями, в том числе и с реалиями человеческой жизни и деятельности. В центре внимания оказывается эстетический потенциал языка и слова, а также связь красоты и пользы. Эстетические взгляды софистов были приведены в соответствие с исходным для их философии принципом относительности138. В центре внимания софистического понимания эстетики – не тело, которое едино для макро- и микрокосмоса, а то, что специфично для человека: его речь и язык. Основатель софистики Протагор, стал одновременно и основателем риторики – искусства слова и речи, которое представлялось ему важнейшим из искусств в силу его органической связи с философией.
Соответственно этим взглядам сложилось и их представление об одной из центральных категорий античной эстетики – красоте. По мнению софиста Горгия, красота невыразима в своем объективном значении и не может быть воссоздана непосредственно никакими искусствами. Обнаруживает она себя лишь опосредованно, благодаря попыткам мудрых художников подражать (mimesis) красоте космоса. В них она находит свое чувственное выражение и всегда выглядит изменчивой. Общим же в ее проявлениях является лишь то, что она «всегда захватывает человеческую личность, наполняя ее бушеванием страстей и переживаний»139.
Новым шагом в попытках создать антропологическую, т.е. связанную, по преимуществу, с человеческой жизнью эстетику, явились эстетические взгляды Сократа. «Он стремился обосновать идею об органической связи красоты и искусства с пользой. Под «пользой» он подразумевает все то, что способствует достижению высшей цели, к которой должен стремиться человек – этой целью является счастье жизни, или высшее благо. В стремлении достичь этой цели человек и приобщается к истинно прекрасному. Представление о прекрасном у разных людей различны, так как в стремлении каждого из них к высшей цели то, «что полезно для одного, может быть вредным для другого»140.
В период высокой классики Платонпридает учению о нравственно-прекрасном характер всеобщего эстетического принципа, что окончательно утверждает доминирующий характер эстетики в античной культуре в целом. В стремлении Платона синтезировать все предшествующие представления об античном космосе и создать его идеальную модель эстетическому фактору принадлежит центральная роль. Вместе с тем, у Платона постоянно присутствует органическое соотношение эстетической идеи «созерцательного любования» и практической полезности: «Космос для Платона – это сплошная мировая фабрика материальных вещей... Из небесной материи создается все земное, создается сам человек, со своим телом и душой, а это тело и душа могут быть слабыми и ничтожными, и даже злыми. Каждое земное тело и каждая земная душа прекрасны в меру их приобщенности к космосу, так что основным критерием их красоты является полная слиянность самодовлеющей созерцательности и практически полезного производства. Прекрасный человек – это сильный, здоровый, крепкий, живучий человек, но он в то же самое время и таков, что мы можем им любоваться как статуей или картиной, забывая всякую его силу и здоровье, как будто бы только он и был создан для одного любования им и для одного наслаждения его прекрасными чертами. Это общеантичная интуиция красоты, по крайней мере для эстетики периода классики»141.
Свое наиболее законченное выражение античные представления о всеобщем эстетическом принципе нашли в учении Аристотеля «о середине». Термину «середина» он, следуя идее Платона, придает универсальное значение, характеризуя середину в качестве всеобщего эстетического принципа. Он имеет, по мнению философа, отношение к организации всех сфер жизни, как мировой, так и человеческой. Иногда он говорит о середине в смысле меры, как о соразмерном142, как о том основании, которое ищут во всем. В других случаях он придает этому термину этическое значение, характеризуя середину как наилучшее состояние и высшую добродетель. В «Никомаховой этике», главном сочинении Аристотеля, посвященном проблемам этики, говорится: «…добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек... Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обеих краев, причем эта середина для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и неодинакова для всех»143.
Соответственно такому пониманию красоты формировались в период высокой классики и взгляды на искусство. В диалоге «Федр» Платон говорит о том, что совершенным искусством владеют лишь философы, постигающие эйдосы (образцы), все же остальные заняты искусствами «несовершенными». По мнению Аристотеля, различаются красота природы, которую она творит, как великий художник – это красота вечная и совершенная, и красота человека и создаваемого им искусства, которая проявляется не в своей универсальной, а индивидуальной форме. Объединяет же красоту вечную и красоту искусства лишь всеобщий эстетический принцип середины. Объединяет он и всю человеческую деятельность, если она направлена к высшей цели – совершенству и благу. «Если же всякая наука успешно совершает свое дело... стремясь к середине… а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем, работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же, как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера, будет, пожалуй, попадать в середину» (там же, 1106B,10), - утверждает мыслитель.
С эстетическим принципом середины, так или иначе, соотнесены все основные категории культурного сознания античности и все основные институты античной культуры. Рассмотрим некоторые из этих категорий и институтов в их взаимосвязи и исторической динамике. Такими категориями являются: мера, гармония, прекрасное, подражание (мимезис), очищение (катарсис).
Мера – древнейшая из категорий античного культурного сознания, утвердилась со времен первых древнегреческих натурфилософов, которые придавали ей исходное значение в определении целостности любого телесного объекта, будь то мировой космос или человек. Позднее этот термин был конкретизирован в таких категориях, как симметрия, ритм, центр, середина, которые с течением времени обретают все более отчетливо выраженную эстетическую окраску и используются для характеристики макро- и микрокосмоса в качестве эстетических объектов.
Гармония – важнейшая из структурных категорий античного сознания. Ее первоначальное значение – скрепы, гвозди, скрепляющие части корабля, соединяющие его в некий определенный порядок, благодаря которому появляется сродное морской стихии орудие – корабль. Посредством этого орудия человек как бы врастает в тело природной стихии моря (Океана) – важнейшей для грека. Границей, которая обозначает ойкумену, территорию жизни человека, является Океан. Умение строить корабли было делом освященным богами, недаром одним из даров титана Прометея было научение людей строить корабли.
Позднее натурфилософы истолковывают термин «гармония» как определение принципа, лежащего в основе всякой наилучшим образом организованной вещи (тела). Принцип гармонический организации – в основе всего мирового космоса, он заключается в единстве всех его разнородных элементов и частей. Если в эпоху ранней классики пифагорейцы стремились придать принципу гармонии числовое выражение, то в дальнейшем он соотносится о такими важнейшими категориями античного культурного сознания, как середина и добродетель.
Близкой к категории гармонии является категория прекрасного. Первоначально этот термин отождествлялся с определенными качествами вещей и людей. Прекрасной считалась любая хорошо сработанная вещь, а также всё, соответствующее традиции, и то, что человеколюбиво.
В период ранней классики к области прекрасного относили не только то, что имело отношение к искусству, но считали, что истинно прекрасное связано с мудростью и умеренным, упорядоченным образом жизни.
В период средней классики Сократ определял прекрасное как строгий порядок во всем. Платон трактует прекрасное как идею, которая находит предметное воплощение в вещественном, идеально организованном, прекрасном и живом космосе, и создает учение о нравственно-прекрасном, основу которого составляет эстетический принцип середины. Для Аристотеля, прекрасное – это «соответствие величины предмета его сущности», а в человеке – соответствие души и тела. В произведениях этих мыслителей прекрасное органически связано с добродетелью.
Непосредственным проявлением прекрасного является красота в ее высшем универсальном выражении. А.Ф.Лосев отмечает семь ее значений: красота есть свет, любовь, пластическая фигурность, символ, вечная жизнь, порождающая модель (адекватно воплощенная во всем, что она моделирует), закон144.
Подражание – эта категория имеет отношение к проблеме происхождения культуры и искусства. Традиционным для античности представлением об искусстве была убежденность в его божественном происхождении. Вместе с этим, общим для всей античности была характеристика искусства, как подражания (мимезис) природе. Учение о подражании, как универсальном принципе, имеющем определяющее значение для всех искусств, создал Демокрит, который утверждал, что всем умениям (искусствам) человек научился благодаря подражанию природе. Он учил, что: «воспитание и природа подобны», добавляя при этом, что подражание не тождественно бездумному копированию природных объектов и процессов, а предполагает создание «второй природы» (культуры), для которой первая природа выступает в качестве образца (закона). В процессе создания второй природы в человеческой жизни начинает властвовать закон, и она упорядочивается. Сам человек, обретает при этом новые – высшие качества. Главным из них является мудрость, которую Демокрит называет «Афиной Тритогенеей», благодаря ей он научается «выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует»145.