ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 711
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Формирование культурной традиции востока и запада.
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
Формирование китайской парадигмы культуры
Классическая культура древней индии. Культура ом
Пространство, время, закон в системе ведического знания
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 6. О месте пребывания разума
__________________________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
III античная культура логоса и греческая пайдейя
Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры
Греческий полис и античный идеал
Ранние формы калокагатии. Арете
Лучшее для смертных – здоровье –
Греческая мифология и античная культура
Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос
Основные смыслообразующие элементы античной культуры
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич. Античная эстетика.
С точки зрения Платона, высшая мудрость состоит в постижении «эйдоса эйдосов», она доступна лишь философам, когда они в своем стремлении к высшему знанию опираются не на деятельность чувств и разума, а на ту эстетическую интуицию, которая свойственна великим художникам в момент творческого акта. В диалоге «Федр» он указывает на то, что тот, кто следует ремесленной выучке, занимается (будь-то поэт, скульптор, живописец, ученый) искусством несовершенным. Истинным является лишь искусство философа, постигающего образец (идею) в порыве неистового вдохновения и действующего согласно образцу146. Свое наиболее законченное оформление такое понимание искусства находит у Аристотеля в его учении о середине: «Если... всякая наука успешно совершает свое дело... стремясь к середине, а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем, работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же, как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера, будет, пожалуй, попадать в середину»147.
Идея «эстетической середины» лежит и в основе еще одного важного термина античной куль туры, каким является катарсис. Непосредственное отношение он имеет к таким институтам античной культуры, как музыка, мистерия и трагедия. Главный смысл этого термина катарсис может быть определен как «очищение от дурных страстей» - тех, которые разрушительно действуют на гармоническое развитие тела и духа. Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора, считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике – трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой частью ритуальных и мистериальных действий, однако и здесь они рассматривались, как средство физического и духовного очищения. В классический период в системе пайдейи они использовались и как средство воспитания «лучшего гражданина».
Итак, музыка была древнейшим институтом греческой культуры, начиная с архаической эпохи.
Зарождение греческой музыки было связано с именем спартанца Терпандра, жившего вVIIв. до н.э. Он создал музыкальную форму, получившую наименованиеnomos(«закон», «порядок»). В ранний период музыка была тесно связана с культами, мистериальными действиями, танцем, поэзией.Пифагорейцысоздали учение о музыке как искусстве, «воздействующем на душу». С этим качеством они связывали и ее воспитательное значение. В классическую эпоху музыка стала рассматриваться как один из двух главных (наряду с гимнастикой) элементов античной системы воспитания. Греческий писатель и философ Плутарх, живший в I в. н.э., который был одновременно одним из наиболее авторитетных историков и теоретиков античной музыки писал: «Важнейшим и более всего присущим музыке свойством является соблюдение во всем соответствующей меры». Такой взгляд на эстетическое значение музыки был характерен для всей античной эпохи. Его не смогли поколебать и получившие некоторое распространение в V в. до н.э. взгляды на музыку как наразвлечение, не имеющее воспитательного значения. Музыкальные состязания на всем протяжении истории античного мира оставались непременной частью Олимпийских игр, важным элементом мистериальных действий и гражданских церемоний, среди которых особое место занимали многочисленные праздники.
Праздники играли большую роль в организации экономической, социальной и бытовой жизни греков, сплачивая жителей полисов в единое целое, формируя у них чувство гражданской ответственности и патриотизма. Греческий терминдемос, первоначально обозначавший «деревенский народ», благодаря этому наполнялся новым социально-политическим содержанием. Праздники включали: жертвоприношения богам, спортивные состязания и исполнение гомеровских гимнов, ритуалы преподнесения даров и омовения статуй богов, состязания музыкантов и певцов, пиры(симпозиумы), сопровождавшиеся философскими диспутами. Наиболее значительными былиПанафинеи,проводившиеся ежегодно в честь богини Афины, иВеликие Панафинеи,которые устраивались один раз в четыре года. Наряду с ритуалом, связанным с поклонением Афине, они сопровождались гимнастическими, военными, конными состязаниями, исполнением гомеровских гимнов. В V в. до н. э. Перикл ввел в программу Панафинеи состязания кифаредов, флейтистов и певцов. Были и другие, земледельческие праздники, посвященныеАфине, связанные с произрастанием хлебов, началом жатвы, сбором плодов, отвращением засухи. На них, помимо ритуальных действий, совершался и обряд посвящения в воины юношей, достигших определенного возраста, во время которого они приносили клятву верности и гражданского служения полису.
Важную роль играли в жизни греков Дионисии и Ленеи,сельские и городские праздники, связанные с культом бога виноградарства и плодородияДиониса.Первоначально они проводились календарно. С середины VI в. до н.э.Дионисиистали общегосударственным праздником, его основной частью было театральноедейство Дифирамб (слово обозначает одно из культовых имен бога), котороестало источником античной трагедии.
Четырьмя общеэллинскими праздниками были Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские игры, которые лишь формально были связаны с культами греческих богов(Зевса, Аполлона, Посейдона). Они включали гимнастические, конные, поэтические и мусические состязания, которые заканчивались награждением и чествованием победителей и пиром, который неотъемлемой своей частью имел философский диспут и состязание в красноречии.
Катарсис составлял основу и такого института античной культуры, как мистерия. Наиболее почитаемыми были в Древней ГрецииЭлевсинские мистерии, их значение в жизни греков можно сравнить только со значением Олимпийских игр. Мистерии возникли еще в догомеровские времена и имели своим первоначальным источником мистерии Египта и Ближнего Востока. Традиция связывала установление Элевсинских мистерий с именем поэта ижреца богини ДеметрыЭвмолпа. Ранее они имели отношение к культу «трех великих богинь»(Афины, Афродиты и Деметры-Персефоны).В этот период главным обрядом мистерии был обряд посвящения юношей, достигших зрелого возраста,(куретов)в воины. Позднее был связан с культом богини земледелия и плодородияДеметры.В символико-драматической форме он воссоздавал миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Процесс мистериального действия носил сложный характер и включал ряд этапов. Его главной целью было осуществление духовного рождениямистов– посвященных в ритуал мистерии путем «очищения» в процессе мистериального действа их тел и душ. Содержание ритуала мистерии считалось величайшей тайной, а разглашение ее каралось смертью. Многие видные представители античной культуры были связаны с Элевсинскими мистериями. Жрецом мистерий был, по преданию, великий поэт Орфей. Пифагор был посвящен в таинства мистерий жрецами и магами во время своего путешествия в Египет и на Ближний Восток. Ямвлих Хакидский в своей книге «Жизнь Пифагора» говорит о том, что они научили его символическому языку – языку мифов, не владея которым невозможно проникнуть в тайный смысл мистериального действа и постичь заключенную в них мудрость. Овладев этим языком, Пифагор стал великим философом, т.к. философия это не что иное, как «любовь к мудрости». Впоследствии, используя символический язык, он приобщал своих учеников к философии, и с тех пор она получила широкое распространение148.
Наиболее ярким примером катарсического действа является античная трагедия. Возникновение трагедии связано с эрой расцвета греческого полиса. Появление первых трагедий традиция связывала с именем Феспида (535 г. до н.э.). Самым древним сценическим воплощением трагедии считалась трагедия Эсхила «Персы», а постановка его трагедии «Прометей Прикованный» - началом драмы. Если исходное значение имел для трагедии дионисийский дифирамб, то драматическую форму она обрела благодаря использованию образца, заданного Элевсинским ритуалом -дромом. «Каждая из его частей («оргий») обозначалась определенным сочетанием четырех природных стихий: ветра – воды, земли – огня, символами которых выступали боги олимпийского пантеона149.
Тремя великими творцами античной трагедии были Эсхил, Софокл и Эврипид. В ней процесс «рождения человека духовного из человека естественного» утрачивает ту таинственность, которая окружала его в мистериях, и соотносится с сюжетами не божественной, а реальной человеческой жизни. Хотя божественные персонажи в античной трагедии присутствуют постоянно, но все их действия оказываются здесь непосредственно связаны с событиями и делами людскими. Участие богов в делах людей призвано придать им космический масштаб. Накал чувств и переживаний трагедии способен, подобно огню, «очистить» души зрителей от дурных страстей и устремить все их помыслы к благой жизни. В трагедии находят отражение все важнейшие проблемы, возникающие в человеческой жизни в период великой исторической ломки – перехода от общинно-родовых к цивилизованным формам жизни. В них постоянно звучит тема необходимости духовного обновления человека, страстный призыв к «выдавливанию» из себя оставшегося от прежних времен «звериного» начала, к преодолению «варварского наследия» и к организации человеком своей жизни в соответствии с «законом» и «правдой» (справедливостью). Как правило, этот призыв подкрепляется авторитетом богов.
В последней, третьей, части трагедии Эсхила «Орестейя» богиня мудрости Афина выступает в роли учредителя Афинского ареопага (верховного законодательного органа) и определяет устав – закон, ему должны отныне следовать все жители Афинского полиса, божественным покровителем которого является эта богиня. Установление закона должно в корне изменить жизнь афинян, которая была до этого полна смертельных распрь и, казалось бы, непреодолимых противоречий:
Глашатай, начинай! Утихомирь народ...
Труба велит молчать, чтоб слушал город весь
Устав, который вам на веки вечные
Даю сегодня...
На этом холме... (по имени Ареопаг – Г.П.)
Пусть днем и ночью холм внушает гражданам
Почтение и родственный почтению
Страх перед виной. Пусть не будет новшеством
Устав мой осквернен: прозрачный ключ взмутив
Притоком грязным, свежей не испить воды.
Пускай безвластья избегают граждане
И самовластья. И еще советую
Не изгонять из города священный страх:
Кто из земных людей без страха праведен?
Ревнуя о стыде и благочестии
Спасительный оплот стране и городу
Вы обретете. Нет ему подобного
Ни в Скифских землях, ни в Пелоповых.
Пусть неподкупный, верный справедливости,
Достопочтенный, бдительною стражею
Над городом уснувшим этот суд стоит,
Такой завет навеки положила я
Своей державе.
Эсхил. Орестейя. М., 1961, с.165, 172.
Наиболее исчерпывающая характеристика эстетического значения античной трагедии была дана Аристотелем в ее определении, которое содержится в знаменитом трактате философа «Поэтика». Определяя сущность трагедии, Аристотель пишет: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному и в различных ее частях, производимое в действии, а не в повествовании, и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей»150.
Трагедия сыграла важную роль в формировании норм античного идеала и в очищении греческого «характера» от тех страстей, которые разрушали в человеке основу его добродетели и благой жизни – принцип середины.
Пайдейя
Воспитание для всего, что считается
главным в жизни, служит прекрасным
объединяющим началом. Ибо то, что
другие считают своими достижениями, порождено на самом деле воспитанием.
Пифагор
Свое классическое завершение процесс формирования античной культурной традиции нашел в пайдейе – системе воспитания лучшего человека и образцового гражданина. По существу, все институты античной культуры сформировались в борьбе за пайдейю. Об этом писал автор наиболее авторитетного труда об античном воспитании Вернер Йегер: «Философия, наука и постоянно находившаяся с ними во вражде риторика, оказались теми носителями, которые передали духовное наследство греков остальным народам... наследие в том виде и с такими основаниями, которые возникли в борьбе за Пайдейю... а это значит, что передали всю совокупность греческой культуры и образования. Таким путем Эллада добилась духовной победы в мире»151.