ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 593
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Восточная Чжоу (771-221 гг. до н. э.) делится, в свою очередь, на два подпериода: «Весны и Осени» («Чжун цзю» 770-475 гг. до н. э.) и «Сражающихся царств» («Чжань го» 475-221 гг. до н. э.). В VII-VI вв. единое государство Чжоу распалось на 150 удельных княжеств. Пять среди них играли ведущую роль и обозначались как «пять гегемонов» царства – Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ. Они вели между собой постоянные войны, в результате которых состояние стабильности, сохранявшееся в Поднебесной с XI по V вв. до н. э., сменилось хаосом. Несмотря на царившую в Поднебесной в периоды «Раздельных княжеств» и «Сражающихся царств» нестабильность продолжало развиваться земледелие, что стимулировало использование в нем орудий из железа, пришедших на смену мотыге и бронзовому плугу. Интенсивный характер земледелия и культурная жизнь в значительной степени были связаны с распространением новых форм иероглифической письменности. Усилилась тяга к знанию и образованности, чему способствовало повсеместное распространение общеобразовательных школ, которые существовали и совершенствовались на протяжении всего времени существования «трех династий»18. Изменилась форма написания иероглифов, усложнился словарный запас языка. ВVIII в. был составлен список иероглифов и кодифицирована графика письма, определявшая нормативные начертания знаков, т.н. «великая печать»19. В Чжоусский период обучениеЛюи20 «шести искусствам» (ритуалу, музыке, письме, счету, стрельбе из лука и управлению боевой колесницей) было обязательным для представителей высшего аристократического сословия, к которому относились все без исключения государственные служащие и воины, служители культа. Школы, как правило, создавались правителями княжеств. Об одной из таких школ, созданной правителем княжества Лу, повествует один из гимнов «Книги песен»:
Светлого, светлого разума луский наш князь!
Может сиять нам достоинством светлым своим:
Ныне устроил для школы и пруд и дворец21…
В V-III вв. до н.э. появляются многочисленные философские школы, представители которых ведут между собой активный диалог. Не случайно эта эпоха получила название «Времени 100 школ». Двум из них, «жу цзя» («школе ученых»), основанной Конфуцием, и «дао-дэ цзя» («школе Пути и благой силы»), основателем которой считается Лао цзы, было суждено стать двумя главными течениями философской мысли Китая. Это произойдет позднее, когда в результате деятельности различных школ, образованных последователями конфуцианской и даоской доктрины, будет осуществлено их всестороннее философское обоснование и созданы своды канонических текстов, в которых многовековая философская традиция древнего Китая будет переосмыслена с позиции идейных установок и принципов этих доктрин.
Одновременно возникает и идейная оппозиция этим философским школам, претендующим на роль главных духовных наставников Поднебесной. В центре внимания диалога, который вели между собой конфуцианцы, даосы и представители противостоящих этим течениям философских школ, были размышления о природе человека и системе государственного управления; об отношении «верхов» и «низов»; правителя и подданных; проблемы политики, этики, воспитания и образования. В начале IV в. до н.э. в царстве Ци был основан «Цзися сюэгун» («Дворец наук у западных ворот»), т.н. «Академия Цзися», просуществовавшая 100 лет. Учеными «Академии» были написаны 514 трактатов под общим названием «Гуан-цзы», в них были собраны суждения различных философов (конфуцианцев, даосов, натурфилософов школы «инь-ян») по проблемам философии, экономики, социальным, политическим, экономическим проблемам. В IV-III вв. выдающийся философ Сюнь цзы, которого называют «китайским Аристотелем», создал совместно со своими учениками сочинение, включавшее 32 главы, в которых предпринял попытку обобщить и критически переосмыслить все достижения китайской философской мысли от ее зарождения. В шестой главе, под названием: «Против двенадцати мыслителей», он подвергает критическому обзору учения представителей различных философских школ (даосов, конфуцианцев, легистов, «школы имен», моистов).
В VI-V вв. до н.э. путем захвата соседних царств возникли два крупных государства: одно – Цзинь, в нынешней провинции Шаньси со столицей в г. Хоум; другое – Чу, самое крупное из царств, на юге страны со столицей в районе нынешнего Хубея. Каждое из них стало и крупным культурным центром. В Цзинь была чрезвычайно развита культура бронзовой металлургии. В ее столице в результате раскопок была обнаружена огромная литейная мастерская с десятками тысяч фрагментов форм для выплавки изделий различного назначения и стилей. Широко были распространены ремесленные изделия из нефрита, серебра, золота, применявшиеся в качестве украшений оружия и ритуальных предметов. Использовалась в подобных изделиях и техника инкрустации. В царстве Чу наряду с изделиями из бронзы существовали ремесла по производству музыкальных инструментов (один из найденных наборов таких инструментов включал 124 разных инструмента: колокола, каменные пластины, барабаны, лютни, флейты, кифары и др. В многочисленных погребениях сохранились великолепные художественные изделия из металла, создававшиеся по восковым моделям. Особенностью этой культуры было использование изделий из лакированного дерева, украшенных великолепными орнаментами. Подлинный расцвет переживало здесь производство шелка и искусство росписи по шелку.
В 546 г. до н.э. гегемоны договорились о прекращении военных действий, в результате чего образовались крупные княжества, в которых ведущая роль принадлежала династиям Цинь и Хань. Возникшее между ними соперничестпревратилась, в конце концов, в борьбу за единую империю.
III. Культура китая в период древних империй
Завершение классического периода истории Древнего Китая связано с историей двух царств Цинь и Хань и формированием в Китае централизованного государства. В этих социальных условиях и особенно в период становления китайской империи «многоголосие» философских школ и связанное с ним развитие литературы, образования, интереса к духовно-нравственным проблемам, хотя и сохраняется в некоторые периоды, в конце концов отходят на второй план, уступая место интересам, связанным с военно-политическими, административными, идеологическими проблемами зарождавшейся имперской власти. Предпринимаются попытки использовать те или иные философские концепции в качестве официальной идеологи.
Империя Цинь – III в. до н.э. (221-206 гг. до н.э.). В Царстве Цинь до правления Ши Хуанди, объявившего себя «первым императором», существовала носившая централизованный характер власть законников – легистов. Легисты противопоставили учению Конфуция о «человечности» и «культурности» идею «всевластия закона» как единственного средства преодоления царившей в Поднебесной смуты. В условиях зарождения в Китае императорской власти это кредо легистов оказалось достаточно актуально и востребовано22.
В 221 г. в результате непрерывных войн Ши Хуанди объединил разрозненные царства Китая в единую империю, а себе присвоил титул «Великого императора», который ранее имели только «небесные» правители (5 мифических императоров-властителей стран света и центра). С правления Ши Хуанди начинается имперский период Китая (он закончится только в XX веке с созданием КНДР). С целью укрепления централизованной власти Ши Хуанди провел целый ряд радикальных реформ. Вся империя была разделена на округа, управлявшиеся чиновниками, назначенными верховным правителем. Была упрощена и унифицирована система письменности (т.н. «малая печать»), введена единая система мер и весов, единая денежная единица, укреплена и лучше организована армия, для ее быстрого передвижения была построена сеть дорог. С целью защиты северных границ было начато строительство Великой Китайской стены, других монументальных сооружений: дворцов, крепостей, дорог. Постоянные войны привели к созданию огромной армии, которая по своей численности в несколько раз превосходила армию римлян времен империи. Совершенствование института власти при Ши Хуанди сопровождалось буквально погромами в области культуры. По приказу императора были сожжены все книги философского содержания. Запрещена деятельность философских школ. Особенно жестоким репрессиям были подвергнуты конфуцианцы. Ученые и философы уничтожались, их убивали, закапывали живыми в землю. Сохранились сведения о том, что более 500 философов были закованы в кандалы и отправлены на строительство Великой китайской стены, где и погибли. В этот период создаются грандиозные архитектурные комплексы, строительство которых поражает богатством декора. Примером может служить открытая в конце XХ века гробница Императора Цинь Ши Хуанди, в которой в миниатюре была воссоздана вся Поднебесная, которую охраняла 6-тысячная армия воинов в полном вооружении, воссозданных из терракоты в натуральную величину и в полном боевом вооружении и выстроенных в соответствии с правилами военного регламента. Поражает своей индивидуальной неповторимостью облик каждого из этих сотен воинов императора.
После смерти в 210 году до н.э. Ши Хуанди в империи воцаряется хаос. В 209 до н.э. в бывшем царстве Чу происходит восстание против власти Цинь. Войска правителя Цинь терпят поражение в битве с восставшими. К власти приходит новая династия Хань с центром в городе Лоян (провинция Хэнань).
Империя Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), просуществовавшая 400 лет, представляла собой бюрократическую деспотию с сильной централизованной властью, обладавшей изощренной государственной машиной. Доминирующую роль в империи играло чиновничество, насчитывавшее 130 тыс. человек23.
Официальной идеологией Хань вначале являлось учение «законников» («легистов»). Важную роль в укреплении централизованной власти сыграла отмена запрета конфуцианства, а затем и провозглашение его в период правления т.н. «младшей династии» Хань императором У ди (140-87 гг. до н.э.) официальной идеологией. При этом был отменен запрет и на деятельность других философских школ, что вело к восстановлению традиций «золотого века» китайской философии. Вместе с тем, весь интеллектуальный опыт этой традиции был поставлен на службу обучению и совершенствованию административного аппарата империи. Главным требованием к чиновникам было знание не только грамоты, счета, правил управления и законов, но и конфуцианской доктрины, в которой идея «единства» правителя и его подданных, их «искренней» преданности государю являлась центральной. Для образования чиновников создаются особые учебные заведения - «академии», в которых запрещалось преподавание философских концепций, критически настроенных по отношению к конфуцианской доктрине. История империи Хань делится на два династических периода: «Западную Хань» (время господства «старшей» династии) и «Восточную Хань» (время правления «младшей» династии). Укрепление централизованной власти в каждый из этих периодов сопровождалось сменой времен стабильности и упадка. Времена стабильности сопровождались подъемом земледелия, развитием торговли, высоким уровнем ремесленного производства, стремлением восстановить культурную традицию. Развитие знаний, философской мысли, технические изобретения, расцвет литературы, поэзии и искусства, создание библиотек и многочисленных учебных заведений, - характерные черты ханьской эпохи в такие периоды стабильности. Напротив, для периодов упадка была типична полная или частичная утрата культурных достижений.