ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 575
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Для них видимое – объект действия, само же оно находится под воздействием гун пракрити и подчинено, в силу этого, закону кармы и не способно избавить человека от оков самсары. Видение – «озаряющая» способность. Она позволяет видеть объект «очищенным» от всех наслоений «умозрения», в его истинной, собственной, «внутренней форме». Пуруша – «тот, кто видит». Он «зритель», «свидетель». Способность видения – средство очищения сознания от влияния гун пракрити и путь освобождения человека от оков кармы.
В эпический период в Махабхарате и во входящей в нее Бхагавадгите термином «йога» обозначается любая деятельность73.
В философском и религиозно-этическом трактате Бхагавадгита (букв. «божественная песня») содержится учение о «восмеричной йоге», которая предполагает «освобождение» путем: 1. Очищения ума и обуздания чувств (яма). 2. Этической культуры (нияма). 3. Дисциплины тела (асана). 4. Регулирования дыхания (пранаяма). 5. Изоляции чувств (пратьяхара). 6. Внимания (дхарана). 7. Размышления (дхьяна). 8. Сосредоточенности (самадха).
В «Гите» введение в практику йоги этического элемента было связано с учением о «должном» знании и действии. Согласно этому трактату, йогин это не отшельник и аскет, стремящийся к обособлению от реального мира и следующий принципу недеяния, а деятельный бхакта, достигающий освобождения путем страстной любви к абсолюту (Ишваре). Йогин «насыщает» себя знанием не ради него самого, а с целью при его помощи открыть себе дорогу к «слиянию» с божеством. Процесс получения знания не отделим от соблюдения нравственного долга, нормами которого являются:
Смирение, искренность, честность, невреждение, терпение,
Почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость,
Отвращение от предмета чувств, от себялюбия, свобода,
Понимание бедственности рождения, болезни, старости, смерти,
Отрешенность, непривязанность к сыну, жене, дому,
В желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мысли
Безраздельное почитание меня (Ишвары - Г.П.) йогой
Отсутствие влечения к людскому обществу, пребывание в уединенном месте
Стойкость в познании высшего Атмана, постижение цели высшего знания
Это называется знанием:неведением-все другое.
Бхагавадгита. XIII. 8-12
В понимании целей и задач йоги позиции Гиты и «Йога сутры» существенно отличаются,это отличие связанно с особенностями философии и этикой Йоги
Философия йоги
Восприятие внешних объектов ведет к заблуждению, самоуглубление к познанию истины.
Катха упанишада
Органическая связь двух предвечных философий «не означала тождества их философских позиций. Йога – вполне самостоятельная философская доктрина, своеобразие которой определяется не только ее практическим характером, но и тем, что, в отличие от санкхьи она признает наличие божественного абсолюта, личностного бога йога (ишвара) .
Вся йогическая практика (а йога, прежде всего, praksis – практика) имеет главной своей целью не знание первопричин и первоначал бытия (хотя необходимость такого знания йога не отрицает), а освобождение человека от всякой связи с внешним миром и его переход на «другой берег жизни», где он обретет бессмертие и свободу. Йога «придает телу вечную молодость» и является «средством освобождения от всех уз», гласит текст одной из авторитетных упанишад (Шветашватара уп-да. II. 12, VI. 13).
Йог «видит» Брахмана в момент высшей сосредоточенности и стремится к слиянию с ним.Лишившись собственного существа, он мыслим как неизмеримый, лишенный источника. Это знак освобождения, высшее таинство ( Майтри уп-да VI. 20)
Тщательно разработанная во всех деталях йогическая техника целиком связана с достижением этого таинства освобождения.
Она предполагает прохождение йогом нескольких ступеней «сосредоточенности», в результате чего достигается «прекращение деятельности сознания» (Йога-сутра. 1. 2). Этими ступенями являются:
экаграта – предполагает концентрацию на одной точке или предмете, в результате чего ставятся под контроль два основных источника психической деятельности –ощущение и подсознание,
асана – йогические позы, благодаря которым достигается «устойчивая неподвижность» тела и сводятся к минимуму физические усилия,
пранаяма – связана с приданием дыханию максимально-замедленного ритма, облегчает йогу путь к максимальной сосредоточенности сознания на определенной точке,
самадхи – это состояние характеризует переход йога от концентрации к медитации. Представляет собой высшее выражение духовной энергии и характеризуется-«единством», «целостностью», «поглощенностью», полной концентрацией ума и стремлением к высшей реальности, слиянию с абсолютом и освобождению. В этом состоянии йог становится «автономным» по отношению к космосу и неуязвимым от воздействия внешних кармических сил.
Тем самым он оказывается в непосредственной близости к божеству (ишваре).
Вместе с тем Бог йоги – Ишвара весьма своеобычен. Он отличен и от богов ведического пантеона, и от их преемников, богов индийских религий.
«Этот Бог, разумеется, не творец (ибо космос, жизнь и человек, как мы отмечали, «созданы» пракрити, они все происходят из первозданной субстанции). Но в случае с людьми Ишвара может ускорить процесс освобождения, он помогает им более быстрыми темпами двигаться к самадхи.
Этот бог, к которому апеллирует Патанджали, больше похож на бога йогинов. Он приходит только на помощь йогину, т.е. к тому, кто уже вступил на этот путь»74.
Йога упанишад считает, что свобода и бессмертие могут быт получены человеком только после смерти, однако более поздние ее варианты (например, тантрический) утверждают, что это возможно и при жизни. Наиболее существенным результатом эволюции как практики, так и философии йоги, было усиление в ней не только религиозных, но и этических элементов. Уже в упанишадах йогический обряд был связан не только с ритуальными и философскими идеями, но и с идеей нравственного долга (дхарма – скандха ).
В постведический период религиозно-нравственные аспекты приобретают в практике йоги приоритетное значение.
Йога и проблема человека в этике упанишад
В основе этики упанишад лежит идея подвижничества и соблюдения определенных заповедей. Подвижничество – это следование закону-дхарме (он понимается как служение традиции, знанию, общественному благу).
Дхарма выступает как одна (причем главная) из четырех основных ценностей (факторов) жизни (чатурварги), наряду с артхой (накоплением богатства), камой (исканием чувственных наслаждений – любви), мокшей (индивидуальным освобождением, спасением души).
Соответственно этому определяются и три пути спасения: религиозный (дхарма), нерелигиозный (адхарма) и знание (джняна). Все они как бы объединяются в процессе прохождения человеком четырех ступеней добродетельной жизни (ашрама). Проходя ступени ашрамы, человек получает «должное знание» и исполняет четыре ветви долга :
Долг ученика (брахмачария), предполагающий воздержание и изучение вед.
Долг домохозяина (грихастха), отца семейства, требующий от человека ежедневно приносит жерты богам, мудрецам, предкам, всем живым существам.
Долг лесного отшельника, предполагающий полное воздержание, сон на земле, ношение грубой одежды и углубленное изучение вед (саньяса).
Долг странствующего аскета, совершающего обряды очищения и ищущего освобождения и связи с божеством (ванапрастха). Требует полного отказа от кармической деятельности и ее плодов. Учение о ашрамах или «законах возраста» упоминается уже в древних упанишадах. Так, в заключительных строках «Чхандогьи упанишады» говорится о том, что последовательное прохождение ашрамов – идеал благочестивой, добродетельной жизни (Чхандогья уп-да. 8. 15). В поздних упанишадах это учение оформляется окончательно и соотносится с практикой йоги, а в эпический период, в «Бхагавадгите» находит отражение в иерархии различных видов йогической практики. В одной из «йогических упанишад» говорится:
«Исполнив до конца долг ученика, пусть человек становится домохозяином. Побыв домохозяином, пусть становится лесным отшельником. Побыв лесным отшельником, пусть отправляется странствовать как аскет… - пусть он отправляется странствовать в тот самый день, в который освободился от страстей»
(Джабала уп-да).