ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3010

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Элладский- охватывает все доисторические культуры эпохи бронзы в материковой Греции(прежде всего культуру Микен).

Эллинский- обозначает всю греческую культур, начиная от архаики и до классики включительно (VII-IV вв. до н. э.)

Эллинистический- обозначает античную культуру III-I вв.до н. э.

Римский- обозначает античную культуру Рима

Античный- обозначает культуру Древней Греции и Рима

По своему происхождению античная культура является продуктом греческого гения, так как ее классический образец был создан в период высшего расцвета древнегреческой цивилизации.Вместе с тем античная культура в целом не является исключительным достоянием Греции т.к., созданная здесь традиция уже со времен походов Александра Македонского интегрируется в другие цивилизации, обладавшие своим весьма значительным культурным потенциалом. В эллинистический период влияние античной культурной традиции становится ощутимо во многих странах и регионах как Запада так и Востока, прежде всего в тех которые, в свое время входили в состав империи великого македонца, Возвышение Рима и превращение Греции в римскую провинцию обусловило то громадное влияние, которое греческая культурная традиция оказала на развитие культуры древнего Рима, создание и расцвет которой явился заключительным аккордом античной культуры. Оформление античной культурной традиции произошло в классическую эпоху древнегреческой истории. Она начинается с периода ранней классики, который приходит на смену греческой архаике( VII в. до н. э.).Затем следуют периоды средней ( VI в. до н. э.), высокой( V в. до н. э.) и поздней классики( IV в. до н. э .) .Классическая эпоха завершается в результате кризиса греческих полисов, который начинается во второй половине IV в, до н. э .,когда Греция оказывается под властью Македонии . Важнейшими предпосылками для возникновения греческой культурной традиции явились во первых, оформление в IX-VIII вв. до н. э. олимпийской мифологии; во вторых, становление и расцвет вVII-IV вво н. э. греческих полисов; в третьих, создание в VII-V вв. до н. э. натурфилософии, пришедшей на смену древней теокосмогонии и положившей начало развитию важнейшего института античной культуры классической греческой философии. Культурное значение, каждого из трех этих факторов состояло в следующем: С созданием олимпийского варианта греческой мифологии завершился процесс ее антропоморфизации, что дало возможность выйти за рамки традиционных(родовых)представлений о человеке как эманации мифа и представить его в единстве с миром в качестве микрокосмоса.Гибель родового строя сопровождалось разрушением традиционных норм жизни ,что вело к деградации, хаосу и пробуждению в людях «звериного начала»,но вместе с тем способствовало формированию новых нетрадиционных ее форм.Так например, было с Микенами, блестящей цивилизацией, которая была непосредственной предшественницей античной цивилизации.На месте цветущих и богатых городов остались одни развалины, была утрачена письменность, забыты ремесла и лишь бродячие певцы аэды слагали легенды о былом величии и могуществе правителей Микен. Возрождение Греции начинается, лишь спустя три столетия после т.н.»темных веков» с появлением городов нового типа- полисов. Они объединяли в себе функции древних городов, бывших земледельческими центрами, и новые социально- политические функции, которые отсутствовали у старых городов. Они были связаны прежде всего с интересами свободных земледельцев, которые понимали, что их личное благополучие, в условиях кризиса старых родовых отношений целиком зависит от силы и благоденствия, созданных ими городов-государств. Символом этих интересов становится закон, в равной степени обязательный для исполнения всеми гражданами. Новый городской образ жизни отныне оказывается связанным не с соблюдением норм родовой морали, а с соблюдением закона. В системе полиса формируется идеал «образцового» гражданина. Главным культурным завоеванием, которое было привнесено в жизнь греков с появлением полиса состояло в том ,что с этого момента человек должен был жить не по «понятиям» родовой морали, а по закону, следуя, при этом, определенным идеалом, что требовало от него совершенно новых качеств. Воспитание этих качеств и стало главной целью эллинской культуры, сложившейся в городах классической Греции. Конкретным результатом этой эпохи был грандиозный культурный переворот, который в XIX веке европейские исследователи античной культуры назовут «греческим чудом».Его социально-экономической основой станет эволюция античного полиса, а идейной основой процесс рефлексии античного мифа и возникновение натурфилософии. На этой основе сформировался новый, отличный от «родового», классический тип человека. Человек, по природе своей, несовершенен, стать же совершенным он может только посредством воспитания, следуя идеалу. Мыслители древней Греции в своих рассуждениях немало места уделяют этому вопросу. Они постоянно рассуждают о том, что делает человека совершенным. Так например ,греческий натурфилософ Ксенофан утверждал: «боги отнюдь не открыли людям всего изначально. Но постепенно ища они лучшее изобретают».82 Великий создатель диалектики Гераклит весьма нелестно отзывался о «обычных» людях по той причине, что для таких людей «божеством» является не разум, а свидетельства глаз и ушей. При этом, их души остаются «варварскими» т. к. в своей повседневной жизни они руководствуются иррациональными ощущениями. «Не к добру людям исполнение их желаний», замечет философ ибо «человеческая натура не обладает разумом».Преодолеть в себе «варварское» начало человек может только путем воспитания своей души, которой « присуща возрастающая мера»,Повышая роль духовного начала в своей жизни человек совершенствуется и становится лучше и мудрее, Гераклит безоговорочно отдает предпочтению таком типу человека «один мне- тьма. если он наилучший»83, утверждает философ. Идеей прославления «лучших» пронизана поэзия классической эпохи, античная трагедия и комедия. Объективной основой на которой эти представления ранних натурфилософов о «лучшем» человеке превратились в общеэллинский идеал был рост гражданского самосознания жителей греческих городов государств. В трагедии великого драматурга Софокла «Антигона» один из главных ее персонажей Гемон возражая своему отцу представителю старой родовой знати, правителю Креонту говорит:


Дарованный богами, разум в людях

Прекраснее всего , что в мире есть

Я не скажу, сказать я не посмею

Что ты неправду говоришь, о нет!

Но может быть, отец есть доля правды

И у других. Мне легче знать про то,

Что думает народ, что порицает….84

Великий греческий комедиограф Аристофан в своей комедии « Лягушки», всячески превозносит Эсхила за то, что он в своих трагедиях прославляет «лучших» граждан и объявляет такое прославление истинной целью высокой поэзии. Представления об идеале изменялись в процессе эволюции греческого полиса. Соответственно этому изменялась и система воспитания пайдейя. Характеризуя греческую культуру классического периода французский исследователь Ж.-П. Вернан пишет: «основная мудрость (sofia) греческих мыслителей заключалась в размышления по поводу политики и морали. Они стремились определить основы человеческого миропорядка, который бы заменил власть монарха и знати писаным законом, обязательным для всех. В результате город приобрел форму кругообразного и имеющего центр космоса, каждый гражданин, подобный всем остальным, подчиняясь и властвуя, должен был хронологически последовательно занимать и оставлять все симметрические положения, составляющие гражданское пространство, Именно этот образ социального космоса регулируемого равным для всех законом( isonomia) ,на заре философии ранние греческие мыслители перенесли на физическую вселенную. Если древние теогонии составляли одно целое с мифами о верховной власти, уходившими своими корнями в царские ритуалы, то новая модель мира, которую создали милетские «физики», в своих геометрических рамках, связана с инстуциональными формами и духовными структурами, свойственными полису».85 В результате фундаментальное основание в греческой культурной традиции приобрело понимание мира как макрокосмоса, а еловека, как микрокосмоса.

ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС И АНТИЧНЫЙ ИДЕАЛ

Мы развиваем нашу склонность к прекрасному

без расточительства и предаемся наукам не в в

ущерб силе духа .Богатство мы ценим лишь

потому, что употребляем его с пользой, п а не ради


пустой похвальбы, Признание бедности у нас

ни для кого не является позором, но больший

позор мы видим в том, что человек сам не стре-

мится избавиться от нее трудом…

Мы одни признаем человека, не занимающегося

общественной деятельностью не благонамеренным

гражданином, а бесполезным обывателем,

Перикл

Объективно являясь личностью античный человек, таковым себя не осознавал, это было связано с тем, на всем протяжении античности сознание человека сохраняло непосредственную связь с мифологической первоосновой. Конкретно это выражалось, как об этом уже говорилось, в том, что мир эллину представлялся в качестве макрокосмоса, а себя он считал своего рода эманацией (проистечением) этого мирового порядка, т.е. микрокосмосом .Большой космос расс­матривался, при этом, как абсолютная личность, а человека, обладающего личностными качествами ,только в той мере , в какой он был способен привести в соответствие свою жизнь с космическим миропорядком.

Греческий полис, считался наилучшим способом социальной организации т.к. представлялся грекам аналогом мирового космоса. Обладание статусом гражданина полиса, уже само по себе, возвышало человека, с точки зрения эллинов, над всеми другими людьми, которых они называли «варварами».Этот термин обозначал грубого ,некультурного человека, лишенного знания «закона» и «правды», которое могло быть получено только благодаря принадлежности к полисному коллективу.

Соответственно этому, в ходе эволюции греческого полиса происходил и процесс формирования античного идеала. Специфическая форма в которую он облекался была связана с тем, каким образом истолковывалось в античном мире феномен, который мы сегодня обозначаем термином « личность»-термином, которого не знал античный мир. Личность в античности отождествлялась с маской, противопоставлявшейся лицу, которое отождествлялось с характером. «Характер это личность понятая объективно, как некий отпечаток подобный оттиску печати. т.е., как ее плас­тический облик на воске, что же касается ее сущности то она передается с помощью термина «маска». Маска-это больше лицо, чем само лицо...Неподвижно… четкая, до конца выявленная и явленная маска-это смысловой предел неп­рерывно выявляющегося лица. Лицо живет, но маска пребывает, Маска это чис­тая структура очистившаяся от истории...Маска дает облик лица овеществлено, объективно, статуарно».86Это рассуждение С. С. Аверинцева дает возможность представить, как форму, в которую облекался античный идеал в искусстве. Так например, в античной трагедии, которая играла в культурной жизни древнегреческого полиса роль одного из наиболее важных ее институтов культуры. Важнейшую функцию выполняла маска, прикрывавшая лицо актера, она состояла в том, что посредством смены масок передавалась игра страстей в которую с неизбежностью втягивался зритель. Они- маски символизировали вечное, непреходящее, космическое. Благодаря их использованию сюжеты трагедий, повествующие о важнейших и непреходящих противоречиях человеческой жизни ,обретали в ходе трагедийного действа мировой масштаб , потрясая и ужасая зрителя своими гибельными последствиями и «очищая» его душу посредством страха перед неотвратимостью возмездия за нарушение закона и правды, являющихся причиной всех человеческих бед.


Свое наилучшее, по наглядности и выразительности, воплощение греческий идеал нашел в античной скульптуре–искусстве, которое греки классического периода, ценили особенно высоко. Античный идеал в котором доминирующую роль играло преклонение перед здоровым и совершенным в своих пропорциях человеческим телом. В котором духовное совершенство необходимо связано с культивированием физического здоровья, нашел в античной пластике в которой абсолютно доминирует изображение прекрасного человеческого тела, свое наиболее адекватное как по содержанию так и по форме выражение. Пластический образ прекрасного человеческого тела давал античному человеку возможность представить эллинский идеал, в осязаемой, зрительно- воспринимаемой форме. Античная трагедия указывала путь его достижения.

Представление о греческом идеале претерпели определенную эволюцию в процессе становления и расцвета греческого полиса.

Древнейшие греческие города государства, так называемые протополисы, начали возникать в IX-VIII вв. до н. э. Они образовывались на основе древних аттических демов-териториальных объединений, владевших земель­ной собственностью, которая сдавалась в аренду только членам дема. В архаический период (Х-VIII в.в.) население демов состояло из трех сословий: земледельцев (геоморов). ремесленников (демиургов), военной арис­тократии (всадников), В это третье сословие, входили богатые землевладе­льцы и представители старой родовой знати, которая в период становления полисов еще продолжала играть в их жизни видную роль, хотя гибель общин­но родовых форм жизни уже стала свершившимся фактом.

Полисная система социальной организации не была изобретением греков. Впервые города-государства, появились на Ближнем Востоке в Месопотамии. Ими были Шумерские города государства. Поэтому причиной «греческого чуда» нельзя считать сам факт возникновения полисов. Главную роль здесь сыграли особенности греческих полисов, которых не было у древнейших городов государств ,которые возникли гораздо раньше. Они были сравнительно небольшими по численности, составлявших их свободных земледельцев. Ленинградский историк античности проф. А. И. Зайцев называет несколько объективных и субъективных факторов, которые сыграли решающую роль в культурном перевороте в Древней Греции VIII-V вв. до н. э.87 Первым из них, технологическим, он считает широкое распространение и использование в Греции железа. Его систематическая выплавка началась в XII-XI вв. Железо в Греции становится сравнительно дешевым и начинает преобладать около 1000 г. до н. . Использование железа привело к резкому повышению производительности сельскохозяйственного труда, являвшегося экономической основой жизни греческого полиса и укреплению социальной роли свободных земледельцев, составлявших основную массу его населения. Замена бронзы железом внесло существенные коррективы и в военную организацию греческих городов государств. Ее главную силу становила тяжеловооруженная пехота- гоплиты. Из них состояло народное ополчение, которое использовалось для того, чтобы держать в повиновении массу рабов и метеков-«не граждан» и оборонять полис от нападений извне. Основную массу ополчения составляли в полисах свободные земледельцы, которые благодаря повышению уровня доходов от земледелия и удешевления цен на вооружение смогли им себя обеспечить. Благодаря всему этому начинает усиливаться и социальная роль этой категории граждан объединявшихся в демос (народ),постепенно нейтрализуя и вытесняя влияние в делах полиса родовой аристократии(т.н. «всадников») Причем, авторитет демоса сохраняется при любых формах государственного правления от тирании до демократии, т. к благодаря количественно небольшому населению греческих полисов, все его граждане, среди которых подавляющее большинство принадлежало к демосу, принимали активное участие в решении государственных дел. Новые социальные условия жизни в рамках греческого полиса создали благоприятную почву для разрушения жестких традиционных норм поведения индивида и утверждения личных свобод граждан полиса, что стало главным условием культурного переворота в Древней Греции .88


Основными факторами, оказавшими определяющее влияние на разрушение традиционных форм культурной жизни и формирование у эллинов нового культурного менталитета были: ограниченный оптимизм; вертикальная и горизонтальная мобильность; изменение патриархального образа жизни с его традиционными нормами верований и нравственности; агональный характер мировосприятия, утверждение личных свобод и активизация в связи с этим, творческих способностей граждан полиса.

Результатом повышения производительности сельскохозяйствен -ного труда и, связанного с ним улучшения благосостояния граждан полиса меняло отношение традиционное отношение к жизни, как юдоли тягот и страданий, которое было господствующим в предшествующую эпоху. Ему на смену приходила уверенность, что посредством упорного труда и стремления к высшей цели(доблести и славе)человек может достичь счастья в жизни, хотя он и подчинен, в в конечном счете воле рока и богов, которые этого счастья могут его лишить в одночасье, по независимым от него и неведомым ему причинам. Ограниченный оптимизм эллина поэтому сочетался у него с фатализмом и стоицизмом.

Характерной чертой жизни в греческих полисах, оказавшей существенное влияние на культурный менталитет эллинов была мобильность их граждан. Она проявлялась, во первых, в том, что каждый из них мог свободно перемещаться, в рамках социальной структуры полиса, занимая в ней, в силу своих личных качеств, различные официальные посты, вплоть до самых высоких; во вторых, в постоянных перемещениях эллинов из одного полиса в другой. В результате, каждый «свободный гражданин» ощущал свою причастность не только к делам своей малой родины, но и всей Эллады в целом. Благодаря этому огромную роль в культурном перевороте сыграли греческие колонии, причем его активными участниками оказывались нередко и лица негреческого или смешанного, а то и вовсе варварского происхождения. Таких примеров множество. Так, «отец» греческой натурфилософии Фалес Милетский был, по матери, финикийцем. Выдающийся античный поэт Архилох, сыном рабыни .Рабом, фракийцем или финикийцем, был великий баснописец Эзоп. По происхождению карийцем был «отец истории» Геродот. Скифских предков, имел в своем роду «величайший оратор Афин» Демосфен. Выдающийся политический деятель и полководец, герой Саламинского сражения Фемистокл, по матери, был фригийского или фракийского происхождения.Общеизвестно, что свое начало греческая философия берет в Ионии -греческой колонии на побережье Малой Азии. Здесь же оформился героический эпос Эллады. «На эолийском Лесбосе сложился оригинальный жанр мелической поэзии. В Великой Греции и на Сицилии развернулась деятельность Пифагора и пифагорейцев…Исключительна роль Кротона и Кирены, а затем Коса и Книда в развитии греческой медицины».89