ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3032
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Мобильность населения греческих полисов вела к разрушению «жестких рамок» традиций, обычаев, верований, нравов, что не только стимулировало расширение личных свобод граждан, но и их активность в создании новых культурных форм. С этой точки зрения особенно показательно разрушение традиционных верований и ,связанных с ними нравственных норм. Для классического периода в жизни греков характерно нарастание «религиозного индефферентизма» и распространение новых верований и мистериальных культов (Диониса , Элевсинских), в которых важное место занимали не только поклонение богам, но и обряды духовно-нравственного очищения. Все это вело к разрушению традиционные нормы родовой этики. Ее место занимала мораль превыше всего ставившая интересы полисного коллектива и те качества индивида, которые соответствовали этим интересам. Не является случайностью, что именно в мистериальных действах нашла свой исток античная трагедия, высшей целью которой стало «очищение человека от дурных страстей»,разрушительно влияющих на полисный миропорядок.
Особую роль в становлении «личных свобод» эллинов и культурном перевороте в классической Греции сыграл «агональный дух» греческого гения В широком смысле слова, агон- это родственное игре «чистое соревнование».не преследующее утилитарных интересов.Агон не является изобретение греков. Многие исследователи, рассматривают агоналность, как социо- культурную форму, общей для всех живых существ потребности в игре90
Как отмечают большинство исследователей античной культуры XIX-XXвв. Дух соревновательности пронизывает буквально все сферы деятельности и жизни античного общества и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве основной психологической установки древнегреческого менталитета. Так выдающийся исследователь античной культуры В. Йегер определяет «агональный дух, как то, что является общим для гомеровского героя и грека последующих эпох»91
Традиционно первую форму агона греки связывали с состязания- ми аэдов на пирах аристократов еще в гомеровскую эпоху. Затем формируется представление о гимнастических и мусических агонах, .Начиная с Сократа и софистов идея агона распространяется и на сферу философии, основной формой которой ,с этого момента становится диалог, которые были частью олимпийских игр и многочисленных эллинских праздниках. Агональный принцип лежал в основе всей системы античного воспитания и образования, начиная с самых ранних, начальных его форм92. В древнегреческой драматургии, идея агона воплощалась в своеобразном «состязании» хора и актеров, а в диалогической части трагедии (Эврипид) в сценах «состязаний в речах», в которых действующие лица рассуждали по всем правилам риторики и ораторского искусства .93
Агональный дух неразрывно связан с античным идеалом и прежде всего с арете- доблестью, которая составляла основу системы ценностей эллинов. Она, доблесть, была тем , что должно было быть оценено окружающими, в первую очередь, равными человеку по социальному статусу. Только такое признание доблести обеспечивало герою славу, стремление к которой считалось высшим достоинством человека. В этом отчетливо проявлялся соревновательный характер «стремления к славе». В агоне, проявление личной свободы граждан античного полиса достигало своего наивысшего выражения. Это неистовое стремление к идеалу выступало в качестве своего рода компенсации той неудовлетворенности, которая возникала у античного человека в результате объективной невозможности94 найти адекватную форму воплощения своих личностных устремлений.
Образ жизни и система ценностей характерная для периода становления греческого полиса нашла достаточно подробное отражение в поэмах Гомера и Гесиода. У Гомера, на первом месте, эпическое повествование о жизни и подвигах вождей греков, представителей царских родов, воинов и правителей. В земледельческой поэме Гесиода «Труды и дни»,в центре внимания прозаическое описание жизни трудолюбивого земледельца, главной ценностью для которого является труд, а также достаток и слава добытые этим трудом. Поэме придан характер поучения. Гесиод обращает его к своему непутевому брату Персу, который благодаря своему безрассудству и лени промотал отцовское наследство и впал в нищету. В поэме детально описывается труд земледельца. В ней содержатся многочисленные советы практического порядка, описываются ритуалы земледельческого культа, очерчивается круг моральных ценностей, который, по мнению поэта ,свойственен доброму и разительному домохозяину. Главными из них являются правда, трудолюбие, верность семейным традициям, дружелюбие, почитание богов .Решительно осуждается ложь безделье и сопутствующая им нищета. Отказ от земледельческого труда-источника пропитания и достатка, богатства, славы и почета Гесиод объявляет губительным для не только для самого человека, но и для полиса. «Нет позора в труде позорно безделье».95
Таким образом, уже в древнейший период истории Эллады, когда да имущественное и социальное расслоение в полисе было незначительным, представление о нравственных ценностях было органически связано с земледелием и в в силу этого оно рассматривалось, как источник не только материальных, но и духовных ценностей. Занятие земледелием считалось не только необходимой, но и почетной обязанностью всех без исключения граждан и делом богоугодным, т. к. «сами боги назначили людям в удел труды». Считалось, что занятие земледелием и участие в, связанных с ним ритуалах и культах дало людям возможность изгнать из своих душ «звериное»начало.
Такой пиетет по отношению к земледелию сохраняется на всем протяжении Эллады и, всей античной цивилизации .В IV в. до н. э. преподаватель философии Платона и Аристотеля греческий ритор Фемистий писал: «Посвящения в таинства и обряды Орфея так же не чужды земледелия. Миф по которому он околдовывал и завораживал все, аллегорически намекает на то, что благодаря одомашненным плодам, которые доставляет земледелие, он одомашнил всю природу и образ диких зверей, а так же укротил и искоренил в душах заключенное в них звериное начало(выделено мной Г.П.)...Слава о нем обошла всех людей и все приняли земледелие».96 .
В конце античного периода, появляется латинский термин «kultura», который первоначально имел два основных значения обработка ( земли) и воспитание (детей) .Такая этимология термина культура указывает на его непосредственную связь с земледелием и ритуалами земледельческого культа и идеей воспитания
В период зрелой классики занятие земледелием, по крайней мере в той его части, которая была связана с тяжелым физическим трудом, становится уделом рабов и это обстоятельство не могло не внести существенные коррективы в греческие представления об идеале. В этот период на первое место выдвигаются в нем такие качества, как воинская доблесть и «любовь к мудрости» (философия),основной задачей , которой было определение «высшей цели» человеческой жизни. Только знание этой цели и стремление человека подчинить всю свою жизнь ее достижению способно развить него то качество, которое греки обозначали термином арете - качество отличающее «лучшего» человека и «образцового гражданина». .
РАННИЕ ФОРМЫ КАЛОКАГАТИИ. АРЕТЕ
производительности любой вещи, любого живого существа, а позднее, применительно к человеку, не только прекрасную организованность и физическую силу его тела, но и его доблесть (воинскую) и благородство (справедливость). В период высокой классики, такое толкование термина арете сохраняется, но он начинает применяться для обозначения всей человеческой практике, в плане характеристики ее лучших проявлений и качеств, наряду о этим термину придается здесь и новое- этическое значение. Так например, Платон в диалоге «Горгий», употребляет термин арете не только в смысле «крепость тела» (во всех его проявлениях начиная с физического и и кончая его духовным здоровьем), но и в смысле способности внутреннего сосредоточения всех духовных сил (Горгий,479в) и нравственной добродетели У ученика Платона, Аристотеля этот термин используется для обозначения добродетели и становится базовой категорией его этического учения(.Аристотель. Никомахова этика, Большая этика).
Основным институтом культуры, в котором такое представление об античном идеале нашло свое наиболее предметное и яркое выражение были Олимпийские игры. Возникшие в глубокой древности(предание относит их основание к Микенской эпохе ,когда они были ,согласно традиции ,учреждены Зевсом после погребения тела героя Троянской войны Патрокла.) и просуществовали до 394 года. н. э. ,когда декретом римского императора Феодосия были запрещены, как «богопротивные и варварские». Календаризация игр начинается с 776 года до н. э.(дата условная).Они проводились один раз в 4 года в Олимпии. К участию в них допускались только свободные граждане мужского пола. Вначале игры имели местное значение, затем стали общегреческими.О том значении, которое придавалось в античные времена Олимпийским играм, свидетельствует их характеристика, данная древнеримским писателем Павсанием в его знаменитом сочинении «Описание Эллады»: « много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом удивительном здесь можно услышать, но ни в чем в большей мере нет божьего покровительства, как над Элевсинскими таинствами и Олимпийскими состязаниями».97Участники игр «атлеты» (от athlos-соревнование) вначале проходили отборочные соревнования на местах, а затем девять месяцев тренировались под руководством тренеров «пайдотрибов» и «гимнастов»(от.gymhos,обнаженный).
Состязания включали прыжки, метание диска, дротика или копья. Основным видом пятиборья был спринтерский бег(на 60 м.) и наконец борьба.Другими видами соревнований были кулачный бой и скачки на колесницах с двойными и четвертными упряжками. Скачки были кульминационным моментом олимпийских состязаний. Наградой победителю олимпийских состязаний был венок из дикой оливы. Он удостаивался общеэллинской славы и получал право на установку своей статуи и исполнения хвалебного гимна в свою честь. Имена олимпиоников высекались на мраморных досках, которые размешались в общественных местах. В родных местах они прославлялись как герои и «лучшие граждане» и получали вознаграждение и различные льготы.
Наряду с Олимпийскими, в разных городах Греции проводились и другие игры: Панафинейские, в Дельфах, Истмийокие, Немейские, Гереи (в них могли участвовать и девушки).На этих играх наряду со спортивными, проводились состязания чтецов, музыкантов, певцов и поэтов
Лирическая поэзия древней Греции VII-V в.в. в лице, Каллина , Тиртея (VII в. до н. э .) и Олимпийские оды Пиндара (V в. до н. э.), дают яркое представление о идеале, воодушевлявшем участников Олимпийских игр. Главное значение имела в них не сама победа, а демонстрация силы и красоты человеческого тела, и таких качеств души, как благородство и мужество, .которые в военное время были источником воинской доблести.
Требует слава и честь, чтобы каждый за родину бился...
Смерть ведь прийдет тогда, когда мойры прийти ей назначат
Пусть же, поднявши копье каждый на битву спешит,
Крепким щитом прикрывая свое многомощное сердце
В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет
Каллин
Доля прекрасная ~ пасть в передних рядах ополченья
Родину-мать от врага обороняя в бою...
Я не считаю достойным ни памяти доброй ни чести
Мужа за ног быстроту иль за силу в борьбе
Если б он даже был равен киклопам и ростом и силой…
Если б он даже лицом был прелестней красавца Тифона
Или богатством своим Мида с Киниром затмил.
Если б он величавее был Танталова сына Пелопа
Или Адрастов язык сладкоречивый имел
Если он славу любую стяжал, кроме воинской славы
Тиртей
Эта традиция в понимании античного идеала сохраняется и в классический период, хотя она и претерпевает, в это время , значительные изменения. Из нее постепенно исчезает свойственная ей первоначальная суровость ,фатализм и воинственность. Яркое отражение эти новые представления о античном идеале получили в V в. до н. э. в поэзии Пиндара и Симонида , прозе Ксенофонта.
Греческий поэт Пиндар прославился благодаря своим знаменитым Олимпийским одам в которых он восхвалял Олимпийские игры и их победителей.. Вот несколько строк из знаменитой 1-й Олимпийской оды Пиндара, посвященной победителю конных ристаний Гиерону и его коню Феринику:
Не ищи в полдневном пустынном эфире
Звезд светлей, чем блещущее солнце.
Не ищи состязаний, достойней песни.
Олимпийский бег...98
Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересовала поэта лишь, как обнаружение доблести, которую он и прославляет в лице победителя при этом «он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает во всем соблюдать меру. «Чрезмерность –гибельна, смертному приличествует смертное…Предел человеческого счастья это богатство, соединенное о доблестью, доблесть же проявляется в прекрасных деяниях, которые доставляют славу», утверждает Пиндар.
Представленный в поэзии Пиндара вариант античного идеала носил, отчетливо выраженный аристократический характер, и был связан главным образом о идеологией греческого всадничества В гораздо более демократическом виде он представлен в творчестве, чрезвычайно популярного в античную эпоху лирического поэта Симонида Кносского ( VI в. до н. э.). Он был создателем гимнов, эпиграмм, эпитафий в которых прославлялась доблесть воинов павших в битвах эа Элладу при Марафоне, Фермопилах, Саламине, а так же победителей гимнастических, конных и других состязаний Его представление о арете выражено в словах: