ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3032

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Мобильность населения греческих полисов вела к разрушению «жестких рамок» традиций, обычаев, верований, нравов, что не только стимулировало расширение личных свобод граждан, но и их активность в создании новых культурных форм. С этой точки зрения особенно показательно разрушение традиционных верований и ,связанных с ними нравственных норм. Для классического периода в жизни греков характерно нарастание «религиозного индефферентизма» и распространение новых верований и мистериальных культов (Диониса , Элевсинских), в которых важное место занимали не только поклонение богам, но и обряды духовно-нравственного очищения. Все это вело к разрушению традиционные нормы родовой этики. Ее место занимала мораль превыше всего ставившая интересы полисного коллектива и те качества индивида, которые соответствовали этим интересам. Не является случайностью, что именно в мистериальных действах нашла свой исток античная трагедия, высшей целью которой стало «очищение человека от дурных страстей»,разрушительно влияющих на полисный миропорядок.

Особую роль в становлении «личных свобод» эллинов и культурном перевороте в классической Греции сыграл «агональный дух» греческого гения В широком смысле слова, агон- это родственное игре «чистое соревнование».не преследующее утилитарных интересов.Агон не является изобретение греков. Многие исследователи, рассматривают агоналность, как социо- культурную форму, общей для всех живых существ потребности в игре90

Как отмечают большинство исследователей античной культуры XIX-XXвв. Дух соревновательности пронизывает буквально все сферы деятельности и жизни античного общества и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве основной психологической установки древнегреческого менталитета. Так выдающийся исследователь античной культуры В. Йегер определяет «агональный дух, как то, что является общим для гомеровского героя и грека последующих эпох»91

Традиционно первую форму агона греки связывали с состязания- ми аэдов на пирах аристократов еще в гомеровскую эпоху. Затем формируется представление о гимнастических и мусических агонах, .Начиная с Сократа и софистов идея агона распространяется и на сферу философии, основной формой которой ,с этого момента становится диалог, которые были частью олимпийских игр и многочисленных эллинских праздниках. Агональный принцип лежал в основе всей системы античного воспитания и образования, начиная с самых ранних, начальных его форм92. В древнегреческой драматургии, идея агона воплощалась в своеобразном «состязании» хора и актеров, а в диалогической части трагедии (Эврипид) в сценах «состязаний в речах», в которых действующие лица рассуждали по всем правилам риторики и ораторского искусства .93


Агональный дух неразрывно связан с античным идеалом и прежде всего с арете- доблестью, которая составляла основу системы ценностей эллинов. Она, доблесть, была тем , что должно было быть оценено окружающими, в первую очередь, равными человеку по социальному статусу. Только такое признание доблести обеспечивало герою славу, стремление к которой считалось высшим достоинством человека. В этом отчетливо проявлялся соревновательный характер «стремления к славе». В агоне, проявление личной свободы граждан античного полиса достигало своего наивысшего выражения. Это неистовое стремление к идеалу выступало в качестве своего рода компенсации той неудовлетворенности, которая возникала у античного человека в результате объективной невозможности94 найти адекватную форму воплощения своих личностных устремлений.

Образ жизни и система ценностей характерная для периода становления греческого полиса нашла достаточно подробное отражение в поэмах Гомера и Ге­сиода. У Гомера, на первом месте, эпическое повествование о жизни и подвигах вождей греков, представителей царских родов, воинов и правителей. В земледельческой поэме Гесиода «Труды и дни»,в центре внимания прозаическое описание жизни трудолюбивого земледельца, главной ценностью для которого является труд, а также достаток и слава добытые этим трудом. Поэме придан характер поучения. Гесиод обращает его к своему непутевому брату Персу, который благодаря своему безрассудству и лени промотал от­цовское наследство и впал в нищету. В поэме детально описывается труд земледельца. В ней содержатся многочисленные советы практического по­рядка, описываются ритуалы земледельческого культа, очерчивается круг моральных ценностей, который, по мнению поэта ,свойственен доброму и ра­зительному домохозяину. Главными из них являются правда, трудолюбие, вер­ность семейным традициям, дружелюбие, почитание богов .Решительно осужда­ется ложь безделье и сопутствующая им нищета. Отказ от земледельческого труда-источника пропитания и достатка, богатства, славы и почета Гесиод объявляет губительным для не только для самого человека, но и для полиса. «Нет позора в труде позорно безделье».95

Таким образом, уже в древнейший период истории Эллады, когда да имущест­венное и социальное расслоение в полисе было незначительным, представле­ние о нравственных ценностях было органически связано с земледелием и в в силу этого оно рассматривалось, как источник не только материальных, но и духовных ценностей. Занятие земледелием считалось не только необходимой, но и почетной обязанностью всех без исключения граждан и делом богоугодным, т. к. «сами боги назначили людям в удел труды». Счита­лось, что занятие земледелием и участие в, связанных с ним ритуалах и культах дало людям возможность изгнать из своих душ «звериное»начало.


Такой пиетет по отношению к земледелию сохраняется на всем протя­жении Эллады и, всей античной цивилизации .В IV в. до н. э. преподаватель философии Платона и Аристотеля греческий ритор Фемистий писал: «Посвяще­ния в таинства и обряды Орфея так же не чужды земледелия. Миф по которо­му он околдовывал и завораживал все, аллегорически намекает на то, что благодаря одомашненным плодам, которые доставляет земледелие, он одомашнил всю природу и образ диких зверей, а так же укротил и искоренил в душах заключенное в них звериное начало(выделено мной Г.П.)...Слава о нем обошла всех людей и все приняли земледелие».96 .

В конце античного периода, появляется латинский термин «kultura», который первоначально имел два основных значения обработка ( земли) и воспитание (детей) .Такая этимология термина культура указывает на его непосредственную связь с земледелием и ритуалами земледельческого культа и идеей воспитания

В период зрелой классики занятие земледелием, по крайней мере в той его части, которая была связана с тяжелым физическим трудом, становится уделом рабов и это обстоятельство не могло не внести существенные кор­рективы в греческие представления об идеале. В этот период на первое место выдвигаются в нем такие качества, как воинская доблесть и «любовь к мудрости» (философия),основной задачей , которой было определение «высшей цели» человеческой жизни. Только знание этой цели и стремление человека подчинить всю свою жизнь ее достижению способно развить него то качество, которое греки обозначали термином арете - качество отличающее «лучшего» человека и «образцового гражданина». .

РАННИЕ ФОРМЫ КАЛОКАГАТИИ. АРЕТЕ

производительности любой вещи, любого живого существа, а позднее, применительно к человеку, не только прекрасную организованность и физическую силу его тела, но и его доблесть (воинскую) и благородство (справедливость). В период высокой классики, такое толкование термина арете сохраняется, но он начинает применяться для обозначения всей человеческой практике, в плане характеристики ее лучших проявлений и качеств, наряду о этим термину придается здесь и новое- этическое значе­ние. Так например, Платон в диалоге «Горгий», употребляет термин арете не только в смысле «крепость тела» (во всех его проявлениях начиная с физического и и кончая его духовным здоровьем), но и в смысле способ­ности внутреннего сосредоточения всех духовных сил (Горгий,479в) и нравственной добродетели У ученика Платона, Аристотеля этот термин ис­пользуется для обозначения добродетели и становится базовой категорией его этического учения(.Аристотель. Никомахова этика, Большая этика).


Основным институтом культуры, в котором такое представление об ан­тичном идеале нашло свое наиболее предметное и яркое выражение были Олимпийские игры. Возникшие в глубокой древности(предание относит их основание к Микенской эпохе ,когда они были ,согласно традиции ,учреждены Зевсом после погребения тела героя Троянской войны Патрокла.) и просуществовали до 394 года. н. э. ,когда декретом римского императора Феодосия были запре­щены, как «богопротивные и варварские». Календаризация игр начинается с 776 года до н. э.(дата условная).Они проводились один раз в 4 года в Олимпии. К участию в них допускались только свободные граждане мужского пола. Вначале игры имели местное значение, затем стали общегреческими.О том значении, которое придавалось в античные времена Олимпийским играм, свидетельствует их характеристика, данная древнеримским писателем Павсанием в его знаменитом сочинении «Описание Эллады»: « много чудесно­го можно увидеть в Элладе, о многом удивительном здесь можно услы­шать, но ни в чем в большей мере нет божьего покровительства, как над Элевсинскими таинствами и Олимпийскими состязаниями».97Участники игр «атлеты» (от athlos-соревнование) вначале проходили отборочные соревнования на местах, а затем девять месяцев тренировались под руководством тренеров «пайдотрибов» и «гимнастов»(от.gymhos,обнаженный).

Состязания включали прыжки, метание диска, дротика или копья. Ос­новным видом пятиборья был спринтерский бег(на 60 м.) и наконец борьба.Другими видами соревнований были кулачный бой и скачки на колесницах с двойными и четвертными упряжками. Скачки были кульминационным момен­том олимпийских состязаний. Наградой победителю олимпийских состязаний был венок из дикой оливы. Он удостаивался общеэллинской славы и получал право на установку своей статуи и исполнения хвалебного гимна в свою честь. Имена олимпиоников высекались на мраморных досках, которые разме­шались в общественных местах. В родных местах они прославлялись как ге­рои и «лучшие граждане» и получали вознаграждение и различные льготы.

Наряду с Олимпийскими, в разных городах Греции проводились и другие игры: Панафинейские, в Дельфах, Истмийокие, Немейские, Гереи (в них могли участвовать и девушки).На этих играх наряду со спортивными, проводились состязания чтецов, музыкантов, певцов и поэтов

Лирическая поэзия древней Греции VII-V в.в. в лице, Каллина , Тиртея (VII в. до н. э .) и Олимпийские оды Пиндара (V в. до н. э.), дают яркое представление о идеале, воодушевлявшем участников Олимпийских игр. Главное значение имела в них не сама победа, а демонстрация силы и красоты человеческого тела, и та­ких качеств души, как благородство и мужество, .которые в военное время были источником воинской доблести.


Требует слава и честь, чтобы каждый за родину бился...

Смерть ведь прийдет тогда, когда мойры прийти ей назначат

Пусть же, поднявши копье каждый на битву спешит,

Крепким щитом прикрывая свое многомощное сердце

В час, когда волей судьбы дело до боя дойдет

Каллин

Доля прекрасная ~ пасть в передних рядах ополченья

Родину-мать от врага обороняя в бою...

Я не считаю достойным ни памяти доброй ни чести

Мужа за ног быстроту иль за силу в борьбе

Если б он даже был равен киклопам и ростом и силой…

Если б он даже лицом был прелестней красавца Тифона

Или богатством своим Мида с Киниром затмил.

Если б он величавее был Танталова сына Пелопа

Или Адрастов язык сладкоречивый имел

Если он славу любую стяжал, кроме воинской славы

Тиртей

Эта традиция в понимании античного идеала сохраняется и в классический период, хотя она и претерпевает, в это время , значительные изменения. Из нее постепенно исчезает свойственная ей перво­начальная суровость ,фатализм и воинственность. Яркое отражение эти новые представления о античном идеале получили в V в. до н. э. в поэзии Пиндара и Симонида , прозе Ксенофонта.

Греческий поэт Пиндар прославился благодаря своим знаменитым Олимпийским одам в которых он восхвалял Олимпийские игры и их победителей.. Вот несколько строк из знаменитой 1-й Олимпийской оды Пиндара, посвященной победителю конных ристаний Гиерону и его коню Феринику:

Не ищи в полдневном пустынном эфире

Звезд светлей, чем блещущее солнце.

Не ищи состязаний, достойней песни.

Олимпийский бег...98

Пиндар не описывает самих состязаний. Победа интересовала поэта лишь, как обнаружение доблести, которую он и прославляет в лице победителя при этом «он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает во всем соблюдать меру. «Чрезмерность –гибельна, смертному приличествует смертное…Предел человеческого счастья это богатство, соединенное о доблестью, доблесть же проявляется в прекрасных деяниях, которые доставляют славу», утверждает Пиндар.

Представленный в поэзии Пиндара вариант античного идеала носил, от­четливо выраженный аристократический характер, и был связан главным образом о идеологией греческого всадничества В гораздо более демократическом виде он представлен в творчестве, чрезвычайно популярного в античную эпоху лирического поэта Симонида Кносского ( VI в. до н. э.). Он был создателем гимнов, эпиграмм, эпитафий в которых прославлялась доблесть воинов павших в битвах эа Элладу при Марафоне, Фермопилах, Саламине, а так же победителей гимнастических, конных и других состязаний Его представление о арете выражено в словах: