ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3015

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Гимнастическое воспитание, по мнению Платона не должно иметь целью формировать у человека стремление к спортивной победе ,а в первую очередь вырабатывать у него качества необходимые воину :стойкость, мужество, выносливость. В спортивные состязания Платон ,наряду с традиционными видами(бег, прыжки, метание диска, борьба) включает стрельбу из лука, бои в легком и тяжелом вооружении, упражнения военного характера, конный спорт, охоту. Вся эта подготовка осуществляется в общественных гимнасиях, манежах под руководством профессиональных тренеров, получающих государственное жалование.199К гимнастике Платон относит так же и танцы, несмотря на то, что они в Греции были связаны с хоровым пением Гимнастическое воспитание обязательно, как для мужчин так и для женщин, считает философ. Почетное место в платоновской системе воспитания занимала музыка. Учителя музыки с детского возраста обучали эллина пению и игре на лире, Платон считал недопустимым, чтобы мальчики и юноши, дети послушных закону граждан, подвергались случайному влиянию хороводов в деле добродетели и пороков.» 200 Музыкальное воспитание, следовательно, должно было воспитывать у эллина не только чувство прекрасного, гармонии и ритма, но и способствовать его нравственному совершенствованию. Учитывая важность нравственного аспекта мусического воспитания Платон считает необходимым дополнить его обучением словесности. Прежде чем обращаться к поэзии ребенок должен научиться писать и читать и только затем изучать поэтические произведения в полном объеме или в отрывках без этой школы человек не сможет научиться отличать, что у поэтов в их изложении мифов правдиво и ,что ложно. Важным нововведением Платона было включение в систему воспитания математики. Ей он отводил «прежде всего пропедевтическую роль. Ее задача не в том, чтобы давать набор полезных знаний, а в том, чтобы создать «ясную голову», чтобы ум стал способен вместить умопостигаемую истину в том смысле, в каком геометрия говорит о вмещающем дугу угле».201 Такое нововведение способствовало структурированию знания в античной системе воспитания, стимулируя разграничение в ней низшего, среднего и высшего образования.

Основу высшего образование составляло изучение философии и тесно связанной с ней науки о числах. В «Государстве» Платон определяет ступени и временные параметры этой образовательной системы на освоение которой уходит пятьдесят лет т.е. практически вся человеческая жизнь. Воспитание начинается с детских лет. Воспитание детей Платон делит на три этапа(каждый включал три года)и охватывал возрастной период с десятилетнего до восемнадцатилетнего возраста. До этого с трех до шести лет мальчики и девочки, под присмотром взрослых» должны были заниматься в «детских садах» совместно, под присмотром взрослых ,«обучающими играми». Первый этап обучения, с десяти до тринадцати лет, предполагал литературные занятия(обучение письму, чтению, ,,знакомство с поэтическими текстами ,прежде всего ,поэмами Гомера, Гесиода, дидактической поэзией); с тринадцати до шестнадцати- музыкальные занятия (пение, игра на музыкальных инструментах) и в заключении изучение начал математики. В семнадцать –восемнадцать лет для юношей наступал трехгодичный период обязательных телесных упражнений .В Афинах он включал т.н. эйфебию двухгодичную, обязательную военную службу. По ее окончании они проходили обряд посвящения ,который включал произнесение клятвы верности полису и получали статус его полноценного гражданина. В период первоначального обучения происходил отбор наиболее способных молодых людей, которые, после достижения двадцати лет могли продолжить интеллектуальные занятия и получить высшее образование. Оно начиналось с усвоения общих обзоров различных областей знания, которое продолжалось в течение последующих десяти лет. После окончания этого периода, примерно в возрасте тридцати лет, и освоения курса ,включавшего элементы высшей математики («науки о Числе»)и последнего отбора наиболее способных к научным занятиям, можно было приступать к изучению диалектики- философского метода. Если же человек, ставил перед собой достичь высшей философской мудрости это требовало, по окончании теоретических занятий в течение ,последующих пятнадцати лет принимать активное участие в политической жизни полиса с целью приобретения практического опыта социально-политической жизни и укрепления своих нравственных принципов. Пройдя этот путь «…когда им будет пятьдесят, то тех из них, кто уцелел и всячески отличился- как на деле , так и в познаниях- пора будет привести к окончательной цели: заставить их устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство, и частных лиц, а так же самих себя- каждого в свой черед- на весь остаток жизни».202 Только философы, знающие «телос»(цель).имеют право «воспитывать людей, подобных им самим и ставить их стражами государства взамен себя…»203 В соответствии с такой культурной программой воспитания «лучших граждан», Платон детально разрабатывает особые формы воспитания для различных социальных групп философов, стражей, воинов, женщин, детей. Платон убежден, что в будущем его проект идеального государства может быть осуществлен, что же касается современного ему общества, то оно не способно решить эту задачу. В этих условиях философу осознавшему истинную цель, остается только одно углубится в себя ,осознавая ,что знание истинной цели для его духовного совершенствования, ничуть не менее важно, чем ее практическая реализация. Для него верность человека истине, которую содержит в себе это знание .- верность той традиции, которая не может быть нарушена человеком, ни при каких обстоятельствах ибо она воплощает в себе «закон Неба».который правит мирозданием:«…человек разумный… будет(в этой ситуации Г.П.) прежде всего ценить те познания, которые делают его душу такой, а прочими пренебрежет…Он будет соблюдать свой внутренний строй и быть начеку- как бы там что ни нарушалось …есть ли такое государство на земле и будет ли оно- это совсем неважно»,- утверждает Платон. «- Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему: глядя на него, человек задумается над тем, как бы устроить самого себя…Человек этот занялся бы- делами такого- и только такого -государства.»204


Ученик и продолжатель дела Платона, Аристотель, в целом принимая культурологическую концепцию своего учителя, вносит в нее вместе с тем существенные коррективы. Связано это с его общей, отличной от платоновской установкой, которая была определена теми существенными изменениями в жизни античного мира, которые обозначились в позднеклассический период и окончательно утвердились в эпоху эллинизма. Характеризуя различие этих установок А. Ф. Лосев писал, что если Платон все время синтезирует, конструирует и обобщает, активно используя при этом эстетическую методологию; то Аристотель все время анализирует, детализирует и описывает, опираясь при этом не столько на эстетику сколько на логику. Не случайно, более существенное место чем у Платона занимают в его культурологической концепции риторика и логика-науки , которым он посвятил ряд своих сочинений. В результате происходит последовательная рационализация и даже логизация всех рассматриваемых Аристотелем проблем культуры. Стремление Аристотеля придать культурологической концепции Платона характер научно- обоснованной системы воспитания и образования, с одной стороны, позволил Аристотелю, уточнить и развить целый ряд идей Платона и выдвинуть, новые которые сыграли определяющее значение в развитии греческой культурной традиции в новый эллинистический период развития античного мира, и позднее в становлении европейской культуры Во многом благодаря деятельности Аристотеля античная система образования и воспитания приобрела в эпоху эллинизма ту ,завершенную классическую форму, которая затем была передана в наследство европейской культуре, и сохранялась в ней в течении полутора тысячелетий, в качестве фундаментальной основы гуманистической системы культурных ценностей. Проблемам культуры посвящены многие страницы и целые разделы важнейших сочинений Аристотеля- трактатов «Метафизика», «Политика» , «Риторика», «Никомахова этика», «Большая этика». Если у Платона основу его взгляда на культурную проблематику определяет, имеющий мифологические истоки принцип космического моделирования, то у Аристотеля мир природы и мир культуры организуются с помощью Ума, которому придан надкосмический характер. Его истоки Аристотель обнаруживает не в мифопоэтическом образе (эйдосе) мира, как единого целого, а в реалиях природной действительности, в ее причинно-следственных связях , которые он характеризует с помощью категорий покоя и движения, пространства и времени. Мир , выглядит у Аристотеля не, как телесный объект- прекрасный в своей гармонии и пластической скульптурности, а как «научно» организованная «прекрасная картина»,созданная великим художником, в роли которого выступает не космос, а мировой ум. Воплощением мирового ума в государстве является закон и право. В отличие от Платона Аристотеля интересует не идеальное, а реальное государство, которое возникает и существует не по велению космического закона, а существует «по природе человека, являющегося существом политическим»205Государство в, котором властвуют закон и право, «предшествует каждому человеку…т. к . Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению». Добродетельный, «совершеннейший человек»-тот, кто следует нормам закона и права,- «наихудший» тот , кто живет вне закона и права. «Троякого рода факторы делают людей хорошими и добродетельными. Эти факторы следующие: природа, привычка и разум у человека все указанные факторы должны находиться во взаимной гармонии».По природе своей, человек должен сам стремиться к политическому общению и только такой человек является «подходящим материалом» для законодателя. «Остальное-дело воспитания, посредством которого люди одно усваивают путем навыка, другое- посредством обучения.»206 Благодаря такому подходу к проблеме воспитания в центре внимания Аристотеля оказывают не традиционные ценности(арете), а политическая активность, культура умения, образование. Дела государственные- политика, экономика, право этика, образование рассматриваются Аристотелем ,как области культурной деятельности и характеризуются им ,как важнейшие элементы его политической пайдейи. Вместе с тем ,Аристотель вслед за Платоном, подчеркивает, что при всем том, что забота о теле должна предшествовать заботе о душе приоритетную роль имеет совершенствование духовных качеств. Он пишет: «…после тела, нужно позаботиться о воспитании наклонностей, чтобы воспитание их послужило воспитанию ума, а воспитание тела- воспитанию души.»207 Соответственно этому трактуется им и проблема добродетели. Самым значительным новшеством, которое Аристотель внес в учение о добродетели, было его утверждение о том, что источником добродетели является сам человек. Жизнь, рассуждает философ, -это активная деятельность, а человек- сила, «порождающая действия».Поскольку мы свои действия изменяем добровольно и, соответственно этому, добровольно меняются мнение и воля, от нас зависит быть хорошими или дурными. «Мы…тут усваиваем добровольное начало…очевидно, что мы по своей воле бываем , добродетельны и порочны».208 Размышляя таким образом Аристотель водит в анализ добродетели новую категорию- свободы. Свобода нравственного выбора, которой обладает человек делает его лично ответственным за свое воспитание и требует от него правильного выбора целей для своих действий. Знание цели- есть высшее знание. «Цель добродетели -прекрасное…непременное дело добродетели- ставить прекрасные цели».209 Как и Платон, Аристотель, находит источник добродетели в душе, но связывает его не с диалектикой разумного и нравственного начал, а с «обладанием серединой»: добродетели по природе своей таковы, что недостаток и избыток их губят.210«В самом общем смысле ,-пишет Аристотель ,- «добродетель – наилучшее состояние».211 Поскольку человек существо деятельное, реализуется это состояние в «добродетельном поступке», который каждый совершает добровольно. Добровольность для добродетели имеет решающее значение, замечает философ. Согласно Аристотелю, существуют два основных вида добродетели мыслительная и нравственная. 212Первая возрастает преимущественно благодаря обучению и нуждается в долгом упражнении. Вторая- рождается привычкой. Добродетели даны человеку не от природы и не вопреки ей , а благодаря воспитанию и обучению. Мыслительная добродетель предполагает развитие ума (способности мыслить) и овладение мудростью (т. е. постижение умом «вещей наиболее ценных»), Мудрость – это наилучшее знание, которое связано со знанием цели. Нравственная добродетель, поскольку она связана со страстями и поступками, есть способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий. Добродетели различаются также по отношению к основным сферам человеческой жизни: труду и досугу. Лучшая добродетель для трудовой жизни – мужество и выносливость. Для досуга лучшей добродетелью является философия(и риторика).213 Высшей формой добродетели является добродетель середины: «…если самое лучшее – середина, добродетель же – наилучшее состояние, то добродетель должна быть чем- то средним»,-пишет Аристотель в «Большой этике»… «чем добродетель выше, тем в большей мере она середина. Поэтому добродетель, возрастая, сделает человека не худшим, а лучшим. Серединой же мы назвали серединой между бессилием страстей и их избытком».214 Воспитание и занятия, связанные с формированием этих добродетелей, должны быть установлены по закону: «Может быть, тому, кто желает делать людей – многих или немногих – лучшими, уделяя внимание их воспитанию, надо постараться научиться создавать законы, коль скоро благодаря законам мы можем стать добродетельными»,215замечает Аристотель. Философ разграничивает формы воспитания и обучения, которые связаны с различием возраста и социального положения, подчеркивая, что следует знать те принципы воспитания, которые «приличны для свободнорожденных» , и те, которые свойственны «несвободным». Никакие занятия свободнорожденных не должны превращать их в ремесленников. Для поденщиков и рабов, напротив, предназначены занятия, которые свободнорожденным противопоказаны. Основное сочинение Аристотеля трактат «Метафизика»начинается с утверждения: «Все люди от природы стремятся к знанию»216,оно носит программное значение для всей системы воспитания Аристотеля, в которой знанию отведена приоритетная роль. Процесс воспитания свободнорожденных предполагает главным образом, изучение т.н. свободных наук к которым Аристотель относит наряду с гимнастикой (в нее он включает и медицину , как средство гигиены и сохранения здоровья) , грамматику, музыку иногда рисование. Но заниматься ими свободнорожденные чрезмерно не должны, а только в той мере в какой это способствует формированию их духовного мира. О значении, каждой из этих наук в духовном воспитании ,Аристотель подробно говорит в восьмой книге своего трактата «Политика».Особое внимание он уделяет в ней воспитанию молодежи. Он выделяет пять возрастных групп молодых людей, каждая из которых имеет особую ориентацию воспитания.1-ая объединяет малолетних. В ней главная роль отводится физическому укреплению тела и закаливанию организма детей.2-ая состоит из детей до 5-ти лет. В ней в качестве основных средств воспитания и обучения используются игры и чтение тщательно отобранных, с воспитательной точки зрения, рассказов и мифов. З- я группа, в которую входят дети от 5-и до 7-и лет, должна присутствовать на занятиях по предметам, которые позднее они сами будут в школах. ;-я группа включает детей от 7-и лет до достижения половой зрелости. Она предполагает получение начального образования. 5-я группа включает юношей от 17 до 21 года. Свободнорожденные юноши старше 18-и лет (эфебы) проходят военную службу и воспитываются за государственный счет, приобщаясь , при этом, к выполнению гражданских обязанностей. Аристотель специально останавливается на вопросе о месте и роли музыки в воспитании. Он отмечает, что ее место в системе воспитания определяется не только тем, что она способствует развитию чувства, гармонии и ритма, но и «воздействует на нравственную сторону души…и поэтому… должна быть включена в число предметов воспитания молодежи…вместе с тем… занятия музыкой не должны служить помехой для последующей деятельности человека и не должны его в физическом отношении в ремесленника, делать его негодным для исполнения военных и гражданских обязанностей, как для практического упражнения в них в настоящем, так и для усвоения их в будущем»217.Соответственно этому он исключает для молодежи профессиональное обучение, как по части инструментов, так и по части исполнения. Аристотель настаивает на том, чтобы молодым людям было законодательно было запрещено, «соприкосновение со всем дурным, в особенности с низменным и разжигающим ненависть».Поэтому молодежь следует воспитывать «предпочтительно в дорийских мелодиях», имеющих эпический характер, «которым свойственно наибольшее спокойствие и мужественность» а не во фригийских, которые носят «страстный, оргиастический характер».218 Все эти рассуждения философа имели глобальное воздействие, как на формирование античной системы воспитания молодежи в эллинистический период, так и на формирование той шкалы гуманистических ценностей, которая составляла фундаментальную основу европейской образованности на всем протяжении ее существования, вплоть до начала современной эпохи.


ОТ ГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ К РИМСКОЙ HUMANITAS

В эллинистическую эпоху платоновско - аристотелевская пайдейя оказала непосредственное влияние на формирование «культуры humanitas», которая получила развитие в Риме в период его расцвета во II-м в. до н. э и сыграла роль переходной формы от античной культуры к европейской культуре Средневековья и Ренессанса

Рим возник, как один из земледельческо-пастушеских городов- государств на южной окраине этрусского мира и северной границе «Великой Греции». Римская цивилизация, история которой насчитывает 12 столетий, была создана так же точно, как и греческая на основе городской общины. Однако условия в которых происходило становление римской государственности, были весьма отличны от тех, в которых происходило формирование для греческих полисов. Главным из них было то, что для утверждения Рима, вначале в качестве самостоятельного города-государства, а позднее и городского центра объединяющей многие города и земли в качестве главного административного и культурного центра, Риму приходилось вести непрерывные оборонительные и завоевательные войны. Именно это обстоятельство сыграло доминирующую роль в формировании образ жизни римлян и государственной идеологии Рима .Система ценностей в, которой были зафиксированы результаты этого процесса , обозначавшаяся общим термином «римскость», стала той базовой основой, на которой сложилась римская культура. В ней, в отличии от культуры эллинов, главную роль играли не е «любовь к мудрости»,а конкретное знание, не добродетель, а традиция , понимаеммая, как право Рима властвовать повсюду, куда ступала нога римского легионера; не героизм- понимаемый, не как личная доблесть к , а как воинский долг- солдата Рима. В процессе борьбы за римское господство, вначале на Апеннинах ,а затем. за подчинение власти Рима многочисленных государств эллинистического мира в различных районах Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы. римляне сталкивались с различными культурами . Многое они переняли от италийских племен ,аборигенного населения Италии (самнитов, умбров, фелисков) Большое влияние на римскую культуру в период ее становления оказала культура этрусков- древнейшей мощной цивилизации господствовавшей в VIIв. до н. э в Италии на всей территории от Альп до Сицилии.219 В начиная с III в. до н. эпохи позднего эллинизма доминирующее влияние на развитие римской культуры начинает оказывать культура античной Греции. В это же время она испытала и сильное влияние культур Ближнего Востока ,что нашло выражение в широком распространении в Риме к восточных культов и мистерий(Митры, Исиды, Тота и .др.) Какими бы сильным ни было влияние на римскую культур, тех или иных культурных традиций, исконная система ценностей, сформировавшаяся в процессе становления римской городской общины ( civitas), и обозначавшаяся общим термином «римскость» всегда оставалась ее главной базовой основой.. Большую роль в римской мифологии играли ЛАРЫ – боги домашнего очага. Рим начал основательно знакомиться греческой мифологией, литературой и искусством во II в. до н. э .,когда Греция была подчинена власти Рима и стала его провинцией. Интерес к греческой культуре становится повсеместным и предпринимаются попытки объединить ее с римской традицией. В результате формируется тип человека, который обозначали термином «homo humanus»(«человечный человек»),который противопоставляется в качестве антипода «homo barbarus»( «варвару»). Главным качеством «человечного человека» при этом выступала «римская добродетель»(virtus),которая имела в своей основе греческую систему образования и воспитания (пайдейю) и греческую добродетель (арете).Вместе с тем от этой своей основы эта культура отличалась тем, что эта, как справедливо замечает М. Хайдеггер, в своем «Письме о гуманизме»220 культура основывалась не на государственном законе полиса, а на преподавании в философских школах и охватывала определенный круг знания (eruditio) и наставления в в «добрых искусствах» (institutio in bonas artes ). «Так понятая «пайдея» переводится как humanitas.Собственно «римскость»… «человека римлянина»состоит в такой humanitas.В Риме мы встречаем первый «гуманизм».Он остается тем самым по сути специфическим римским явлением, возникшим от встречи римского латинства с образованностью позднего эллинизма. Так называемый Ренессанс 14 и 15 веков в Италии есть возрождение римской добродетели renacentia romanitatis. Поскольку возрождается romanitas , речь идет о humanitas и тем самым о греческой «пайдейе».221 Такая культура обращенная к индивиду, к «человечному человеку» знаменовала собой переход в новое культурное состояние ,главной проблемой которого было не создание «культурного образца»,выступавшего в роле идеальной нормы для воспитания образцового гражданина полис ,а пробуждение культурного самосознания индивида. Доминирующая роль отводилась при этом образованию. Писатель-сатирик и мыслитель Лукиан из Самосаты, живший в эпоху так называемого «золотого века» Рима, писал: Стремление к образованию это путь к лучшему, единственная возможность преодолеть мелкое и ничтожное в человеческой жизни., даже самые значительные достижения в ремесле и искусстве не могут сравниться с образованием в деле совершенствования человека. Только оно делает его способным совершать «блестящие деяния»,произносить «возвышенные речи», придает ему «благородный облик», дает возможность снискать «почести, славу, общую хвалу, почетные места в театре, влияние и власть».222 Это время начала римской литературы и драматургии, которая использует в качестве образцов переводы греческих поэтов и драматургов. Среди знатоков и распространителей греческого языка и культуры, стремившихся усилить в Риме греческое культурное влияние, был прославленный полководец, командовавший римскими войсками, завоевавшими и разрушившими Карфаген Сципион Африканский(младший), вокруг него образовался круг людей в который входили сторонники греческой пайдейи :философ Панетий, историк Полибий, поэт-комедиограф Теренций и др. Он получил названия «Сципионовского кружка».Впервые идеи «культуры humanitas»(человечности) получили распространение в Италии благодаря членам этого объединения. Позднее активными пропагандистами идей первого гуманизма стали ,связанные с ним философ и ученый Марк Теренций Варрон и выдающийся мыслитель и оратор Древнего Рима Марк Тулий Цицерон. Они использовали этот термин «humanitas» в смысле характеристики определенного состояния индивида и в общем смысле, как такую «любовь к мудрости, которая носит не абстрактный характер, а сопровождается постоянными штудиями в области «добрых наук». Их младший современник, римский писатель Авл Геллий, живший во II в н. э. в своем сочинении «Аттические ночи» дает такое определение humanitas: «Те, кто создавал латинские слова и кто ими правильно пользуется, понимают под «humanitas» не то , что понимает под этим словом чернь, что греки называют «филантропия» и что обозначает некую готовность помогать и благосклонность ко всем без различия. Но «humanitas обозначает примерно то, что греки называют пайдейя, а мы образованием и обучением благородным искусствам…Стремление к этому знанию и обучение ему из всех живых существ дано одному человеку и поэтому оно называется «humaninas» .Именно в этом , втором смысле, употреблялось это слово «humanitas» Марком Варроном и Цицероном.223


Марк Теренций Варрон(116-27)- крупнейший ученый энциклопедист, государственный деятель. Друг Цицерона. Автор боле 600 сочинений ,посвященных истории , культур, религии, юриспруденции, литературе и искусству ,сельскому хозяйству Греции и Рима.:«Древности божеские и человеческие», «О латинском языке», «О сельском хозяйстве» Его несохранившееся сочинение «Свободные дисциплины»,считается рядом исследователей , первой попыткой систематизировать античное знание, положившей начало формированию системы т.н. «семи свободных искусств».Наиболее известные произведения «Образы»(литературные портреты 700 выдающихся греков и римлян и «О сельском хозяйстве». Уже при жизни суждения Варрона пользовались непререкаемым авторитетом в области античной науки и истории.

Цицерона Мак Тулий(106-43)выдающийся римский философ и ритор создал образцы «штулий в области философии,этики,политического красноречия одним из с самых авторитетных и читаемых авторов не только античного мира, но и последующей эпохи. В значительной степени благодаря его трудам, созданная Платоном и Аристотелем пайдейя, легла в основу гуманистических ценностей классической Европы и связанной с ней системы воспитания и образования. Примером подтверждающим эти слова может служить историческая судьба одного из трактатов Цицерона «О обязанностях», который вызывал пристальный интерес не только у ученых богословов средневековья, гуманистов Ренессанса, но и представителей культуры Просвещения.224Содержание этого трактата показывает, что Цицерон следует традициям великой пайдейи , Следуя Платону он считал, что главной обязанностью человека является стремление к нравственно- -прекрасному и перечисляет те добродетели, которые является его источником. Среди них он называет:1. познание истины(coqnito).2.Двуединую добродетель(справедливость и благотворительность). 3.Величие духа. 4. Благопристойность и умеренность. В трактовке Цицерона все эти добродетели, известные еще грекам классического периода приобретают значение «высших человеческих достоинств» конкретного человека- индивида,. В другом своем произведении «Послании к Лелию» Цицерон, подтверждая ориентацию всей своей культурной- нравственной концепции на индивидуального человека, пишет: «Не было человека ни лучше Сципиона Африканского, ни более знаменитого. Теперь все взоры устремлены на тебя одного… за то считают тебя мудрым, что все блага по – твоему , заключены в самом человек ,(выделено мной Г.П.)и доблесть ты ставишь выше превратностей судьбы».225 В трактате «О природе богов»,Цицерон утверждал, что человек рожден природой не « для игры и шуток, но скорей для серьезного и для каких – то важных и значительных занятий». Во второй главе этого трактата, которая в основе своей посвящена человеку Цицерон, следуя аристотелевской традиции пишет о том, что нет ничего прекраснее мира ибо он пользуется разумом, а в силу своей разумности в нем нет ничего лучшего, чем добродетель и по этому он мудр.226 Человек рождается, чтобы созерцать этот мир и подражать ему, и хотя он сам по себе «никаким образом не совершенен» и является всего лишь частицей совершенного мира, тем не менее, может стать совершенным благодаря использованию тех качеств, которыми наделила его природа и стремления к высшим целям, поставленными ею перед ним как своим лучшим творением. «Прежде всего сам мир был создан ради богов и людей, все что в нем есть изготовлено и придумано для пользы людей. Мир - это как бы общий дом богов и людей, или город тех и других, потому что только они пользуясь разумом, живут по праву и закону».227 Природа щедро поступила с человеком, мы все приобрели изобретением разума, восприятием чувств и употреблением умелых рук. Получили кров, стали одеты, здоровы ; создали города, стены, дома и храмы.228 В период поздней античности был сделан значительный вклад в формирование «системы свободных искусств» римскими писателями: Сенекой, Плутархом ,Августином ,Боэцием и Касиодором


Сенека( 5 до н. э-65) выдающийся представитель римского стоицизма (малая Стоя) писатель, поет, философ.. Автор : трактатов «О гневе». «О провидении», знаменитых «Нравственных писем к Луцилию»,трагедий. «Нравственные письма к Луцилию» (124исьма.) В центре ,внимания в письмах образ «доблестного мужа», носителя добродетели в духе римской «ку льтуры «humanitas» .В них также дается характеристика ,с позиций стоической философии, т.н. «свободных искусств». Рассматривается их отношение к философии и добродетели Сенека отказывается считать «свободными» те искусства» , которыми, как он замечает, занимались «наши предки» таких как -борьбу, метание копья, верховую езду, владение мечом т.е. те виды деятельности которые в греческой пайдейе были необходимым элементом воспитания, предполагавшего гармоническое сочетание телесного и духовного совершенствования человека, Сенека считает, что все эти искусства не влияют непосредственно на совершенствование Души, основу которого составляет « незыблемое знание добра и зла», которое доступно лишь философии. Ссылаясь на Посидония, Сенека различает четыре вида искусств: будничные и низкие,(ручные ремесла) , потешные (услаждающие глаз и слух) , детские и свободные, совокупность, которых греки называли «энциклопедической пайдейей». Свободные искусства играли роль подготовительного «пропедевтического»знания для изучения философии. Подлинно «свободные» или даже, вернее сказать дающие свободу искусства- это те, что пекутся о добродетели». Среди них первенство принадлежит философии. Сенека называет три главных добродетели : храбрость, верность, человеколюбие. «Добродетель достигается и без свободных искусств»,к которым относятся науки изучающие природу и те на которые опирается философия. Поэтому и в философии и в «свободных искусствах» истинное значение имеет только то знание, которое способствует воспитанию добродетели. Так в философии это мудрость(«софия»), .которая «есть ее конечный итог». Мудрость- знание « всего божеского и человеческого»Сенека различает ,таким образом философию и мудрость. Философия не сама мудрость, а стремление и путь к ней., поэтому философия и добродетель нераздельны .Сама «философия делится на три части: нравственную ,естественную и ту, что посвящена разуму. Первая вносит порядок в душу. Вторая исследует природу. Третья испытывает свойства слов, их расположение, виды доказательств, чтобы ложь не вкралась под видом истины». Часть философии посвященная разуму, в свою очередь, делится на две части.. первая именуется диалектика ,вторая риторика . «… жизнь наша –милость богов, а благою делает ее философия, которой мы и обязаны больше, чем богам, настолько же, насколько благо в жизни- лучший дар, нежели сама жизнь…» 229 Плутарх(45- 120) -греческий писатель, философ- моралист. .Как последователь Платона он выступал против эпикурейцев и стоиков. Верховный жрец Аполлона пифийского в Дельфах. Автор многочисленных произведений, посвященных различным проблемам и аспектам античной культуры. Наиболее значительными являются его знаменитые»Сравнительные жизнеописания»,. «Моралии»,включающие «Застольные беседы»(8 книг) и Трактаты и диалоги. П. считается так же крупнейшим античным теоретиком музыки, которой посвящены ряд его произведений. Будучи эклектиком П. стремился объединить платоновское учение с элементами стоицизма ,идеями перипатетиков и пифагорейцев. Согласно П. философия это систематическая дисциплина, являющаяся средством самовоспитания универсально образованного дилетанта. Платоновская «пайдейя» трактуется им как «образование» и «филантропия»(«человеколюбие», «эллинистическая гуманность»).Вслед за Филоном из Ларисы П. рассматривает риторику ,диалектику и грамматику(понимаемую как вспомогательную дисциплину) в качестве неотъемлемых частей философии. Эти идеи П. явились одним из источников формирования системы т.н. «свободных искусств»,составивших основу общего образования в Средние века. Значительный вклад в придание организации свободных искусствсистемного характера сделали представители т.н. патристики-идейного течения стоявшего у истоков «ученой культуры Средневековья»