ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Хотя трактат обучает сочинению музыки к православному богослужению, где не используются инструменты, Дилецкий не игнорирует правила генерал-баса. В нотных примерах узнаются гармонические обороты, напоминающие Монтеверди или Шютца. В целом трактат направлен на обучение нормам европейского музыкального мышления. Он ориентирован на тот стиль барочной композиции, который связан с южнорусской и полькой школой, которая развивала стилистику венецианской школы конца 16 века (многохорное письмо). Композиторы Мильчевский, Рожицкий, Зюска, Завадский.

4.«Мусикийская грамматика» позволяет посмотреть на теорию западноевропейской композиции глазами русского музыканта 17 столетия и представить себе зарождающуюся русскую «мусикию» в зеркале европейской муз. теории. Заимствования из западных трактатов (польских и латинских) - типично для эпохи барокко. Плюс к этому – оригинальная ладовая теория: сущ. «веселая» и «жалостливая» мусикия в зависимости от лежащих в основе трезвучий – ут-ми-соль и ре-фа-ля. Это как бы эскиз теории мажора и минора, в то время как в Европе осмысление мажорно-минорной системы происходит позже, только в конце 17 века во французской теории.

5. Трактат в общем плане делится на 2 смысловых блока – руководство по элементарной теории и руководство по композиции. Выделяются шесть основных тематических областей:

1) Элементарная теория (сольмизация и нотация)

2) ладовая система

3) гармония (учение о созвучиях, каденциях)

4) наука композиции (создание многоголосной фактуры, учение о контрапункте, о ритмике, голосоведении, муз. риторике, муз. формы в целом)

5) методические рекомендации учителю пения.

6) Вопросы муз. эстетики и истории. Определение музыки, происхождение музыки.

13. Музыкальная теория в России XVIII века.

Эпоха царствований Петра – время преобразований. Реформы задали направление развития отечественной культуры. Возникают светское общество и светская музыка, формируется новая муз практика, легализируется инструментальное музицирование. Появляются новые задачи для инструм музыки – сопровожд дворцовые праздники, быть частью этикета, появ военная музыка. Театр, домашнее инструм музицирование. Постепенное усвоение богатств западной теории.

Нач 17в « Краткособранная мусикия» (партесное руководство для певцов), 1738 Штелин «Известия о музыке в России», 1739 Эйлер «Опыт новой теории музыки», 1756 ? «Письмо о действии музыкою в сердце человеческом производимым», 1773-1774 Лелейн «Клавикордная школа», 1790 Львов «О русском народном пении (в сб.русских народных песен Ив. Прача)», 1791 Кельнер «Верное наставление в сочинении генерал-баса», 1795-96 Герстенберг «Карманная книжка для любителей музыки», 1799 Митр «Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении, и особенно о пении Российския Церкви».


Работы данного периода служат скорее целям музыкального просвещения и только намечают направления отечественной музыкальной теории, которые будут развиты позднее.

«Опыт новой теории музыки» Леонарда Эйлера (1707-1783).

Эйлер – математик, физик, акустик. Задача – представить музыку, как точную науку (древне пифагорейско-боэцианская традиция). Согласно Эйлеру наука музыки учит, как извлекать и комбинировать звуки, чтобы получалась гармония, благоприятно действующая на слух. В Предисловии: «может ли существовать какая-либо теория музыки, посредством которой может быть объяснено, почему некая мелодия нравится или бывает неприятна».

1глава – «о слухе и звуке»рассм физико-акустические вопросы

2глава – «О приятности и основаниях гармонии»- рассуждения о степенях приятности интервалов

3глава – «О музыке в целом»о муз композиции в целом.

Главными для Эйлера является не сама музыка, а ее действие на слушателей, вернее восприятие музыки слушателями. Цель музыкальной теории – выяснить всеобщие законы приятности. Но наука не может опираться на субъективные мнения о степени приятности, следовательно в связи с отдельными интервалами субъективность мнений заканчивается, когда речь идет о консонансах, единодушно считающимися более приятными для слуха, чем диссонансы.

Звук – результат колебаний воздуха, следовательно «для вынесения суждений о музыкальных вещах требуются такие слушатели, которые были бы наделены острым и воспринимающим все по отдельности слухом, и обладали бы столь высокой степенью рассудка, что могли бы воспринять порядок, с которым удары воздушных частиц бьют органы слуха, и судить об этом порядке. Это необходимо, чтобы выяснить, на самом ли деле в данном музыкальном сочинении заложена приятность, и какой степенью она обладает». (воспринимать все по отдельности – рационалистич барочная черта)

Эйлер вычисляет степень приятности простейших консонансов – 5, 10, 9.

Итог рассуждений – математическая формула, по которой можно вычислить степень приятности того или иного интервала.

Тезисы перекликаются с положениями муз теории 20в. – в том, что касается муз параметров. Но доступными для Эйлера оказываются только 2 параметра: высота звука и ритм, громкость он употребляет не в полной мере, о тембре еще не может быть и речи.

«Все удовольствие в музыке возникает из восприятия пропорций, которые содержат между собой несколько чисел, так как временные промежутки длительностей м.б. выражены числами». Унисон – первая и простейшая степень восприятия порядка – 1я степень приятности.


Эйлеровская степень приятности интервалов не выдерживает критики, так как по ней интервалы с разной сонантностью, н-р квинта через 4 октавы и м.6 относятся к одной степени приятности.

«Краткособранная мусикия» сер 18в.

Привычное педагогическое руководство с чертами пособия по муз грамматике и словаря специальных терминов. Разделы: «Об основании и начале нотного пения» (звукоряды, ключи, «о стойках» (паузы), «о сигме» (2хдольный метр), «О препорциях» (3хдольный метр), «о бемоле», «о диезе» ит.д.

Представляет интерес и толкование иноязычных музыкальных терминов «клявис – российский же ключ отмыкает разумение линии в пении».

Пример теоретического руководства по муз грамоте, продолжающего традицию той части «Мусикийской грамматики» Дилецкого, кот посвящена элементарной теории. Его сведения примечательны в аспекте формирования русской музыкальной терминологии.

Особенности терминологии в руководстве Лелейна. 1773-74. «Клавикордная школа или краткое и основательное показание к согласию и мелодии практическими примерами изъясненное, сочиненное г-ном Лилейном, с немецкого на российский язык переведенное студентом Феодором Габлитцем.

Лелейн (1725-1781)нем педагог и композитор. В трактате 2 части: 1я опирается на «Опыт истинного искусства клавирной игры» К.Ф.Э.Баха, во 2ой излагаются принципы генерал-баса, изложенные в «Компендиуме гармонии» Зорге.

Интересно, как через перевод это вторичного труда пополнялась русская музыкальная терминология. В большинстве случаев нужных слов в русском языке еще не было, переводчику приходилось самостоятельно решать терминологические проблемы. 3 пути: 1)оставить термин в оригинальном виде и сопроводит его калькой, 2) (наиб частый) перевести термин буквально, 3)перевести смысл понятия, подбирая более или менее подходящие русские слова. При переводе иногда используются термины из знаменных певческих азбук (согласие, степень)

Согласие– древний русский термин употребляется в значении: 1)созвучия, 2)гармонии, 3)консонирования, 4)интервала-консонанса, 5) понятие, означающее слаженность исполнительских средств в практике генерал-баса. Как синоним согласия употребляется слово гармония.

Примес – обертон. Разъяснение обертоновой шкалы дается на примере натуральных инструментов.

Аккомпанемент – не имеет прямого русского эквивалента, сохран во французском написании, букв переводится провожание. Богатое значение термина, связано с характером муз практики. «Гармония содержится через аккомпанирование или генерал-бас»


Партитура– разделение.

Иногда легче обратиться к иностранным терминам, чтобы понять. Манеры и подражания = украшения и имитации (Manieren,Imitationen).

Определения мелодии и интервала трогательно беспомощны: мелодия есть правильная перемена тонов друг а другом следующих, которые слух увеселяют», «интервал – в музыке есть та перемешка, которая бывает между двумя разными звуками».

Рождению термина, выражаемого существитльным, может предшествовать его нащупывание в других частях речи.

Нет гаммы и звукоряда, есть род звуков или музыкальная лестница.

Три рода:1) род диатонический или лестница диатоническая, 2) род хроматический, 3)род енгармонический.

Лад. Калька со слова modus– «способ». Дурус и моллис – «крепкой» и «мягкой»

Переводчик, заложивший основы соврем русской музыкально-теоретической терминологии – Модест Дмитриевич Резвой. Перевел труд своего учителя Фукса «Практическое руководство к сочинению музыки». Проделал большую работу по систематизации и у нификации отечественных муз-теоретических терминов (ввел термин «лад», «вводный тон»)

14. Русская музыкальная теория в ½ XIX века.

Зарождение теории национального стиля.

Отечественная война 1812г, - патриотический подъем. Публикации «Слова о полку Игореве», «Древних русских стихотворений» Кирши Данилова.

Н.А.Львов(1751-1803)поэт, любитель музыки, архитектор, был знаком с Державиным, Бортнянским, Фоминым.

Вступительная статья «О русском народном пении» к сборнику Львова-Прача (1790)первому нотированному собранию образцов русского фольклора стоит у истоков теории русского национального музыкального стиля. Львов принадлежит к культуре новоевропейского мифа – т.е.все соотносит с античностью, в том числе говорит и о происхождении русских песен от древнегреческих.

Цель Львова – очерк русской песни, поэтому теоретическую проблематику он преподносит с точки зрения отношения слова и музыки: «глагол страстей произвел стихотворство в музыку», «первая музыка состояла в мелодии слов». «мелодия – дочь природы, Армония от искусства по большей части заимствовала бытие свое». Гипотеза о природном возникновении Армонии – слияние нескольких природных звуков в один голос для произведения согласия. (знакомство с Рамо и муз акустикой)


Деление музыки: на Теоретическую или Умственнуюи наПрактическую или Исполнительную. Практическая делится наМелопиюи наРифмопию, т.е. Мелодическую и Армоническую. «сие древних греков разделение музыки разделяет весьма естественно и наше народное пение. Мы называем Армонические песни протяжными, а мелодические плясовыми.

Т.о.теория русского музыкального стиля и жанров возникает через отождествление национального со всеобщим музыкально-историческим опытом. Русские народные песни подвергаются сравнительному анализу. Его критерием служит ладовое содержание одноголосных песен и проблема его гармонической актуализации в сопровождении. Замечательные выводы – н-р о «странности музыкальной» - переменном ладе. Размышляя о «странностях»Львов впервые в России формулирует задачу соответствия гармонизации народной песни стилистике ее мелодии.

Наиболее древние протяжные песни отличаются по Львову «разнообразностью армонических перемен, как в песне «Высоко сокол летает» в оп Фомина «Ямщики на подставе». А плясовые старого времени уступают более современным (от прибавления в современных ему инструментов полутонов)

Львов т.о. предвосхищает целую эпоху в развитии русской музыки , ориентированного на интонационность русской народной песни. И прогнозирует рождение фольклористики.

Другой Львов – А.Ф.продолжение этой линии«О свободном и несимметричном ритме» (1858) – первым обосновал самостоятельное значение несимметричного ритма при гармонизации древних напевов.

«Письмо Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке» (1863), «Русская народная песня, как предмет науки» Серова (1870).И т.д.

Изучение древнерусской церковно-певческой культуры и ее нотации

1я работа – публикация доклада митрополита Евгения Болховитинова «Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской церкви» (1804), затем Бортнянский разработал (ок.1810)проект издания полного круга церковного знаменного пения в крюковой нотации.

Ундольский «Замечания для истории церковного пения в России» (1864)

Сахаров «Исследования о русском церковном пении»

Статьи Одоевского о об истории и структуре богослужебного пения.

Стасов – планы по изданию материалов по древнерусской певческой культуре.