ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции.
По традиции руководства, предназначенные для овладении игрой на клавире содержали сведения о элементарной теории и генерал-басовой гармонии.
«Полное руководство к сочинению музыки» Гунке (1859-1863)
Одоевский «Этюды об органических законах музыкальной гармонии» (1854)
Ларош «Мысли о системе гармонии и ее применении к музыкальной педагогике» (1871) и «Исторический метод преподавания теории музыки» (1872-73)
«Курс музыкальной техники» (1856) Серова.
Серов опубликовал «Заметки об инструментовке» Глинки как часть задуманного им«Курса музыкальной техники» для просвещенных любителей. Данное Серовым определение музыки практически такое же, как в современной элементарной теории.
Теория музыки осознанна им как наука, в отличие от самой музыки, которая есть искусство. Наука постигает искусство при помощи естественно научной методологии.. но методологическая модель муз науки ближе не естествознанию, а филологии. Музыка – не что иное, как поэтический язык особого свойства, язык музыкальный во многом схожий с речью словесною.
«Музыкальное искусство как и поэзия словесная действуют на нас во времени и принадлежат к общей категории времени, как пластические искусства принадлежат категории пространства.
У Серова есть проект полного курса теории музыки. Выделяет 3 элемента музыки: мелодию, гармонию и ритм, указывает, что отделять их можно только до известной степени. Ритмику соединяет с учением о мелодии, подразумевая под этим рассмотрение элементарных музыкальных форм.
Наиболее оригинальные достижения русской теории в области муз философии и эстетики – у Одоевского.
Владимир Федорович Одоевский (1804-1869)музыкант, литератор, просветитель, философ. С Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», организовал «Общество любомудрия» (1823-25). Деятельность в разных областях музыкознания – ЭТМ, фольклор, церковная музыка. Один из первых собирателей древних певческих рукописей и музыкально-теоретических трудов. Автор литерат произведений, стоящих на границе между художественной и философской прозой. Музыка в них – важное действующее лицо. Много словесных портретов воображаемых музыкальных сочинений, которые удивительным образом ожили в 20 в.
Проблема единства искусства и познания
Поиски философского метода применительно к теории музыки.
«Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», «Сущее или Существующее», «Гномы 19 столетия» (гномы- мысли)
Главное достижение – в опыте применения философского метода к теории музыки. Философию Одоевский определял, как теорию сущего. У всякого частного явления есть своя сущность, выражаемая его теорией, но есть и некая сущность, теория которой составляет сущность всех сущностей, значит должна быть и мысль, составляющая основание всех оснований.. такое условие всех условий - «Безуслов» - абсолют, свойственный и миру бессознательной природы и миру человеческой субъективности.
Искусство по Одоевскому – второе мироздание. Высшую гармонию он уподобляет метафизической «музыке», не отделяя ее от музыки, как одного из видов искусств.
№15. Общая характеристика музыкальной теории консерваторского периода. Учебники гармонии.
Зарождение теории национального стиля.
Отечественная война 1812г, - патриотический подъем. Публикации «Слова о полку Игореве», «Древних русских стихотворений» Кирши Данилова.
Н.А.Львов(1751-1803)поэт, любитель музыки, архитектор, был знаком с Державиным, Бортнянским, Фоминым.
Вступительная статья «О русском народном пении» к сборнику Львова-Прача (1790)первому нотированному собранию образцов русского фольклора стоит у истоков теории русского национального музыкального стиля. Львов принадлежит к культуре новоевропейского мифа – т.е.все соотносит с античностью, в том числе говорит и о происхождении русских песен от древнегреческих.
Цель Львова – очерк русской песни, поэтому теоретическую проблематику он преподносит с точки зрения отношения слова и музыки: «глагол страстей произвел стихотворство в музыку», «первая музыка состояла в мелодии слов». «мелодия – дочь природы, Армония от искусства по большей части заимствовала бытие свое». Гипотеза о природном возникновении Армонии – слияние нескольких природных звуков в один голос для произведения согласия. (знакомство с Рамо и муз акустикой)
Деление музыки: на Теоретическую или Умственнуюи наПрактическую или Исполнительную. Практическая делится наМелопиюи наРифмопию, т.е. Мелодическую и Армоническую. «сие древних греков разделение музыки разделяет весьма естественно и наше народное пение. Мы называем Армонические песни протяжными, а мелодические плясовыми.
Т.о.теория русского музыкального стиля и жанров возникает через отождествление национального со всеобщим музыкально-историческим опытом. Русские народные песни подвергаются сравнительному анализу. Его критерием служит ладовое содержание одноголосных песен и проблема его гармонической актуализации в сопровождении. Замечательные выводы – н-р о «странности музыкальной» - переменном ладе. Размышляя о «странностях»Львов впервые в России формулирует задачу соответствия гармонизации народной песни стилистике ее мелодии.
Наиболее древние протяжные песни отличаются по Львову «разнообразностью армонических перемен, как в песне «Высоко сокол летает» в оп Фомина «Ямщики на подставе». А плясовые старого времени уступают более современным (от прибавления в современных ему инструментов полутонов)
Львов т.о. предвосхищает целую эпоху в развитии русской музыки , ориентированного на интонационность русской народной песни. И прогнозирует рождение фольклористики.
Другой Львов – А.Ф.продолжение этой линии«О свободном и несимметричном ритме» (1858) – первым обосновал самостоятельное значение несимметричного ритма при гармонизации древних напевов.
«Письмо Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке» (1863), «Русская народная песня, как предмет науки» Серова (1870).И т.д.
Изучение древнерусской церковно-певческой культуры и ее нотации
1я работа – публикация доклада митрополита Евгения Болховитинова «Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской церкви» (1804), затем Бортнянский разработал (ок.1810)проект издания полного круга церковного знаменного пения в крюковой нотации.
Ундольский «Замечания для истории церковного пения в России» (1864)
Сахаров «Исследования о русском церковном пении»
Статьи Одоевского о об истории и структуре богослужебного пения.
Стасов – планы по изданию материалов по древнерусской певческой культуре.
Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции.
По традиции руководства, предназначенные для овладении игрой на клавире содержали сведения о элементарной теории и генерал-басовой гармонии.
«Полное руководство к сочинению музыки» Гунке (1859-1863)
Одоевский «Этюды об органических законах музыкальной гармонии» (1854)
Ларош «Мысли о системе гармонии и ее применении к музыкальной педагогике» (1871) и «Исторический метод преподавания теории музыки» (1872-73)
«Курс музыкальной техники» (1856) Серова.
Серов опубликовал «Заметки об инструментовке» Глинки как часть задуманного им«Курса музыкальной техники» для просвещенных любителей. Данное Серовым определение музыки практически такое же, как в современной элементарной теории.
Теория музыки осознанна им как наука, в отличие от самой музыки, которая есть искусство. Наука постигает искусство при помощи естественно научной методологии.. но методологическая модель муз науки ближе не естествознанию, а филологии. Музыка – не что иное, как поэтический язык особого свойства, язык музыкальный во многом схожий с речью словесною.
«Музыкальное искусство как и поэзия словесная действуют на нас во времени и принадлежат к общей категории времени, как пластические искусства принадлежат категории пространства.
У Серова есть проект полного курса теории музыки. Выделяет 3 элемента музыки: мелодию, гармонию и ритм, указывает, что отделять их можно только до известной степени. Ритмику соединяет с учением о мелодии, подразумевая под этим рассмотрение элементарных музыкальных форм.
Наиболее оригинальные достижения русской теории в области муз философии и эстетики – у Одоевского.
Владимир Федорович Одоевский (1804-1869)музыкант, литератор, просветитель, философ. С Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», организовал «Общество любомудрия» (1823-25). Деятельность в разных областях музыкознания – ЭТМ, фольклор, церковная музыка. Один из первых собирателей древних певческих рукописей и музыкально-теоретических трудов. Автор литерат произведений, стоящих на границе между художественной и философской прозой. Музыка в них – важное действующее лицо. Много словесных портретов воображаемых музыкальных сочинений, которые удивительным образом ожили в 20 в.
Проблема единства искусства и познания
Поиски философского метода применительно к теории музыки.
«Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», «Сущее или Существующее», «Гномы 19 столетия» (гномы- мысли)
Главное достижение – в опыте применения философского метода к теории музыки. Философию Одоевский определял, как теорию сущего. У всякого частного явления есть своя сущность, выражаемая его теорией, но есть и некая сущность, теория которой составляет сущность всех сущностей, значит должна быть и мысль, составляющая основание всех оснований.. такое условие всех условий - «Безуслов» - абсолют, свойственный и миру бессознательной природы и миру человеческой субъективности.
Искусство по Одоевскому – второе мироздание. Высшую гармонию он уподобляет метафизической «музыке», не отделяя ее от музыки, как одного из видов искусств.
№16 А. Танеев –музыкальный ученый. 1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – выдающийся русский композитор, дирижер, пианист, педагог, лава научной школы. При жизни Танеева был опубликован только один его фундаментальный труд – о подвижном контрапункте. Прочие работы опубликованы в советское время. Источники, по которым можно судить о концепции Танеева:
- «Подвижной контрапункт строгого письма» (1906-1909, готовил с 1880-х годов)
-«Учение о каноне» (1901- 1902)
- Письма по музыкально-теоретическим вопросам (1903-1912)
- Анализ модуляционных планов сонат Бетховена
- Заметки о сонатных репризах Бетховена (1907)
- Разбор начальных номеров мессы Баха (1910)
- Графики тонального развития фуг из ХТК (1910)
Танеев был автором консерваторских учебных программ по свобод. сочинению, контрапункту, инструментовке, муз. форме, гармонии.
Основные направления теоретических размышлений музыканта таковы:
- теория контрапункта и контрапунктической композиции
- функциональное значение гармоний и тональностей в их связях с формой
- закономерности муз-историч. процесса и эволюции композиторского мышления.
Общая черта научного мышления Танеева – приверженность математическим средствам исследования. Разрозненные материалы скрепляет единая идея, концепция Танеева. Она констатирует кризисное состояние в мире и в музыке и при этом обретает прочную опору в вечных ценностях муз. культуры.
2. В России сложилась потребность в фундаментальном изучении контрапункта, что осуществил Танеев в «Подвижном контрапункте строгого письма». Склонность Танеева к точным методам преобразила изучение полифонии, подняла на новый уровень анализ контрапунктических комбинаций в произв. строгого письма (XV-XVIвв) и умение их воспроизводить в процессе обучения. Его математический подход основывался на объективных законах изменений интервалов между голосами по вертикали и горизонтали в случае перемещения мелодий. Сложились понятияIndexverticalisиIndexhorisontalis, появ. новый способ фиксации интервалов(по кол-ву секундовых шагов), классификация видов сложного контрапункта: подвижной(верт-подв, гориз-подв. и вдвойне-подв), допускающий удвоение, обратимый(верт-обр, гор-обр. и верт- и горизонтально-обратимый.).