ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции.

По традиции руководства, предназначенные для овладении игрой на клавире содержали сведения о элементарной теории и генерал-басовой гармонии.

«Полное руководство к сочинению музыки» Гунке (1859-1863)

Одоевский «Этюды об органических законах музыкальной гармонии» (1854)

Ларош «Мысли о системе гармонии и ее применении к музыкальной педагогике» (1871) и «Исторический метод преподавания теории музыки» (1872-73)

«Курс музыкальной техники» (1856) Серова.

Серов опубликовал «Заметки об инструментовке» Глинки как часть задуманного им«Курса музыкальной техники» для просвещенных любителей. Данное Серовым определение музыки практически такое же, как в современной элементарной теории.

Теория музыки осознанна им как наука, в отличие от самой музыки, которая есть искусство. Наука постигает искусство при помощи естественно научной методологии.. но методологическая модель муз науки ближе не естествознанию, а филологии. Музыка – не что иное, как поэтический язык особого свойства, язык музыкальный во многом схожий с речью словесною.

«Музыкальное искусство как и поэзия словесная действуют на нас во времени и принадлежат к общей категории времени, как пластические искусства принадлежат категории пространства.

У Серова есть проект полного курса теории музыки. Выделяет 3 элемента музыки: мелодию, гармонию и ритм, указывает, что отделять их можно только до известной степени. Ритмику соединяет с учением о мелодии, подразумевая под этим рассмотрение элементарных музыкальных форм.

Наиболее оригинальные достижения русской теории в области муз философии и эстетики – у Одоевского.

Владимир Федорович Одоевский (1804-1869)музыкант, литератор, просветитель, философ. С Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», организовал «Общество любомудрия» (1823-25). Деятельность в разных областях музыкознания – ЭТМ, фольклор, церковная музыка. Один из первых собирателей древних певческих рукописей и музыкально-теоретических трудов. Автор литерат произведений, стоящих на границе между художественной и философской прозой. Музыка в них – важное действующее лицо. Много словесных портретов воображаемых музыкальных сочинений, которые удивительным образом ожили в 20 в.

Проблема единства искусства и познания


Поиски философского метода применительно к теории музыки.

«Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», «Сущее или Существующее», «Гномы 19 столетия» (гномы- мысли)

Главное достижение – в опыте применения философского метода к теории музыки. Философию Одоевский определял, как теорию сущего. У всякого частного явления есть своя сущность, выражаемая его теорией, но есть и некая сущность, теория которой составляет сущность всех сущностей, значит должна быть и мысль, составляющая основание всех оснований.. такое условие всех условий - «Безуслов» - абсолют, свойственный и миру бессознательной природы и миру человеческой субъективности.

Искусство по Одоевскому – второе мироздание. Высшую гармонию он уподобляет метафизической «музыке», не отделяя ее от музыки, как одного из видов искусств.

15. Общая характеристика музыкальной теории консерваторского периода. Учебники гармонии.

Зарождение теории национального стиля.

Отечественная война 1812г, - патриотический подъем. Публикации «Слова о полку Игореве», «Древних русских стихотворений» Кирши Данилова.

Н.А.Львов(1751-1803)поэт, любитель музыки, архитектор, был знаком с Державиным, Бортнянским, Фоминым.

Вступительная статья «О русском народном пении» к сборнику Львова-Прача (1790)первому нотированному собранию образцов русского фольклора стоит у истоков теории русского национального музыкального стиля. Львов принадлежит к культуре новоевропейского мифа – т.е.все соотносит с античностью, в том числе говорит и о происхождении русских песен от древнегреческих.

Цель Львова – очерк русской песни, поэтому теоретическую проблематику он преподносит с точки зрения отношения слова и музыки: «глагол страстей произвел стихотворство в музыку», «первая музыка состояла в мелодии слов». «мелодия – дочь природы, Армония от искусства по большей части заимствовала бытие свое». Гипотеза о природном возникновении Армонии – слияние нескольких природных звуков в один голос для произведения согласия. (знакомство с Рамо и муз акустикой)

Деление музыки: на Теоретическую или Умственнуюи наПрактическую или Исполнительную. Практическая делится наМелопиюи наРифмопию, т.е. Мелодическую и Армоническую. «сие древних греков разделение музыки разделяет весьма естественно и наше народное пение. Мы называем Армонические песни протяжными, а мелодические плясовыми.


Т.о.теория русского музыкального стиля и жанров возникает через отождествление национального со всеобщим музыкально-историческим опытом. Русские народные песни подвергаются сравнительному анализу. Его критерием служит ладовое содержание одноголосных песен и проблема его гармонической актуализации в сопровождении. Замечательные выводы – н-р о «странности музыкальной» - переменном ладе. Размышляя о «странностях»Львов впервые в России формулирует задачу соответствия гармонизации народной песни стилистике ее мелодии.

Наиболее древние протяжные песни отличаются по Львову «разнообразностью армонических перемен, как в песне «Высоко сокол летает» в оп Фомина «Ямщики на подставе». А плясовые старого времени уступают более современным (от прибавления в современных ему инструментов полутонов)

Львов т.о. предвосхищает целую эпоху в развитии русской музыки , ориентированного на интонационность русской народной песни. И прогнозирует рождение фольклористики.

Другой Львов – А.Ф.продолжение этой линии«О свободном и несимметричном ритме» (1858) – первым обосновал самостоятельное значение несимметричного ритма при гармонизации древних напевов.

«Письмо Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке» (1863), «Русская народная песня, как предмет науки» Серова (1870).И т.д.

Изучение древнерусской церковно-певческой культуры и ее нотации

1я работа – публикация доклада митрополита Евгения Болховитинова «Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской церкви» (1804), затем Бортнянский разработал (ок.1810)проект издания полного круга церковного знаменного пения в крюковой нотации.

Ундольский «Замечания для истории церковного пения в России» (1864)

Сахаров «Исследования о русском церковном пении»

Статьи Одоевского о об истории и структуре богослужебного пения.

Стасов – планы по изданию материалов по древнерусской певческой культуре.

Теоретические руководства. Между элементарной теорией и теорией композиции.

По традиции руководства, предназначенные для овладении игрой на клавире содержали сведения о элементарной теории и генерал-басовой гармонии.

«Полное руководство к сочинению музыки» Гунке (1859-1863)

Одоевский «Этюды об органических законах музыкальной гармонии» (1854)


Ларош «Мысли о системе гармонии и ее применении к музыкальной педагогике» (1871) и «Исторический метод преподавания теории музыки» (1872-73)

«Курс музыкальной техники» (1856) Серова.

Серов опубликовал «Заметки об инструментовке» Глинки как часть задуманного им«Курса музыкальной техники» для просвещенных любителей. Данное Серовым определение музыки практически такое же, как в современной элементарной теории.

Теория музыки осознанна им как наука, в отличие от самой музыки, которая есть искусство. Наука постигает искусство при помощи естественно научной методологии.. но методологическая модель муз науки ближе не естествознанию, а филологии. Музыка – не что иное, как поэтический язык особого свойства, язык музыкальный во многом схожий с речью словесною.

«Музыкальное искусство как и поэзия словесная действуют на нас во времени и принадлежат к общей категории времени, как пластические искусства принадлежат категории пространства.

У Серова есть проект полного курса теории музыки. Выделяет 3 элемента музыки: мелодию, гармонию и ритм, указывает, что отделять их можно только до известной степени. Ритмику соединяет с учением о мелодии, подразумевая под этим рассмотрение элементарных музыкальных форм.

Наиболее оригинальные достижения русской теории в области муз философии и эстетики – у Одоевского.

Владимир Федорович Одоевский (1804-1869)музыкант, литератор, просветитель, философ. С Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», организовал «Общество любомудрия» (1823-25). Деятельность в разных областях музыкознания – ЭТМ, фольклор, церковная музыка. Один из первых собирателей древних певческих рукописей и музыкально-теоретических трудов. Автор литерат произведений, стоящих на границе между художественной и философской прозой. Музыка в них – важное действующее лицо. Много словесных портретов воображаемых музыкальных сочинений, которые удивительным образом ожили в 20 в.

Проблема единства искусства и познания

Поиски философского метода применительно к теории музыки.

«Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», «Сущее или Существующее», «Гномы 19 столетия» (гномы- мысли)

Главное достижение – в опыте применения философского метода к теории музыки. Философию Одоевский определял, как теорию сущего. У всякого частного явления есть своя сущность, выражаемая его теорией, но есть и некая сущность, теория которой составляет сущность всех сущностей, значит должна быть и мысль, составляющая основание всех оснований.. такое условие всех условий - «Безуслов» - абсолют, свойственный и миру бессознательной природы и миру человеческой субъективности.


Искусство по Одоевскому – второе мироздание. Высшую гармонию он уподобляет метафизической «музыке», не отделяя ее от музыки, как одного из видов искусств.

16 А. Танеев –музыкальный ученый. 1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – выдающийся русский композитор, дирижер, пианист, педагог, лава научной школы. При жизни Танеева был опубликован только один его фундаментальный труд – о подвижном контрапункте. Прочие работы опубликованы в советское время. Источники, по которым можно судить о концепции Танеева:

- «Подвижной контрапункт строгого письма» (1906-1909, готовил с 1880-х годов)

-«Учение о каноне» (1901- 1902)

- Письма по музыкально-теоретическим вопросам (1903-1912)

- Анализ модуляционных планов сонат Бетховена

- Заметки о сонатных репризах Бетховена (1907)

- Разбор начальных номеров мессы Баха (1910)

- Графики тонального развития фуг из ХТК (1910)

Танеев был автором консерваторских учебных программ по свобод. сочинению, контрапункту, инструментовке, муз. форме, гармонии.

Основные направления теоретических размышлений музыканта таковы:

- теория контрапункта и контрапунктической композиции

- функциональное значение гармоний и тональностей в их связях с формой

- закономерности муз-историч. процесса и эволюции композиторского мышления.

Общая черта научного мышления Танеева – приверженность математическим средствам исследования. Разрозненные материалы скрепляет единая идея, концепция Танеева. Она констатирует кризисное состояние в мире и в музыке и при этом обретает прочную опору в вечных ценностях муз. культуры.

2. В России сложилась потребность в фундаментальном изучении контрапункта, что осуществил Танеев в «Подвижном контрапункте строгого письма». Склонность Танеева к точным методам преобразила изучение полифонии, подняла на новый уровень анализ контрапунктических комбинаций в произв. строгого письма (XV-XVIвв) и умение их воспроизводить в процессе обучения. Его математический подход основывался на объективных законах изменений интервалов между голосами по вертикали и горизонтали в случае перемещения мелодий. Сложились понятияIndexverticalisиIndexhorisontalis, появ. новый способ фиксации интервалов(по кол-ву секундовых шагов), классификация видов сложного контрапункта: подвижной(верт-подв, гориз-подв. и вдвойне-подв), допускающий удвоение, обратимый(верт-обр, гор-обр. и верт- и горизонтально-обратимый.).