Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 884
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
2). "Что случилось бы …?
а) если бы после мышки пришёл бы медведь (например, звери бы вместе все не собрались).
б) если бы все герои приходили в обратном порядке - медведь, волк и т.д. (можно попробовать рассказать сказку «задом наперёд»).
в) если бы Колобок попал бы в такую дружную компанию.
3). Игра "Загадай героя".
Водящий загадывает героя про себя. С помощью вопросов о том, какой это герой, выясняют его отличительные признаки, находят задуманного персонажа сказки (нельзя только задавать прямой вопрос: кто это? это волк?).
4). «Загадки».
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (Мышь)
Не зверь, не птица, всего боится,
Половит мух и в воду плюх. (Лягушка)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит - среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её? (Лиса)
Этот зверь лесной,
В серой шубе меховой.
Зубами – щёлк, так это – ... (... волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5). Игра «Танграм».
Познакомить детей с китайской игрой "Танграм". Предложить из кусочков танграма сложить квадрат, как основы любого дома. Потом попытаться сложить несколько разных домов. Потом по 2-м чертежам и без них сложить 2 вида лисичек. Этот материал готовится заранее. Из кусочков можно сложить зайчика, лягушку (см. специальное пособие «Танграм»).
6). «Весёлые задачи».
Стали звери жить-поживать, хозяйством заниматься, каждый делал своё дело:
а) Медведь построил зверям новый теремок, в котором досталось каждому жителю по комнате. Сколько комнат в этом теремке? (Столько, сколько зверей).
б) Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели,
Кто считать, ребята, ловок.
Сколько съедено морковок? (4)
в) На поляне у дубка
Волк увидел два грибка,
А подальше, у осин
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов
Сколько волк нашёл грибов? (3)
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
Если разложить зверей (разбежавшихся на полянке) на листе бумаги, на доске. Спросить ребёнка: где лиса? зайчик? и т.д.
Ответы: в левом верхнем углу, в середине, в правом нижнем углу и т.д.
8). «Ориентирование в пространстве».
А медведь построил дом в три этажа. Разложить зверей по этажам дома. Спросить: «Кто наверху живёт? Кто внизу? Кто между первым и третьим этажом? Кто справа? Кто слева? Кто, на каком этаже? Кто соседи для медведя?» (Можно добавить ещё зверей).
9). «Словесные игры».
а) Кто больше: большая мышь или маленький медвежонок, большой кот или маленький бегемот, большая лягушка или маленький волчонок.
б) Кто большой? Кто маленький? Называются различные животные, дети вспоминают, кто из них большой, а кто маленький. Если зверь большой, то дети хлопают в ладоши, а если маленький, то не хлопают. (Мышка, заяц, волк, медведь, лягушка, комар, муравей и т.д.).
в) Закончи фразу: "Сначала домик был ..., а потом звери построили дом... Первой прибежала..., а потом... Первой прибежала..., а последним пришёл… Мышка была... , а лягушка... Зайчик ..., а лисичка ..., а волчок ..., а медведь ... У лисички хвост (длинный), а у зайчика... У мышки ушки... , а у зайчика ... и т. д.
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
К нашим зверям из теремка, приходили друзья, вот и к лягушке- попрыгушке пришли подружки.
По дороге прыгала лягушка,
Повстречала свою подружку.
По дороге прыгали две лягушки,
Повстречали свою подружку.
По дороге прыгали три лягушки,
Повстречали свою подружку... и т. д.
Инсценировать этот стишок можно так: сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному. А можно провести как физкультминутку в группе, как групповую игру, можно оформить игру мелкими игрушками.
11). «Жилища животных».
Лягушка живет в болоте,
заяц - под кочкой, под кустиком,
лиса - в норе,
волк - в логове,
медведь - в берлоге,
белка - в дупле,
птица - в гнезде и т.д.
12). «Детеныши животных».
У лягушки – лягушонок,
у лисы – лисёнок,
у зайца – зайчонок,
у волка – волчонок,
у медведя – медвежонок,
у петуха – цыплёнок,
у овцы – ягнёнок,
у утки – утёнок,
у лошади – жеребёнок,
у коровы – телёнок,
у свиньи – поросёнок,
у птицы – птенцы и т. д.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Варианты вопросов по сказке:
1). Какие времена года описаны в сказке?
2). В какое время года появилась Снегурочка?
3). Какие отличительные признаки зимы? весны? осени?
4). Сколько месяцев длится одно время года?
5). Сколько надо снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу?
6). А почему не лепят снежного деда?
7). Какие забавы, зимние игры ты знаешь?
8). Нравится ли вам Снегурочка? Почему?
9). Что это у неё за имя - Снегурочка? От какого слова? Как её можно ещё назвать?
10). Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень...? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него?
11). Сколько времени прожила Снегурочка у деда с бабой? (почти шесть с половиной месяцев).
12). Сказка грустная или весёлая? Почему?
13). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы:
"Не хлебом единым жив человек?"
"Без детей горе, а с детьми - двое".
"Всему своё время".
"Зиме, да лету союзу нету".
"Зима кончается, весна начинается".
Варианты игровых упражнений:
1). «Когда это бывает...»
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает. (Весна)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает
Когда это бывает. ( Лето)
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима)
2). «Снеговики»
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются. (Нарисуйте снеговиков).
3). «Загадки».
Меня не растили
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодная, большая
Кто я такая? (Снежная баба)
По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое)
4). «Кто лишний и почему?» См. рисунок 2.
5). «Снежные комочки»
Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против неё. Усложнение - нарисуй «комочки» самостоятельно.
См. рисунок 3.
6). Игра «Времена года».
Для игры нужны четыре шапочки для Зимы, Весны, Лета и Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т.д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зелёной, красной, жёлтой, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года).
Дети встают в круг. Водящий (Старик - годовик) называет месяц, например "Август". В круг входит ребёнок с красной карточкой №3, и говорит об этом месяце: "Я последний, третий летний месяц".
7). Игра «Разные снеговики».
Взять две (З,4,5) картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика.
Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках,
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих,
Лишь морковку гложет:
Что же разное у них, -
Он понять не может.
Посмотрите на «лица» снеговиков. Что у них разное? (Один снеговик грустный, другой весёлый, третий - спокойный и т.д.; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего - другого цвета). Что у них одинаковое? (Два глаза, есть нос, брови и т.д.). Сравните их головные уборы? Что у них в руках? и т.д.
Если игра проводится с группой, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее число фишек.
7). «Весёлые задачи».
а) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу?(Четыре ребёнка).
б) Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом - ещё один. Сколько ромашек распустилось? (В декабре цветы не растут).
в) Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать. так: справа, от окна - дедушка, слева от окна - Снегурочка, спиной к окну - бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? - Шесть вариантов. Предложите ребёнку показать это на наглядном материале.