Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 901

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

5. «У самовара» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей представление о добрых семейных традициях. У самовара издавна собиралась вся семья, самовар и согреет и накормит.

2. Закреплять умение детей рисовать предметы округлой формы, дополнять художественный образ характерными деталями.

3. Закреплять понятие «теплые цвета».

Содержание: «Принесли звери деду с бабкой свои подарки. Довольные сели старики чай пить, поставили на стол большой самовар...»

Задание:нарисовать на середине листа круг, закрасить его круговыми движениями сверху вниз, повторяя контуры. Дополнить деталями (ножки, кран, подставка для чайника).

Материал:лист бумаги А 4, гуашь, кисть №9, №5.

Литературный ряд:потешка «У самовара», Д. Хармс «Самовар Иван Иваныч» (отрывок).

Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Россыпуха».

Зрительный ряд: самовар, иллюстрации к стихам Д. Хармса «Самовар Иван Иваныч».

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

1. «Машенька в сарафане» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей представление о добрых отношениях детей и родителей. Родители любят своих детей, радуются их успехам.

2. Дать представление о красоте и особенности народного костюма.

3. Закрепить умение рисовать фигуру человека в длинной одежде, Украшать рисунок характерными деталями.

4. Закреплять понятие «теплые цвета».

Содержание: «Жили-были дед да баба. И была у них внучка Машенька. Любили они ее без памяти, радовались ей, а она радовалась, что у нее есть бабушка и дедушка... И была Машенька вот такая хорошенькая...»

Задание:нарисовать девочку в длинном сарафане, соблюдая последовательность. Украсить сарафан самостоятельно несложными деталями, в соответствии с традициями русского народного костюма

Материал:лист бумаги А 4, масляная пастель.

Литературный ряд:потешки «Маша, Маша, Машенька», «Наша доченька в дому».

Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Барыня».

Зрительный ряд: кукла в длинном русском народном сарафане, иллюстрации И. Билибина к русским народным сказкам.

2. «Сундук для медведя» - 1 час

Задачи:


1. Формировать у детей представление о том, что добрый хозяин старается украсить свой дом.

2. Дать представление о красоте и особенности Городецкой росписи, расположением деталей на прямоугольной форме.

3. Закрепить умение раскладывать детали на прямоугольном листе бумаги в соответствии с заданным узором.

Содержание: «Зашла Машенька в дом медведя и удивилась какие яркие цветы расцвели прямо в доме. Подошла поближе... оказались цветы нарисованы на большом сундуке».

Задание:разложить узор на листе бумаги из готовых деталей, в середине крупные детали, по краям и углам - мелкие.

Материал:тонированный лист бумаги А 4, круги разной величины - голубые, синие, розовые, красные; зеленые листочки разной величины.

Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.

Зрительный ряд: изделия народного промысла Городец - разделочная доска, сундук, шкатулка.

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей представление о народном гостеприимстве. «Красна река берегами, а обед - пирогами».

2. Дать представление о весенних народных праздниках и обрядах.

3. Учить лепить фигурку птички приемом оттягивания и прищипывания.

Содержание: «Напекла Машенька пирожков для медведя. Медведь повеселел, подобрел...»

Задание:скатать из теста шарик, оттянуть головку, прищипнуть хвост, Украсить птичку при помощи стеки (хвост, крылья).

Материал:соленое тесто, стеки.

Литературный ряд:весенняя закличка «Ой, кулики-жаворонушки».

Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Полянка» (свирель).

Зрительный ряд: изделия из теста - жаворонки, кренделя.

  1. «Подарок для медведя» - 1 час

Задачи:

1. Формировать у детей понимание того, что добрый человек старается оставить о себе добрую память.

2. Закрепить представление об особенностях Городецкой росписи, элементах, расположении деталей.

Содержание: «Очень хотелось Машеньке домой к бабушке с дедушкой, да только жалко медведя оставлять г грустном настроении. И придумала Машенька сделать медведю подарок. Нашла на полке деревянный туесок и расписала его нарядными цветами».


Задание:расписать туесок Городецкими розанами и листочками, следуя показу.

Материал:тонированная бумага, гуашь розовая, красная, синяя, голубая, зеленая, кисть № 9.

Музыкальный ряд: русские народные наигрыши.

Зрительный ряд: изделия Городецких мастеров.


5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей представление, о том, что самое ценное, что есть у человека - это его друзья.

2. Продолжать учить рисовать животных в движении. Подводить к изображению несложного сюжета.

3. Закрепить основные приемы рисования кистью.

Содержание: «Убежал медведь из деревни. Идет по лесу один, грустный. И вдруг навстречу ему медведица...»

Задание:нарисовать по показу, идущих навстречу друг другу медведей. Обогатить образ деталями.

Материал:ватман А3, гуашь.

Литературный ряд:пословицы и поговорки о дружбе.

Музыкальный ряд: В. Шаинский «Дружба».

Зрительный ряд: иллюстрации Н. Устинова к сказке «Три медведя».

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

Задачи:

1. Организовать семейную игру «Веселые лягушата», придумать вместе с детьми весеннюю сказку.

2. Продолжать учить складывать бумагу в определенной последовательности, придавая ей различные образы.

3. Развивать творческое и пространственное воображение.

Содержание: Давайте придумаем весеннюю сказку про лягушат. «Наступила весна. Теплое солнышко разбудило веселых лягушат. Сидят они на бугорочке квакают - солнышку радуются. Прилетели комарики и лягушата совсем развеселились, стали прыгать, играть...»

Задание:складывать квадрат бумаги в определенных направлениях, следуя показу. Оформить дополнительными деталями, обыграть получившуюся игрушку.

Материал:двусторонняя бумага квадратной формы 20х20, обрезки голубого, синего, фиолетового цвета.

Литературный ряд:загадки про лягушат.

Музыкальный ряд: детская песенка «Две лягушки».

Пластическая зарисовка: «грустные лягушата», «веселые лягушата».

Зрительный ряд: игрушки лягушат.

2. «Майское небо»

Задачи:

1. Продолжать формировать бережное и нежное отношение к маме.

2. Расширить представление детей об оттенках голубого, синего, о том как меняется цвет неба на рассвете, в полдень, на закате.

3. Развивать творческое воображение.


Содержание: Вот идем мы вместе с мамой утром в детский сад. Солнышко светит, а может быть его закрывают облака. Но нам все равно радостно и тепло, потому что рядом мама нежная и заботливая. Можно идти рядом с мамой, держать ее за руку и разглядывать небо.

Задание:на одной стороне половины листа изобразить добрый рассвет, на другой - добрый закат.

Материал:гуашь, широкая щетинная кисть.

Литературный ряд:О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Фея Весны» из балета «Золушка».

Зрительный ряд: фотографии неба в различном состоянии. Репродукции И.И. Левитан «Весна - большая вода», К.Ф. Юон «Купола и ласточки».

3. «Первые листочки» - 1 час

Задачи:

1. Продолжать формировать бережное и нежное отношение к маме. Познакомить с пословицей «При солнышке тепло, при матушке - добро.

2. Расширить представление детей об изобразительных средствах и способах изображения.

3. Развивать творческое воображение.

Содержание: «Пригрело солнышко и появились на веточке маленькие листочки. Веточка как мама заботится о них: питает, держит, качает на ветру, баюкает».

Задание:нарисовать ветку кистью, а маленькие листочки - пальчиком, придавая листьям различные оттенки зеленого цвета.

Материал:лист бумаги А 4. Гуашь, кисть № 5.

Литературный ряд:Н. Некрасов «Зеленый шум».

Музыкальный ряд: звуки природы - шум ветра, листвы, пение птиц.

Пластический ряд: пластический этюд «Шумит тростинка малая, шумит веселый клен...»

Зрительный ряд: А. Рылов «Зеленый шум».