Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 870

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

«В гостях у красавицы Весны»

Е. Ангелина

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

Дети входят в класс. Звучит колокольный пасхальный перезвон,

учитель дарит детям пасхальные яйца: «Христос Воскрес!».

Поселились птицы в гнёздах

Снег растаял, как свеча

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича!

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес.

И, меня целуя, папа

Говорит: «Христос воскрес!»

«Христос воскрес!» Наверно, во многих семьях с этих слов начался праздничный день Светлой Пасхи. И всю неделю верующие будут встречать друг друга этими словами, христосоваться и одаривать пасхальными яйцами.

А как вы встретили Пасху? Какие традиции встречи Великого дня в вашей семье? Кто в пасхальную ночь ходил в храм?

Видеофильм «Крестный ход в Троице-Сергиевой Лавре

и Храме Христа – Спасителя».

Обратите внимание, как в православном богослужении воедино сливаются все искусства: архитектура, иконопись и пение.

Звучит «Тропарь Пасхи».

Тропарь - праздничное церковное песнопение, рассказывающее о смысле события. Внимательно вслушайтесь в текст: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

В церковном богослужении всё имеет символический смысл, в пасхальном крестном ходе отразились события давней воскресной ночи в городе Иерусалиме. Давайте вернёмся к событиям тех далёких времён…

Запись в тетради и на доске:

Тема урока: Пасха – Велик день.

Пасха – главный православный праздник. В чём его величие? Подумайте и ответьте в конце урока.

Запись в тетради:словарь:Пасха - (др. еврейск.) «переход».

С древнего еврейского «Пасха» означает «переход». Ещё с ветхозаветных времён евреи праздновали этот день, как день избавления от египетского рабства, когда пророк Моисей вывел свой народ в Землю Обетованную. Каждый год накануне этого дня израильтяне закаливали пасхального агнца, ели его с горькими травами и хлебом опресноком, вспоминая горечь рабства и радости освобождения.


Иисус накануне этого праздника велел ученикам приготовить всё для Пасхи в одном из домов. Перед застольем Он сам омыл ученикам руки, как равный. Вспомните, чем занимались ваши мамы и бабушки в «чистый четверг»? («убирались», «мыли окна» и др.)

А потом, благословив хлеб и вино, Иисус дал вкусить их своим ученикам, сказав, что это есть Тело и Кровь Его, которые за них в жертву приносятся. Вместо агнца Иисус Сам приносил Себя в жертву во спасение всех людей, освобождая их от плена греха, в котором они пребывали со времён Адама. С тех пор верующие люди причащаются во время церковной службы хлебом и вином, вспоминая ту тайную Вечерю.

Репродукция картины «Тайная вечеря».

На другой день в пятницу Христос был предан и подвергся самой страшной и позорной казни – распятию на кресте (вот она жертва - заклание агнца). Эта смерть показала всю Божественную любовь к людям. Какие страдания перенёс Христос ради человечества!

Запись в тетради: словарь:«Пасха» (др. греч.) – «страдание».

Видеофильм «Снятие с креста и воскресенье» (фрагмент).

Репродукция картины «Снятие с креста».

На третий день была возвещена весть о Воскресении Христовом – о преодолении смерти. Вот как рассказывает об этом событии Священная книга христиан Библия. Как называется жизнеописание Христа в Библии? (Евангелие).

Евангелие от Марка гл.16, 1-8.

Репродукция картины М.В.Нестеров «Воскресение Христа»

Этот день стал для христиан всего мира самым великим и светлым праздником.

Рисунок в тетради - листок календаря:

«Пасха – Светлое Христово Воскресенье»

Домашнее задание: оформить лист календаря (рисунок или орнамент).

В праздник Пасхи христиане идут в храм, чтобы вновь пережить это великое событие, подхватить со всеми великую и радостную весть: «Христос Воскрес!»

Пасха – Велик день Праздников Праздник. Пасха не просто праздник - это суть христианства. Ведь христианское учение не свод правил: как следует себя вести и не рассказ о пребывании Бога на земле. Воскресение Христово не просто событие из Его жизни, это самое главное событие в жизни каждого христианина.

Чтобы понять в чём суть праздника, обратимся к иконе,.

Учитель показывает икону «Сошествие во ад»,

репродукцию и картину.


Какое из изображений икона? В чём отличие картины от иконы?(икона освящена в церкви)

Икона Пасхи называется «Сошествие в ад».

. Запись в тетради:словарь: ад - (греч.) «место без света».

Это изображение повествует о событиях Великой Субботы. Христос ворвался в ад и сокрушённые им врата ада, лежат над Его ногами. Он держит за руки Адама и Еву и готовится извести их из места скорби. Это крайняя точка Божественного нисхождения и начальная точка человеческого восхождения. Иконописец не просто представляет нам момент исхождения спасителя из гроба. Он связывает Воскресение Христа со спасением людей. «Бог стал человеком, чтобы человек стал «Богом»! Вот почему Христос – Спаситель!

Евангелие от Иоанна:

«Я есмь Воскресение и жизнь. Верующий в меня, если и умрёт, оживёт».

До пришествия Христова, до того как Он соединил в себе Бога и человека, для людей был закрыт путь в царство Небесное. «Смертию смерть, поправ…» Христос победил смерть. Теперь, когда грех побеждён, смерть утратила для верующих горечь безъисходности, это лишь переход души из земного царства в царство Небесное.

Иоанн Златоуст:

«Кто благочестив и Боголюбив, тот пусть наслаждается этим прекрасным и светлым торжеством… Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низложился; воскрес Христос - и пали бесы; воскрес Христос – и водворяется жизнь… Никто пусть не боится смерти».

Вы поняли почему этот праздник так светел? Почему Пасха – торжество торжеств? (Смерть не страшна. Воскресение Христа дало людям надежду на то, что душа человека может существовать вечно.)

Сменяйтесь, времена, катитесь в вечность, годы,

Но некогда весна бессмертная придёт.

Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы

Воскреснет человек: у Бога мёртвых нет!

Н. Гнедич

Представьте, как велика жертва Господа за людей. Как можно отблагодарить Его за жертву, как встретить праздник? Чего Спаситель хочет от людей? (чтобы любили друг друга, жалели, прощали)

Учитель показывает пасхальную открытку.

В эти праздничные дни люди христосуются как братья, одаривают друг друга крашеным яичком. Поздравьте и вы друг друга. (Дети обмениваются яичками, христосуются).


Обычно первое яйцо подают людям неимущим, страдающим. В старину патриарх и царь ходили в день Пасхи по тюрьмам и больницам, одаривали заключённых яичком, часто оплачивали долги за должников, т.е. занимались благотворительностью.

. Запись в тетради:словарь: благотворительность

Как вы понимаете это слово? (творить благо, т.е. совершать добрые поступки)

В русском народе это качество очень ценилось, об этом говорят пословицы:

«№»»»Жизнь дана на добрые дела».

«Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их».

«Одной рукой собирай, другой раздавай».

«О милости к людям и милостыне рассказывается в притче».

Учитель читает: Г.Юдин. «Нищий»

«Старый, оборванный нищий сидел возле дороги на горячем камне и плакал. Несколько лет назад, когда он был богат и здоров, по слову Божию раздал он всё своё богатство нищим и вот теперь, одинокий и никому не нужный, вынужден был сам просить милостыню. Незаметно старик уснул и видит во сне Ангела, который говорит ему:

- Жалеешь ли ты, что добро людям сделал?

- Нет, не жалею.

- Тогда встань, иди и проси подаяние без скорби, ибо этим ты поможешь другим людям показать свою доброту».

Нужно ли жалеть о том, что отдаёшь своё добро людям? Нищим быть стыдно? Как вы будете теперь относится к тем, кто просит милостыню?

А вы когда-нибудь бескорыстно делали что-нибудь для незнакомых людей? … вспомните, но не торопитесь рассказывать.

Запись в тетради: словарь: бескорыстие

Что означает это слово? (без корысти, т.е. без ожидания вознаграждения)

Следует ли рассказывать о своих добрых поступках? Если вы ждёте похвалы или награды, то это не бескорыстно. Расскажите о делах своих друзей, класса. А что ещё в ваших силах?

Когда освещают пасхи, яйца и куличи обязательно собирают для раздачи бедным людям: яички. Яйцо - покрашенное в красный цвет напоминает о крови, что пролил Христос за людей. В яйце - жизнь, из него появляется живое существо. Как спаситель вышел из гроба. Яйцо – символ праздника.

Откуда пошла эта традиция? Знаете ли вы о первом красном яичке…

После Воскресения Господня ученица Иисуса Христа Мария Магдалина проповедовала Евангелие в Риме. Однажды пришла она к императору Тиверию. Являться к императору принято было с подарками. У неё ничего не было, кроме простого белого яичка. Она протянула это яйцо Тиверию и произнесла: «Христос воскрес!» Тот ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в Воскресение Христово». И тут белое яичко покраснело. «Воистину воскрес!» - воскликнул император.


Что же произошло? (чудо)

Раньше знаменитые ювелиры изготавливали пасхальные яйца из золота, украшали их драгоценными камнями. Они были настоящими произведениями искусства. Народные мастера расписывали яйца узорами, каждый на свой лад. Их называли «писанки». А как красят на Пасху яйца ваши мамы? Покрашенные яйца называются «крашенки».

Иллюстрации, «писанки» и «крашенки».

В этот радостный день ребятишки играли с яйцами. А вы играли? Хотите ещё поиграть?

Дети играют в игры:

1. Чьё яйцо дольше крутится?

2. Покати яичко (каждый ребёнок скатывает яйцо по желобку и забирает игрушку, об которую оно ударилось).

С этого праздника молодёжь качалась на качелях, взлетая в небо. Что это могло напоминать? (вознесение на небеса) Девушки начинали водить хороводы. Встанем и мы в круг, возьмемся за руки.

Дети встают в круг.

Как пасхальная радость рвётся из сердца, так звучит колокольный звон все дни Светлой седмицы. Каждый может позвонить в колокол.

Дети передают и звонят в колокольчик

Аудиозапись пасхальные звоны.

Всё оживает в природе, как ожил Христос.

Великий праздник Воскресенья!

Как всё торжественно кругом:

И свод небес, и птичек пенье,

И к небесам летящий звон…

Христос воскрес! – и к жизни новой

Пусть в мире всё воскреснет вновь!

Пусть мрак души осветят снова

Надежда, Вера и Любовь.

Пасха – победа Любви над смертью, Веры над безверием и Надежда на Воскресение.

Трошенкова О.А.