Файл: Учебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям по про.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Исследование системы органов дыхания
Патологические формы грудной клетки
Выявление болезненности грудной клетки
Определение голосового дрожания
Определение границ абсолютной тупости сердца
Измерение артериального давления
Порядок физического (физикального) исследования органов брюшной полости
Поверхностная (ориентировочная) пальпация живота
Выявление зон кожной гиперестезии Захарьина-Геда
Исследование поджелудочной железы
Источники приведенных иллюстраций
ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ОБСЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Учебное пособие
для самоподготовки к практическим занятиям по про- педевтике внутренних болезней студентов 3 курса ле- чебного факультета
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России)
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
М.А. Бутов, В.Б. Ардатова, М.В. Борисова, А.С. Василевская, В.Ф. Гончаренко, И.А. Загравская, П.С. Кузнецов, О.А. Маслова,
С.В. Папков, С.В. Шелухина
Физические методы обследования человека
Учебное пособие
для самоподготовки к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней студентов 3 курса лечебного факультета
Рекомендовано к изданию
Учебно - методическим советом ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России 22.11.2018 г., протокол №………….
УДК 616-07(075.8)
ББК 53.4
Ф 505
Рецензенты:
А.А. Низов, заведующий кафедрой внутренних болезней ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, доктор медицинских на-
ук, профессор;
С.С. Якушин, заведующий кафедрой госпитальной терапии ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, доктор медицинских на- ук, профессор
Авторы: М.А. Бутов, В.Б. Ардатова, М.В. Борисова, А.С. Василевская, В.Ф. Гончаренко, И.А. Загравская, П.С. Кузнецов, О.А. Маслова, С.В. Папков, С.В. Шелухина
Ф 505 Физические методы обследования человека: учебное пособие для самоподготовки к практическим занятиям по пропе- девтике внутренних болезней студентов 3 курса лечебного фа- культета/ М.А. Бутов [и др.]. – Рязань: ФГБОУ ВО РязГМУ Мин- здрава России, 2019.- 78 с.
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с тре- бованиями ФГОС по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело», дополняет изданную ранее учебную литературу современными представлениями по рассматриваемой проблеме. В нем даны пред- ставления о физических способах обследования здорового и больного человека, что поможет студентам 3 курса на доаудиторном этапе под- готовки к практическим занятиям самостоятельно освоить общекуль- турные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим Советом ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России - протокол №…от 22.11.2018 г.
УДК 616-07(075.8)
ББК 53.4
© Авторы, 2019
© ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 2019
Введение
В медицинском ВУЗе студенты должны овладевать не только теоретическими знаниями, но и умениями проведения обследования пациента физическими (физикальными) методами обследования.
Умение проводить общее обследование пациента, интерпретировать его результаты абсолютно необходимо врачу любой клинической специальности для представления о состоянии организма в целом и понимания сущности патологических процессов происходящих у пациента.
Никакие
новейшие лабораторные и инструментальные методы обследования ни когда не заменят классические диагностические приемы, такие как расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, умелое использование которых обеспечит успешную работу врача любой специальности.
Настоящее учебное пособие позволит студентам, изучающим пропедевтику внутренних болезней, лучше освоить учебный материал при самоподготовке к практическим занятиям, посвящённым физическим методам исследования больных. Изучение описанных в пособии методов физического исследования больных позволит студенту лучше сформировать компетенции, предусмотренные Программой и Картой компетенций (2018) ФГОС - ОПК-9 (способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач) и ПК-5 (готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных , патологоанатомических и иных исследований, в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания).
Данное пособие является важным дополнением к учебнику
«Пропедевтика внутренних болезней» (2018) и «Атласу по наружному осмотру больных» (2012), написанным сотрудниками нашей кафедры.
1. ОБЩИЙ ОСМОТР
Осмотр больного должен проводиться в помещении с комфортной температурой, при естественном освещении или лампах дневного света. Врач располагается перед больным, или несколько справа от него. Общий осмотр лучше проводить в вертикальном положении больного, однако в зависимости от состояния пациента, он возможен и сидя и в горизонтальном положении обследуемого.
-
Порядок общего осмотра пациента
-
Состояние больного может быть:
-
удовлетворительное (заболевание не ограничивает жизнедеятельность больного, он в состоянии себя сам обслуживать), -
средней тяжести (признаки заболевания умеренно ограничивают функциональные возможности пациента, ему может потребоваться помощь посторонних при выполнении некоторых действий), -
тяжелое (функциональные возможности резко ограничены, постоянно нуждается в посторонней помощи), -
крайне тяжелое (пациент нуждается в неотложной помощи, реанимационных мероприятиях).
-
Сознание
Сознание бывает ясное, изменённое (угнетение, возбуждение). Различают следующие формы угнетения сознания (ступор сопор, кома), а также различные формы возбуждения (бред, галлюцинации). Выделяют также состояние эйфории как вариант измененного сознания.
Ступор– больной находится в состоянии оглушенности, вяло, с запозданием отвечает на вопросы, медленно реагирует на изменение
ситуации.
Сопор(спячка) – более выраженное нарушение сознания, больной не реагирует на окружающее, реагирует только на сильные раздражители, в том числе и болевые, рефлексы сохранены.
Кома– больной полностью безучастен, болевая чувствительность и рефлексы отсутствуют.
Формы возбуждения сознания (бред и галлюцинации) чаще всего присутствуют при психоневрологических заболеваниях, но часто врачам других специальностей приходится сталкиваться с ними при различной тяжелой соматической патологии (инфекционные заболевания, инфаркт миокарда, инсульты, выраженные интоксикации).
Бред – это объективно ложное, абсолютно не корригируемое суждение.
Галлюцинациибывают слуховые, зрительные, тактильные.
Эйфориейназывают форму болезненно-повышенного настроения, характеризующуюся благодушием, безмятежным блаженством, состоянием тихой радости. Это состояние наблюдается при первой степени опьянения, при приеме нарко- тиков, у лихорадящего больного, при инфаркте миокарда, после травматического шока.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34