Файл: Николай Кун Древнегреческие мифы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 1238

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции* часть первая. Боги и герои *

Рождение зевса

Зевс свергает крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Борьба зевса с тифоном

Посейдон и божества моря

Царство мрачного аида (плутона) [2]

Гера [3]

Аполлон [1]

Рождение аполлона

Борьба аполлона с пифоном и основание дельфийского оракула

Аполлон у адмета

Аполлон и музы

Сыновья алоэя

Асклепий (эскулап)

Артемида [1]

Гермес [2]

IV в. До н. Э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства,

Гермес похищает коров аполлона

Арес [3], афродита [4], эрот [4] и гименей [4]

Афродита [1]

Гефест [1]

Деметра [1] и персефона

Похищение персефоны аидом [2]

Триптолем

Эрисихтон

Ночь, луна, заря и солнце

Рождение и воспитание диониса

Дионис и его свита

Пан и сиринга

Состязание пана с аполлоном

Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"

Девкалион и пирра (потоп)[1]

Прометей

Пандора

Данаиды

Персей убивает горгону медузу

Персей и атлас

Персей спасает андромеду

Свадьба персея

Персей в аргосе

Изложено по поэме Гомера "Одиссея"

Европа[1]

Зет и амфион

Геракл[1]

Рождение и воспитание геракла

Геракл в фивах

Лернейская гидра (второй подвиг)

Стимфалийские птицы (третий подвиг)

Керинейская лань (четвертый подвиг)

Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг)

Скотный двор царя авгия (шестой подвиг)

II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место,

Критский бык (седьмой подвиг)

Кони диомеда (восьмой подвиг)

Пояс ипполиты (девятый подвиг)

Коровы гериона (десятый подвиг)

Кербер[1] (одиннадцатый подвиг)

Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг)

Геракл и эврит

Геракл и деянира

Геракл и омфалы

Геракл берет трою

Геракл сражается с богами против гигантов

Кекроп[1], эрихтоний[2] и эрехтей[3]

Борей и орифия

Дедал и икар[1]

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Тесей[1]

Подвиги тесея на пути в афины

Тесей в афинах

Путешествие тесея на крит

Тесей и амазонки

Тесей и пейрифой

Мелеагр[1]

Смерть орфея

Полифем, акид и галатея

Диоскуры -- кастор и полидевк

Атрей и фиест

Рождение и воспитание ясона

Ясон собирает спутников и готовится к походу в колхиду

Аргонавты на лемносе

Аргонавты на полуострове кизике

Аргонавты в мизии

Аргонавты в вифинии[1] (амик)

Аргонавты у финея[1]

Симплегады [1]

Остров аретиада и прибытие в колхиду

Гера и афина у афродиты

Ясон у эета

Аргонавты обращаются за помощью к медее

Ясон исполняет поручение эета

Медея помогает ясону похитить золотое руно

Возвращение аргонавтов

Пелей и фетида

Суд париса

Парис возвращается в трою

Парис похищает елену

Менелай готовится к войне против трои

Герои греции в мизии

Греки в авлиде [1]

1 Гора в Малой Азии, на восток от Трои, в юго-западной Фригии.

Смерть ахилла

Падение трои

Возвращение греков на родину

Одиссей на острове эола

Одиссей на острове тринакрии [1]. Гибель корабля одиссея

Одиссей и пенелопа

0, Как счастлив ты, возлюбленный Одиссей! Велика будет слава твоей верной

Одиссей у лаэрта

Восстание граждан и примирение их с одиссеем

Орест мстит за убийство отца [1]

Эдип в фивах[1]

Изложено по трагедии Софокла "Эдип-царь"

ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал

подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует

раздражать Пана -- когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то

милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит

стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый

спутник бога вина Диониса.


Пан и сиринга

И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он

прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и

для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым

занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная

нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как

две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а

не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа

и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать

ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки

Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и

превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял

лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и

слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной

Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную

свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память

нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов

на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Состязание пана с аполлоном

Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на

состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В

пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон

на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его

пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда

замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей

кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие

кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели

золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди


тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон;

замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу.

Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой

Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за

уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно

прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном,

удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные

звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

ГЕРОИ

ПЯТЬ ВЕКОВ[1]

---------------------------------------------------------------

[1] Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на

происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но

постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода.

Это понятно для Гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных

собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на

классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному

крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных

землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не

стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые.

---------------------------------------------------------------


Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали

счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как

блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни

печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их

ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть,

наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они

имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не

приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны

были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили

люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век

на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После

смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений.

Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло.

Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как

первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди

серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих

матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом

возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они

в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались

бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын

Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не

повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в

подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни

печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век -- век медный. Не похож он на

серебряный. Из древка копья создал Зевс людей -- страшных и могучих.

Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они


земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им

громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и

неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома,

медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа.

Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро

сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же

черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал

на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный,

более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в

злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив,

в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда

явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море.

Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли,

вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных

вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в

год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской -- железный. Он продолжается и теперь

на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный

труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и

добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг

не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями.

Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга

разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила.

Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели

они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие

беды, и нет у них защиты от зла.