ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Социология и психология чтения как область научного знания и учебный предмет.

2. Чтение как вид человеческой деятельности.

3. Функции чтения.

4. Характеристика понятий: «читательские потребности», «читательские интересы», «читательская установка», «мотивы чтения», «художественный вкус».

5. История изучения читателей и чтения в России. Характеристика деятельности Х. Д. Алчевской и Н. А. Рубакина.

6. Исследовательская деятельность в области чтения в первой половине XX века.

7. Изучение читателей и чтения во второй половине XX века: характеристика направлений и крупных исследований.

8. Библиопсихология и библиотерапия как направление в психологии чтения.

9. Восприятие и понимание художественной литературы.

10 Восприятие и понимание специальной литературы.

11. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

12 Характеристика дошкольников и младших школьников как читателей.

13. Современный подросток как читатель.

14. Особенности чтения в юношеском возрасте.

15. Деятельность библиотек для поддержки и развития интереса к чтению у детей, подростков, юношества.

16. Библиотека как организатор и пропагандист чтения среди различных групп пользователей и населения.


Список рекомендуемой литературы

  1. Агеева Г. М. Чтение в современной России: проблемы, особен­ности, формы поддержки // Актуальные проблемы детского и юношес­кого чтения и подготовка библиотечных специалистов: материалы междунар. науч.-практ. конф., (21—22 марта 2007 г., Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: 2007. - С. 11—15.

  2. Афанасьев М. Д. За книгой: место чтения в жизни советского рабочего. -М.: Книга, 1987. – 128 с.

  3. Балашова Е. В. Библиотечно-информационная работа с подрастающим поколением. Библиотерапия детства  //  Библиотечное дело - 2004: всеобщая доступность информации.- М., 2004. -  С. 68-69.

  4. Банк Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.) – М.: Книга, 1969. - 262с.

  5. Беленькая Л. И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы // Социально-психологические проблемы чтения. - М.: Книга, 1977. - Вып.3. - С. 5-38.

  6. Беленькая Л. И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет. - М.: книга, 1969. -167 с.

  7. Библиотечное дело: терминологический словарь. - М.: Книга, 1986. - 223с.

  8. Бородина В. А. К методике измерения продуктивности чтения // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: сб. науч. трудов. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1980. - С.141-151.

  9. Брякова И. Е. Подросток как читатель: взаимосвязь мотивов и качества чтения //  Чтение детей и взрослых: качество чтения. - СПб.: Изд-во СПб акад. постдипломного пед. образования, 2009. - С. 106-109.

  10. Беловицкая А.А. Понятие "чтение" как подсистема категории "книга" // Библиотековедение. — 2009. — № 5. - С. 57—64.

  11. Беспалов  В. М. Литературно-жанровый потенциал библиотерапии  //  Библиотечное дело - 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания.-  М., 2002. - С. 103-104.

12. Бородина В. А. Читательское развитие: системный подход // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. между-нар. науч.-практ. семинара / сост. Варганова Г.В.. - М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. - С. 41—51. (Проф. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1; вып. 9—10). - Прил. к журн. "Школьная библиотека".

13. Варганова Г. В. Качественные методы изучения чтения //  Чтение детей и взрослых: качество чтения. - СПб.: СПб. Акад. постдипломного пед. образования, 2009. -  С. 43-48.

14. Вальдгард С. Л. Очерки психологии чтения / предисл. Е. Г. Муравьевой, В. В. Ялышевой. – СПб.: Российская нац. б-ка, 2010. - 136 с.


15. Волкова В. Н. Чтение в российской провинции (по материалам современных сибирских исследований) // Чтение в библиотеках России / сост.: Степанова А.С, Ялышева В.В.; Рос. нац. б-ка. - СПб., 2007.- Вып. 7.: Исслед. проекты б-к по чтению. - С. 47—63.

16. Дадали Н. В., Илле М. Е. Чтение художественной литературы в Петербурге // Чтение в библиотеках России / сост.: Степанова А.С., Ялышева В.В.; Рос. нац. б-ка. - СПб., 2007. - Вып. 7: Исслед. проекты б-к по чтению. - С. 94—102.

17. Дети и подростки в мире книжной культуры: сб. науч. трудов. - М.: Изд-во РГБ, 1993. – 129 с.

18. Добрынина Н. Е. Черты духовной общности: русская художественная литература в чтении многонационального советского читателя. - М.: Книга, 1983. – 112 с.

19. Дрешер Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методо­логия и методика: монография. М.: Либерея-Бибинформ, 2009. - 239 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 108).

20. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России – 2008. - М.: Изд-во МЦБС, 2008. - 80с.

21. Ерохин А. В. Чтение в эпоху экранной культуры с точки зрения вузовской педагогики // Седьмые Макушинские чтения. - Новосибирск.: ГПНТБ СО РАН, 2006. - С. 263-266.

22. Иванова Э. И. О некоторых направлениях исследований чтения за рубежом // Социология и психология чтения. - М., 1979. - С.136-153.

23. Казаринова И. Н. Библиотерапия: учеб. – прак. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.. - СПб.: Береста, 2007. - 127 с.

24. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности. - М.: Изд-во МЦБС, 2007. - 183 с.

25. Китаева А. И. Коммуникативная специфика процесса чтения (дифференциально-психологический анализ) // Библиоте­коведение. — 2009. — № 4. - С. 63—68.

26. Кисилева Н. С. Книга лечит: некоторые аспекты изучения библиотерапии. - Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2008. - С.154-159.

27. Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов. - М.: Книга, 1973. - 323с.

28. Книга и чтение в жизни советского села: Проблемы и тенденции. - М.: Книга, 1978. - 184с.

29. Книга и чтение в зеркале социологии / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М.: Кн. палата, 1990.- 208 с.

30. Мелентьева Ю. П. Изучение чтения в России и в мире // Книга: исслед. и материалы: сб. / Рос. кн. палата. - М.: Наука, 2007. — № 86. - С. 112—116.

31. Миронова Е. В. Развивающая библиотерапия в условиях школьной библиотеки //  Книга и чтение в системе ценностей общества XXI в. / М-во культуры и массовых коммуникаций РБ, Нац. б-ка РБ . -   Улан-Удэ., 2007. - С. 74-81.


32. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: Изд-во МЦБС, 2007. – 55 с.

33. Немчина И. М. Что происходит с детским чтением? // Акту­альные проблемы детского и юношеского чтения и подготовка библио­течных специалистов: материалы междунар. науч.-практ. конф., (21—22 марта 2007 г., Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; ред. Иванова Г.А. . - М., 2007. - С. 114—118.

34. Оганесян Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности // Библиотековедение. – 2007. - № 4.- С. 54-57.

35. Орлова В. С. Методические проблемы международных исследований восприятия художественной литературы. // Социология и психология чтения. - М.: Книга, 1987. - С. 154-185.

36. Орлова В. С. Литературная ориентация и читательское восприятие (об итогах и проблемах одного исследования) // Книга и чтение в зеркале социологии. М.: Книга, 1990. - С. 80-104.

37. Останина М. М. Читатель и чтение в образовательном процессе. //  Библиотеки вузов Новосибирска в образовательном пространстве. Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 2009.-  С. 93-96.

38. Перевозкина Н. Ю. Библиотерапия: социологическое иссле­дование // Профилактическая роль культуры и искусства: материалы регион. науч.- практ. конф. [27 нояб. 2009 г.]. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. - С.37-41.

39. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сб. науч-практ. работ.- М.: Изд-во МЦБС, 2007. – 267 с.

40. Полозова Т. А. Акмеология библиотерапии: новое направление изучения книги и чтения  //  Библиотека и чтение в структуре современного образования: материалы межрегиональной научной конференции, 29 октября 2009 г. -  М.: Наука, 2009.-  С. 148-150.

41. Потапова Р. П. Российская библиотерапия  //  Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации. - М., 2004. - С. 59-62.

42. Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: сб. науч. трудов. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1980. - 171с.

43. Раввинский Д. К. Чтение в контексте времени // Что мы читаем? Какие мы? : сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во РНБ, 1993. - С.9-15.

литературы 44. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга, 1977. – 263 с.

45. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Избранное : в 2-х т. - М.: Книга, 1975. - Т. 1.- С. 35-107.

46. Советский читатель: Опыт конкретно-социологического исследования. - М.: Книга, 1968. 373 с.

47. Специалист – библиотека – библиография. - М.: Книга, 1972. – 274 с.

48. Стельмах В. Д. Социология чтения: реальное и желаемое // Книга и чтение в зеркале социологии. – М.: Кн. палата, 1990. – С.7-13.


49. Туева Л. М. Руководство чтением в историческом контексте // Библиотеки региона в системе социокультурных и научных коммуникаций: сб. науч.трудов. - Новосибирск.: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2010. - С.123-132.

50. Хижняк Е. В.,  Крипак  М. Ю. Библиотека и библиотерапия  //  Библиотечное дело - 2007: современные технологии и ресурсы : материалы XII Международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). -  М.: МГУКИ, 2007. - С. 64-65.

51. Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 175 с.

52. Чугунова С. А. Мысленный образ ситуации как медиатор понимания художественного текста: монография. - Брянск: РИО Брянского гос. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 2006. - 158 с.

53. Чудинова В.П. Состояние и роль чтения в современном обще­стве: социодинамика процесса // Библиотечное дело — XXI век: науч.- практ. сб. - 2008. — № 2 (16). - С. 61—86.

54. Чуча О. Л. Типы установок в процессе чтения поэтических текстов // Вопросы психологии. – 2008. - № 4. - С.43-52.

55. Шелякин О. В. Библиопсихологические аспекты восприятия музыкально-текстовой информации //  Библиотечное дело - 2006: скворцовские чтения. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - С. 52-55.  

56. Шехтман Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст: учебное пособие. - М.: Высш. шк., 2009. -158 с.

57. Школа как территория чтения: сб. статей. - М.: Изд-во МЦБС, 2008. – 84 с