ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социология и психология чтения как область научного знания и учебный предмет.
2. Чтение как вид человеческой деятельности.
3. Функции чтения.
4. Характеристика понятий: «читательские потребности», «читательские интересы», «читательская установка», «мотивы чтения», «художественный вкус».
5. История изучения читателей и чтения в России. Характеристика деятельности Х. Д. Алчевской и Н. А. Рубакина.
6. Исследовательская деятельность в области чтения в первой половине XX века.
7. Изучение читателей и чтения во второй половине XX века: характеристика направлений и крупных исследований.
8. Библиопсихология и библиотерапия как направление в психологии чтения.
9. Восприятие и понимание художественной литературы.
10 Восприятие и понимание специальной литературы.
11. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
12 Характеристика дошкольников и младших школьников как читателей.
13. Современный подросток как читатель.
14. Особенности чтения в юношеском возрасте.
15. Деятельность библиотек для поддержки и развития интереса к чтению у детей, подростков, юношества.
16. Библиотека как организатор и пропагандист чтения среди различных групп пользователей и населения.
Список рекомендуемой литературы
Агеева Г. М. Чтение в современной России: проблемы, особенности, формы поддержки // Актуальные проблемы детского и юношеского чтения и подготовка библиотечных специалистов: материалы междунар. науч.-практ. конф., (21—22 марта 2007 г., Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: 2007. - С. 11—15.
Афанасьев М. Д. За книгой: место чтения в жизни советского рабочего. -М.: Книга, 1987. – 128 с.
Балашова Е. В. Библиотечно-информационная работа с подрастающим поколением. Библиотерапия детства // Библиотечное дело - 2004: всеобщая доступность информации.- М., 2004. - С. 68-69.
Банк Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.) – М.: Книга, 1969. - 262с.
Беленькая Л. И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы // Социально-психологические проблемы чтения. - М.: Книга, 1977. - Вып.3. - С. 5-38.
Беленькая Л. И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет. - М.: книга, 1969. -167 с.
Библиотечное дело: терминологический словарь. - М.: Книга, 1986. - 223с.
Бородина В. А. К методике измерения продуктивности чтения // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: сб. науч. трудов. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1980. - С.141-151.
Брякова И. Е. Подросток как читатель: взаимосвязь мотивов и качества чтения // Чтение детей и взрослых: качество чтения. - СПб.: Изд-во СПб акад. постдипломного пед. образования, 2009. - С. 106-109.
Беловицкая А.А. Понятие "чтение" как подсистема категории "книга" // Библиотековедение. — 2009. — № 5. - С. 57—64.
Беспалов В. М. Литературно-жанровый потенциал библиотерапии // Библиотечное дело - 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания.- М., 2002. - С. 103-104.
12. Бородина В. А. Читательское развитие: системный подход // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. между-нар. науч.-практ. семинара / сост. Варганова Г.В.. - М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. - С. 41—51. (Проф. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1; вып. 9—10). - Прил. к журн. "Школьная библиотека".
13. Варганова Г. В. Качественные методы изучения чтения // Чтение детей и взрослых: качество чтения. - СПб.: СПб. Акад. постдипломного пед. образования, 2009. - С. 43-48.
14. Вальдгард С. Л. Очерки психологии чтения / предисл. Е. Г. Муравьевой, В. В. Ялышевой. – СПб.: Российская нац. б-ка, 2010. - 136 с.
15. Волкова В. Н. Чтение в российской провинции (по материалам современных сибирских исследований) // Чтение в библиотеках России / сост.: Степанова А.С, Ялышева В.В.; Рос. нац. б-ка. - СПб., 2007.- Вып. 7.: Исслед. проекты б-к по чтению. - С. 47—63.
16. Дадали Н. В., Илле М. Е. Чтение художественной литературы в Петербурге // Чтение в библиотеках России / сост.: Степанова А.С., Ялышева В.В.; Рос. нац. б-ка. - СПб., 2007. - Вып. 7: Исслед. проекты б-к по чтению. - С. 94—102.
17. Дети и подростки в мире книжной культуры: сб. науч. трудов. - М.: Изд-во РГБ, 1993. – 129 с.
18. Добрынина Н. Е. Черты духовной общности: русская художественная литература в чтении многонационального советского читателя. - М.: Книга, 1983. – 112 с.
19. Дрешер Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. М.: Либерея-Бибинформ, 2009. - 239 с. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 108).
20. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России – 2008. - М.: Изд-во МЦБС, 2008. - 80с.
21. Ерохин А. В. Чтение в эпоху экранной культуры с точки зрения вузовской педагогики // Седьмые Макушинские чтения. - Новосибирск.: ГПНТБ СО РАН, 2006. - С. 263-266.
22. Иванова Э. И. О некоторых направлениях исследований чтения за рубежом // Социология и психология чтения. - М., 1979. - С.136-153.
23. Казаринова И. Н. Библиотерапия: учеб. – прак. пособие. – 2-е изд., испр. и доп.. - СПб.: Береста, 2007. - 127 с.
24. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности. - М.: Изд-во МЦБС, 2007. - 183 с.
25. Китаева А. И. Коммуникативная специфика процесса чтения (дифференциально-психологический анализ) // Библиотековедение. — 2009. — № 4. - С. 63—68.
26. Кисилева Н. С. Книга лечит: некоторые аспекты изучения библиотерапии. - Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2008. - С.154-159.
27. Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов. - М.: Книга, 1973. - 323с.
28. Книга и чтение в жизни советского села: Проблемы и тенденции. - М.: Книга, 1978. - 184с.
29. Книга и чтение в зеркале социологии / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М.: Кн. палата, 1990.- 208 с.
30. Мелентьева Ю. П. Изучение чтения в России и в мире // Книга: исслед. и материалы: сб. / Рос. кн. палата. - М.: Наука, 2007. — № 86. - С. 112—116.
31. Миронова Е. В. Развивающая библиотерапия в условиях школьной библиотеки // Книга и чтение в системе ценностей общества XXI в. / М-во культуры и массовых коммуникаций РБ, Нац. б-ка РБ . - Улан-Удэ., 2007. - С. 74-81.
32. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: Изд-во МЦБС, 2007. – 55 с.
33. Немчина И. М. Что происходит с детским чтением? // Актуальные проблемы детского и юношеского чтения и подготовка библиотечных специалистов: материалы междунар. науч.-практ. конф., (21—22 марта 2007 г., Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; ред. Иванова Г.А. . - М., 2007. - С. 114—118.
34. Оганесян Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности // Библиотековедение. – 2007. - № 4.- С. 54-57.
35. Орлова В. С. Методические проблемы международных исследований восприятия художественной литературы. // Социология и психология чтения. - М.: Книга, 1987. - С. 154-185.
36. Орлова В. С. Литературная ориентация и читательское восприятие (об итогах и проблемах одного исследования) // Книга и чтение в зеркале социологии. М.: Книга, 1990. - С. 80-104.
37. Останина М. М. Читатель и чтение в образовательном процессе. // Библиотеки вузов Новосибирска в образовательном пространстве. Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 2009.- С. 93-96.
38. Перевозкина Н. Ю. Библиотерапия: социологическое исследование // Профилактическая роль культуры и искусства: материалы регион. науч.- практ. конф. [27 нояб. 2009 г.]. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. - С.37-41.
39. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сб. науч-практ. работ.- М.: Изд-во МЦБС, 2007. – 267 с.
40. Полозова Т. А. Акмеология библиотерапии: новое направление изучения книги и чтения // Библиотека и чтение в структуре современного образования: материалы межрегиональной научной конференции, 29 октября 2009 г. - М.: Наука, 2009.- С. 148-150.
41. Потапова Р. П. Российская библиотерапия // Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации. - М., 2004. - С. 59-62.
42. Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: сб. науч. трудов. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1980. - 171с.
43. Раввинский Д. К. Чтение в контексте времени // Что мы читаем? Какие мы? : сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во РНБ, 1993. - С.9-15.
литературы 44. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию. - М.: Книга, 1977. – 263 с.
45. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Избранное : в 2-х т. - М.: Книга, 1975. - Т. 1.- С. 35-107.
46. Советский читатель: Опыт конкретно-социологического исследования. - М.: Книга, 1968. 373 с.
47. Специалист – библиотека – библиография. - М.: Книга, 1972. – 274 с.
48. Стельмах В. Д. Социология чтения: реальное и желаемое // Книга и чтение в зеркале социологии. – М.: Кн. палата, 1990. – С.7-13.
49. Туева Л. М. Руководство чтением в историческом контексте // Библиотеки региона в системе социокультурных и научных коммуникаций: сб. науч.трудов. - Новосибирск.: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2010. - С.123-132.
50. Хижняк Е. В., Крипак М. Ю. Библиотека и библиотерапия // Библиотечное дело - 2007: современные технологии и ресурсы : материалы XII Международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). - М.: МГУКИ, 2007. - С. 64-65.
51. Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 175 с.
52. Чугунова С. А. Мысленный образ ситуации как медиатор понимания художественного текста: монография. - Брянск: РИО Брянского гос. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 2006. - 158 с.
53. Чудинова В.П. Состояние и роль чтения в современном обществе: социодинамика процесса // Библиотечное дело — XXI век: науч.- практ. сб. - 2008. — № 2 (16). - С. 61—86.
54. Чуча О. Л. Типы установок в процессе чтения поэтических текстов // Вопросы психологии. – 2008. - № 4. - С.43-52.
55. Шелякин О. В. Библиопсихологические аспекты восприятия музыкально-текстовой информации // Библиотечное дело - 2006: скворцовские чтения. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - С. 52-55.
56. Шехтман Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст: учебное пособие. - М.: Высш. шк., 2009. -158 с.
57. Школа как территория чтения: сб. статей. - М.: Изд-во МЦБС, 2008. – 84 с