ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Планы семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа)

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Вопросы для обсуждения:

1. Цель и задачи курса «Социология и психология чтения». Связь курса с другими науками.

2. Объективные предпосылки изучения предметной области «Социология и психология чтения» будущими специалистами библиотечно-информационной сферы.

3. Функции чтения.

4. Чтение в структуре культурной, образовательной, профессиональной и досуговой деятельности человека.

5. Психические процессы человека: восприятие, понимание, воображение, мышление, речь, память в читательской деятельности.

6. Влияние чтения на развитие и культуру личности.

Литература:

1. Беловицкая А. А. Понятие «чтение» как подсистема категории «книга» // Библиотековедение. – 2009. - № 5. – С.57 – 64.

2. Гречихин А. А. Социология и психология чтения: учебное пособие. – М.: МГУП, 2007. – С.15 – 67.

3. Китаева А.И. Коммуникативная специфика процесса чтения (дифференциально-психологический анализ) /Библиотековедение. – 2009.- № 4. – С.63-70

4. Ланкин Б. Г., Григорьева, О. А. Книга как информационно-технологическая основа культуры // Социс. – 2009. - №7. – С.78-84.

5. Мангуэль А. История чтения: пер. с англ. / Альберто Мангуэль. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008. – 383с.

6. Мелентьева Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. – М.: Наука, 2007. – 335с.

7. Полозова Т. Д. О власти искусства слова и ценности чтения. – М.: Русская библиотечная ассоциация, 2010. – С. 123 – 141.


Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание понятий «библиопсихология», «библиотерапия». Первые исследователи и первые исследования в области библиопсихологии.

2. Характеристика труда Н.А.Рубакина «Психология читателя и книги».

3. Психология чтения как область психологического и библиотековедческого знания. Характеристика основных направлений и результатов исследований.

4. Субъекты и цели библиотерапевтического воздействия.

5. Методика библиотерапевтического воздействия и коррекции.

6. Проблемы библиотерапии как научной и прикладной области деятельности.

Литература:

1. Вальгард С. Л. Очерки психологии чтения. – СПб.: изд-во РНБ, 2009. - С. 15 - 19.

2. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: Учебное пособие. – М.: Школьная библиотека, 2003. – С. 153 – 167.

3. Дрешер Ю. П. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.П. Дрешер. – М.: Изд-во ФАИР, 2007. – С. 287 - 321.

4. Дрешер Ю. П.Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – С. 76 – 89. (Библиотекарь и время. XXI век; Вып.108).

5. Библиопсихология и библиотерапия / Сборник статей. Под ред. Н.Л. Карповой, О.Л.Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 117 – 149.

6. Казаринова И. Н. Библиотерапия: учеб. практ. пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – СПб.: Береста, 2007. – 127с.

7. Оганесян Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности // Библиотековедение. – 2007. - № 4. – С. 54 – 57.

8. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Н. А. Рубакин. - М.: Книга, 1977. – С.3 – 15. (Труды отечественных книговедов).


Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика социологических исследований чтения, проведенных во второй половине XX века.

2. Основные результаты социологических исследований чтения второй половины XX века.

3. Основные концептуальные подходы к изучению читателей и чтения.

4. Развитие каналов электронной коммуникации и их влияние на направленность, характер чтения, читательские предпочтения.

5. Характеристика изменений в книгоиздании и распространении печати в конце XX, начале XXI века.

6. Тенденции в чтении на современном этапе развития российского общества.

Литература:

1.Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России – 2008. – М.: МЦБС, 2008. – 80с.

2. Чудинова В. П. Состояние и роль чтения в современном обществе: социодинамика процесса // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. – 2008.- № 2(16). – С. 61-86.

3. Стельмах В. Д. Социология чтения: реальное и желаемое // Книга и чтение в зеркале социологии. – М.: Книга , 1990. – С. 7-13.

4. Чтение в библиотеках России: информационное издание. Вып.7. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007.- 196с.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Цель: закрепление теоретических знаний, выработка умений видеть целостную картину формирования личности как читателя.

Задачи:

- повторение лекционного материала, запоминание терминов, имен первых исследователей чтения в России.

- рефлексия собственного круга чтения, находящегося в активной памяти.

- овладение жанром эссе на примере написания читательской автобиографии.

Задание1. Моя читательская биография.

Вспомните себя возможно более рано и ваши контакты с книгами. Какие были ваши первые книжки? Кто вам читал в раннем детстве? Какая была при этом в доме атмосфера?

Что вы помните из раннего детства, связанного с книгой и чтением? Углубитесь в воспоминания и напишите обстоятельную читательскую автобиографию в жанре эссе.


Краткие теоретические сведения

Справка. Эссе – фр.[essai] жанр критики, публицистики др. – прозаический этюд представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Примерный круг вопросов, ответы на которые помогут определиться с содержанием текста читательской автобиографии:

- возраст осознания себя как читателя (примерно)

- Мои первые книжки. Отношение к ним, игры с ними, возможные истории.

- кто читал вам в детстве книги? С кем вы любили заниматься чтением?

- Отношение родителей к чтению. Читательское поведение родителей. Лидеры чтения в семье.

- книги в вашем доме. Собиратели книг. Дарители книг. Книги – подарки. Состав домашней библиотеки. Детские книги дома.

- самостоятельное чтение книг.

- мотивы чтения в детстве. Любимые книги. Посещение детской библиотеки.

- чтение в подростковом возрасте. Как вы выбирали книги? Кто оказывал влияние?

- общение по поводу прочитанного в семье, с друзьями, в школе на уроках.

- какие чувства вы испытывали при чтении? Какие книги заставляли сильно переживать?

- чтение в старших классах школы. Приобретение книг. Чтение журналов и газет. Любимые книги.

- ваше отношение к чтению в настоящее время. Потребности и мотивы чтения, читательские интересы и предпочтения.

- чтение и компьютер. Ваши предпочтения при чтении с экрана и в традиционном чтении.

- три лучших книги, прочитанных Вами за последнее время.

- что бы вы порекомендовали обязательно прочитать ребенку 8 – 10 лет, подростку 11 – 14 лет, старшекласснику 15 – 17 лет?

- что вы хотите обязательно прочесть в ближайшее время?

Литература:

1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров; вступ. ст., подгот. текста и коммент. В. А. Калягин – СПб.: КАРО, 2006. – 297с.

2. Банк Б. В. Изучение читателей в России в XIX веке. М.: Книга, 1970. – С.72 – 78.

3. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития: практикум / В. А. Бородина. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.28 – 54.

4. Шапошников А. Е. Книга и чтение в России с IX в. по конец XX в. М.: Либерия, 2007. - 49с.

Контрольные вопросы


1. К какому виду человеческой деятельности относится чтение?

2. Какие психические процессы человека задействованы в чтении?

3. Расскажите о первых исследователях чтения в России.

4. Почему главным вопросом для первых исследователей чтения был вопрос: «Что читать народу?».

5. Кто первым ответил на вопрос «Что читать народу?», когда, каким образом, с помощью какой аргументации?

6. Расскажите о деятельности Х. Д. Алчевской в области изучения читателей.

7. Расскажите о деятельности Н. А. Рубакина в области изучения читателей. Что принципиально нового было внесено в методический арсенал этим исследователем?