ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Раннее детство является самой благодатной порой приобщения ребенка к книжной культуре, поэтическому слову. Ребенок в возрасте до трех лет еще слабо улавливает смысл прочитанного, но хорошо чувствует поэтику устной речи, улавливает ритм и рифму слова, правильно реагирует на рисунок, цвет и через них опосредовано постигает окружающий мир. Чем больше ребенку этого возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

В младшем школьном возрасте привычный игровой метод познания постепенно вытесняется учебной деятельностью и к 8-10 годам учеба становится доминирующей в видах деятельности младшего школьника. Содержание чтения младшего школьника направляется учебными программами, становится еще более разнообразным, свободное чтение отходит на второй план. Восприятие текстов и воображение в процессе чтения становится более точным, а творческое воображение (фантазия) более глубоким по своему содержанию.

В подростковом возрасте выделяются три периода: ранний подростковый период - 10 – 11 лет, собственно подростковый - 12 – 13 лет, старший подростковый - 13 - 14 лет. Вступление в подростковый возраст связано с качественными изменениями в психическом и читательском развитии, обусловленными новыми видами деятельности подростка.


У читающих младших подростков расширяется тематический круг чтения. Чтение научно - познавательной литературы об окружающем мире увеличивается в 2 раза. Познавательная деятельность становится направленной, в читательских интересах, мотивах чтения проявляется интерес не столько к факту, сколько к познанию причинно - следственных связей в описываемом автором явлении. В художественной литературе высоко ценится правдоподобность, схожесть с жизнью. В художественной литературе 10 – 11-летние читатели ценят уже не деталь, как это было в 8 – 9 лет, а героя сверстника, яркий, героический или приключенческий сюжет, идейное содержание. Утрачивается бытовавшая в раннем детстве естественная чуткость к поэтическому слову, чтение стихов, их заучивание осуществляется только с учебной необходимостью. Активно начинает читаться детская периодика. В читательском восприятии художественной литературы доминирует «наивный реализм», слияние действительности и искусства. В этом возрасте читатель художественной литературы эмоционально активен там, где текст реалистичный, правдоподобный, узнаваемый.

Чем старше становится ребенок, тем больше на нем проявляется отпечаток образа жизни семьи и его личных интересов. Меняется характер общения подростка. Если еще в 10 лет эмоциональное благополучие ребенка определялось отношением к нему взрослых, то для 12 – 13-летних положительное эмоциональное самочувствие определяется отношением к ним друзей и сверстников. Развивается и принимает новые формы познавательная деятельность подростка. Высокого уровня достигает мышление в понятиях. Важнейшая особенность возраста – развитие самосознания и самооценки. У подростков развиваются нравственные качества, появляются самостоятельные суждения и оценки, моральные взгляды. Познавательные интересы очень широкие, развиваются устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и потребность в практической деятельности (коллекционированию, техническому творчеству, занятию спортом, другим увлечениям и любительским занятиям). В подростковом возрасте появляются различия в чтении мальчиков и девочек. Читательские интересы мальчиков сосредотачиваются на технике, спорте, героическом поведении людей, приключениях, фантастике, детективе, девочки в предпочтениях тяготеют к литературе о человеческих отношениях, любви, искусстве, моде и др.

В раннем юношеском возрасте – 15 лет в психическом развитии углубляется нравственная сфера. 15 – 16-летние остро переживают несправедливость, обиду, первое чувство влюбленности. Читательское восприятие резко субъективно. В связи с ростом самосознания при чтении происходит наполнение художественного текста переживаемыми собственными этическими проблемами. Вследствие этого может происходить субъективная акцентировка смысла читаемого произведения. Восприятие художественного текста под влиянием читательского воображения, собственных переживаний, может быть произвольным по отношению к авторскому замыслу. Поэтому освоение смыслов программных художественных произведений должно на каждой возрастной ступени читательского развития сопровождаться помощью профессионалов – учителей, библиотекарей. Только тогда в современных условиях больших информационных возможностей может состояться настоящий читатель.


Содержание чтения юношества во многом определяется учебной деятельностью. В свободное время молодые люди читают преимущественно массовую литературу, произведения модных, «раскрученных» авторов, глянцевые журналы, интерес к которым начал формироваться еще в подростковом возрасте.

Как и в подростковом возрасте у юношества наблюдается активное использование Интернет для получения различной информации, общения с друзьями, самовыражения в социальных сетях. Интернет во многих молодежных кругах в настоящее время является практически единственным источником информации. Часто традиционная книга используется только в связи с выполнением учебных заданий, по настоятельному требованию педагогов. В этой связи на библиотеки, обслуживающих детей, подростков, юношество возлагаются новые и серьезные задачи по поддержке и развитию интереса к чтению. Современная библиотека, работающая по удовлетворению информационных потребностей детей и юношества, должна располагать мощной материальной базой, обеспечивающий общение детей с информацией, иметь новую, комфортную информационно-коммуникативную среду, профессионалов – библиотекарей, психологов, педагогов, умеющих общаться с детьми, организовывать их досуг в библиотеке, прививать любовь к книге и чтению.


Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Цель: сформировать представления о значимости библиотечно-информационного сопровождения чтения различных групп пользователей.

Задачи:

1. Дать характеристику сущности библиотечно-информационного сопровождения в советский период.

2. Дать общую характеристику изменениям в содержании и характере чтения в настоящее время.

3. Объяснить необходимость библиотечно-информационного сопровождения чтения на современном этапе в свете решения задач Национальной программы чтения.

Рекомендуемая литература: (1,16,20,24,32,39,49,53,57)

Основное содержание:

Важнейшей сущностной функцией современной библиотеки является функция информирования своих пользователей. Информационное обслуживание читателей и пользователей библиотеки давно сложившаяся практика в деятельности библиотек. Заметим, что идеологическая составляющая или, другими словами, методология этого обслуживания в истории развивалась в парадигме от руководства чтением до предоставления полной самостоятельности пользователю библиотеки в работе с каталогами и поиском необходимой литературы, будь то опытный читатель, или читатель новичок.

Руководство чтением – целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки.(7,с.130)

Теория руководства чтением сложилась в советский период общества. Необходимость разработки этой теории и ее применения в библиотечной практике сугубо советский феномен в библиотековедении. Исторической предпосылкой создания теории руководства чтением послужили два фактора. Первый фактор – неграмотность большинства россиян на начало советского периода развития страны. Второй фактор – необходимость укрепления новой идеологии, влияния на сознание людей идей марксизма – ленинизма. Закрепившийся тоталитаризм в социальном устройстве советского общества в 30-е годы требовал контроля и искоренения инакомыслия.

Основные теоретические положения руководства чтением были разработаны советским библиотековедением уже в 1930-е годы прошлого века. Суть их выражалась в следующих положениях: руководство чтением – «организованное вмешательство» в процесс чтения советского человека», специфическая особенность библиотеки», «продуманная, обоснованная научной теорией марксизма – ленинизма методика политической работы по пропаганде книги среди отдельных групп читателей». Смысл руководства чтением виделся в том, чтобы развивать все стороны личности читателя, помогать стать широко образованным и развитым человеком, способствовать самообразованию.(49) Заметим, что библиотекари тех лет на фоне низкой грамотности населения действительно были образованными и хорошо знали литературу. В силу этого рекомендации библиотекаря были авторитетными и, практически, не подвергались сомнению. Руководство чтением в практической деятельности давало хорошие результаты при удовлетворении читательских запросов на книги.


По мере роста грамотности населения и демократических преобразований в обществе все меньше читателей нуждалось в руководстве чтением в его первоначальном смысле. Библиотечная практика освобождалась от идеологического диктата и сосредотачивала свое внимание на просветительской работе среди читателей. Однако фонды библиотек вступали в противоречие с интересами читателей, библиотеки затруднялись с удовлетворением растущих читательских запросов на художественную остросюжетную, развлекательную литературу, на литературу по читательским интересам. Выходом из новой складывающейся ситуации с чтением стало, с одной стороны, обслуживание читателей в библиотеках с постановкой в очередь на книгу, а с другой, - действия самих любителей чтения по формированию домашних библиотек через подписку на собрания сочинений отечественной и зарубежной классической художественной литературы, энциклопедии, словари, покупку книг в магазинах. Растущие очереди на дефицитную литературу в библиотеках, обмен книгами для чтения из домашних библиотек среди друзей, родственников и просто хороших знакомых, все обостряющееся противоречие между читательским спросом и библиотечным предложением вызвало отток читателей из библиотек в 1980-1990 годы XX века.

Ответом библиотек на вызовы времени стали новые организационные формы библиотечного обслуживания – бригадный и семейный абонементы, открытие библиотечных пунктов на предприятиях, в местах отдаленных поселений людей. Однако эти действия библиотек незначительно улучшали картину с чтением в библиотеках.

Развитие рыночных отношений в 1990-е годы отразилось на деятельности библиотек: существенно сократилась библиотечная сеть, ушли в небытие профсоюзные библиотеки, многие технические библиотеки исчезли вместе с предприятиями. Компьютеризация библиотек повлекла рождение и развитие новых библиотечных и информационных технологий. Из библиотеки, образно говоря, ушел читатель и появился в ней пользователь. В стране стала складываться новая читательская ситуация. Социологические центры – ВЦИОМ, центр Ю. Левады в начале первого десятилетия XXI века провели исследования чтения россиян. Результаты исследований были ошеломительными: более трети взрослого населения (37%) вообще не читает книг, к газетам обращаются лишь немногим больше половины опрошенных - около 60%, журналы читают 17% принявших участие в опросе. Содержательная направленность чтения концентрируется на художественной развлекательной литературе массового спроса. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7%. Вместе с тем у взрослого населения на просмотр телевизионных программ уходит больше 26 часов в неделю, то есть практически 4 рабочих дня. Исследователи детского чтения еще ранее выявили изменения в содержании чтения подростков и юношества – сокращение объема чтения и его прагматическую направленность. (33,51)