ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Библиотека как организатор и пропагандист чтения среди различных групп пользователей. Теория руководства чтением и ее практическая реализация в советский период жизни общества. Социально-культурные изменения в России конца XX-начала XXI века и их влияние на читательскую деятельность. Разработка и принятие Национальной программы поддержки и развития чтения в России. Основные итоги реализации первого этапа Национальной программы поддержки и развития чтения. Опыт зарубежных библиотек и библиотек России по развитию интереса к чтению среди различных групп населения. Методы и формы привлечения к чтению детского и взрослого населения. Использование маркетинговых технологий, рекламы, паблик рилейшнз для продвижения чтения. Современные тенденции и проблемы библиотечно-информационного сопровождения чтения на современном этапе.

Методические указания к изучению курса

Краткий конспект лекций


Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Цель: ознакомление с целями и задачами курса.

Задачи:

1. Дать общую характеристику учебному курсу, объяснить его актуальность для профессиональной подготовки в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность», обозначить цели и задачи, объем и структуру курса.

2. Определить ключевые понятия «социология чтения», «психология чтения», объяснить их значение в сфере науки и библиотечной практики.

3. Охарактеризовать учебно-методическую оснащенность курса.

4. Ознакомить с требованиями к знаниям, умениям и навыкам при итоговой аттестации освоения курса.

5. Дать рекомендации по выполнению контрольной работы ( для студентов заочной формы обучения).

Рекомендуемая литература: (14,25,29,42,53)

Основное содержание:

В конце XX века философ и писатель Умберто Эко так высказался о взаимоотношениях визуальной, письменной и компьютерной культур: в ближайшем будущем социум разделится на два класса: класс большинства, который пользуется только зрительной (визуальной) коммуникацией и пользуется только готовыми образами. Другой класс – класс литературной и компьютерной элиты, управляющий этими коммуникациями.

Известный российский культуролог, социолог С. Н. Плотников о чтении говорил как о жизнеохраняющей функции культуры, как технологии интеллектуального воспроизводства в обществе. Чтение – это уникальный феномен культуры, это созидательный процесс сотворения человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества – главная проблема современного мира. Он выделил основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего и не читающего:

- активно читающие люди способны мыслить в категориях возникающих проблем, схватывать целое, и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений;

- более адекватно оценивать ситуацию и находить правильные решения;

- имеют больший объем памяти и активное, творческое воображение;

- лучше владеют речью, она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;

- обладают большей потребностью в независимости и свободе, более критичны в суждениях и поведении;

- легче вступают в контакты и приятны в общении.


Думается этих аргументов достаточно, чтобы обратиться к изучению курса «Социология и психология чтения». Учебный курс «Социология и психология чтения» в учебный план подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности был включен сравнительно недавно, хотя существование этой области знания и учебного предмета имеет уже свою историю. В современных условиях развития информатизации общества, активного внедрения компьютерной техники во все сферы жизни и деятельности человека изменяется роль библиотеки и чтения в обществе. Эти изменения носят и негативный характер. Противостоять падению культурного уровня населения, поднимать значение роли чтения в жизни современного человека призвано изучение будущими бакалаврами библиотечно-информационной деятельности учебного курса «Социология и психология чтения».

В Словаре библиотечных терминов чтение определяется как «вид коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей человека: учебных, профессиональных, культурных, досуговых и др.» (7,с.168) В отличие от других видов коммуникативной деятельности чтение имеет свои особенности:

- знаково-словесная форма передачи информации, обладающая большими возможностями;

- опосредованный текстом характер сообщений, допускающий его фиксацию, хранение, распространение, тиражирование;

- индивидуальное регулирование потока получаемой информации, в зависимости от уровня образования и потребностей человека.

«Социология чтения» это частная социологическая дисциплина. Она изучает социальные факты и закономерности функционирования произведений печати в обществе. Имеет своей целью объяснение социальной природы и принципов развития потребностей в чтении и читательских интересов. Достижение поставленной цели решается следующими задачами:

- выявление общественно-исторической обусловленности потребностей и интересов в чтении;

- определение места чтения в системе культурных явлений и его роли в познании и формировании духовного мира человека;

- получение социологических данных о характере, содержании и круге чтения различных групп читателей библиотек и населения.

«Психология чтения»- область знания, изучающая психологические закономерности при взаимодействии читателя с текстом произведения печати. Например, формирование навыков чтения, особенности восприятия и понимания различных текстов, особенности психических состояний, возникающих при чтении (библиотерапия) и др.


Учебный курс «Социология и психология чтения» объединяет две области знания о чтении в один предмет с целью приобретения студентами знаний и умений для научного и практического обоснования прикладных аспектов информационно-библиотечного обслуживания, формирования библиотечных фондов, принятия маркетинговых и других управленческих решений по разработке ассортитмента библиотечно-информационных продуктов и услуг.

Изучение курса «Социология и психология чтения» в современный период обусловлено социальной, культурной и профессиональной необходимостью реализации целей и задач Национальной программы поддержки и развития интереса к чтению в российском обществе.

Учебно-методическое обеспечение курса представлено учебными пособиями, разработанными профильными кафедрами Московского и Санкт-Петербургского университетов культуры и искусств, научными публикациями в тематических сборниках различных научных коллективов, статьями в профессиональной периодической печати.


Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Цель: формирование представлений о чтении как виде деятельности человека и социально-психологическом процессе.

Задачи:

1. Дать характеристику специфическим особенностям чтения;

2. Определить понятия «читательская деятельность», «процесс чтения»

3. Выделить структуру и обозначить функции чтения.

Рекомендуемая литература: (7,10,12,14,25, 42,51,56)

Основное содержание:

Известны четыре вида коммуникативной деятельности: слушание и говорение, чтение и письмо. Именно эти виды деятельности выделили homo sapiens из живой природы и сформировали человека разумного. Коммуникационная деятельность – деятельность интеллектуальная. Она продукт мышления человека и выражается его речью, слушанием других людей, чтением и письмом. Говорение и слушание являются первичными видами коммуникационной деятельности. Чтение и письмо как виды коммуникационной деятельности появились много позднее, тогда, когда наряду с иконическим изображением (рисунком) люди стали пользоваться абстрактными символами, выражающими звук речи. Эти символы легли в основу человеческих языков и позволили фиксировать речь на материальных носителях: глине, папирусе, пергаменте и др.

Чтение это сложный вид коммуникационной деятельности. В нем задействованы многие психические процессы: внимание, воображение, мышление, внутренняя речь, мышление, память и др. Как вид коммуникационной деятельности имеет ряд специфических черт:

- чтение может быть аудиальным (звучащим, его обычно называют чтение вслух) и чтением про себя, то есть скрытым для окружающих, когда его сопровождающие процессы скрыты для окружающих;

- знаковая (не только словесная) форма выражения информации. Например, чтение нотных записей, инженерных чертежей, топографических карт и др;

- чтение является средством познания и коммуникации;

- тесная связь чтения с читателем: чтение характеризует читателя по множеству признаков: направленности чтения, его содержанию, активности, интенсивности, глубине, разносторонности и другим количественным и качественным читательским характеристикам.

- чтение близко умственному труду и творческой деятельности личности. Его можно также сравнить с обеспечивающими интеллектуальную и творческую деятельность человека средствами и нескончаемыми ресурсами;