ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 361
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
Планы семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа)
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Вопросы для обсуждения:
1. Цель и задачи курса «Социология и психология чтения». Связь курса с другими науками.
2. Объективные предпосылки изучения предметной области «Социология и психология чтения» будущими специалистами библиотечно-информационной сферы.
3. Функции чтения.
4. Чтение в структуре культурной, образовательной, профессиональной и досуговой деятельности человека.
5. Психические процессы человека: восприятие, понимание, воображение, мышление, речь, память в читательской деятельности.
6. Влияние чтения на развитие и культуру личности.
Литература:
1. Беловицкая А. А. Понятие «чтение» как подсистема категории «книга» // Библиотековедение. – 2009. - № 5. – С.57 – 64.
2. Гречихин А. А. Социология и психология чтения: учебное пособие. – М.: МГУП, 2007. – С.15 – 67.
3. Китаева А.И. Коммуникативная специфика процесса чтения (дифференциально-психологический анализ) /Библиотековедение. – 2009.- № 4. – С.63-70
4. Ланкин Б. Г., Григорьева, О. А. Книга как информационно-технологическая основа культуры // Социс. – 2009. - №7. – С.78-84.
5. Мангуэль А. История чтения: пер. с англ. / Альберто Мангуэль. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008. – 383с.
6. Мелентьева Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. – М.: Наука, 2007. – 335с.
7. Полозова Т. Д. О власти искусства слова и ценности чтения. – М.: Русская библиотечная ассоциация, 2010. – С. 123 – 141.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание понятий «библиопсихология», «библиотерапия». Первые исследователи и первые исследования в области библиопсихологии.
2. Характеристика труда Н.А.Рубакина «Психология читателя и книги».
3. Психология чтения как область психологического и библиотековедческого знания. Характеристика основных направлений и результатов исследований.
4. Субъекты и цели библиотерапевтического воздействия.
5. Методика библиотерапевтического воздействия и коррекции.
6. Проблемы библиотерапии как научной и прикладной области деятельности.
Литература:
1. Вальгард С. Л. Очерки психологии чтения. – СПб.: изд-во РНБ, 2009. - С. 15 - 19.
2. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: Учебное пособие. – М.: Школьная библиотека, 2003. – С. 153 – 167.
3. Дрешер Ю. П. Библиотерапия: полный курс: учеб. пособие / Ю.П. Дрешер. – М.: Изд-во ФАИР, 2007. – С. 287 - 321.
4. Дрешер Ю. П.Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – С. 76 – 89. (Библиотекарь и время. XXI век; Вып.108).
5. Библиопсихология и библиотерапия / Сборник статей. Под ред. Н.Л. Карповой, О.Л.Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 117 – 149.
6. Казаринова И. Н. Библиотерапия: учеб. практ. пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – СПб.: Береста, 2007. – 127с.
7. Оганесян Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности // Библиотековедение. – 2007. - № 4. – С. 54 – 57.
8. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Н. А. Рубакин. - М.: Книга, 1977. – С.3 – 15. (Труды отечественных книговедов).
Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика социологических исследований чтения, проведенных во второй половине XX века.
2. Основные результаты социологических исследований чтения второй половины XX века.
3. Основные концептуальные подходы к изучению читателей и чтения.
4. Развитие каналов электронной коммуникации и их влияние на направленность, характер чтения, читательские предпочтения.
5. Характеристика изменений в книгоиздании и распространении печати в конце XX, начале XXI века.
6. Тенденции в чтении на современном этапе развития российского общества.
Литература:
1.Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России – 2008. – М.: МЦБС, 2008. – 80с.
2. Чудинова В. П. Состояние и роль чтения в современном обществе: социодинамика процесса // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. – 2008.- № 2(16). – С. 61-86.
3. Стельмах В. Д. Социология чтения: реальное и желаемое // Книга и чтение в зеркале социологии. – М.: Книга , 1990. – С. 7-13.
4. Чтение в библиотеках России: информационное издание. Вып.7. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб, 2007.- 196с.
Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.
Цель: закрепление теоретических знаний, выработка умений видеть целостную картину формирования личности как читателя.
Задачи:
- повторение лекционного материала, запоминание терминов, имен первых исследователей чтения в России.
- рефлексия собственного круга чтения, находящегося в активной памяти.
- овладение жанром эссе на примере написания читательской автобиографии.
Задание1. Моя читательская биография.
Вспомните себя возможно более рано и ваши контакты с книгами. Какие были ваши первые книжки? Кто вам читал в раннем детстве? Какая была при этом в доме атмосфера?
Что вы помните из раннего детства, связанного с книгой и чтением? Углубитесь в воспоминания и напишите обстоятельную читательскую автобиографию в жанре эссе.
Краткие теоретические сведения
Справка. Эссе – фр.[essai] жанр критики, публицистики др. – прозаический этюд представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.
Примерный круг вопросов, ответы на которые помогут определиться с содержанием текста читательской автобиографии:
- возраст осознания себя как читателя (примерно)
- Мои первые книжки. Отношение к ним, игры с ними, возможные истории.
- кто читал вам в детстве книги? С кем вы любили заниматься чтением?
- Отношение родителей к чтению. Читательское поведение родителей. Лидеры чтения в семье.
- книги в вашем доме. Собиратели книг. Дарители книг. Книги – подарки. Состав домашней библиотеки. Детские книги дома.
- самостоятельное чтение книг.
- мотивы чтения в детстве. Любимые книги. Посещение детской библиотеки.
- чтение в подростковом возрасте. Как вы выбирали книги? Кто оказывал влияние?
- общение по поводу прочитанного в семье, с друзьями, в школе на уроках.
- какие чувства вы испытывали при чтении? Какие книги заставляли сильно переживать?
- чтение в старших классах школы. Приобретение книг. Чтение журналов и газет. Любимые книги.
- ваше отношение к чтению в настоящее время. Потребности и мотивы чтения, читательские интересы и предпочтения.
- чтение и компьютер. Ваши предпочтения при чтении с экрана и в традиционном чтении.
- три лучших книги, прочитанных Вами за последнее время.
- что бы вы порекомендовали обязательно прочитать ребенку 8 – 10 лет, подростку 11 – 14 лет, старшекласснику 15 – 17 лет?
- что вы хотите обязательно прочесть в ближайшее время?
Литература:
1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров; вступ. ст., подгот. текста и коммент. В. А. Калягин – СПб.: КАРО, 2006. – 297с.
2. Банк Б. В. Изучение читателей в России в XIX веке. М.: Книга, 1970. – С.72 – 78.
3. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития: практикум / В. А. Бородина. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С.28 – 54.
4. Шапошников А. Е. Книга и чтение в России с IX в. по конец XX в. М.: Либерия, 2007. - 49с.
Контрольные вопросы
1. К какому виду человеческой деятельности относится чтение?
2. Какие психические процессы человека задействованы в чтении?
3. Расскажите о первых исследователях чтения в России.
4. Почему главным вопросом для первых исследователей чтения был вопрос: «Что читать народу?».
5. Кто первым ответил на вопрос «Что читать народу?», когда, каким образом, с помощью какой аргументации?
6. Расскажите о деятельности Х. Д. Алчевской в области изучения читателей.
7. Расскажите о деятельности Н. А. Рубакина в области изучения читателей. Что принципиально нового было внесено в методический арсенал этим исследователем?