ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
Вторая стадия – понимание идейного содержания. Полное понимание идеи возможно лишь по прочтении всего произведения в целом. На этой стадии восприятия ведущим становится процесс мышления, но поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито при чтении, эмоциональное отношение к тексту углубляется.
Третья стадия восприятия литературы – влияние художественного произведения на личность читателя. Таким образом, в процессе чтения художественного произведения читатель должен преодолеть три его слоя: слой языка, слой фактов и слой идей. Погружение в текст требует от читателя развитых читательских навыков и умений, высокого уровня культуры чтения.
Таким образом, восприятие и понимание художественной литературы проходит при чтении три стадии. Оно начинается с непосредственного восприятия читателем изображенной писателем действительности и воссоздания образов. Процесс восприятия художественного литературного произведения сопряжен с мышлением читателя его и сопровождается эмоциональными переживаниями. По мере погружения в язык и стиль произведения у читателя уточняются образы, углубляется понимание описываемых событий и читатель готов к пониманию идейного содержания. Глубина восприятия художественного литературного произведения и влияние чтения художественной литературы на личность обеспечивается уровнем читательского развития, опытом чтения, благоприятной ситуацией, складывающейся в процессе чтения, отсутствием различного рода помех и других объективных и субъективных факторов, сопровождающих процесс чтения.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Цель: формирование представлений об особенностях восприятия и понимания специальной литературы.
Задачи:
1. Дать общую характеристику отличительных особенностей текстов специальной литературы.
2. Раскрыть особенности структуры и языковых средств текстов специальной литературы.
3. Раскрыть факторы качественного восприятия и понимания специальной литературы.
Рекомендуемая литература: (8,13,37,42,55,56)
Основное содержание:
Под специальной литературой понимаются завершенные тексты, с информацией, созданной специалистами какой – либо отрасли, вследствие полученного нового знания или других целей, адресованные другим специалистам и оформленные согласно установленным правилам.
Авторы специальных текстов мыслят и передают смыслы в понятиях, что коренным образом отличает специальную литературу от литературы художественной, структурной единицей которой является художественный образ. В силу этого специальная литература имеет следующие отличительные признаки:
- язык ее текстов построен на понятиях и терминах наук и отраслей знания, которым посвящен специальный текст; может содержать особые знаки и символы для выражения смысла;
- текст специальной литературы имеет четкую смысловую и организационную структуру: содержание текста, как правило, состоит из тезисов и их доказательств (фактов, аргументов, выявленных закономерностей и другого);
- содержание текста организовано в структурные блоки – введение, разделы, главы, параграфы, заключение;
- смысловое содержание специальных текстов часто дополняется схемами, рисунками, графиками, таблицами;
- тексты специальной литературы сопровождаются ссылками на работы других авторов, содержат библиографические списки литературы по раскрываемой теме, могут содержать комментарии, различного вида указатели, помогающие в работе с основным текстом;
- подчиненность специального текста функциональному и читательскому назначению, его виду и жанру.
Содержание текстов специальной литературы управляет их прочтением: использовать и понимать их смыслы может специалист, владеющий терминологией и обладающий читательским опытом. Чтение специальной литературы имеет свои особенности. Они выражаются в зависимости скорости и качества чтения от цели чтения и уровня специальной подготовки читателя.
Цели чтения специальной литературы могут быть различными: ознакомительные, поисковые, учебные, производственные, научно - исследовательские, самообразовательные и другие. Цели определяют и способы чтения: беглый просмотр с опорой на структуру содержания и ключевые слова, штудирование (как правило, сопровождается ведением записей, составлением конспектов), аналитическое чтение.
Понимание специальной литературы обусловлено следующими факторами:
- знанием предмета, о котором говорится в тексте, владением профессиональной терминологией;
- наличием конкретной мыслительной и коммуникативной задачи;
- уровнем профессионального и читательского развития, письменно – речевых умений;
- владением различными техниками чтения.
Таким образом, уровень понимания специальных текстов прямо зависит от уровня подготовки читателя, его целевой установки на чтение (мотивации), и читательской направленности, то есть напряжения воли, усилий на чтение.
Различают три уровня понимания:
отсутствие понимания;
поверхностное понимание;
глубокое понимание.
Чтение специальной литературы протекает в определенной последовательности: сначала читатель осуществляет предварительный просмотр, который заключается в знакомстве с автором и заглавием книги,
оглавлением или содержанием, аннотацией или рефератом, справочно-библиографическим аппаратом издания. Предварительный просмотр очень важен. Он помогает читателю определиться с целью чтения и выбрать для ее достижения адекватный способ. Следующий этап работы со специальным текстом заключается в его тщательной проработке согласно поставленной цели и выбранного способа чтения.
Считается, что главным в чтении специальной литературы является запоминание ее содержания. Однако это не всегда так. Наиболее значимым при чтении специальной литературы является ее усвоение. Усвоить – это значит так прочитать и продумать текст, чтобы мысли автора объединились с собственными мыслями, образовали единую систему знаний по изучаемой теме. Трудности усвоения специальных текстов связаны со следующими причинами:
такой эффект случается тогда, когда у читателя небольшой запас знаний, а текст наполнен незнакомой лексикой и большой по объему.
У читателя не сформирована привычка регулярно читать специальную литературу. Он обращается к ней от случая к случаю, спорадически, рывками, надеясь за короткое время овладеть необходимым объемом знаний. Так ведут себя студенты, не заинтересованные в своей специальности, загружая себя информацией по предмету только в сессионный период.
И еще одна причина, обусловленная предыдущими – читатель при чтении не разобрался в структуре читаемого текста, ему не ясна логика организации материала, поэтому причинно-следственные связи текста, ход рассуждений автора не воспринимается, и не устанавливаются связи с уже усвоенными знаниями. Специальный текст можно понять, если уяснена схема построения текста.
При чтении необходимо следить за последовательностью хода мыслей автора, логикой доказательств, установить связи между отдельными положениями, отделить главное от иллюстраций и примеров. При таком подходе к специальной литературе ее чтение становится серьезной аналитической работой, а прочитанное понимается и усваивается.
Процесс понимания идет легче, если он сопровождается конспектированием или преобразованием текста в схемы, таблицы. Важно помнить, что ведение записей при чтении обязательно. Записи должны быть рациональными, свернутыми, хорошо структурированными. Оригинальные мысли возникают в момент чтения. Они результат мышления и ассоциаций и в другое время не возникают. Поэтому так важно научиться вести собственные записи в любых условиях. На определенном уровне развития культуры чтения специальных текстов у читателя может появиться несогласие с взглядами отдельных авторов, появляться собственные аргументы против их доводов. Это хорошо, значит, уровень чтения специальной литературы становится более высоким.
Назовем часто встречающиеся ошибки в работе со специальной литературой. Это:
отсутствие должной целенаправленности и регулярности в чтении;
неумение или недостаточное ориентирование в структуре текста, его справочном аппарате;
не ведение записей.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Цель: формирование целостных представлений о состоянии и тенденциях развития чтения в России в настоящее время.
Задачи:
1. Представить общую социологическую характеристику чтения россиян во второй половине ХХ века.
2. Представить социологическую характеристику чтения в России в начале XXI века.
3. Обозначить тенденции в чтении россиян в настоящее время.
Рекомендуемая литература: (2,15,16,18,20,22,27,28,29,46)
Основное содержание:
Социология чтения как научная область знания стала активно развиваться в России во второй половине XX века. В этот период было реализовано несколько крупных исследовательских программ, которые были объединены в крупный проект « Книга и чтение в жизни советского общества». Проведенные исследования, несмотря на несопоставимость исследовательских программ и выборок, представили в совокупности, хотя и далекую от полноты, картину чтения того времени. Социологическая картина чтения состояла из количественных и содержательных характеристик: активность чтения (регулярность обращения к печатным источникам, объем чтения) разных социально-демографических групп, активность использования различных каналов получения литературы (библиотека, покупка в книжном магазине, подписка); место чтения в структуре досуга и бюджета свободного времени, читательские предпочтения, мотивы выбора книг и оценки прочитанного. Со второй половины 1970-х годов началось постепенное сужение масштабов работы и заключение социологии чтения в рамки только библиотечной сферы. Всесоюзные репрезентативные исследования с широким охватом социальных категорий стали единичным явлением. Исключением стало исследование «Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках» (1975 – 1985гг.) которое стало первой попыткой создания собственной статистико-социологической информации о чтении.
Результаты исследований свидетельствовали об активизации чтения в рабочей среде уже в 1950 –1960-е годы, активном интересе молодых рабочих к русской классической литературе, интересе к чтению произведений советских писателей.(46) По данным исследований к середине 1970-х годов к числу читателей относилось 95 % жителей небольших городов, включая детей 7 лет (27с.7), а в конце 1970-х – 87 % сельского населения (28, с159). Значительная часть читателей использовала все основные виды печатных источников (газеты, журналы и книги) – 79 % в небольших городах (27,с. 284) и 60 % в селах (28,с. 159). Было установлено, что наиболее распространено чтение газет, к которым обращается почти все население городов и большинство сельского населения. Основной источник получения газет в стране тех лет – домашняя подписка. Исследования отразили высокие показатели обращения читателей к журналам. В домашней подписке они оказались у 78 % опрошенных жителей небольших городов РСФСР (27,с.280). Среди селян подписчиками журналов являлись 76 % (28,с.157). По профилю журналов среди подписчиков, как в городе, так и на селе лидировали так называемые «тонкие» журналы – «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Здоровье». Второе место в рейтинге популярности подписки заняли научно-популярные и специальные журналы по естествознанию, технике, сельскому хозяйству (62 % в городе и 40 % на селе). Общественно-политические и литературно-художественные «толстые» журналы выписывали на дом 26 % селян и 34 % горожан. Чтение книг также стало массовым. К читателям книг относятся 84 % жителей небольших городов (27,с.283) и 75 % - жителей сел (28,с.159).Таким образом, читательская ситуация 1970 - 1980-х годов по данным социологических исследований выглядела так, что подтверждала тезис о советском народе как о самом читающем в мире. Интерес к чтению и дешевизна издательской продукции вызвала явление «читательского бума», покупки книг в домашние библиотеки. Издательства стали издавать так называемые «макулатурные издания» - книги, пользующиеся у читателей повышенным спросом в обмен на сданную ими макулатуру.