ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Вопросы для обсуждения:

1. Библиотеки в жизни современного общества: традиции и новации в продвижении книги и чтения.

2. Актуальные проблемы в содержании и характере чтения современных россиян.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения: разработка, итоги реализации первого этапа.

4. Методы и формы привлечения детей и взрослых к чтению. Использование маркетинговых технологий.

Литература:

1. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: сб. науч-практ. работ. М.: МЦБС, 2007. С.124-152. ( Национальная программа поддержки и развития чтения).

2. Национальная программа поддержки и развития чтения / Федеральное агенство по культуре и кинематографии, Российский книжный союз. – М.: МЦБС, 2007. - 56с.

3. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя. – М.: Прсвещение, 2008. – 120с.

4. Дудкова Л. В. Формирование круга чтения современного школьника: методические рекомендации и материалы. – М.: Шк.Кн., 2008. – 88с.

5. Дубин Б. В., Зоркая, Н. А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. – М.: МЦБС, 2008. – С. 4 – 34.

6. Духовно-нравственное воспитание детей в библиотечной среде. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С. 131 - 154. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 1 - 2). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».


Методические указания по выполнению контрольной

работы для студентов заочной формы обучения

Контрольная работа

Задание 1

Тема: социологическое пилотажное изучение чтения читателей.

Цель: закрепление знаний и формирование умений сбора, анализа и представления социологических данных, полученных методом опроса пользователей по проблемам чтения.

Выполнение контрольной работы является обязательным заданием углубленной самостоятельной работы по предмету в межсессионный период и предъявляется преподавателю в письменном виде для проверки в первый день прибытия на сессию. Контрольная работа защищается на практическом занятии в группе. Правильно выполненная и защищенная контрольная работа является допуском студента к экзамену.

Примерные темы для социологического опроса:

1. Читательские предпочтения современной молодежи

2. Читательские интересы людей пенсионного возраста

3. Что и как читает современный подросток

4. Использование Интернет в свободном времени молодых мужчин (женщин, детей, подростков, юношества или любой другой социальной / профессиональной группы людей, по выбору студента)

5. Чтение в семье

6. Отношение к чтению литературы разных жанров (поэзии, детектива, фантастики и др.)

7. Отношение к домашней библиотеке её владельцев

8. Газеты и журналы в чтении группы читателей (группа читателей определяется самим студентом)

9. Отношение посетителей библиотеки к культуре библиотечного обслуживания

10. Чтение и компьютер в жизни современного человека

11. Свободная тема, по согласованию с преподавателем.


Методика выполнения

Справка: пилотажное социологическое исследование – пробное исследование, предваряющее основное, направленное на получение первичных сведений об изучаемой проблеме, на отработку исследовательского инструментария и гипотезы.

1. Из предложенного списка выберите тему для пилотажного социологического исследования. Выявите и изучите статьи из профессиональных периодических изданий по вашей теме, опубликованные за последние три года. Определите основное противоречие (проблему) в вашей теме, уточните понятия и границы темы. Определите цель и задачи исследования, сформулируйте гипотезу. Разработайте вопросы для анкеты или интервью, наметьте их последовательность и структурные части анкеты или бланка интервью. Оформите и тиражируйте анкету или бланк интервьюера. Определите базу, место и время проведения опроса. Разработайте план проведения опроса.

2. Проведите опрос не менее 50 респондентов. Проведите анализ количественных данных, соотнося их с выдвинутой вами гипотезой и опубликованными, уже известными данными. Ориентируясь на самые показательные полученные вами данные, сделайте основные выводы. Сделайте выводы о вопросах анкеты или интервью. Выделите те из них, которые не дали ожидаемого результата, оказались лишними, внесли только «информационный шум». Доработайте вашу анкету (интервью), включите в нее новые вопросы, с учетом выявленных недочетов и ошибок. Составьте окончательный вариант вашей анкеты (интервью)

3. Напишите подробный отчет о проведенном исследовании и его результатах. В приложении к отчету поместите массив собранных анкет и доработанный вариант анкеты (бланка интервью) На основе текста отчета подготовьте доклад на 5 – 7 минут с изложением основных результатов и выводов о проведенной работе.

4. Выступите с докладом в группе на практическом занятии, подготовьтесь ответить на возникшие вопросы слушателей.

Задание 2

Тема: Опыт российских и зарубежных библиотек по поддержке и развитию интереса к чтению.

Цель: Изучение опыта библиотек по поддержке и развитию интереса к чтению на основе опубликованных материалов в профессиональной печати.

Методика выполнения: реферирование опубликованных материалов по теме.

Примерные темы рефератов:


1. Поддержка и развитие чтения как общенациональная задача

2. Современное состояние и воспроизводство культуры чтения в России (опыт библиотек)

3. Опыт библиотек по развитию интереса к чтению у детей и подростков.

4. Социальное партнерство библиотек по привлечению населения к чтению

5. Реализация программы «Большое чтение» на примере конкретной области России.

6. Опыт проведения крупных акций по пропаганде книги и чтения среди населения.

7. Опыт проведения конкурсов для продвижения книги и чтения.

8. Детский фестиваль чтения (на примере какой-либо территории)

9. Опыт проведения праздников книги

10. Продвижение чтения в США

11. Программы развития читателя: опыт Великобритании

12. Школьная библиотека как территория чтения: опыт работы

13. Опыт библиотек по организации летнего чтения детей

14. Проектная деятельность библиотек по поддержке и развитию интереса к чтению

15. Библиотерапия в работе с социально незащищенными группами населения.

16. Опыт библиотерапевтического воздействия на детей с девиантным поведением.

17. Чтение в будущем

18. Свободная тема (по согласованию с преподавателем)


Список рекомендуемой литературы Основная литература

  1. Вальдгард, С. Л. Очерки психологии чтения / С. Л. Вальгард; предисл. Е. Г. Муравьевой, В. В. Ялышевой. – СПб. : Российская нац. б-ка, 2010. – 136 с.

  2. Дубин, Б. В. Чтение в России / Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. – М. : Изд-во МЦБС, 2008. – 80 с.

  3. Национальная программа поддержки и развития чтения. – М. : Изд-во МЦБС, 2007. – 55 с.

Дополнительная литература

  1. Агеева, Г. М. Чтение в современной России: проблемы, особен­ности, формы поддержки / Г. М. Агеева // Актуальные проблемы детского и юношес­кого чтения и подготовка библиотечных специалистов: материалы междунар. науч.-практ. конф., (21—22 марта 2007 г., Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2007. – С. 11-15.

  2. Афанасьев, М. Д. За книгой: место чтения в жизни советского рабочего / М. Д. Афанасьев. – М. : Книга, 1987. – 128 с.

  3. Балашова, Е. В. Библиотечно-информационная работа с подрастающим поколением. Библиотерапия детства / Е. В. Балашова  //  Библиотечное дело – 2004 : всеобщая доступность информации. – М. : 2004. – С. 68-69.

  4. Банк, Б. В. Изучение читателей в России (XIX в.) / Б. В. Банк. – М. : Книга, 1969. – 262 с.

  5. Беленькая, Л. И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы // Социально-психологические проблемы чтения. – М. : Книга, 1977. – Вып. 3. – С. 5-38.

  6. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга : О читателе восьми-девяти лет / Л. И. Беленькая. – М. : Книга, 1969. – 167 с.

  7. Беловицкая, А. А. Понятие "чтение" как подсистема категории "книга" / А. А. Беловицкая // Библиотековедение. – 2009. – № 5. – С. 57-64.

  8. Беспалов, В. М. Литературно-жанровый потенциал библиотерапии / В. М. Беспалов  //  Библиотечное дело - 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания. – М., 2002. – С. 103-104.

  9. Библиотечное дело : терминологический словарь. – М.: Книга, 1986. – 223 с.

  10. Бородина, В. А. К методике измерения продуктивности чтения / В. А. Бородина // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: сб. науч. трудов. – Л. : Изд-во ЛГИК, 1980. – С.141-151.

  11. Бородина, В. А. Читательское развитие: системный подход / В. А. Бородина // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. между-нар. науч.-практ. семинара / сост. Г. В. Варганова. – М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – С. 41-51.

  12. Брякова, И. Е. Подросток как читатель: взаимосвязь мотивов и качества чтения / И. Е. Брякова //  Чтение детей и взрослых: качество чтения. – СПб. : Изд-во СПб акад. постдипломного пед. образования, 2009. – С. 106-109.

  13. Варганова, Г. В. Качественные методы изучения чтения / Г. В. Варганова //  Чтение детей и взрослых: качество чтения. – СПб. : СПб. Акад. постдипломного пед. образования, 2009. – С. 43-48.

  14. Волкова, В. Н. Чтение в российской провинции (по материалам современных сибирских исследований) / В. Н. Волкова // Чтение в библиотеках России / сост. : Степанова А. С, Ялышева В. В. ; Рос. нац. б-ка. – СПб., 2007. – Вып. 7 : Исслед. проекты б-к по чтению. – С. 47-63.

  15. Дадали, Н. В. Чтение художественной литературы в Петербурге / Н. В. Дадали, М. Е. Илле // Чтение в библиотеках России / сост. : Степанова А. С., Ялышева В. В. ; Рос. нац. б-ка. – СПб., 2007. – Вып. 7 : Исслед. проекты б-к по чтению. – С. 94-102.

  16. Дети и подростки в мире книжной культуры : сб. науч. трудов. – М. : Изд-во РГБ, 1993. – 129 с.

  17. Добрынина, Н. Е. Черты духовной общности: русская художественная литература в чтении многонационального советского читателя / Н. Е. Добрынина. – М. : Книга, 1983. – 112 с.

  18. Дрешер, Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методо­логия и методика : монография / Ю. Н. Дрешер. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 239 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; Вып. 108).

  19. Ерохин, А. В. Чтение в эпоху экранной культуры с точки зрения вузовской педагогики / А. В. Ерохин // Седьмые Макушинские чтения. – Новосибирск. : ГПНТБ СО РАН, 2006. – С. 263-266.

  20. Иванова, Э И. О некоторых направлениях исследований чтения за рубежом / Э. И. Иванова // Социология и психология чтения. – М., 1979. – С. 136-153.

  21. Казаринова, И. Н. Библиотерапия: учеб.–прак. пособие / И. Н. Казаринова. – 2-е изд. исп. и доп. – СПб. : Береста, 2007. – 127 с.

  22. Как разорвать замкнутый круг : Поддержка и развитие чтения : проблемы и возможности. – М. : Изд-во МЦБС, 2007. – 183 с.

  23. Китаева, А. И. Коммуникативная специфика процесса чтения (дифференциально-психологический анализ) / А. И. Китаева // Библиоте­коведение. – 2009. – № 4. – С. 63-68.

  24. Кисилева, Н. С. Книга лечит : некоторые аспекты изучения библиотерапии / Н. С. Кисилева. – Оренбург. : Издательский центр ОГАУ, 2008. – С. 154-159.

  25. Книга и чтение в жизни небольших городов : По материалам исследования чтения и читательских интересов. – М. : Книга, 1973. – 323 с.

  26. Книга и чтение в жизни советского села : Проблемы и тенденции. – М. : Книга, 1978. – 184 с.

  27. Книга и чтение в зеркале социологии / ГБЛ. – М. : Кн. палата, 1990. – 208 с.

  28. Мелентьева, Ю. П. Изучение чтения в России и в мире / Ю.П. Мелентьева // Книга : исслед. и материалы : сб. / Рос. кн. палата. – М. : Наука, 2007. – № 86. – С. 112-116.

  29. Миронова, Е. В. Развивающая библиотерапия в условиях школьной библиотеки / Е. В. Миронова //  Книга и чтение в системе ценностей общества XXI в / М-во культуры и массовых коммуникаций РБ; Нац. б-ка РБ.  – Улан-Удэ., 2007. – С. 74-81.

  30. Немчина, И. М. Что происходит с детским чтением? / И. М. Немчина // Акту­альные проблемы детского и юношеского чтения и подготовка библио­течных специалистов : материалы междунар. науч.-практ. конф., (21—22 марта 2007 г., Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; Ред. Иванова Г.А. – М., 2007. – С. 114-118.

  31. Оганесян, Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности / Н. Т. Оганесян // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С. 54-57.

  32. Орлова, В. С. Методические проблемы международных исследований восприятия художественной литературы / В. С. Орлова //Социология и психология чтения. – М. : Книга, 1979. – С. 154-185.

  33. Орлова, В. С. Литературная ориентация и читательское восприятие (об итогах и проблемах одного исследования) / В. С. Орлова // Книга и чтение в зеркале социологии. – М. : Книга, 1990. – С. 80-104.

  34. Останина, М. М. Читатель и чтение в образовательном процессе / М. М. Останина //  Библиотеки вузов Новосибирска в образовательном пространстве. – Новосибирск. : Изд-во НГТУ, 2009. – С. 93-96.

  35. Перевозкина, Н. Ю. Библиотерапия : социологическое иссле­дование / Н. Ю. Перевозкина // Профилактическая роль культуры и искусства : материалы регион. науч.- практ. конф. [27 нояб. 2009 г.]. – Тюмень. : РИЦ ТГАКИ, 2009. – С. 37-41.

  36. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России : сб. науч-практ. работ. – М. : Изд-во МЦБС, 2007. – 267 с.

  37. Полозова, Т. А. Акмеология библиотерапии : новое направление изучения книги и чтения / Т. А. Полозова //  Библиотека и чтение в структуре современного образования: материалы межрегиональной научной конференции, 29 октября 2009 г. – М. : Наука, 2009. – С. 148-150.

  38. Потапова, Р. П. Российская библиотерапия / Р. П. Потапова  //  Библиотечное дело-2004 : всеобщая доступность информации. – М., 2004. – С. 59-62.

  39. Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения : сб. науч. тр. – Л. : Изд-во ЛГИК, 1980. – 171 с.

  40. Раввинский, Д. К. Чтение в контексте времени / Д. К. Раввинский // Что мы читаем? Какие мы? : сб. науч. тр. – СПб. : Изд-во РНБ, 1993. – С.9-15.

  41. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги : краткое введение в библиологическую психологию / Н. А. Рубакин. – М. : Книга, 1977. – 263 с.

  42. Рубакин, Н. А. Этюды о русской читающей публике / Н. А. Рубакин // Избранное : в 2-х т. – М. : Книга, 1975. – Т. 1. – С. 35-107.

  43. Советский читатель : Опыт конкретно-социологического исследования. М. : Книга, 1968. – 373 с.

  44. Специалист – библиотека – библиография. – М. : Книга, 1972. – 274 с.

  45. Стельмах, В. Д. Социология чтения: реальное и желаемое / В. Д. Стельмах // Книга и чтение в зеркале социологии. – М. : Кн. палата, 1990. – С. 7-13.

  46. Туева, Л. М. Руководство чтением в историческом контексте / Л. М. Туева // Библиотеки региона в системе социокультурных и научных коммуникаций: сб. науч. тр. – Новосибирск. : Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2010. – С. 123-132.

  47. Хижняк, Е. В. Библиотека и библиотерапия  / Е. В. Хижняк, М. Ю. Крипак  //  Библиотечное дело – 2007 : современные технологии и ресурсы : материалы XII Международной научной конференции (18-19 апреля 2007 г.). – М. : МГУКИ, 2007. – С. 64-65.

  48. Чтение детей и взрослых : качество чтения : сб. ст. и учеб.-метод. материалов. – СПб. : СПбАППО, 2009. – 175 с.

  49. Чугунова, С. А. Мысленный образ ситуации как медиатор понимания художественного текста : монография / С. А. Чугунова. – Брянск : РИО Брянского гос. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 2006. – 158 с.

  50. Чудинова, В. П. Состояние и роль чтения в современном обще­стве : социодинамика процесса / В. П. Чудинова // Библиотечное дело — XXI век : науч.- практ. сб. – 2008. – № 2 (16). – С. 61-86.

  51. Чуча, О. Л. Типы установок в процессе чтения поэтических текстов / О. Л. Чуча // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С.43-52.

  52. Шелякин, О. В. Библиопсихологические аспекты восприятия музыкально-текстовой информации / О. В. Шелякин //  Библиотечное дело – 2006 : Скворцовские чтения. – М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – С. 52-55.  

  53. Шехтман, Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст: учеб. пособие / Н. А. Шехтман. – М. : Высш. шк., 2009. – 158 с.

  54. Школа как территория чтения : сб. статей. – М. : Изд-во МЦБС, 2008. – 84 с.

  55. Щербакова, Н. А. Индивидуально-типические особенности восприятия произведений художественной литературы / Н. А. Щербакова // Библиотековедение. – 2009. – № 5. – С. 65-70.