ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Задание 5. Напишите отчет о проведенном пилотажном социологическом исследовании. В приложении к отчету поместите доработанный вариант анкеты или бланка интервью.

Подготовьте доклад и выступите с ним на итоговом занятии в группе.


Литература:

1. Крейденко В. С. Библиотечные исследования: учеб-метод. пособие. – М.: Русская школьная ассоциация, 2007. – С. 173 – 196. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.1.). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

2. Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках: Практич.пособие. – СПб.: Профессия, 2001. – 174с.

3. Варганова Г. В. Качественные методы изучения чтения // Чтение детей и взрослых: качество чтения. – СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009. – С. 43-48.

4. Самохина М. М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать. – Рос. гос. юнош. б-ка, 2008. – 194с.

Контрольные вопросы:

1.Из каких этапов состоит разработка прикладного социологического исследования чтения?

2.Чем отличается программа социологического исследования от его плана?

3.Что лежит в основе разработки гипотезы социологического исследования чтения и читательских интересов?

4. Какие правила лежат в основе общения исследователя с респондентами?

5. Каковы цели и задачи пилотажного социологического исследования?

Практическая работа № 6 (2 часа)

Тема: Разработка проекта по поддержке и развитию интереса к чтению группы читателей.

Цель: формирование умений проектировать компанию по продвижению чтения в группе читателей.

Задачи:

- освоить работу со статистическими и социально-демографическими данными о библиотечно-информационном обслуживании какой-либо территории (города, городского, сельского района);

- сформировать первоначальные умения коллективных обсуждений профессиональных задач;

- сформировать первоначальные умения готовить и представлять доклад о разработанном проекте на его публичную защиту.

Задание 1. Изучите представленные документы о деятельности библиотеки, проанализируйте ее контрольные показатели. Изучите основные статистические показатели территории, на которой функционирует библиотека. Проведите анализ инфраструктуры обслуживаемой территории, социально-демографического состава населения. Выявите самые емкие сферы занятости. Проанализируйте инфраструктуру сферы культуры и образования. Выявите потенциальных партнеров.


Задание 2. На основе полученных данных методом группового обсуждения разработайте проект кампании по продвижению и поддержке чтения для какой-либо группы населения или в населенном пункте в целом.

Задание 3. Представьте ваш проект на публичную защиту в администрации города. Подготовьте к защите проекта сопроводительные наглядные материалы, видеопрезентацию.

Литература:

1. Национальная программа поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2007. – 56с.

2. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / Сост. В. Я. Аскарова. – М.: МЦБС, 2007. – С.213 – 251.

3. Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне: пособие для руководителей библиотек. – М.: МЦБС, 2007.- 81с.

4. Школа как территория чтения: Сборник статей / Сост. С. В. Волков. – М.: МЦБС, 2008. – С. 56 – 64.

Контрольные вопросы:

1. Какие сведения нужно собрать и проанализировать при начале разработки проекта по поддержке и развитию интереса к чтению?

2. Как избежать субъективизма при разработке мероприятий?

3. Назовите основные трудности, возникающие при коллективных обсуждениях каких-либо проектов.

4. Какие формы продвижения чтения в не читающую среду, на Ваш взгляд, наиболее эффективны? Почему?


Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Первые сведения о читателях и чтении в России.

2. Книжная и читательская культура в России: историко-культурный контекст.

3. Первые исследователи и результаты исследований чтения в России.

4. Изучение и читателей и чтения в первой половине XX века: направленность исследований, основные результаты.

5. Изучение читателей и чтения во второй половине XX века: характеристика содержания и результатов крупных исследований.

6. Становление и развитие научного знания в области социологии и психологии чтения.

7. Основные концепции исследовательской деятельности в области социологии и психологии чтения в первом десятилетии XXI века.

Литература:

1. Банк Б. В. История изучения читателей в России в XIX веке. / Б. В. Банк. – М.: Книга, 1970 – С.62 – 84.

2. Волкова В.Н. Чтение в российской провинции ( по материалам российских исследований) // Чтение в библиотеках России / сост.: Степанова А.С, Ялышева В.В.; Рос. нац. б-ка. – СПб., 2007. – Вып. 7: Исслед. проекты б-к по чтению. – С. 47 – 63.

3. Мелентьева Ю. П. Изучение читателей и чтения в России и мире // Книга: исслед. и материалы: сб. / Рос. кн. палата. – М.: Наука, 2007. - № 86. – С. 112 – 116.

4. Рейблат А. И. От Бовы к Бальмонту: очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. – М.: Книга, 1991. – С. 81 - 90.

5. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX – XX вв). / А.Е. Шапошников. – М.: Либерея, 2001. - 80с.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Вопросы для обсуждения:

1. Возрастные и психологические особенности дошкольников. Чтение в дошкольном возрасте.

2. Возрастные и психологические особенности младших школьников. Чтение в младшем школьном возрасте.

3. Особенности развития подростков. Подросток и книга, подросток и компьютер.

4. Характеристика юношеского возраста. Чтение в юношеском возрасте.

5. Социологическая характеристика изменений в содержании и характере чтения современных детей, подростков и юношества.


6.Опыт библиотек России по поддержке и развитию интереса к чтению у детей, подростков и юношества.

Литература:

1. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении: в 2-х ч. Ч. 1. Научные и методологические основы. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 33 – 48.

2. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении: 2-х ч. Ч.2. Практикум. – М.: Школьная библиотека, 2006. – С. 29 - 59.

3. Брякова И. Е. Подросток как читатель: взаимосвязь мотивов и качества чтения // Чтение детей и взрослых: качество чтения. – СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009. – С. 106 – 109.

4. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. – 2001. - № 12. – С.84 - 91.

5. Глухова Л. В. Культура, чтение, библиотека глазами молодежи / Л. В. Глухова, О. С. Либова, А. С. Степанова // Новая библиотека. – 2010. - № 5. – С.38-44.

7. Полищук М. А. Чтение детей младшего школьного возраста (по результатам социологического исследования) / М.А. Полищук // Библиотековедение. - № 1. – С. 61- 65.

8. Родительское собрание по детскому чтению. – М.: Русская школьная ассоциация, 2007. – С. 65 – 78. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 7-8). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

9. Тихомирова И. И. Растим читателя-творца // Библиотечное дело. – 2009. -№ 10. – С. 25-27.

10. Чудинова В. П. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. – М.: Шк. б-ка, 2004. – С. 34 - 65. – (прил. к журн. «Школьная библиотека»). Сер.1. вып. 3 - 4.

11. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С. 3 – 15. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.11-12). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».