ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Библиотека как организатор и пропагандист чтения среди различных групп пользователей. Теория руководства чтением и ее практическая реализация в советский период жизни общества. Социально-культурные изменения в России конца XX-начала XXI века и их влияние на читательскую деятельность. Разработка и принятие Национальной программы поддержки и развития чтения в России. Основные итоги реализации первого этапа Национальной программы поддержки и развития чтения. Опыт зарубежных библиотек и библиотек России по развитию интереса к чтению среди различных групп населения. Методы и формы привлечения к чтению детского и взрослого населения. Использование маркетинговых технологий, рекламы, паблик рилейшнз для продвижения чтения. Современные тенденции и проблемы библиотечно-информационного сопровождения чтения на современном этапе.
Методические указания к изучению курса
Краткий конспект лекций
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Цель: ознакомление с целями и задачами курса.
Задачи:
1. Дать общую характеристику учебному курсу, объяснить его актуальность для профессиональной подготовки в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность», обозначить цели и задачи, объем и структуру курса.
2. Определить ключевые понятия «социология чтения», «психология чтения», объяснить их значение в сфере науки и библиотечной практики.
3. Охарактеризовать учебно-методическую оснащенность курса.
4. Ознакомить с требованиями к знаниям, умениям и навыкам при итоговой аттестации освоения курса.
5. Дать рекомендации по выполнению контрольной работы ( для студентов заочной формы обучения).
Рекомендуемая литература: (14,25,29,42,53)
Основное содержание:
В конце XX века философ и писатель Умберто Эко так высказался о взаимоотношениях визуальной, письменной и компьютерной культур: в ближайшем будущем социум разделится на два класса: класс большинства, который пользуется только зрительной (визуальной) коммуникацией и пользуется только готовыми образами. Другой класс – класс литературной и компьютерной элиты, управляющий этими коммуникациями.
Известный российский культуролог, социолог С. Н. Плотников о чтении говорил как о жизнеохраняющей функции культуры, как технологии интеллектуального воспроизводства в обществе. Чтение – это уникальный феномен культуры, это созидательный процесс сотворения человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества – главная проблема современного мира. Он выделил основные отличия в интеллектуальном развитии человека читающего и не читающего:
- активно читающие люди способны мыслить в категориях возникающих проблем, схватывать целое, и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений;
- более адекватно оценивать ситуацию и находить правильные решения;
- имеют больший объем памяти и активное, творческое воображение;
- лучше владеют речью, она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;
- обладают большей потребностью в независимости и свободе, более критичны в суждениях и поведении;
- легче вступают в контакты и приятны в общении.
Думается этих аргументов достаточно, чтобы обратиться к изучению курса «Социология и психология чтения». Учебный курс «Социология и психология чтения» в учебный план подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности был включен сравнительно недавно, хотя существование этой области знания и учебного предмета имеет уже свою историю. В современных условиях развития информатизации общества, активного внедрения компьютерной техники во все сферы жизни и деятельности человека изменяется роль библиотеки и чтения в обществе. Эти изменения носят и негативный характер. Противостоять падению культурного уровня населения, поднимать значение роли чтения в жизни современного человека призвано изучение будущими бакалаврами библиотечно-информационной деятельности учебного курса «Социология и психология чтения».
В Словаре библиотечных терминов чтение определяется как «вид коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей человека: учебных, профессиональных, культурных, досуговых и др.» (7,с.168) В отличие от других видов коммуникативной деятельности чтение имеет свои особенности:
- знаково-словесная форма передачи информации, обладающая большими возможностями;
- опосредованный текстом характер сообщений, допускающий его фиксацию, хранение, распространение, тиражирование;
- индивидуальное регулирование потока получаемой информации, в зависимости от уровня образования и потребностей человека.
«Социология чтения» это частная социологическая дисциплина. Она изучает социальные факты и закономерности функционирования произведений печати в обществе. Имеет своей целью объяснение социальной природы и принципов развития потребностей в чтении и читательских интересов. Достижение поставленной цели решается следующими задачами:
- выявление общественно-исторической обусловленности потребностей и интересов в чтении;
- определение места чтения в системе культурных явлений и его роли в познании и формировании духовного мира человека;
- получение социологических данных о характере, содержании и круге чтения различных групп читателей библиотек и населения.
«Психология чтения»- область знания, изучающая психологические закономерности при взаимодействии читателя с текстом произведения печати. Например, формирование навыков чтения, особенности восприятия и понимания различных текстов, особенности психических состояний, возникающих при чтении (библиотерапия) и др.
Учебный курс «Социология и психология чтения» объединяет две области знания о чтении в один предмет с целью приобретения студентами знаний и умений для научного и практического обоснования прикладных аспектов информационно-библиотечного обслуживания, формирования библиотечных фондов, принятия маркетинговых и других управленческих решений по разработке ассортитмента библиотечно-информационных продуктов и услуг.
Изучение курса «Социология и психология чтения» в современный период обусловлено социальной, культурной и профессиональной необходимостью реализации целей и задач Национальной программы поддержки и развития интереса к чтению в российском обществе.
Учебно-методическое обеспечение курса представлено учебными пособиями, разработанными профильными кафедрами Московского и Санкт-Петербургского университетов культуры и искусств, научными публикациями в тематических сборниках различных научных коллективов, статьями в профессиональной периодической печати.
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Цель: формирование представлений о чтении как виде деятельности человека и социально-психологическом процессе.
Задачи:
1. Дать характеристику специфическим особенностям чтения;
2. Определить понятия «читательская деятельность», «процесс чтения»
3. Выделить структуру и обозначить функции чтения.
Рекомендуемая литература: (7,10,12,14,25, 42,51,56)
Основное содержание:
Известны четыре вида коммуникативной деятельности: слушание и говорение, чтение и письмо. Именно эти виды деятельности выделили homo sapiens из живой природы и сформировали человека разумного. Коммуникационная деятельность – деятельность интеллектуальная. Она продукт мышления человека и выражается его речью, слушанием других людей, чтением и письмом. Говорение и слушание являются первичными видами коммуникационной деятельности. Чтение и письмо как виды коммуникационной деятельности появились много позднее, тогда, когда наряду с иконическим изображением (рисунком) люди стали пользоваться абстрактными символами, выражающими звук речи. Эти символы легли в основу человеческих языков и позволили фиксировать речь на материальных носителях: глине, папирусе, пергаменте и др.
Чтение это сложный вид коммуникационной деятельности. В нем задействованы многие психические процессы: внимание, воображение, мышление, внутренняя речь, мышление, память и др. Как вид коммуникационной деятельности имеет ряд специфических черт:
- чтение может быть аудиальным (звучащим, его обычно называют чтение вслух) и чтением про себя, то есть скрытым для окружающих, когда его сопровождающие процессы скрыты для окружающих;
- знаковая (не только словесная) форма выражения информации. Например, чтение нотных записей, инженерных чертежей, топографических карт и др;
- чтение является средством познания и коммуникации;
- тесная связь чтения с читателем: чтение характеризует читателя по множеству признаков: направленности чтения, его содержанию, активности, интенсивности, глубине, разносторонности и другим количественным и качественным читательским характеристикам.
- чтение близко умственному труду и творческой деятельности личности. Его можно также сравнить с обеспечивающими интеллектуальную и творческую деятельность человека средствами и нескончаемыми ресурсами;