ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
- в современных условиях письменная информация ассимилируется с визуальной и аудиальной информацией, образуя так называемые мультимедиа, которые воспринимаются человеком одновременно, как новый многомерный информационный текст и новый мультимедийный канал информации.
Как всякий вид человеческой деятельности читательская деятельность длится во времени. Под читательской деятельностью понимается форма активного отношения личности к произведению печати, обусловленная читательскими потребностями и целью чтения. Чаще всего читающий человек осознает, с какой целью он берется за чтение, предполагает получить от чтения тот или иной результат. Источником активности личности по отношению к произведениям печати выступают читательские потребности. Потребность в чтении – это отношение социального субъекта (личности, группы, общества) к чтению как к жизненно необходимой деятельности, посредством которой специфическим образом удовлетворяются коммуникативные, познавательные, житейские ,нравственные и другие потребности. Потребности в чтении можно определить еще следующим образом: осознание социальным субъектом противоречия между наличествующим и необходимым, разрешить которое можно только посредством чтения.
Следовательно, чтение можно рассматривать как процесс. Процесс, в переводе с латинского, – это продвижение. Процесс чтения это его ход, движение. Это смена психических состояний читателя во время чтения от незнания к знанию, эмоциональных переживаний, сопровождающих процесс чтения. Чтение, как правило, процесс индивидуального контакта с текстом. Вместе с тем он социально обусловлен, тесно связан с жизнью общества, его идеологией, нормами и ценностями, разделяемыми большинством граждан в тот или иной период, стереотипами сознания и поведения и как культурное явление отражает жизнь во всех ее проявлениях.
Любая деятельность, в том числе и чтение структурно состоит из трех фаз: мотивационно побуждающей, процессуальной и оценочной. Деятельность всегда наполняется психологическим содержанием. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной в начале цели; в середине процесса находится динамическая система конкретных действий и операций, направленных на достижение результата.
Чтение относится к сфере культурной деятельности человека и органично вписывается в ее структуру. Поэтому чтение можно различать по видам культурной деятельности: чтение общекультурное, образовательное и воспитательное, профессиональное и досугово-развлекательное. Чтение многофункционально. В человеческой деятельности выполняет функции познания окружающей действительности, коммуникации, образования и самообразования, воспитания, социализации, художественного развития. В силу этого чтение активно влияет на развитие психической и эмоциональной сферы человека, его художественно-творческие способности. Особо подчеркнем, что становление и развитие личности, её профессионального статуса, карьерного роста теснейшим образом связано с активной и непрерывной читательской деятельностью.
В современных условиях через массовую печать и Интернет чтение становится одним из средств формирования индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, моральных, религиозных, политических идеалов и убеждений.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Цель: ознакомить с историей изучения читателей и чтения в России.
Задачи:
1. Сообщить исторические сведения о возникновении интереса к тому, что читают люди.
2. Раскрыть закономерности появления новой литературы и интереса к ее чтению.
3. Охарактеризовать начало научного познания чтения и читательских
интересов россиян.
4. Дать характеристику исследовательской деятельности в области изучения читателей и чтения в советский период развития библиотечного дела в России.
Рекомендуемая литература: (4,15,18,27, 28,29,45,48)
Основное содержание:
Первые сведения о читателях и чтении на Руси относятся к IX в. н.э. Читателями той поры были священнослужители, государственные деятели. Известно, что любителями чтения, собирателями книг были Ярослав Мудрый, Иван IV (Грозный). В круге чтения читателей того времени были богослужебные книги, переведенные на церковно-славянский с греческого, жития святых. Среди светских книг были философские сочинения, географические описания, переводы литературных произведений с греческого и латинского, памятники русской литературы, например, «Остромирово Евангелие», «Архангельское евангелие», и др.
В XVI – XVII вв. появляется новая литература, книги иного содержания в связи с освоением пространства (великие географические открытия), развитием ремесел и мануфактурного производства, расширением торговли с другими странами. Это книги научного содержания по географии, геодезии, строительству, военному делу. Однако потребителями книжной продукции по-прежнему остается грамотное богатое сословие, духовенство. Сохраняется религиозно-нравственная направленность чтения, вместе с тем становятся явными иноземные светские влияния в картине чтения.
В XVIII веке появляются значительные произведения русской художественной литературы благодаря деятельности А. П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова и др. Деятельность просвещенных монархов той поры Петра I, Екатерины II способствуют развитию наук и литературы. Появляется литература по навигации и кораблестроению, математике, географии, истории. Зарождается светская печать. Расширяется круг российского читателя за счет офицерства. У читающей публики ярко проявляется интерес к «изящной» литературе, к романам, поэзии.
В исторический период правления Александра I разворачивается издательская деятельность Н.И.Новикова. Особой популярностью у читающих пользуются календари, французские романы, журналы. Из отечественных авторов активно издаются произведения В. Жуковского, Н.И. Карамзина, А.С. Пушкина. Среди читающей публики начинает формироваться мода в чтении. Это явление отразил при характеристике своего героя А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» следующим образом: «…бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…», а при описании образа юной Татьяны А.С. Пушкин находит такие слова: «…ей рано нравились романы…». Отношение людей к чтению того времени было неоднозначным. В «Горе от ума» А.С. Грибоедова находим: «…все врут календари…», а Фамусов заявляет: «…собрать бы книги все, да сжечь…». В условиях дореформенной России (1790 – 1861гг.) создаются для обучения детей состоятельной российской публики гимназии, приходские школы и училищах, в университетах подготовка учителей. Вместе с тем читатели в этот период, в массе своей, богатые люди, представители среднего сословия.
Начало второй половины XIX века характеризуется тем, что среди читающей публики появляется новый читатель – читатель из народа. Это происходит благодаря открытию земских школ, земских библиотек, подвижнической деятельности «народников». Во всех читающих слоях российского общества того времени большой популярностью пользуются романы, в круг чтения и обсуждения читающей публики входит литература по идейным исканиям. По – прежнему самые читающие слои населения – состоятельные люди: дворянство, чиновничество. Появляется в этот период детская и лубочная литература, издаются толстые и тонкие журналы.
Научное изучение читателей и чтения начинается в 60 – е годы XIX века и связано с образовательной деятельностью школ, открываемых для народа. (4,48-61)
Организаторами и участниками такого изучения стали главным образом работники народного образования, а также составители книг для народного чтения, издатели, книгопродавцы. Объектом исследования в то время было преимущественно крестьянство, в меньшей степени – рабочие, ремесленники и другие группы населения. Изучение читателей проводилось в основном в школах, особенно в школах для взрослых.
В конце 1850-х – начале 1860-х гг. Л. Н. Толстой проводил в своей яснополянской школе беседы с крестьянами, читал им вслух и выдавал книги для чтения. По специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная поляна», он через учителей начальных школ собирал сведения о народном читателе. В 1870-х – начале 1880-хгг видный педагог и организатор народных школ Н. А. Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе, пользуясь для этого беседой по заранее намеченным вопросам и беседой в свободной форме, наблюдением, анализом письменных работ учащихся. Материалы, собранные Л. Н. Толстым и Н. А. Корфом, публиковались ими в педагогических периодических изданиях и побуждали учительство заниматься изучением читателей.
Некоторые исследователи народного чтения предпринимали «хождение в народ», брались за торговлю литературой в деревне. Применяли различные методы – беседы с покупателями, наблюдения за ними в книжных лавках, на ярмарках. Сведения о чтении читателя из народа использовал книгоиздатель И. Д. Сытин, начавший свою издательскую и книготорговую деятельность в 70 – е годы XIX века. В эти годы начинается еще одно многолетнее исследование чтения женщин, работниц ткацких и швейных фабрик в г. Харькове, на Украине, обучавшихся в частной женской воскресной школе Х. Д. Алчевской. Учительницами этой школы с помощью Н. А. Корфа был разработан так называемый экспериментальный метод изучения читателей, который предусматривал разнообразные беседы с читателями и слушателями громких чтений (беседа индивидуальная и групповая, «переспрос» - беседа по заранее подготовленным вопросникам, беседа в свободной форме на уроке и в библиотеке школы), наблюдение, анализ домашних сочинений о прочитанных книгах. Результатом этой многолетней деятельности явился трехтомный указатель, составленный Х. Д. Алчевской «Что читать народу?» (1884 - 1906гг.), в котором помимо рекомендательных списков для чтения приведены оценки книг для народного и детского чтения. (4,с. 97-112)
Выход в свет указателя «Что читать народу» разрешил длительный спор между сторонниками создания специальной «народной» литературы для малообразованных крестьян и сторонниками народного просвещения и образования, считавшими, что народ надо учить, а не создавать для него примитивную литературу.
Опыт учительниц школы Х. Д. Алчевской долго служил образцом деятельности по развитию читательской культуры в других школах и внешкольных учреждениях России – в Тифлисе, Петербурге, Москве, Тамбове, обогащался другими методами изучения чтения и читателей, например, написанием читательской автобиографии. Читательская автобиография позволяла узнать не только о читательских запросах и пристрастиях, но и о роли книги в жизни читателя, его труде, быте, духовных интересах.
Весьма значимым исследователем чтения и читательских интересов того времени явился Н. А. Рубакин (1862 – 1946 гг.). Его деятельность была многогранной. Он выступал как социолог и публицист, популяризатор научных знаний, пропагандист и организатор самообразования, библиотекарь, библиограф, книговед. Н. А. Рубакин придавал огромное значение изучению читателей. Из многочисленных работ Рубакина, посвященных изучению читателей, самая значительная – «Этюды о русской читающей публике» (1895г.), итог организованного им централизованного исследования чтения. (45)В этой книге на основе метода анализа статистических данных о пользовании библиотеками, покупке книг дана характеристика чтения различных слоев российского общества. Методом анализа читательских автобиографий нарисован портрет читателя из народа, которому явно симпатизирует Рубакин и считает, что за ним будущее.