ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология и психология чтения

Введение

Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Тематический план курса для студентов очной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 6 лет)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» (срок обучения - 4 года)

Тематический план курса для студентов заочной формы обучения по квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов» (срок обучения - 5 лет)

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».

Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3. История изучения читателей и чтения в России

Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.

Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.

Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»

Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.

Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.

Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.

Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.

Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.

Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.

Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Планы семинарских занятий

Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.

Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения

Семинар 3 (2часа) Тема: Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.

Описания практических работ Практическая работа №1 (4 часа) Тема: Чтение как вид человеческой деятельности и социально- психологический процесс.

Краткие теоретические сведения

Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии

Литература:

Практическая работа № 3 (4часа) Тема: Определение уровня восприятия и понимания художественного текста.

Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.

Практическая работа № 5 (6 часов) Тема: Социологическое изучение чтения (на примере одной группы читателей).

Литература:

Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.

Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.

Практическая работа № 9 (2часа) Тема: Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.

Методика выполнения

Задание 2

Примерные темы рефератов:

Список рекомендуемой литературы Основная литература

Дополнительная литература

Список рекомендуемой литературы

Список ключевых слов

Таким образом, читательская ситуация в 1970-1980-е годы XX века по результатам социологических исследований выглядела достаточно позитивно. Исследователи выявили абсолютный количественный рост читательской аудитории, достигший почти своего предела в чтении газет. Перемены в интенсивности чтения носили более сложный характер: росту интенсивности чтения у одних групп населения, соответствовала стабилизация или даже уменьшение соответствующих показателей у других. Такую дифференциацию читательской аудитории исследователи объясняли широким распространением средств массовой информации и, прежде всего, телевидения. На читателей высокого культурного и образовательного уровня приобщение к средствам массовой коммуникации оказало стимулирующее воздействие, они стали читать больше, читатели же низкого образовательного и культурного уровня под влиянием просмотров телевизионных программ стали читать меньше. В этой связи, исследователи сделали уже в 80-е годы вывод о необходимости более трезвой оценки перспектив развития чтения в стране.(29, с.24)

Было установлено, что за последнее 20-летие изменилось соотношение двух важнейших каналов получения книг – из общественных и личных библиотек. Быстрый рост числа и объема личных библиотек, с одной стороны, и сокращение охвата населения библиотечным обслуживанием с другой, привели к тому, что книги из личных библиотек вышли на первое место по их доле в общем объеме чтения населения. Был сделан вывод о симптоматичных переменах в ориентациях читателей: о росте их самосознания и культурного уровня, так как наряду с обращением в общественную библиотеку велось активное формирование и использование личных библиотек, являющихся, по сути, показателем культурного статуса и отражением личностного мира их владельцев.

В конце 1980-х, начале 1990-х годов XX века в стране произошли серьезнейшие политические и социально-экономические изменения. Рухнул СССР, грянул экономический кризис, Россия перешла на рыночный способ хозяйствования. Смена общественного строя в стране сопровождалась экономической разрухой и сенсационными публикациями о злоупотреблениях властей, политических и государственных деятелях прошлого. В газетах и журналах появились разоблачительные публикации о деятельности лидеров партийной номенклатуры, руководителей краев и областей нашей страны. Этот период читатели отметили таким грустным афоризмом: «В настоящее время интереснее читать, чем жить». В начале 90-х годов произошло закрытие сети профсоюзных, технических и других ведомственных библиотек в связи с закрытием или переходом предприятий, их создавших в частные руки (приватизацией). В сети массовых и детских библиотек развернулась оптимизация – их слияние и укрупнение, значительно сократилось число массовых библиотек. Существенные перемены произошли и в издательской деятельности. На книжные прилавки хлынула новая, коммерческая литература, большими тиражами стали издаваться детективы, любовный роман, приключенческая и историческая литература, жизнеописания известных людей, звезд эстрады, шоу бизнеса. Массовая литература быстро переориентировалась на невзыскательный вкус, на существовавшую во все времена потребность обывателей в пикантных подробностях жизни известных людей, остром сюжете. Да и социальная жизнь в стране сама щедро дарила темы новым авторам о криминальных разборках, коррупции, насилии, злоупотреблениях, жизни олигархов.


Централизованные исследования чтения в этот период не проводились, социологические наблюдения чтения стали эпизодически осуществляться в по инициативе некоторых областных и краевых библиотеках. Этот период связан с появлением и бурным развитием новых каналов электронной коммуникации в России, кабельного телевидения, активным освоением новых информационных технологий и Интернет. Произошли кардинальные изменения в издательской продукции. Так, если массовые издания художественной литературы издавались миллионными тиражами в конце 80-х годов, то к концу 1990-х тиражи изданий во много раз сократились, и, соответственно, выросло число наименований изданий. Изменился и видовой состав изданий. Значительно сократилось издание научной и научно-популярной литературы, выросло число наименований газет и журналов, однако значительно сократились их тиражи. Научная литература, практически вся, стала издаваться научными институтами и организациями. Появились новые электронные носители информации – CD-ROM, DVD, а затем и сетевая литература. Как альтернатива общественной библиотеке, стремительно развилась частная инициатива по созданию доступных электронных библиотек.

Новые социально-политические, экономические и культурные реалии, новая компьютерная техника и стремительное развитие информационных технологий существенно изменили читательскую потребностно-мотивационную сферу, читательское сознание и поведение.

Первое десятилетие нового XXI века ознаменовалось следующим состоянием читательской и книжной культуры: доля постоянных читателей газет, журналов, книг заметно сократилась. Так, по данным социологического аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центр») 37 % населения вообще не читают, 40 % читают время от времени и лишь 23 % читают практически каждый день. Художественную литературу за последние два года покупала только треть россиян. Если в конце 80-х годов прошлого века к художественной литературе регулярно обращались более 90 % населения, то в настоящее время около 80 %. (20,с.30) Заметим, что печатная информация на традиционных бумажных носителях составляет сегодня лишь один из каналов, обеспечивающих доступ к содержанию текстов, будь они газетными, журнальными или книжными. Еще одним таким каналом выступает Интернет как форма трансляции текстов. В настоящее время возможности электронной сети как источника текстов используют не более 15 % взрослых россиян. Лидерами обращения к Интернет-каналам как источникам печатной информации являются самые молодые россияне: 18 % из них читают через Интернет учебную литературу, 12 % специальную, каждый десятый – художественную. (20,с.33)


Несмотря на то, что в 1980-е годы прошлого века практически всех жителей страны можно было назвать читателями, социологи чтения уже тогда заметили отток читателей из библиотек и падение читательской активности по отношению к отдельным типам и видам литературы. Так в 1980-е годы регулярно пользовались библиотеками немногим более половины населения. В настоящее время число читателей библиотек еще сократилось: более 77 % взрослого населения России не пользуются никакими муниципальными и государственными библиотеками. Больше всего не пользуются библиотеками самые пожилые и наименее благополучные слои населения, те, кому не хватает денег даже на продукты, а также много среди них жителей Москвы - более 80 % москвичей не пользуются библиотеками вообще. (20,с.65)

Таким образом, чтению в современной России присущи следующие тенденции:

- разрушилась бытовавшая всегда культурная норма читать, люди перестали стыдиться того, что они не читают;

- количество не читающих или обращающихся к чтению от случая к случаю увеличивается;

- произошел дальнейший отток читателей из библиотек, современные ее абоненты – люди периода обучения и пенсионеры;

- среди читающей публики все более выражено расслоение на множественные фрагментарные группы не похожие между собой как по характеру, так и по содержанию чтения. Полюсами этого явления становится массовый читатель жанровой литературы и элитарные читательские группы с различными литературными ориентациями;

- в объеме чтения россиян превалирует доля развлекательного чтения. Деловые, профессиональные и досуговые мотивы обращения к чтению преобладают над общекультурными мотивами;

- издательства все более ориентируются на невзыскательного читателя;

- наблюдается массовизация и медиатизация книжной культуры;

- растет расхождение между читательским спросом и библиотечным предложением, особенно в селах и небольших городах;

- произошли глубокие деформации в чтении детей и подростков. Дети стали меньше читать, упал интерес к чтению учебной и высокохудожественной литературы.


Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества

Цель: сформировать представления об особенностях чтения детей, подростков и юношества на основе знаний их возрастных и психических закономерностей в развитии.

Задачи:

1. Дать характеристику периодам развития детей.

2. Раскрыть значение чтения для развития ребенка.

3. Характеристика особенностей читательского развития у детей. подростков и юношества.

Рекомендуемая литература: (1,5,6,9,13,17,33,51)

Основное содержание:

Развитие детей, их психики происходит через деятельность. Ведущий вид деятельности в том или ином возрасте определяет и периоды детства. Ребенок развивается в обществе и представляет собой хотя и маленькое, но существо социальное, растущее и развивающееся в определенном социуме. Расширение контактов ребенка с миром (родители, родственники, детский сад, школа, внешкольные учреждения) обеспечивают социальное развитие. Это явление – развитие в обществе - получило название « социальная ситуация развития» и обозначает своеобразное для каждого периода детства взаимодействие развивающейся личности и среды. Заметим, что

- 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни,

- 50% к четырем годам,

- 80% к восьми годам,

- 92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Периодизация детства разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов выдающихся отечественных психологов С. Л. Выготского и А. А. Леонтьева.

В основе выделения периодов детского развития было положено представление о том, что каждому возрасту соответствует определенный тип доминирующей деятельности ребенка. Существенные изменения в деятельности соответствуют и характеризуют смену возрастного периода. В каждом типе доминирующей деятельности ребенка возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство его психического развития.

Первый период развития ребенка начинается с непосредственного эмоционального общения с родителями – от рождения до года.

Второй период развития – возраст от 1 года до 3-х лет. Этот период получил название предметно-манипулятивной деятельности по ведущему виду деятельности ребенка с игрушками и окружающими предметами. В этом возрасте ребенок воспроизводит, сначала с взрослыми, различные способы действия с предметами. Осуществление предметно-манипулятивной деятельности обеспечивает развитие речи и смысловое обозначение вещей. Центральное место в этом возрасте занимает собственное детское «я».


Третий период – период собственно игровой деятельности. Этот период охватывает возраст от 3 до 6 лет. У детей этого возраста развивается наблюдательность, а игра представляет собой подражание действиям взрослых. В детской игре осваиваются социальные роли и ролевое поведение. В связи с игрой у ребенка формируются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Эти виды деятельности роднит с игрой их образный характер, высокая эмоциональность, элементы творчества. В игровой деятельности формируется воображение, ориентация на правила поведения и общий смысл человеческих отношений и действий.

Следующий возрастной период – дети от 7 до 10 лет. Основной вид деятельности ребенка – учебная деятельность. При ее осуществлении начинает развиваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности – рефлексия, анализ, смысловое планирование, происходит становление потребности и мотивов учения.

Пятый период детского развития соответствует возрасту от 11 до 14 лет. Ведущий тип деятельности у детей этого возрастного и психического развития - общественно-полезная деятельность. Это большой комплекс различных видов деятельности, включающий в себя учебную, трудовую, организаторскую, спортивную, художественно-творческую деятельность. В процессе осуществления этих видов деятельности развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, умение оценивать собственное поведение, развивается самосознание и самооценка.

Юношеский этап психического развития определяется возрастом от 15 до 21 года. Это период выбора профессии, друзей, спутника жизни, завершения учебы и овладения специальностью. Этот сложный этап жизни молодого человека связан с главным видом деятельности по самоопределению в жизни. На протяжении всего возрастного периода юношество отвечает для себя на судьбоносные вопросы: « С кем быть? Каким быть? Чем заниматься в жизни?» Это возраст проб и ошибок, очарования и разочарований. Это период всестороннего, многопланового становления личности. Это последний этап подготовки личности к активному включению ее во все сферы трудовой и общественной жизни.

Большую роль в процессе социализации, воспитания и развития личности играет книга и чтение. Современные дети с книжкой знакомятся очень рано. Первая книжка - игрушка попадает к ним в руки уже в грудничковом возрасте в 4 – 6 месяцев. В возрасте до года ребенок манипулирует книгой, для него это новый предмет и материал, с которым можно играть. Раннее детство – самая благодатная пора для игры и общения ребенка с книгой. Эта пора общения незатейлива и естественна, очень органична как сама жизнь ребенка. Сколько радостных минут переживает мать, разглядывая с малышом картинки, радуясь успехам ребенка в узнавании предметов, животных, ухаживая за ребенком и напевающей песенки, декламируя вместе с ним стихи А. Барто про мишку, которого уронили на пол, про зайку, нашу Таню. Вы, конечно же, наблюдали, как светятся глаза родителей, как гордятся они успехам ребенка в освоении детской литературы, когда ребенок родным и знакомым рассказывает стихи С, Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, демонстрируя тем самым свою память и интерес к поэтическому слову. Правда, в настоящее время есть и другие наблюдения. Это сидящий подолгу 2-3-х летний малыш у телевизора, с наушниками, у компьютера, которые нынче все чаще замещают родителей, няню, бабушку…